ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЮ СПРОСА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Измерение текущего рыночного спроса 6
1.2 Прогнозирование спроса на продукцию торгового предприятия:
теоретические подходы: 11
1.3 Характеристика и анализ методов прогнозирования спроса на
продукцию предприятия. Типологические особенности 18
Глава 2. ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В СВЕТЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 25
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли на примере ООО «Спорт - Скат» 25
2.2 Долгосрочный маркетинговый прогноз рынка товаров или услуг на примере
ООО «Спорт-Скат» 36
Глава 3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕКУЩЕГО И БУДУЩЕГО СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 44
3.1 Маркетинговая деятельность на торговом предприятии ООО «Спорт-Скат»
3.2 Характеристика действующей технологии прогнозирования продаж на
торговом предприятии 52
3.3. Рекомендации по совершенствованию технологии прогнозирования спроса
на торговом предприятии 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Экономический анализ и стратегическое прогнозирование на торговом предприятии, осуществляемое по ключевым и взаимосвязанным показателям объема продаж и доли рынка, позволяет и заранее просчитать последствия от введения новых товарных групп, а также оперативно реагировать на конъюнктурные колебания рынка. Это дает возможность ориентировать всю деятельность торгового предприятия не на краткосрочный, а на долговременный результат, который заключается в стабильном владении определенной долей рынка, успешной и устойчивой реализации продукции, получении прибыли.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что положение дел в экономике России неразрывно связано с проблемами экономического анализа и прогнозирования экономических процессов в экономике как в целом, так и в отдельных сферах деятельности. В современных реалиях сложно провести качественную оценку рыночной ситуации даже на краткосрочный период, что обуславливает необходимость разработки новых методов анализа и прогнозирования спроса на продукцию и адаптацию уже существующих методик.
Методы анализа, работавшие годами, в современных условиях оказались малоэффективными, на данный момент в основу прогнозирования легли модифицированные формы экономико-математических моделей, экспертных методов и системных оценок. Таким образом, полноценное достижение маркетинговых целей предприятий возможно только в совокупности с передовыми методиками прогнозирования спроса потребителей.
Пренебрежение законами рыночной экономики приводит бизнес к краху, анализ спроса, цены и сервиса конкурентов дает почву для адаптации компании к изменяющейся окружающей среде. Нестабильность спроса и предложения за последний год привела многих предпринимателей к ошибочному мнению, о малой важности прогнозирования, однако, как показала практика, именно те компании, которые смогли наиболее полно оценить рыночную ситуацию и своевременно внести изменения в ассортимент оказались в наиболее выигрышном положении.
Целью данной дипломной работы является изучение методов прогнозирования спроса на торговых предприятиях. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- Рассмотреть теоретические подходы к анализу и прогнозированию спроса;
- Изучить теоретические аспекты измерения текущего рыночного спроса;
- Исследовать процесс прогнозирования спроса на продукцию предприятий;
- Дать характеристику методов прогнозирования спроса;
- Проанализировать современное состояние сферы торговли;
- Дать долгосрочный маркетинговый прогноз рынка товаров и услуг на примере ООО «Спорт-Скат»;
- Изучить маркетинговую деятельность на исследуемом предприятии;
- Дать характеристику действующей технологии прогнозирования продаж на торговом предприятии;
- Сформировать рекомендации по совершенствованию технологии прогнозирования спроса в ООО «Спорт-Скат».
Предметом исследования дипломной работы являются проблемы и особенности реализации методик изучения и прогнозирования спроса на торговых предприятиях в России.
Объектом исследования выступают методы изучения и прогнозирования спроса в ООО «Спорт-Скат».
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются содержащиеся в основополагающих и прикладных исследованиях отечественных и иностранных авторов теоретические положения, методологические принципы и заключения, в которых отображены проблемы изучения и прогнозирования покупательского спроса, способы подготовки и принятия управленческих решений, анализы маркетинговой деятельности и составления прогнозов.
Вопросам изучения и прогнозирования спроса уделялось много внимания в трудах таких зарубежных и российских ученых, как И. Ансофф, Р. Баззел, М.М. Дарбинян, Б.Я. Давидович, Ф.А. Крутикова, И. Л. Лазмана, Ж.-Ж. Ламбен, А. И. Левина, Е. Мансфилд, Б.М. Мочалова, A.B. Орлова, М. Портер, Д.И. Правдина, Б.А. Соловьева, Л.Ф. Столмова, Дж. Хикс и др. Также в этой сфере значимыми являются исследования академических институтов, например , большой вклад в создание методик прогнозирования спроса внесли сотрудники ВНИИКСа и его филиалов.
Дипломное исследование осуществлялось на основе системного подхода к изучению и прогнозированию спроса. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификации, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе описаны теоретические аспекты анализа и прогнозирования спроса, основы измерения текущего рыночного спроса, характеристика методов прогнозирования продаж.
Во второй главе рассмотрен анализ современного состояния торговой сферы на примере ООО «Спорт-Скат», дан долгосрочный маркетинговый прогноз рынка.
В третьей главе изучена маркетинговая деятельность ООО «Спорт-Скат», дана характеристика действующей технологии прогнозирования продаж на предприятии, сделаны рекомендации по совершенствованию технологии прогнозирования спроса на ООО «Спорт-Скат».
В дипломной работе были рассмотрены вопросы планирования и прогнозирования спроса. В ходе исследования было рассмотрено понятие рыночного спроса, выявлены функции и методы прогнозирования, используемые в современной практике, проведен анализ современного состояния сферы торговли, дан долгосрочный маркетинговый прогноз рынка мототехники, рассмотрена маркетинговая деятельность на ООО «Спорт-Скат», выявлены особенности текущей системы прогнозирования продаж и предложены методы совершенствования системы прогнозирования на исследуемом предприятии.
В процессе исследования были сделаны следующие выводы:. К одной из главных целей в маркетинговом исследовании относится определение рыночного потенциала предприятия. Рыночный спрос является базовым коэффициентом в изучении рынков. Это количественный показатель от совокупности продаж конкретной товарной марки на текущем рынке за определенный временной отрезок.
Величина спроса определяется как неконтролируемой обстановкой внешней среды, так и маркетинговыми усилиями, которые прилагают внутри компании. Очень часто именно внешняя среда и конкуренция становятся определяющими факторами. Задачей маркетингового анализа рынка является определение первичного спроса, управление текущим рыночным спросом и рыночным потенциалом.
Для определения рыночного спроса в предстоящих периодах используется прогнозирование спроса и планирование продаж, которые ложатся в основу деятельности многих подразделений компаний. Принятие управленческих решений на основе полученных данных актуально на всех стадиях производства и обращения, начиная с формирования бюджета и заканчивая заказами продукции и комплектующих.
Существуют различные методы прогнозирования спроса, используемые при современном анализе, которые позволяют достаточно точно планировать продажи, изготовления и закупки. Несмотря на то, что основа данного анализа была заложена достаточно давно, методики постоянно модернизируются, изменяясь под условия окружающей средь:, и предоставляют точные результаты даже при нестабильной экономической ситуации в стране.
В процессе дипломного исследования была проанализирована деятельность по планированию и прогнозированию продаж в ООО «Спорт- Скат», являющейся одной из лидирующих компаний по реализации мототехники в республике Татарстан. Рынок мототехники, несмотря на сложную ситуацию в стране по -прежнему достаточно стабилен. В 2014 году, в основном, произошли структурные изменения спроса, тенденция к которым, по предварительным данным, сохранится и в последующих периодах.
Рассматривая итоги деятельности компании в 2014 году, можно сделать следующие выводы:. Положительными факторами являются динамика роста показателей товарооборота и прибыли предприятия. Отрицательным фактом стоит отметить, что 2014 год охарактеризован для компании убытком в отношении чистой прибыли предприятия. Однако, по данным проведенного анализа можно сделать предположение, что данный фактор носит временный характер и связан с покупкой ликвидных активов.
Маркетинговую деятельность исследуемого предприятия можно оценить как достаточно эффективную, но не нацеленную на «движение в ногу со временем», компания грамотно управляет инструментами маркетинга, но отстает от своих конкурентов в использовании передовых технологий, что ухудшает положение компании на рынке в век высоких технологий. Для более успешной деятельности ООО «Спорт-скат» следует серьезно взяться за инновационную деятельность, как за важную составляющую современного успешного бизнеса.
В работе был проведен анализ планирования и прогнозирования спроса в ООО «Спорт-Скат». Исследуемое предприятие сравнительно небольших размеров, и не имеет отдельного отдела, либо даже сотрудника, ответственного за планирование. Функции планирования сбыта и прогнозирования продаж возложены на коммерческого директора. Компания использует групповой метод прогнозирования спроса, относящийся к группе субъективных. Руководство компании при составлении прогноза продаж всегда учитывает риски, связанные с деятельностью предприятия. При этом, в учет берутся в основном внешние риски, на которые предприятие повлиять не в силах, внутренние же риски остаются фактически без внимания.
В ходе написания дипломной работы был разработан комплекс мероприятий, нацеленный на совершенствование системы планирования и прогнозирования спроса. Совершенствование технологии прогнозирования в ООО «Спорт-Скат» основывалось на устранении пробелов системы прогнозирования, выявленных в процессе анализа. К комплексу мероприятий следует отнести:
- Внедрение автоматизированной системы планирования;
- Проведение маркетингового исследования рынка в качестве планового ежегодного мероприятия;
- Закрепление должностного лица, ответственного за планирование и прогнозирование.
Затраты на внедрение в первый год работы комплекса мероприятий составят 245 000 рублей. Экономический эффект с учетом усредненного прогноза эффективности комплекса мероприятий составит 1 152 240 рублей, без учета выгоды, полученной из принятия рациональных стратегических решений по развитию, сформированных с учетом данных прогноза развития рынка и отсутствия простоев техники, благодаря IT-аутсорсингу и снижению издержек обращения по средствам использования дополнительного модуля управления товарными запасами, имеющегося в системе планирования продаж. Исходя из чего руководство компании ООО «Спорт-Скат» считает комплекс мероприятий достойным внедрения.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014). Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014). «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
Диссертации и авторефераты диссертаций
4. Ермаков А. А. Разработка модели прогнозирования спроса при управлении товарными запасами в розничной торговле. Диссертация // А. А. Ермаков, 2015, 141 с.
5. Тимофеев Н. В. Методы формирования инновационной политики предприятия на основе маркетингового анализа. Диссертация //Тимофеев Н. В., 2015 207 с.
Учебники и учебные пособия
6. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012. - 384 с.
7. Андрейчиков А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. - М: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2013. - 183 с.
8. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 315 с.
9. Афанасьев, В.Н. Анализ временных рядов и прогнозирование / В.Н. Афанасьев, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 228 с.
10. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. // 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вершина, 2012. — 369 с.
11. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. -
СПб.: Питер, 2012. - 576 с.
12. Баркан Д. И., Управление продажами: Учебник / Д. И. Баркан; Высшая школа менеджмент а СПбГУ. — СПб.: Издат . дом С.-Петерб. гос. ун¬та , 2011. — 908 с.
13. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: 2013. - 372 с.
14. Бизнес -планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с.
15. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. // Изд. 11-е — СПб.: Питер, 2011 с. 502
16. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб.: Вектор, 2011. - 288 с.
17. Борисов, Н.А. Организация эффективной сбытовой деятельности предприятия/ Н.А. Борисов// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — с. 230
18. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие/ В.М. Власова. — М.: «Финансы и статистика», 2010. — 541с.
19. Герчикова И.Н., Менеджмент. Учебник / Герчикова И.Н., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. — 512 с.
20. Глухова, Л. В. Шерстобитова, А. А. Некоторые аспекты управления развитием экономических систем/ Глухова Л. В., Шерстобитова А. А.//Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. -2013. -№ 1 [27]. -С. 293;
21. Голова, А. Г. Управление продажами. Учебник / А. Г. Голова. - М. : Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 280 с.
22. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков — М.: Дело, 2011. — 318 с.
23. Джоббер, Д. Продажи и управление продажами. Учеб. пособие для вузов / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с.
24. Дульзон А.А. Разработка управленческих решений. Учебное пособие//
А. А. Дульзон, Томск.ПУ: 2011г. - 101 с.
25. Жариков, А.В. Прогнозирование спроса и объемов продаж: учебно - методическое пособие / А.В. Жариков, Р.А. Горячев. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - 239 с.
26. Захаров В.Я., Антикризисное управление. Теория и практика. Учебник / Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. — 304 с.
27. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: учебник/ под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. 3-е изд., дораб. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
28. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: учебник/ Ж.Ж. Ламбен. - СПБ: Наука, 2011. — 487с.
29. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи предприятий/ В.Г. Лаптев// ЮНИТИ-ДАНА, Маркетинг, 2013.— с.119.
30. Логинов В.Г. Тенденции развития и совершенствование регулирования рынка/ Ритэкс, 2012. —с. 178.
31. Макьярелло Дж. А. Менеджмент / Друкер П., Макьярелло Дж.А., , М.: 2010. — 704 с.
32. Маркетинг. Учебник для студентов бакалавриата. // под ред. И. В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 576 с.
33. Маркетинг: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.К.
Беляевского. — Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатике. Ин-т дистанционного обучения. — М„ 2011. - 156 с.
34. Митрофанова И. А. Управление экономикой труда на предприятии: учеб. пособие. // Митрофанова И. А. Волгоград: ВолгГТУ, 2013. 335 с.
35. Орлов А.И. Организационно -экономическое моделирование: в 3 ч.
Ч.3. Статистические методы анализа данных. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 624 с.
36. Потапов, Д.К. Прогнозирование и планирование в современных условиях рынка / Д.К. Потапов, В.А. Головацкий. Минск, 2012 с. 411
37. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 318 с.
38. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг — ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом, 2011. — № 2. — С.114-120.
39. Сипун, Н.С. Методы стимулирования сбыта/ Н.С. Сипун// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — с. 522
40. Смит П., Бэрри К., Пулфорд A. Коммуникации стратегического маркетинга // Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2011 с. 249
41. Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Варзунов А. В. Бизнес-планирование // Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 290 с.
42. Управление маркетингом. Учебное пособие // Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. 2011, 2-е изд., 463 с.
43. Хлусов, В.П. Основы маркетинга: учебник/ В.П. Хлусов — М.: «Издательство ПРИОР», 2011. — 260 с.
Статьи и материалы периодической печати
44. Афанасьев В.А., Сорокин И.В., Апыхтин О.В. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции предприятия // Коммерсант. - 2014. - № 3-4. - С.27.
45. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. Статья /М.: КноРус, 2013.
46. Ермаков А.А., Ермаков И.А. Разработка методики совершенствования группировки товаров при прогнозировании спроса в управлении многономенклатурными товарными запасами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015)
47. Лындина М. И. Методы прогнозирования для ракетно -космической промышленности - Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
48. Подкопаев О.А. К вопросу о недостатках динамичных методов оценки инвестиционных проектов // Успехи современного естествознания. 2014. № 7. С. 144-147.
49. Сербин В. Д. Особенности прогнозирования объемов продаж при наличии сезонных колебаний // Сербин В. Д., Тамбов: Грамота, 2015. № 6 (96). C. 139-143.
Электронные ресурсы
50. Административно-управленческий портал «AUP.RU» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru, свободный.
51. Алтухова М. В. Пример анализа прибыльности и рентабельности. Статья // М. В. Алтухова, журнал «Справочник экономиста» №1 за 2013 г.
52. Бухгалтерский баланс ООО «Спорт-Скат» за 2014 г., утв. Общим собранием учредителей от 15.04.2015, [электронный ресурс] режим доступа: http ://www. scat.ru/
53. Википедия, электронная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org
54. Интернет-проект «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cfin.ru/
55. Итоги продаж мотоциклов в России 2015. Статья // Информационно - новостной портал посвященный мотоспорту, [электронный ресурс], режим доступа: http://www.motogonki.ru/
56. Литвиенко С., Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития. Бизнес -обзор // от 02.2015 [электронный ресурс], режим доступа: http:// www. pwc. ru/
57. Обзор рынка мотоциклов с пробегом. Статья // Официальный сайт компании «Мототочка», [электронный ресурс] режим доступа: http ://mototochka. co m/
58. Официальный сайт компании ООО «Спорт-Скат» [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.scat.ru
59. Официальный сайт «Южная аналитическая компания» » [электронный ресурс] - режим доступа: http://1fin.ru/
60. Пруцков А. Система BUYER для отчётности и прогнозирования спроса. Статья / Портал «Управление запасами» [электронный ресурс] - режим доступа: http ://upravlenie-zapasami.ru/
61. Рынок мототехники. Сентябрь 2015. Маркетинговое исследование рынка. Обзор // Официальный сайт компании «I-Marketing» [электронный ресурс] режим доступа: http://marketing-i.ru/
62. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru, свободный.