Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №50973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Типология семейных взаимоотношений 7
1.2. Сравнительная характеристика малодетных и многодетных
семей 14
1.3. Особенности семейных взаимоотношений в малодетных и
многодетных семьях 19
Выводы по I главе 27
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 32
Выводы по II главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


В период глобальных экономико-политических изменений последних десятилетий институт семьи в нашей стране также пережил ряд глубоких перемен: увеличилось число разводов, возросло количество неполных семей с одним родителем и число незарегистрированных браков, то есть, брак больше не является незыблемой константой, меняется баланс в полоролевых отношениях, стираются границы между ролями «хранителя очага» и «добытчика», широкое распространение получает феномен «чайлдфри» как крайняя степень проявления установки на отказ от реализации функции воспроизведения в семье, теряются межпоколенные связи.
Изменились и отношения, существующие между членами семьи. Современные социально-экономические условия определяют тенденции к равноправию в супружеских отношениях, повышение роли женщины в семье, финансовую и социально-духовную независимость супругов друг от друга. Перед родителями сегодня также стоит важная задача - подготовить будущего гражданина к самостоятельной жизни в динамично изменяющемся современном обществе. И на то, каким будет этот будущий гражданин, во многом влияет, в свою очередь, тип супружеских отношений родителей в настоящем.
В связи с этим, необходимым и актуальным становится в современных условиях тщательное изучение процессов, происходящих во взаимоотношениях между членами семьи. В особенности это касается семей малодетных и многодетных, рассматриваемых в качестве специфических феноменов, «крайних» форм существования семейных взаимоотношений.
Действительно, если еще несколько десятилетий назад образцом, к которому необходимо было стремиться, оставалась традиционная многодетная семья, сегодня родительские установки связаны с рождением одного (максимум, двух) ребенка. Поэтому исследование, касающееся определения особенностей взаимоотношений в двух этих типах семей, является актуальным, ведь полученные знания способствуют обогащению как фундаментальных теоретических представлений современных ученых, так и дополнению методологического инструментария практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации взаимоотношений в семье.
Целью исследования является изучение типов семейных взаимоотношений в малодетных семьях младших школьников.
Задачи исследования:
- провести анализ типологии семейных взаимоотношений;
- дать сравнительную характеристику малодетных и многодетных семей;
- определить особенности семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях;
- провести эмпирическое исследование семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Объект исследования - малодетные и многодетные семьи.
Предмет исследования - типы семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики исследования взаимоотношений между родителями малодетных и многодетных семей; методы математической обработки данных и методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам проблемы семейных взаимоотношений:
- общая характеристика многодетных и малодетных семей и особенностей семейных взаимоотношений в них содержится в работах Е.Г. Азаровой [1], Н.А. Араловец [3], И.П. Артюхова [4], Т.А. Куликовой [42], Н.Н. Петровой [22], И.В. Романовой [27], Е.А. Сорокоумовой [29], Н.В. Шахматовой [38] и других авторов;
- отношения между супругами изучаются Е. Бурмистровой [41], И.С. Деминой [12], С.Ю. Дудиной [13], А.С. Образцовой [19], Е.А. Тарасовой [32] и других;
- специфика детско-родительских отношений в многодетных и малодетных семьях исследуется О.А. Беньковой [6], П.Г. Гасановой [11], И.С. Деминой [12], С.Ю. Дудиной [13], Л.В. Тайковой [31] и других исследователей;
- особенности сиблинговых отношений в семьях с различным количеством детей изучаются в работах О.В. Алмазовой [2], А.Н. Петровой [22] и других авторов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют достоверные различия типов семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ «Новошешминская начальная школа - детский сад». Выборка исследования включает 60 семей, 30 многодетных (3 - 4 ребенка) и 30 малодетных (1 - 2 ребенка), в каждой семье хотя бы один из детей является младшим школьником, учащимся 2 - 3 классов указанной школы. Диагностику проходил один из родителей от каждой семьи младшего школьника, отвечая на вопросы методики применительно тому из своих детей, который является младшим школьником.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в его ходе производится общий обзор систематизации существующих на сегодняшний день разрозненных взглядов на семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для построения коррекционной программы по оптимизации процесса развития личности ребенка исходя из особенностей его семейного воспитания и типа семьи. Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: Исмаилова Н.И., Соловова Н.С. Actual aspects of pedagogy and psychology of elementary education: materials of the III international scientific conference April 18 - 19, 2018 - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - C. 44 - 47.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью проведенного нами исследования стало изучение типов семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Для достижения этой цели в ходе исследования был решен ряд задач. Первой из них стал анализ типологии семейных взаимоотношений. Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод о том, что такая типологизация может проводиться по различным основаниям: в сфере отношений между супругами (симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный браки); в сфере детско- родительских отношений (авторитарный, демократический,
попустительский и отчужденный типы); в сфере межпоколенных отношений (принятие поколениями друг друга; формальные семейные отношения; напряженность межпоколенных отношений; отчуждение поколений).
Следующими задачами исследования стало проведение общей характеристики малодетных и многодетных семей, а также определение особенностей семейных взаимоотношений в таких семьях. Мы показали, что, согласно принятой сегодня в России терминологии, к многодетным относятся семьи, в которых воспитывается три и более ребенка, к малодетным - семьи с одним-двумя детьми. При этом, для многодетной семьи характерны более выраженные центрированность на семье, стремление ее членов к единству и сплоченность семьи, для малодетных - более близкие отношения между детьми и родителями, демократический стиль детско-родительских отношений, более демократичные отношения между супругами, более высокая роль женщины в семье.
Наконец, последняя задача работы состояла в проведении эмпирического исследования семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Такое исследование показало, что в сфере детско-родительских отношений между данными типами семей существуют достоверные различия по шкалам «Принятие-отвержение», «Маленький неудачник», «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация» опросника родительских отношений. Полученные результаты объясняются тем, что в малодетных семьях родители имеют возможность все свое внимание уделять только одному ребенку, однако часто они более ориентированы на жизнь вне семьи, что увеличивает психологическую дистанцию между родителями и ребенком. С другой стороны, для многодетных семей более характерным является использование авторитарных методов воспитания и менее выраженное стремление к инфантилизации своего ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.



1. Азарова Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 63 - 78.
2. Алмазова О.В. Типология взаимоотношений взрослых сиблингов // Вестник Московского университета. - 2013. - № 2. - С. 134 - 146.
3. Араловец Н.А. Дети в семьях России. Вторая половина ХХ в.: демографический аспект // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - № 1. - С. 128 - 132.
4. Артюхов И.П., Капитонов В.Ф., Новиков О.М. Динамика медико- социального состояния малодетных семей // Сибирское медицинское обозрение. - 2017. - № 6. - С. 101 - 112.
5. Афанасенко Л.С. Самооценка младших школьников из многодетных семей // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 8. - С. 134 - 139.
6. Бенькова О.А. Отношения родителей и детей в многодетных семьях // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 142 - 147.
7. Боева А.В., Лещенко Я.А. Характеристика брачности и репродуктивных намерений населения в Иркутской области // Экология человека. - 2013. - № 9. - С. 34 - 39.
8. Борисенков В.П, Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Науковедение. - 2014. - № 5. - С. 114 - 120.
9. Быкова М., Карасева С.Н. Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное состояние ребенка. // Культура и образование. - 2013. - № 3. - С. 36 - 41.
10. Валиахметов Р.М. Семейная политика и социальные практики в регионах России // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. - С. 61 - 64.
11. Гасанова П.Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских
отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. - 2015. - № 3. - С. 6 - 11.
12. Демина И.С. Особенности отношения многодетных родителей к семье: дис. ... канд. псих. наук. - М, 2005. - 199 с.
13. Дудина С.Ю. Особенности представлений детей, родителей и прародителей об их взаимодействии в полных и неполных семьях // Вестник КомГУ. - 2013. - № 4. - С.. 69 - 74.
14. Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи // Медицинская психология в России. - 2017. - № 2. - С. 10 - 20.
15. Иванова А.А. Брачно-семейные отношения как объект социологического анализа // Символ науки. - 2016. - № 4. - С. 196 - 199.
16. Лежнина ЮП. Социально-демографические особенности бедности в Российской Федерации // Социологические исследования. - 2014. - №
1. - С. 20 - 28.
17. Ляушева С.А. Влияние модернизации общества на институт семьи // Вестник АГУ. - 2010. - № 2. - С. 140 - 146.
18. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧГУ. - 2014. - № 13. - С. 173 - 178.
19. Образцова А.С., Бахчеева Э.П. Самосознание многодетных женщин // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -
2014. - № 36. - С. 206 - 211.
20. Осипова Л.Б., Устинова О.В. Особенности формирования личности подростков в различных типах семей // Вестник ВятГУ. - 2014. - № 2. - С. 14 - 19.
21. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2014. - 328 с.
22. Петрова А.Н. Сиблинговые отношения в многодетных семьях // Актуальные проблемы науки и образования. - 2015. - Т. 1. - С. 54 - 59.
23. Петрова Н.Н. Молодые семьи с детьми: социальные проблемы // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 11. - С. 163 - 168.
24. Попова И.С. Проблемы семейных взаимоотношений и социальной перцепции образа ребенка // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 6. - С. 20 - 24.
25. Порохнюк Е.В. Семейные ценности и типы семейного поведения современной российской семьи // Власть. - 2014. - № 2. - С. 160 - 163.
26. Родители и дети. Психология взаимоотношений. / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой - М.: Когито-Центр, 2013. - 230 с.
27. Романова И.В., Жанбаз О.О. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 12. - С. 89 - 97.
28. Россия 2030 глазами молодых ученых. - М.: Научный эксперт, 2011. - 352 с.
29. Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Современный семейные и детско- родительские отношения в контексте межкультурных различий // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - № 2-1. - С. 133 - 138.
30. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Ред. В.А. Кольцова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 960 с.
31. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 88. - С. 92 - 95.
32. Тарасова Е.А. Особенности супружеских отношений в многодетных семьях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 4. - С. 67 - 71.
33. Теренина О.Н., Потанина С.А. Когнитивное развитие дошкольников в семьях с разным количеством детей // Концепт. - 2017. - № 4. - С. 164 - 168.
34. Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В. Отношение к родительству как личностная позиция // Семья и личность: проблемы взаимодействия. -
2015. - № 1. - С. 91 - 97.
35. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений. // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 704 - 707.
36. Халилов Г.А. Роль старшего поколения в процессе социализации личности в семье // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 1. - С. 202 - 205.
37. Хачатрян Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 4. - С. 111 - 120.
38. Шахматова Н.В. Образ жизни многодетной семьи: социологический ракурс изучения // Известия Саратовского университета. - 2013. - № 3. - С. 6 - 8.
39. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. - 512 с.
40. Югова М.С., Холуева К.А. Стиль семейного воспитания глазами матерей // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 106.
41. Бурмистрова Е. Клуб многодетных: Супруги в многодетной семье - «мама и папа» или «муж и жена»? - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.pravmir.ru/klub-mnogodetnyx-vzaimootnosheniya-
suprugov-v-mnogodetnoj-seme/ (30.12.2017).
42. Куликова Т.А. Преимущества многодетной семьи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.ipapa.ru/semya/22- mnogodetniy-papa/207 advantage-much-childs-families.html (29.12.2017).
43. Льготы многодетным семьям // Портал Министерства юстиции республики Татарстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/lgoti-mnogodetnim-semyam.htm (27.12.2017).
44. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/dro/1/07.html (03.01.2018).
45. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsetesti.ru/891/ (03.01.2018).
46. Психология единственного ребенка. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.semya-
rastet.ru/razd/pervye_i_edinstvennye_psikhologija_pervenca/ (21.12.2017).
47. Рыженко И.В. Шизофреногенная мать. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/28532/ (21.12.2017)
48. Социология семьи. Лекции РГПУ им. А.И. Герцена. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://herzenfsn.narod.ru/leksion/socsem/lec 1.htm (25.12.2017).
49. Тест-опросник родительского отношения. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika- testy/diagnostika-detsko—roditelskih-otnosenij/oprosnik-detsko-roditelskih- otnosenij (03.01.2018).
50. Типы семейных отношений. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://kabog.ru/tipy-semeynyh-otnosheniy (25.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ