Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Работа №50986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. Формирование патриотизма учащихся как научно-педагогическая
проблема 7
1.2. Содержание и модель педагогической деятельности по формированию
патриотизма учащихся в общеобразовательной школе 23
Выводы по I главе 34
ГЛАВА II ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 36
2.1. Формы, методы и средства формирования патриотизма
учащихся 36
2.2. Формирование патриотизма в современных условиях
школы 57
Выводы по II главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Сегодня патриотизм в стране востребован, а в недалеком прошлом подвергался серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантной психики немалой части нашего населения. Это подтверждают и результат социологических опросов прошлых лет: лишь 1,8% молодых людей связывали счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% - о ненужности военной службы.
В последние годы можно отметить и положительную динамику в рассматриваемом вопросе. Возвращение Крыма в юрисдикцию России, особое внимание к празднованию 70 летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне, обсуждение санкций, введенных против России со стороны многих стран, разделяющих позицию США, успешная военная операция наших Военно-космических сил в Сирии, празднование 71 годовщины Победы и беспрецедентная акция «Бессмертный полк» способствуют изменению общественного мнения.
Однако отрицательное влияние на молодежь, которое многие годы оказывали средства массовой информации, изменить в одночасье невозможно. Эфир и пресса были переполнены материалами, однобоко освещающими положение в Вооруженных Силах, практически отсутствовала информация о многочисленных примерах мужества, отваги и героизма, проявленные военнослужащими в последних войнах. Необходимо отметить изменение ценностных ориентиров у населения. Особенно у молодежи происходит постепенная эволюция ценностных ориентаций от нравственных, духовных в сторону прагматических и это приводит к меркантилизации поведения.
В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме формирования патриотизма у молодежи. Составной частью процесса формирования патриотизма является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Высшее проявление патриотизма - это верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, стойкость, самоотверженность, вплоть до самопожертвования, в деле служения Отечеству. В процессе формирования патриотизма особое место занимает такое направление воспитания, как военно-патриотическое. Именно оно было наиболее развитым эффективно функционирующим со времени создания системы военно-патриотического воспитания с середины 60-х годов.
Эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем военно-патриотического воспитания молодежи и подготовке ее к военной службе (в СССР такой проблемы фактически не существовало).
С началом, так называемой, перестройки именно военно-патриотическое воспитание, равно как и Вооружённые Силы, оказалось в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверх милитаризации». В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, которая стихла лишь в конце 90-х годов, система военно-патриотического воспитания была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, прежде всего из СМИ, образовательной, культурной, научной, и других сфер, лишилась , какой бы то ни было, поддержки со стороны властных структур.
Со времени принята первой госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» началось возрождение патриотизма. Однако этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Осколки этой системы в виде , главным образом, военно-патриотических объединений (клубов) (ВПО (К)), поддерживаемых далеко не во всех регионах, почти лишенных реальной помощи на федеральном уровне, тем не менее, сохранились. Более того, представляя собой наиболее организованную силу в патриотическом воспитании после преодоления огромных трудностей и испытаний 90 -х годов, целый ряд объединений (клубов) военно-патриотической направленности адаптировались в новых рыночных условиях, и выполняют свои задачи более менее гибко и эффективно.
Актуальность проблемы формирования патриотизма позволило определить тему нашего исследования: «Формирование патриотизма у старшеклассников в современных условиях школы».
Объект исследования - процесс формирования патриотизма учащихся.
Предмет исследования - содержание, формы и методы процесса формирования патриотизма у учащихся в общеобразовательной школе.
Цель работы - определить содержание, выявить эффективные формы и методы процесса формирования патриотизма у старшеклассников в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и практические основы процесса формирования патриотизма учащихся.
2. Проанализировать состояние данной проблемы в теории и практике педагогической деятельности.
3. Раскрыть сущность, определить задачи, содержание, формы и методы процесса формирования патриотизма современной учащейся молодежи.
4. Обобщить опыт по использованию различных форм и методов, применяемых в процессе формирования патриотизма учащихся.
Методологической основой исследования явились труды ученых- педагогов Анохина А., Бачевского В., Егорова Д., Ивановой И., Кулькова Ю., Масова А., Пензулаевой Л., и др. о военно-патриотическом воспитании учащихся.
В ходе исследования были использованы следующие методы научно - педагогического исследования: теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы, эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование подростков.
Новизна работы заключается в попытке обобщения данных о процессе формирования патриотизма у старшеклассников в условиях современной школы, путем выявления используемых форм и методов патриотического воспитания в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что обобщенные и систематизированные данные о процессе формирования патриотизма, могут быть использованы как на лекционных, так и на семинарских занятиях, с данной работой можно выступать на научно-практических конференциях по формированию гражданской культуры учащихся. Во-вторых, предложенные методы и программы работы по формированию патриотизма у учащихся могут быть использованы в работе учителей-практиков.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях развития общества неотложным является решение задачи фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере военно-патриотического воспитания, как важнейшего компонента не только патриотического, но и воспитания в целом. Это требует глубокого изучения и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития, с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых основ военно-патриотической деятельности с подрастающим поколением, учитывающих систему его ценностей, потребностей и интересов.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации, требуется создание эффективной, функционирующей системы военно-патриотического воспитания, включая определение конкретных целей, задач, долговременной стратегии, реализуемых с активным участием максимального количества субъектов, имеющих отношение к этой деятельности, обеспечивающей охват большей части подрастающего поколения, его дифференциацию по социокультурным, демографическим, региональным и иным признакам. Комплексное использование современных методик, психолого-педагогических технологий и имеющихся сил и средств, предполагающих задействование механизма координации, управления и контроля по основным направлениям и уровням этой деятельности с учетом достижения ее конечных результатов.
Коренное изменение состояния дел в сфере ВПВ к лучшему предполагает гораздо более эффективное использование потенциала этой деятельности, который по-прежнему очень велик. Речь идет, прежде всего, о создании необходимых условий для организации и осуществления ВПВ, что, в свою очередь, предполагает целенаправленное и комплексное решение проблем по взаимосвязанным направлениям: информационному, научно-методическому, правовому, координационно-управленческому и др. Создание необходимых условий в рамках создания системы ВПВ не требует привлечения больших, даже значительных дополнительных средств, в том числе финансовых. Главное поле деятельности - это создание механизмов активизации и значительного повышения эффективности деятельности субъектов ВПВ, прежде всего соответствующих министерств, ведомств, органов (как высшей власти, так и большинства субъектов РФ), организаций. Параллельно необходимо создание механизма постоянной поддержки (обеспечения элементарных условий функционирования) деятельности существующих ВПО (К), которых в России многие тысячи. Вполне реально изменение направленности ряда некоммерческих (общественных) организаций (профсоюзных, культурных, творческих, научных, спортивных и др.), которых насчитывается сотни тысяч, с уклоном ВПВ. В первую очередь это касается молодежных движений, объединений (клубов) самого различного профиля, которые в наибольшей степени способны к новациям, к поиску новых, нетрадиционных форм, средств, технологий в деле вовлечения допризывной молодежи для участия в мероприятиях военно-патриотической направленности, связанных с подготовкой к защите Отечества и военной службе. Наконец, почти неиспользованным резервом остаются коммерческие организации и структуры, состоятельные частные лица, способные на определенных условиях, с учетом их интересов выступить значительным источником внебюджетных средств, оказывать существенную помощь и поддержку ВПВ подрастающего поколения страны.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Современная модель педагогической деятельности по военно-патриотическому воспитанию в настоящее время находится на стадии формирования. Благоприятной возможностью реформирования этой модели стали шаги, предпринимаемые на правительственном уровне и на уровне Министерства образования.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
В современном российском обществе играют важнейшую роль военно-патриотические клубы. Они занимаются воспитанием молодёжи на здоровых основах и готовят резерв для Вооруженных Сил. В связи с этим необходимо поднять государственную и общественную поддержку молодёжного военно-патриотического движения на новый качественный уровень. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивно-учебные программы. Специфичность этой ситуации привела к необычайному расцвету творчества в области учебно-методической базы военно-патриотических клубов. В некотором смысле подобное положение имело исключительно положительный эффект.
Система военно-патриотического воспитания требует от руководителей школ постоянного внимания и заботы. Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.
Таким образом, ВПВ является одним из наиболее перспективных направлений работы с молодежью, в отличие от многих других, представляющихся привлекательными, развлекательными, новомодными и т.п., но не оказывающих действенного влияния на молодых людей, на улучшение их важнейших характеристик, как особой социально-демографической группы общества.
Современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться, прежде всего готовностью взять на себя ответственность за будущее России.



1. Адамский А. Будут ли попечительские советы заниматься подготовкой детей к военной службе // Первое сентября. - 2000. - №3. - С. 1-3.
2. Анисимова Н.В. Нравственность и здоровье // Классный
руководитель. - 1999. - №6. - С. 30-36.
3. Анохин А. РОСТО решает задачи государственной важности // Военные знания. - 2001. - №4. - С. 2-3.
4. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника. - М.: Педагогический поиск, 2002. - 176 с.
5. Байбородовой Л.В., Мельникова А.Э. Теория и методика воспитательной работы. - М.: Ярославль, 2000. - 165 с.
6. Бачевский В.И. К вопросу о военно-патриотическом воспитании: [Из опыта работы по подготовке уч-ся школ к службе в армии] // Военные знания. - 2001. - №1. - С. 29-30.
7. Белянкова Н., Чупаева К. Игра? Не столько.: (Об интегрир. подходе к военно-патриот. воспитанию) // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 19-20.
8. Блинов А.С. Учить здоровому образу жизни // Педагогика. - 1993. - №4. - С. 31-35.
9. Богданов О.С, Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. - М.: 1988. - 210 с.
10. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М.: Педагогический поиск, 1992. - 112 с.
11. Г аланин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С. 13-16.
12. Гинецинский В. Основы теоретической педагогики. - СПБ.:
Формиздат, 1992. - 210 с.
13. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. - М.: Эксмо, 1986. - 98 с.
14. Гурьянова М. Всем миром // Народное образование. - 1991. - №3. - С. 26-28.
15. Егоров Д. Автомат Калашникова и Break Dance, или «Зарница» образца 2001 года // Учит.газ. - 2001. - №18. - С. 12-13.
16. Ермолович Н. Я бы в армию пошел, но никто не учит.: [О возобновлении уроков по начал. воен. Подготовке в школах] // Сев. курьер. -
2002. - 1 февраля. - С. 2-8.
17. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.:
Просвещение, 1990. - 170 с.
18. Зинченко В.П. Человек развивающийся: Очерки российской
психологии. - М.: Вагриус, 1994. - 213 с.
19. Зурабова К. Как воспитать защитника? // Дошкольное воспитание. -
2003. - №2. - С. 39-42.
20. Иванова И. Больше, чем игра.: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра. // Военные знания. - 2003. - №2. - С. 32-33.
21. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Общественные науки. - 2003. - №4. - С. 3-7.
22. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Книга для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. / А.В. Иващенко. - М.: Просвещение, - 1987. - 208 с.
23. Иващенко А.И. Идейно-политическое воспитание юных ленинцев. - М.: Просвещение, - 1985. - 124 с.
24. Программа военно-патриотического воспитания.
[электронный ресурс]. www.paintball.su(дата обращения: 21.03.2018).
25. Постановление правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»». [электронный ресурс]. www.businesspravo.ru (дата обращения: 14.02.2018).
26. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Политиздат, 1996. - 356 с.
Т1. Козлова Г.В. Программа воспитательной работы. Опыт разработки
// Классный руководитель. - 2000. - №4. - С. 19-13.
28. Кужилин С.Ф. Развитие военного патриотизма в
послереволюционный период // Телескоп. - 2002. - №1. - С. 175-185.
29. Кульков Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» // Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С. 52-54.
30. Лазуткин В. Вопросы военно-профессиональной ориентации // ОБЖ. - 2002. - №1. - С. 30-32.
31. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Простор, 1992. - 320 с.
32. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999. - 300 с.
33. Масов А.Р. Воспитываем патриотов: [Патриот. клубы, конкурсы, акции] // Физическая культура в школе. - 2002. - №1. С. 68-69.
34. Микрюков В.Ю. История развития военно-патриотического образования в России и его современное состояние. Цикл статей. - М.: Эксмо, 2005.
35. Микрюков В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях. Цикл статей. - М.: Эксмо, 2005.
36. Мясникова Н.А. Воспитание гражданина в Советской школе. - М.: Педагогика, 1990. -- 116 с.
31. Некрасова Н. 1942 год - предшественник Великой Победы: Литературный полилог для старшеклассников // Народное образование. - 2002. - №7. - С. 163-110.
38. Никитин Н. Биография патриотизма // Патриот. - 2003. - №34. - С. 8-9.
39. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2 т. - М.: 1991. - Т 2. - 444 с.
40. О воинской обязанности и военной службе: Федерал.Закон от 28 марта 1998 г. - ФЗ // Рос.газ. - 1998. - №53 - 2 апр.
41. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе // Кн.для учителя. - М.: Миф, 1999. - С.142.
42. Плоткин М.М. Воспитательный процесс современной сельской школы: опыт, тенденции и перспективы развития - М.: ИИПСР, 2002. - 62 с.
43. Полтонский В. Ветераны войны - школьникам // Воспитание школьников. - 2000. - №3. - С. 22-23.
44. Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Прил. К Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N551 // Рос.газ - 2000. - 27 июля. - С. З.
45. Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 дек. 1999 г. // Пер-вое сент. - 2000. 4 апр. - Прил. - С. 3-4.
46. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников - М.: Эксмо, 1989. - 59 с.
47. Приказ министра обороны РФ 2005 года №79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». [электронный ресурс]. www.chelyabinsk.ru. (дата обращения: 26.02.2018).
48. Пятикоп А. Школа военно-патриотической ориентации - школа для настоящих мужчин // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 102-106.
49. Республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи РТ на 2002-2006 г.г.». [электронный ресурс]. www.otechestvo.ipian.kazan.ru. (дата обращения: 30.01.2018).
50. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного
процесса в школе. - М.: Ярославль, 2001. - 143 с.
51. Сандурская Ю. Путешествие из Москвы: [Военно-патриот. воспитание детей и подростков во время летн.отдыха в Моск.обл.] // Народное образование. - 2002. - №3. - С. 112-114.
52. Селевко Г. Самовоспитание школьника // Сельская школа. - 2000. - №6. - С. 47-54.
53. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Варгиус, 2004. - 248 с.
54. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы патриотического воспитания. - М.: Просвещение, 2000. - 350 с.
55. Федоровская Г. Процесс формирвоания патриотизма // Воспитание школьников. - 2002. - №3. - С. 31-32.
56. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Политиздат, 1987. - 325 с.
57. Целищев В. Школьники думают о прошлом и будущем: [О весен. лагере школьников и воен.-истор. воспитании] // Молодеж. Газ. Карелии. - 2002. - С. 27-31.
58. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М.: Высшая школа, 1989. - 562 с.
59. Шиянов Е.И., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Наука, 1987. - 562 с.
60. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М.: Миф, 1993. - 145 с.
61. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Эксмо, 1994. - 170 с.
62. Филлипов В.М. Об изучении основ в военной службы в общеобразовательных учреждениях: [Письмо министра образования РФ от 23 февраля 2000 г. №366/11-13] // Военные знания. - 2001. - №3 - С.21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ