Введение 3
1. Основные характеристики гостиничного хозяйства 6
1.1. Понятие гостиничного хозяйства и его роль в туризме 6
1.2. История развития гостиничного бизнеса в современной России 10
1.3. Управление гостиничным предприятием 16
2. Развитие гостиничного рынка Республики Татарстан 24
2.1. Туристский потенциал Республики Татарстан 24
2.2. Особенности в сфере гостиничной индустрии Республики Татарстан 33
2.3. Анализ развития гостиничного рынка столицы Республики Татарстан 41
3. Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг Республики
Татарстан 50
3.1. Современное состояние гостиничной индустрии Республики Татарстан 50
3.2. Проблемы развития рынка гостиничных услуг и способы их решения 55
3.3. Перспективы развития гостиничного рынка Республики Татарстан 61
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложение 81
Индустрия гостеприимства - это предпринимательская деятельность, направленная на прием и предоставление услуг посетителям, а глобальная гостиничная индустрия сегодня является масштабным, интегральным и динамичным сектором обслуживания, полностью основанным на правилах рыночной экономики, объективных законах международного разделения труда и глобализации производства.
Гостиничный рынок Республики Татарстан находится в стадии активного развития, гостиницы работают над созданием всевозможных мероприятий, растет загрузка. Качество услуг в гостиницах Казани существенно улучшилось, потому что высокая конкуренция не разрешает допускать ошибок. Также растет посещаемость среди мини-отелей и хостелов. На гостиничном рынке образовалась профессиональная команда отельеров, которые активно занимаются глобальными проблемами, близко взаимодействуют друг с другом и с государством.
В течение последних десяти лет в области гостеприимства начал стремительно развиваться частный бизнес:
- складывается внешний ценовой сегмент, предоставленный
первоклассными отелями, где преобладает реальная и относительно сильная конкуренция;
- строятся и ремонтируются отели среднестатистического класса, хотя и не такими стремительными шагами, и новые ниши, такие как небольшие ниши первоклассных гостиниц;
- предпринимаются решительные действия в формировании отечественных гостиничных сетей.
Образование рыночных отношений в России вызвало значительные отклонения в субъекте управления гостиничными предприятиями.
Гостиничному бизнесу в роли детали рынка туризма принадлежит значимое место в экономике большинства стран. Туризм, ставший большим социальным и политическим феноменом, на сегодняшний день приносит серьезный вклад в экономическое развитие страны и росте качества жизни людей. Развитие внутреннего рынка туризма аналогично определяется как количественным, так и качественным подъемом, но все же следует указать, что величина данного раздела для отечественной экономики в целом значительно ниже, чем в продвинутых странах. Основание современной туристской индустрии невозможно без гостиничного и ресторанного бизнеса, занимающего важнейшее место в этой отрасли.
Тему, связанную с развитием гостиничной индустрии, можно назвать актуальной, потому что в нашей республике происходит активное развитие этой сферы, что, в свою очередь, требует решения совокупности задач, стоящих перед гостиничным сектором. Наша республика имеет все необходимые предпосылки для такого успешного развития, а именно: рекреационные ресурсы, квалифицированный труд, культурно-архитектурные памятники мирового наследия.
Объектом исследования является рынок гостиничных услуг Республики Татарстан.
Предметом исследования является текущее состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка гостиничных услуг Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить такие задачи, как:
- анализ состояния и развития российского гостиничного бизнеса;
- исследование особенностей в гостиничной индустрии в регионе;
- проанализировать и оценить современное состояние рынка гостиничных услуг в Татарстане;
- изучить привлекательность гостиничного рынка Татарстана;
- рассмотреть развитие индустрии гостеприимства в республике;
- исследовать проблемы и перспективы развития гостиничных услуг.
Для достижения поставленных задач предполагается использование интернет-ресурсов, статьей, информационных порталов и анализ научной литературы по проблеме исследования.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определяются цель и задачи выпускной квалификационной работы, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе рассмотрены основные характеристики гостиничной индустрии, гостиничного бизнеса в современном мире и управление гостиничным предприятием.
Во второй главе анализируется развития гостиничного рынка Республики Татарстан. Рассмотрены вопросы развития гостиничного рынка и туристского потенциала республики.
В третьей главе рассмотрены перспективы и проблемы развития гостиничной отрасли Республики Татарстан, а так же пути решения задач в дальнейшем развитии индустрии гостеприимства.
В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы относительно целей и задач, поставленных в работе.
В приложении приведена таблица сравнения систем управления гостиничным предприятием; таблица рекреационно-туристского потенциала городов Республики Татарстан; карты группировок муниципальных образований по интегральному природно-рекреационному потенциалу и культурно-историческому потенциалу Республики Татарстан; паспорт программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
В настоящее время гостиничная индустрия - это сфера с сильным уровнем конкуренции. Все чаще открываются новые рестораны или гостиничные предприятия. Разрабатываются новейшие идеи для предельного удовлетворения потребностей конкретных групп клиентов. Возникают предприятия, и через определенное время большинство из них не переживают конкуренции и уходят из бизнеса. В гостиничной индустрии термин «сервис» подразумевает структуру мер, предоставляющих повышенную степень комфорта, отвечающий за самые различные бытовые, экономические и культурные желания потребителей. С каждым годом этот спрос в услугах возрастает. И чем выше культура и качество обслуживания гостей - тем выше имидж гостиничного предприятия, тем привлекательнее оно для потребителя и, что имеет значение теперь, - тем эффективнее финансовое благополучие предприятия.
Весомой важной задачей для гостиниц служит установление имиджа высокого качества предоставления услуг. Повышенное качество обслуживания гостей предоставляется коллективными силами сотрудников всех служб отеля, стабильным и продуктивным мониторингом со стороны администрации, работой над усовершенствованием форм и способов обслуживания, исследованием и осуществлением лучших практик, новейших технологий, увеличением разнообразия и улучшением качества предоставляемых услуг.
Большая часть отечественных объектов размещения не соответствуют международным стандартам. Однако в течение последних лет рынок гостиничных услуг продвигается довольно быстро. Это отражается в несколько взаимозависимых тенденциях: прирост объема капитальных вложений, рост численности гостиничных предприятий, разработка национальной гостиничной сети. Отель - это больше, чем только помещение, где можно переночевать, он во многом устанавливает образ жизни - до тех пор, пока поездка длится и гость живет в гостиничном номере.
Непосредственная причастность в процедуре предоставления услуг создает различные проблемы, а именно создание надлежащей среды, в которой предоставляется услуга. Так как предоставление и потребление услуг в сфере гостеприимства возникает параллельно, в отличие от обрабатывающей промышленности не требует складских услуг - основного продукта. Обслуживание возникает в процессе прямого контакта с клиентом.
В сравнении с производством, процедура обслуживания лимитирована во времени. В период снижения спроса и при сохранении высоких цен недоиспользование на предприятиях не может быть компенсировано в последующие дни повышенного спроса, а при увеличении спроса недоиспользование средств обслуживания может привести к снижению доходов из-за невозможности полностью удовлетворить спрос.
Роль менеджмента в индустрии гостеприимства обозначается постоянно изменчивыми условиями рынка гостиничных услуг, конкурентоспособностью, намерением к увеличению доходов, прибыльности предоставляемых услуг, уровень загрузки номерного фонда и качества услуг.
В целом, конечной целью каждого отеля является максимизация доходов от продажи номеров и других дополнительных услуг. Система управления любой компанией может служить стартовым инструментом в процессе достижения этой цели.
На данный период времени гостиничная индустрия имеет значимую роль в мире, в то время как в нашей республике не представлено современное понимание сущности гостиничного бизнеса как объекта исследования и управления, его фундаментальных качеств и функциональных характеристик. Только за последние несколько лет в России начали изучать такое понятие и явление, как гостинично-туристский комплекс, тогда как ранее акцент делался только на туризме.
Соответственно, гостиничный бизнес как объект управления - это организация со своей структурой, культурой и уровнем развития, которая действует в федеральной среде, переживая на себе правовое, экономическое и общее регуляторное влияние, и в то же время решает ряд внутренних проблем, которые взаимодействуют с применением территориальных ресурсов, решая комплекс социально-экономических проблем.
Туризм является одним из ведущих и наиболее динамичных секторов мировой экономики, он признан экономическим явлением века быстрого роста и станет важнейшим сектором в ближайшие годы. Говоря о месте гостиничного хозяйства в индустрии туризма, стоит отметить, что сектор гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов размещения) приходится до 65% занятых в туристской сфере и 68% поступлений от туризма. Эти цифры наглядно свидетельствуют о том, что гостиничная отрасль является основой всего туристского сектора, что обеспечивает актуальность выбранной темы.
Также актуальным можно считать то, что вытекающий период к рыночной экономике, преследование лучших решений управления в целях повышения качества гостиничных услуг побуждает высший менеджмент гостиниц обращаться к проблеме анализа качества.
В первой главе рассмотрены понятие гостиничного хозяйства и управление гостиничным предприятием. Исследован гостиничный бизнес в современной России.
Во второй главе были рассмотрены туристский потенциал Республики Татарстан, развитие гостиничного рынка в республике и особенности работы в сфере современного гостиничного бизнеса. Проанализирован рынок гостиничных услуг в Татарстане.
Основываясь на результатах проведенного анализа, в третьей главе дипломной работы сформулированы основные проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства в Республике Татарстан, выявлены их причины и рекомендованы следующие варианты их устранения:
- обеспечение достаточным количеством материально-технических средств для туристов;
- расширение номерного фонда;
- улучшение качества гостиничных услуг, сервиса;
- тщательный отбор работников на ключевые позиции обслуживания;
- обеспечение безопасности туристов;
- развитие общехозяйственной инфраструктуры республики;
- предоставление большей информации о регионе в сети Интернет.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы в ней поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено развитие гостиничного бизнеса в туризме;
- рассмотрена деятельность предприятий гостиничной индустрии;
- проанализировано состояние рынка гостиничных услуг Татарстана;
- рассмотрено развитие гостиничной индустрии республики;
- исследованы перспективы и проблемы развития гостиничных услуг в Республике Татарстан;
- предложены варианты решения проблем с развитием гостиничной индустрии в нашем регионе.
Приведенные в выпускной квалификационной работе результаты и рекомендации по развитию гостиничных услуг и индустрии гостеприимства Республики Татарстан, определяют актуальность и практическую ценность данной работы.
1. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (ред. от 13.03.2013г.).
2. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2016 г. №89 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года».
3. Федеральный закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
Стандарты
4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
5. Международный стандарт ГОСТ 28681.4-95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
Книги, монографии
6. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник. - Издательство КноРус, 2016. - 460 с.
7. Арифуллин М. В Как обеспечить качество гостиничных услуг? Стандарты и качество. - 2014. - 89 с.
8. Барчуков И.С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов. Учебное пособие: КноРус - М., 2014 - 273 с.
9. Браймер Р. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 321с.
10. Бутрин А. Г. Управление сбытом в цепи поставок промышелнного предприятия. - Челябинск: Абрис-Принт, 2014. - 306 с.
11. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес; Феникс - М., 2015. - 352 с.
12. Газин Я. С., Горбачев М. П. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке. - М.: Издательство Феникс, 2014. - 160 с.
13. Гвозденко А. А. Гостиничный и туристский бизнес, учебник - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2014. - 284 с.
14. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов; Феникс - М., 2015. - 448 с.
15. Гостиничное хозяйство/Hotelwesen: НОУ ВПО МПСИ, Флинта - М., 2016. - 344 с.
16. Гостиничный менеджмент. Учебник: КноРус - М., 2016. - 426 с.
17. Гридин А. Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания; Академия - М., 2017. - 224 с.
18. Динкина К. М. Специфика гостиничных услуг. - Издательство Юнити- Дана, 2016. - 256 с.
19. Европейский гостиничный маркетинг; Финансы и статистика - М., 2014. - 224 с.
20. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие/Н. А. Зайцева. - М.: Форум, 2015. - 368 с.
21. Казарина Л. А. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. - Иркутск, 2013. - 358 с.
22. Кнышова Е. Н., Белозерова Ю. М. Менеджмент гостеприимства: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 512 с.
23. Кудинов А. CRM: Российская практика эффективного бизнеса/А. Кудинов - Издательство 1С-паблишинг, 2016 - 426 с.
24. Кутик А. Б., Решетова М. В. Предпринимательство в сфере сервиса. - Издательство Академия, 2014. - 160 с.
25. Маигова А. Маркетинговое управление качеством гостиничных услуг; LAP Lambert Academic Publishing - М.,2016. - 156 c.
26. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес; Юнити-Дана - М., 2014. - 224 c.
27. Пекарская О. А. Развитие и продвижение гостиничного предприятия на рынке услуг гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. -
2014. - № 2. - 258 с.
28. Романов В. А. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование; Феникс - М., 2014. - 533 c.
29. Руденко Л. Л. Технологии гостиничной деятельности. Учеб. пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 316 с.
30. Семенова Л. В., Корнеевец В. С., Драгилева И. И. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебное пособие; Дашков и К - М., 2015. - 208 c.
31. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: Учебное пособие/С. С. Скобкин. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М,
2015. - 496 с.
32. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг; Финансы и статистика - М., 2017. - 296 c.
33. Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса; Феникс - М., 2014. - 953 c.
34. Феоктистов И. А. Гостиничный бизнес. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения; ГроссМедиа, РОСБУХ - М., 2015. - 224 c.
Электронные ресурсы
35. Адиятуллина Э. Т., Галмизянов Р. Р. Оценка регионального экономического потенциала Республики Татарстан [Электронный ресурс]. http: //ekonomika.snauka.ru/2016/12/13202
36. Анализ рынка гостиничной недвижимости г. Казани [Электронный ресурс]. http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/Hotel_Top_cities_201 .pdf
37. Архив официального сервера Республики Татарстан [Электронный ресурс]. http ://1997-2011.tatarstan.ru/index.html%40node_id=3596.html
38. Газета Республика Татарстан - Новости Татарстана [Электронный ресурс]. http://rt-online.ru/p-rubr-econ-10113332/
39. Новости экономики и туризма Mail.ru [Электронный ресурс]. https://news.mail.ru/economics/33119545/
40. Онлайн газета - «Реальное время» [Электронный ресурс]. https: //realnoevremya.ru/
41. Особенности гостиничной сферы. Работа в отеле [Электронный ресурс]. https://www.frontdesk.ru/article/osobennosti-gostinichnoy-sfery
42. Особенности предоставления гостиничных услуг [Электронный ресурс]. https: //studref. com/33 3 839/turizm/
43. Президент России - Официальный сайт [Электронный ресурс]. http://www.kremlin.ru/acts/news/52411
44. Сущность и значение гостиничного номерного фонда [Электронный ресурс]. https://infopedia.su/7x527a.htmlhttp://studbooks.net
45. Услуги средств размещения: особенности и структура [Электронный ресурс]. https://infopedia.su/7x527a.html
46. Экономика, гостиничное предприятие, субъект рынка услуг [Электронный ресурс]. http://myunivercity.ru