Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ И ДИСКУССИОННЫХ ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТВ

Работа №79492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы131
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический обзор риторических приемов и теорий эффективной коммуникации на телевидении 10
1.1. Исторический экскурс в теорию ораторского искусства 10
1.2. Основные приемы ораторского искусства в журналистике 15
1.3. Классификация видов дискуссионной коммуникации 23
1.4. Эволюция полемических приемов публичной речи 41
Глава II. Приемы ораторского искусства в современной журналистике России 62
2.1. Развлекательные телепередачи канала «Культура» 62
2.2. Полемические приемы в дискуссионных проектах Федеральных
каналов 94
2.3. Ток-шоу с элементами спора 100
2.4. Полемика на российском телевидении 112
Заключение 123
Список используемых источников и научной литературы 126


Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь — это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. И, конечно же, журналиста. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики — дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков1. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации — вопрос жизни и смерти для нашего общества.
Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки — воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно-значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в наше время изучение ораторского искусства в журналистике является важной составляющей частью профессии. Необходимо уметь правильно связывать свои слова с мыслью, чтобы тебя поняли другие. Ораторское искусство позволяет научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои размышления и убедить ее в нашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, даже побудить их к каким-либо действиям. Этот навык необходим как в монологической, так и в полемической сфере. Для того, чтобы регулировать смысловой порядок своей речи, надо овладеть риторическими приемами, а чтобы вести дискуссии, надо знать и уметь пользоваться полемическими методами. В освоении ораторского искусства приобретаются навыки не только выступающего, но и слушателя. Зачастую на радио и телевидении владение ораторским искусством является важным критерием в работе. И если даже кто-то в силу особенностей своего характера и своих интересов выбирает сферу журналистской деятельности, в которой нет необходимости выступать публично, то несмотря на это, первоначальные навыки ораторского искусства необходимо знать каждому журналисту для того, чтобы уметь правильно общаться со своим собеседником и значительно упростить свою работу.
Передачи телеканала «Культура» - «Тем временем» и «Белая студия» и передачи федеральных каналов - «Пусть говорят» и «К барьеру!» («Поединок») взяты потому, что они поданы в разных развлекательных и дискуссионных форматах, представляя собой жанровое разнообразие, тем самым, на наш взгляд, полностью раскрывают приемы ораторского искусства.
Цель исследования: выявить основные характеристики приемов ораторского искусства на примере информационно-аналитической телепрограммы «Тем временем» и аналитической телепрограммы «Белая студия», а также ток-шоу с элементами спора «Пусть говорят» и политических дебатов «К барьеру!» (Поединок»).
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать все основные приемы ораторского искусства в СМИ.
- Определить основные характеристики приемов ораторского искусства в журналистике.
- Провести анализ выпусков четырех передач за определенный период и представить разбор шести самых рейтинговых выпусков в каждой передаче, таких как «Тем временем», «Белая студия», «Пусть говорят» и «К барьеру!» (Поединок»).
- Выделить актуальные приемы ораторского искусства в выбранных передачах.
Объектом исследования являются выпуски аналитических телепрограмм «Тем временем» и «Белая студия», а также дискуссионных проектов Федеральных каналов «Пусть говорят» и «К барьеру!» (Поединок»). Первые представляют интерес тем, что показываются в жанрах, благодаря культурной подаче которых, зритель просвещается и узнает новую информацию на качественном уровне, что непосредственно его привлекает. Вторые передачи представляют интерес тем, что показываются в разных жанрах, благодаря контрасту подач которых, зритель видит различия в типах передачи и узнает новую информацию на разных уровнях, сравнивая качество подачи, что непосредственно служит для прихода к определенным выводам.
Предметом исследования являются приемы ораторского искусства в журналистике.
Эмпирическую базу исследования составляют 367 выпусков в средствах массовой информации: 55 выпусков развлекательной телепередачи «Тем временем»; 55 выпусков развлекательной телепередачи «Белая
студия»; 202 выпуска дискуссионной телепередачи «Пусть говорят»; 55 выпусков дискуссионной телепередачи «К барьеру!» (Поединок).
Хронологический период: 10 марта 2016 года - 31 марта 2017 года.
Гипотеза данной работы состоит в том, что средства массовой информации отходят от принципов объективного освещения событий и в своих целях воздействуют на общественное мнение, используя в своих телевизионных материалах определенные риторические средства, выражающие скрытые субъективные оценки.
Теоретико-методологическая база исследования:
- Обзор научной литературы.
- Выявление основных характеристик приемов ораторского искусства.
- Контент-анализ телепередач на выявление навыков ораторского искусства в общей и конкретно дискуссионной сферах.
- Выявление использованных приемов в конкретной передаче и их особенности.
Степень изученности поднятого мною вопроса в науке многообразен. Риторика включает два основных раздела — общую риторику и частную риторику.
Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение - одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж. и др.
Общее направление в ораторском искусстве описывают такие пособия, как «Риторические основы журналистики» Смелковой З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А., «Умение говорить публично» Миртова А.В., «Риторика» Невской М.А. и «Риторика» Александрова Д.Н, «Ораторское искусство» Апресян Г.З., «Общая риторика» Хазагерова Т.Г., «Азбука дипломатии» Ковалева А.Н., «Слагаемые журналисткой профессии» Виноградовой С. М. и других.
Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.
Деловая полемика, в основном, рассматривается с точки зрения культуры делового общения. Со временем все больше внимания начало уделяться конкретным понятиям, присущим полемике, а также различным классификация принципов и правил ведения спора, типов и особенностей его участников и искусству разрешения конфликтов. В большей степени они обращены на саморазвития ораторского мастерства. Определить дискуссионное направление в риторике мне помогли работы по деловой журналистике В.И Андреева, Т.В. Анисимовой и Е.Г. Гимпельсон, Граудиной Л.К. и Ширяева Е.И., Введенской Л.А. и Павловой Л.Г. и других. В них представлены подробная типология приемов ораторского мастерства, классификация различных принципов и правил ведения спора, а также многообразие полемических приемов в риторике.
Новизна данного исследования состоит в том, что работа помогает увидеть все значение ораторского искусства не только из исторических и теоретических фактов, но и из практических. Для рассмотрения взяты именно эти развлекательные телепередачи канала «Культура» («Тем временем», «Белая студия») и дискуссионные передачи федеральных каналов («Пусть говорят» и «К барьеру!»), так как до создания этой дипломной работы никто не исследовал их на выявление приемов ораторского искусства. При первичном просмотре мы обнаружили множество разнообразных приемов и решили более глубоко исследовать эти приемы в конкретных передачах. Я в своем труде попытаюсь объединить теоретический анализ трудов различных ученых и показать их практически на примере современных дискуссионных передач разных жанров. В этом и будет новизна моего исследования с этой стороны.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что история ораторского искусства и принципы его работы на практике способствуют расширению знаний об этом предмете, выделению важных моментов и проработки плана действий, которые можно использовать на практике. А знание понятий и основ полемики ораторского искусства, а также их использование, помогут определиться с выбором сферы частной риторики и посмотреть уровень взаимодействия оратора и зрителя в дискуссионной области.
Практическая значимость. Результаты исследования, на примере выбранных передач, которые представлены в разных жанрах, дадут практикующим журналистам представление об основных характеристиках и приемах ораторского искусства. Они могут быть использованы журналистами в развлекательном формате для привлечения внимания слушателей и в дискуссионной сфере, для установления связи со своими оппонентами, а также зрителями, находящимися по ту сторону экрана.
Структура. Данная исследовательская работа состоит из следующих частей: введение, двух глав - одна теоретическая, другая практическая с отдельными тематическими параграфами, заключения и списка использованной во время исследования литературы и электронных источников.
Во введении поясняется актуальность работы, указывается цель и ставятся задачи.
Глава I. Теоретический обзор риторических приемов и теорий эффективной коммуникации на телевидении. В данной главе мы поясняем термины, присущие риторической сфере журналистики, описываем и характеризуем основные общие и полемические приемы ораторского искусства в журналистике.
Глава II. Приемы ораторского искусства в современной журналистике России. В этой главе мы анализируем такие телепередачи как «Тем временем», «Белая студия», «Пусть говорят» и «К барьеру!» (Поединок») на выявление основных общих и полемических характеристик приемов ораторского искусства в журналистике.
В заключении подводится итог выполненной работы, делаются выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Изучив «Основные приемы ораторского искусства в журналистике», был сделан следующий вывод: для того, чтобы аудитория доверилась журналисту, нужно владеть своей речью. Для этого нужно знать и уметь использовать приемы ораторского искусства в своей деятельности.
Мы ознакомились с научными исследованиями ораторства в журналистике и выявили основные характеристики и приемы ораторского искусства в журналистике. Самые главные риторические приемы привлечения и удержания внимания слушателя делятся на три вида: привлечение внимания, удержание интереса и соучастие. Эти три вида приемов обеспечивают и помогают сохранить нужный контакт в любой ситуации.
Таким образом, результаты исследования показали, что применение приемов привлечения, удержания внимания аудитории и соучастия с ней делает телепередачи более интересными, а также влияет на характер восприятия информации. А добавление приемов внушения и активизации внимания дополняют всю картину.
В полемической риторике существует типология приемов ораторского мастерства, так называемые типы эристики, в которых мы выделили два основных типа искусства спора, такие как диалектика - искусство спорить для выяснения истины и софистика - стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов. Рассмотрев разнообразие полемических приемов, мы определили наиболее используемые в современной полемике, такие как: применение полемических приемов выяснения принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу, «прием бумеранга», атака вопросами, «использование психологических доводов и сопоставление утверждений оппонента с его поступками, применение юмора, афоризмов и ссылки на авторитет.
Изучив историю искусства ведения спора, мы пришли к выводу, что полемику на телевидении можно охарактеризовать наличием дебатов - аргументированного спора, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов деловой или общественно-политической жизни. В процессе дебатов сопоставляются разные, в том числе противоположные точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций. В отличие от дискуссии цель дебатов - это победа, утверждение собственной позиции. Наиболее зримо особенности жанра дебатов выражены в широко известной телепрограмме "К барьеру!" с ведущим Владимиром Соловьевым.
Среди отличительных признаков дебатов мы выделили: строгое соблюдение лимита времени; четкие ролевые функции участников; разнообразие и объективность критериев оценки.
При оценке спора используются в первую очередь такие критерии, как качество аргументов, риторические приемы, умение контактировать с аудиторией, выразительность речи и т.п. Дебаты требуют умения критически мыслить, рассуждать, формируют способность противостоять "информационному зомбированию" и самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Дебаты помогают тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, а также способность слушать и правильно воспринимать другого человека, понимать, что другая позиция тоже имеет право на существование.
Анализ двух рейтинговых проекта на телевидении показали, что для скандального шоу характерны провокационные приемы спора, такие как: провокация - доведение до эмоций человека, выяснение принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу, подхват реплики, «довод к человеку» и атаку вопросами. Чуть реже применяется юмор и ирония в речи ведущего. И не так часто используется метод возвратного удара. Все приемы данных характеристик присутствуют практически в каждой передаче.
Для политической дискуссии же характерны полемические методы доказательства, такие как: корректные аргументационные приемы (сильные, неоспоримые аргументы, факты; техника встраивания и опровержение противника, его же оружием);
корректные ораторские и психологические приемы (ирония, юмор, сарказм); некорректные аргументационные приемы (использование некорректных аргументов, откровенно ложных тезисов);
некорректные ораторские и психологические приемы (выведение оппонентов из себя, сокращение дистанции, психологическое давление на человека, внушение).
Чтобы передачи с использованием риторических приемов оставались актуальными, телеведущие должны стремиться к использованию как можно большего арсенала приемов ораторского искусства в большем разнообразии для привлечения к ним и к проблеме, о которых они говорят, внимания зрителей.



1. Телеканал «Культура» [Электронный ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/index/menu_id/522/ (дата обращения: 10.03.2016).
2. Телеканал «Первый» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/(дата обращения: 11.10.2016).
3. Телеканал «Россия-1» [Электронный ресурс]. - URL: http://russia.tv/ (дата обращения: 11.10.2016).
4. «Белая студия». 100 выпуск с Вадимом Эйленкригом [Электронный
ресурс]. - URL:
http: //tvkultura. ru/video/show/brand_id/20927/episode_id/1291004/video_id/ 1461127/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
5. «Белая студия». 99 выпуск со Станиславом Говорухиным [Электронный ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20927/episode_id/1086942/video_id/1086935/ (дата обращения: 10.03.2016).
6. «Белая студия». 98 выпуск со Смоляковым Андреем [Электронный
ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20927/episode_id/1281450/video_id/ 1455623/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
7. «Белая студия». 97 выпуск с Вячеславом Бутусовым [Электронный
ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20927/episode_id/1278148/video_id/ 1449528/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
8. «Белая студия». 96 выпуск с Пьером Ришаром [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20927/episode_id/1274740/video_id/ 1449505/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
9. «Белая студия». 95 выпуск с Евгением Петросяном [Электронный
ресурс]. - URL:
http: //tvkultura. ru/video/show/brand_id/20927/episode_id/1255012/video_id/ 1419374/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
10. «Тем временем». 201 выпуск: Быт и мода как фактор истории
[Электронный ресурс]. - URL:
http://tvkultura. ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1281621/video_id/1458710/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
11. «Тем временем». 200 выпуск: Культура и бизнес [Электронный ресурс].
- URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1278038/video_id/ 1453314/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
12. «Тем временем». 199 выпуск: Культура и спрос [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1276463/video_id/ 1450028/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
13. «Тем временем». 198 выпуск: Поколение XX съезда [Электронный
ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1273371/video_id/ 1445221/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
14. «Тем временем». 197 выпуск: Победа безнадежного дела [Электронный
ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1268018/video_id/1440319/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
15. «Тем временем». 196 выпуск: Литературные начальники [Электронный
ресурс]. - URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1269367/video_id/ 1437794/viewtype/picture/ (дата обращения: 10.03.2016).
16. «Пусть говорят». «Умри! Мразь!» от 6 декабря 2016 года [Электронный
ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-
dramatichnye-momenty/umri-mraz-pust-govoryat-vypusk-ot-06-12-2016 (дата обращения: 11.10.2016).
17. «Пусть говорят». «Хороши Маши» от 30 ноября 2016 года
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-
govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/horoshi-mashi-pust-govoryat- vypusk-ot-30-11-2016 (дата обращения: 11.10.2016).
18. «Пусть говорят». Зачем? Трагедия в Пскове: что известно о погибших
подростках от 16 ноября 2016 года [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-dramatichnye- momenty/zachem-tragediya-v-pskove-chto-izvestno-o-pogibshih-podrostkah- pust-govoryat-vypusk-ot-16-11-2016(дата обращения: 11.10.2016).
19. «Пусть говорят». Ножом по сердцу от 30 октября 2016 года
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-
govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/nozhom-po-serdcu-pust- govoryat-vypusk-ot-26-10-2016 (дата обращения: 11.10.2016).
20. «Пусть говорят». В сфере интимных услуг от 24 октября 2016 года
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-
govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/v-sfere-intimnyh-uslug-pust- govoryat-vypusk-ot-24-10-2016 (дата обращения: 11.10.2016).
21. «Пусть говорят». Про любСТТ от 11 октября 2016 года [Электронный
ресурс]. - URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-
dramatichnye-momenty/pro-lyuboff-pust-govoryat-vypusk-ot-11-10-2016 (дата обращения: 11.10.2016).
22. «Поединок». Выпуск от 17 ноября 2016 года [Электронный ресурс]. - URL:
http: //russia.tv/video/show/brand_id/3963/episode_id/1383462/video_id/1535 550/viewtype/picture/ (дата обращения: 11.10.2016).
23. «Поединок». Выпуск от 27 октября 2016 года [Электронный ресурс]. - URL:
http: //russia.tv/video/show/brand_id/3963/episode_id/1379858/video_id/1530 023/viewtype/picture/ (дата обращения: 11.10.2016).
24. «Поединок». Выпуск от 13 октября 2016 года [Электронный ресурс]. - URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/3963/episode_id/1377826/video_id/1527 435/viewtype/picture/ (дата обращения: 11.10.2016).
25. «Поединок». Выпуск от 6 октября 2016 года [Электронный ресурс]. - URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/3963/episode_id/1307235/video_id/1483 646/viewtype/picture/ (дата обращения: 11.10.2016).
26. «Поединок». Выпуск от 9 июня 2016 года [Электронный ресурс]. - URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/3963/episode_id/1301604/video_id/1475 345/viewtype/picture/ (дата обращения: 11.10.2016).
27. «Поединок». Выпуск от 19 марта 2016 года [Электронный ресурс]. -
URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/3963 (дата обращения:
11.10.2016).
II. Литература
1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. — 308 с.
2. Гаспарова М., Борухович В. Ораторское искусство древней Греции. — М.: Изд. Художественная литература, 1985. - 294 с.
3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. — М.: Изд. МГУ, 1978. - 277 с.
4. Граудина Л.К., Ширяев Е.И. Культура русской речи. — М.:
Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1998. — 560 с.
5. Александров Д.Н. Риторика. — М: Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 348 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. — Ростов н/Д:
издательский центр МарТ, 2000. — 512 с.
7. Хазагеров Т.Г. Общая риторика. — Ростов н/Д: издательский центр МарТ, 1999. — 368 с.
8. Миртов А.В. Умение говорить публично; — Тула, 2000. — 260 с.
9. Ковалев А. Н. Азбука дипломатии; — М: Изд.: Международные
отношения, 1984. — 248 с.
10. Виноградова С. М. Слагаемые журналисткой профессии; — Санкт- Петербург: Учебное пособие: Питер, 2010. - 304 с.
11. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А.
Риторические основы журналистики. — М.: Флинта: Наука, 2003, 365 с.
12. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. Раздел 1, 4. М.: Издательский центр Academia, 1996. - 285 с.
13. Эпоха эллинизма [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.xsp.ru/sh/pub/outpub.php?id=249 (дата обращения: 01.10.2016).
14. Невская М.А. Риторика [Электронный ресурс]. - URL:
http://fictionbook.ru (дата обращения: 01.10.2016).
15. Научно - культурологический журнал. История и современное состояние
риторики в России [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. relga. ru/Environ/WebObj ects/tgu- www.woa/wa/Main?textid=1384&level1=main&level2=articles (дата
обращения: 01.10.2016).
16. Андреев В.И. Деловая риторика. — М.: Изд. Народное образование, 1995. — 208 с.
17. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. — М.: Изд. МПСИ, 2002. — 203 с.
18. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. Раздел 1, 4. М.: Издательский центр Academia, 1996. - 285 с.
19. Ломова О.С. Деловое общение специалиста по рекламе: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 238 с.
20. Еременко В.Д., Лимар Е.Ю. Риторика: Учебное пособие. — М.:
Российская академия правосудия, 2013. — 384 с.
21. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие.
— 2-е изд., исправл. — Мн.: Новое знание, 2001. — 328 с.
22. Каверин Б.И. Ораторское искусство: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. — 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ