ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Типология семейных взаимоотношений 7
1.2. Сравнительная характеристика малодетных и многодетных
семей 14
1.3. Особенности семейных взаимоотношений в малодетных и
многодетных семьях 19
Выводы по I главе 27
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 32
Выводы по II главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Типология семейных взаимоотношений 7
1.2. Сравнительная характеристика малодетных и многодетных
семей 14
1.3. Особенности семейных взаимоотношений в малодетных и
многодетных семьях 19
Выводы по I главе 27
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 32
Выводы по II главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
В период глобальных экономико-политических изменений последних десятилетий институт семьи в нашей стране также пережил ряд глубоких перемен: увеличилось число разводов, возросло количество неполных семей с одним родителем и число незарегистрированных браков, то есть, брак больше не является незыблемой константой, меняется баланс в полоролевых отношениях, стираются границы между ролями «хранителя очага» и «добытчика», широкое распространение получает феномен «чайлдфри» как крайняя степень проявления установки на отказ от реализации функции воспроизведения в семье, теряются межпоколенные связи.
Изменились и отношения, существующие между членами семьи. Современные социально-экономические условия определяют тенденции к равноправию в супружеских отношениях, повышение роли женщины в семье, финансовую и социально-духовную независимость супругов друг от друга. Перед родителями сегодня также стоит важная задача - подготовить будущего гражданина к самостоятельной жизни в динамично изменяющемся современном обществе. И на то, каким будет этот будущий гражданин, во многом влияет, в свою очередь, тип супружеских отношений родителей в настоящем.
В связи с этим, необходимым и актуальным становится в современных условиях тщательное изучение процессов, происходящих во взаимоотношениях между членами семьи. В особенности это касается семей малодетных и многодетных, рассматриваемых в качестве специфических феноменов, «крайних» форм существования семейных взаимоотношений.
Действительно, если еще несколько десятилетий назад образцом, к которому необходимо было стремиться, оставалась традиционная многодетная семья, сегодня родительские установки связаны с рождением одного (максимум, двух) ребенка. Поэтому исследование, касающееся определения особенностей взаимоотношений в двух этих типах семей, является актуальным, ведь полученные знания способствуют обогащению как фундаментальных теоретических представлений современных ученых, так и дополнению методологического инструментария практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации взаимоотношений в семье.
Целью исследования является изучение типов семейных взаимоотношений в малодетных семьях младших школьников.
Задачи исследования:
- провести анализ типологии семейных взаимоотношений;
- дать сравнительную характеристику малодетных и многодетных семей;
- определить особенности семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях;
- провести эмпирическое исследование семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Объект исследования - малодетные и многодетные семьи.
Предмет исследования - типы семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики исследования взаимоотношений между родителями малодетных и многодетных семей; методы математической обработки данных и методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам проблемы семейных взаимоотношений:
- общая характеристика многодетных и малодетных семей и особенностей семейных взаимоотношений в них содержится в работах Е.Г. Азаровой [1], Н.А. Араловец [3], И.П. Артюхова [4], Т.А. Куликовой [42], Н.Н. Петровой [22], И.В. Романовой [27], Е.А. Сорокоумовой [29], Н.В. Шахматовой [38] и других авторов;
- отношения между супругами изучаются Е. Бурмистровой [41], И.С. Деминой [12], С.Ю. Дудиной [13], А.С. Образцовой [19], Е.А. Тарасовой [32] и других;
- специфика детско-родительских отношений в многодетных и малодетных семьях исследуется О.А. Беньковой [6], П.Г. Гасановой [11], И.С. Деминой [12], С.Ю. Дудиной [13], Л.В. Тайковой [31] и других исследователей;
- особенности сиблинговых отношений в семьях с различным количеством детей изучаются в работах О.В. Алмазовой [2], А.Н. Петровой [22] и других авторов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют достоверные различия типов семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ «Новошешминская начальная школа - детский сад». Выборка исследования включает 60 семей, 30 многодетных (3 - 4 ребенка) и 30 малодетных (1 - 2 ребенка), в каждой семье хотя бы один из детей является младшим школьником, учащимся 2 - 3 классов указанной школы. Диагностику проходил один из родителей от каждой семьи младшего школьника, отвечая на вопросы методики применительно тому из своих детей, который является младшим школьником.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в его ходе производится общий обзор систематизации существующих на сегодняшний день разрозненных взглядов на семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для построения коррекционной программы по оптимизации процесса развития личности ребенка исходя из особенностей его семейного воспитания и типа семьи. Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: Исмаилова Н.И., Соловова Н.С. Actual aspects of pedagogy and psychology of elementary education: materials of the III international scientific conference April 18 - 19, 2018 - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - C. 44 - 47.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Изменились и отношения, существующие между членами семьи. Современные социально-экономические условия определяют тенденции к равноправию в супружеских отношениях, повышение роли женщины в семье, финансовую и социально-духовную независимость супругов друг от друга. Перед родителями сегодня также стоит важная задача - подготовить будущего гражданина к самостоятельной жизни в динамично изменяющемся современном обществе. И на то, каким будет этот будущий гражданин, во многом влияет, в свою очередь, тип супружеских отношений родителей в настоящем.
В связи с этим, необходимым и актуальным становится в современных условиях тщательное изучение процессов, происходящих во взаимоотношениях между членами семьи. В особенности это касается семей малодетных и многодетных, рассматриваемых в качестве специфических феноменов, «крайних» форм существования семейных взаимоотношений.
Действительно, если еще несколько десятилетий назад образцом, к которому необходимо было стремиться, оставалась традиционная многодетная семья, сегодня родительские установки связаны с рождением одного (максимум, двух) ребенка. Поэтому исследование, касающееся определения особенностей взаимоотношений в двух этих типах семей, является актуальным, ведь полученные знания способствуют обогащению как фундаментальных теоретических представлений современных ученых, так и дополнению методологического инструментария практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации взаимоотношений в семье.
Целью исследования является изучение типов семейных взаимоотношений в малодетных семьях младших школьников.
Задачи исследования:
- провести анализ типологии семейных взаимоотношений;
- дать сравнительную характеристику малодетных и многодетных семей;
- определить особенности семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях;
- провести эмпирическое исследование семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Объект исследования - малодетные и многодетные семьи.
Предмет исследования - типы семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики исследования взаимоотношений между родителями малодетных и многодетных семей; методы математической обработки данных и методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам проблемы семейных взаимоотношений:
- общая характеристика многодетных и малодетных семей и особенностей семейных взаимоотношений в них содержится в работах Е.Г. Азаровой [1], Н.А. Араловец [3], И.П. Артюхова [4], Т.А. Куликовой [42], Н.Н. Петровой [22], И.В. Романовой [27], Е.А. Сорокоумовой [29], Н.В. Шахматовой [38] и других авторов;
- отношения между супругами изучаются Е. Бурмистровой [41], И.С. Деминой [12], С.Ю. Дудиной [13], А.С. Образцовой [19], Е.А. Тарасовой [32] и других;
- специфика детско-родительских отношений в многодетных и малодетных семьях исследуется О.А. Беньковой [6], П.Г. Гасановой [11], И.С. Деминой [12], С.Ю. Дудиной [13], Л.В. Тайковой [31] и других исследователей;
- особенности сиблинговых отношений в семьях с различным количеством детей изучаются в работах О.В. Алмазовой [2], А.Н. Петровой [22] и других авторов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют достоверные различия типов семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ «Новошешминская начальная школа - детский сад». Выборка исследования включает 60 семей, 30 многодетных (3 - 4 ребенка) и 30 малодетных (1 - 2 ребенка), в каждой семье хотя бы один из детей является младшим школьником, учащимся 2 - 3 классов указанной школы. Диагностику проходил один из родителей от каждой семьи младшего школьника, отвечая на вопросы методики применительно тому из своих детей, который является младшим школьником.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в его ходе производится общий обзор систематизации существующих на сегодняшний день разрозненных взглядов на семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для построения коррекционной программы по оптимизации процесса развития личности ребенка исходя из особенностей его семейного воспитания и типа семьи. Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: Исмаилова Н.И., Соловова Н.С. Actual aspects of pedagogy and psychology of elementary education: materials of the III international scientific conference April 18 - 19, 2018 - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - C. 44 - 47.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Целью проведенного нами исследования стало изучение типов семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Для достижения этой цели в ходе исследования был решен ряд задач. Первой из них стал анализ типологии семейных взаимоотношений. Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод о том, что такая типологизация может проводиться по различным основаниям: в сфере отношений между супругами (симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный браки); в сфере детско- родительских отношений (авторитарный, демократический,
попустительский и отчужденный типы); в сфере межпоколенных отношений (принятие поколениями друг друга; формальные семейные отношения; напряженность межпоколенных отношений; отчуждение поколений).
Следующими задачами исследования стало проведение общей характеристики малодетных и многодетных семей, а также определение особенностей семейных взаимоотношений в таких семьях. Мы показали, что, согласно принятой сегодня в России терминологии, к многодетным относятся семьи, в которых воспитывается три и более ребенка, к малодетным - семьи с одним-двумя детьми. При этом, для многодетной семьи характерны более выраженные центрированность на семье, стремление ее членов к единству и сплоченность семьи, для малодетных - более близкие отношения между детьми и родителями, демократический стиль детско-родительских отношений, более демократичные отношения между супругами, более высокая роль женщины в семье.
Наконец, последняя задача работы состояла в проведении эмпирического исследования семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Такое исследование показало, что в сфере детско-родительских отношений между данными типами семей существуют достоверные различия по шкалам «Принятие-отвержение», «Маленький неудачник», «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация» опросника родительских отношений. Полученные результаты объясняются тем, что в малодетных семьях родители имеют возможность все свое внимание уделять только одному ребенку, однако часто они более ориентированы на жизнь вне семьи, что увеличивает психологическую дистанцию между родителями и ребенком. С другой стороны, для многодетных семей более характерным является использование авторитарных методов воспитания и менее выраженное стремление к инфантилизации своего ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.
Для достижения этой цели в ходе исследования был решен ряд задач. Первой из них стал анализ типологии семейных взаимоотношений. Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод о том, что такая типологизация может проводиться по различным основаниям: в сфере отношений между супругами (симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный браки); в сфере детско- родительских отношений (авторитарный, демократический,
попустительский и отчужденный типы); в сфере межпоколенных отношений (принятие поколениями друг друга; формальные семейные отношения; напряженность межпоколенных отношений; отчуждение поколений).
Следующими задачами исследования стало проведение общей характеристики малодетных и многодетных семей, а также определение особенностей семейных взаимоотношений в таких семьях. Мы показали, что, согласно принятой сегодня в России терминологии, к многодетным относятся семьи, в которых воспитывается три и более ребенка, к малодетным - семьи с одним-двумя детьми. При этом, для многодетной семьи характерны более выраженные центрированность на семье, стремление ее членов к единству и сплоченность семьи, для малодетных - более близкие отношения между детьми и родителями, демократический стиль детско-родительских отношений, более демократичные отношения между супругами, более высокая роль женщины в семье.
Наконец, последняя задача работы состояла в проведении эмпирического исследования семейных взаимоотношений в малодетных и многодетных семьях младших школьников.
Такое исследование показало, что в сфере детско-родительских отношений между данными типами семей существуют достоверные различия по шкалам «Принятие-отвержение», «Маленький неудачник», «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация» опросника родительских отношений. Полученные результаты объясняются тем, что в малодетных семьях родители имеют возможность все свое внимание уделять только одному ребенку, однако часто они более ориентированы на жизнь вне семьи, что увеличивает психологическую дистанцию между родителями и ребенком. С другой стороны, для многодетных семей более характерным является использование авторитарных методов воспитания и менее выраженное стремление к инфантилизации своего ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Сиблинговые отношения в контексте характеристик семейной системы
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020



