ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы исследования контроля качества товаров в сфере
розничной торговли 6
1.1. Качество, как экономическая категория 6
1.2. Осуществление контроля качества товаров в сфере розничной
торговли 15
1.3. Зарубежный опыт контроля качества товаров 23
2. Анализ контроля качества товаров в сфере розничной торговли в
ООО «Бахетле-1» 33
2.1. Краткая характеристика торгового предприятия 33
2.2. Оценка качества товаров, реализуемых в ООО «Бахетле-1» 41
2.3. Осуществление контроля качества товаров в ООО «Бахетле-1» 51
3. Направления совершенствования контроля качества товаров в сфере
розничной торговли в ООО «Бахетле-1» 56
3.1. Рекомендации по совершенствованию контроля качества ликёро-водочных
изделий в ООО «Бахетле-1» 56
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы контроля качества
товаров в ООО «Бахетле-1» 60
3.3. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное развитие розничной торговли в России, определяется, прежде всего, совершенствованием организации торгово-технологических процессов, появлением новых, эффективных форм и методов продажи товаров, активным ростом торговых площадей, формированием и развитием крупных торговых сетей, что неизбежно ведет к качественным изменениям в области оказания торговых услуг. Все эти факторы влияют на изменение инфраструктуры потребительского рынка в сторону усиления позиций более организованной сферы услуг. Тем не менее, для большинства современных торговых предприятий розничной торговли характерен минимальный учет пожеланий потребителей и применение стандартного уровня обслуживания. Проблема формирования качества товаров в системе розничной торговли актуальна и как никогда востребована в современном обществе.
Качество и все вопросы, с ним связанные, очень актуальны в настоящее время. Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Качество продукции и ее безопасность являются обязательными условиями при поставке продукции на рынки большинства государств.
Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность.
Контроль является одной из важнейших функций комплексной системы управления качеством продукции, так как в процессе его осуществляется сопоставление результатов функционирования системы с запланированными результатами. От совершенства контроля, его технического оснащения и исполнения зависит эффективность всей системы. Поэтому современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.
Таким образом, значение контроля невозможно переоценить, т.к. с его помощью создается уверенность в обеспечении надлежащего качества продукции и услуг на большинстве этапов их технологического жизненного цикла - от проектирования до потребления. Благодаря такому контролю удается достичь прослеживаемости продукции, а в случае обнаружения каких-либо дефектов - осуществить корректирующие мероприятия в виде устранения несоответствий или снятия продукции с производства, а товара - с реализации.
С помощью своевременно проведенного контроля можно предотвратить нерациональное использование природных, материальных, трудовых и иных ресурсов, затрачиваемых при производстве определенной продукции или оказании услуг.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «Контроль качества товаров в сфере розничной торговли» в современных условиях.
Объектом исследования является ООО «Бахетле-1».
Предметом исследования является контроль качества товаров в сфере розничной торговли на примере ООО «Бахетле-1».
Цель данной дипломной работы является разработке рекомендаций по совершенствованию контроля качества товаров в сфере розничной торговли на примере ООО «Бахетле-1».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования контроля качества товаров в сфере розничной торговли;
- дать краткую характеристику ООО «Бахетле-1»
- проанализировать анализ контроля качества товаров в сфере розничной торговли в ООО «Бахетле-1»;
- разработать направления совершенствования контроля качества товаров в сфере розничной торговли в ООО «Бахетле-1».
Структура работы: введение, основная часть - три главы с параграфами, заключение, список использованной литературы, приложения.
В работе применялись методы анализа научной и информационной базы, анализ документации, структурно-динамический анализ.
При написании дипломной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, а также за-коны и нормативные акты в области контроля качества продукции и др.
Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию контроля качества, а также поставленные задачи были достигнуты.
Контроль качества — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям. Требования, предъявляемые к показателям качества, определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе «Требования к качеству», Основные и Особые условия поставки и пр.
Контроль качества в зависимости от этапа жизненного цикла товара, так же как и испытания, осуществляется на стадии производства (производственный контроль) и на стадии эксплуатации (эксплуатационный контроль).
В торговле контроль качества товаров осуществляют товароведы по качеству оптовых и розничных предприятий.
Приемку по качеству проводят на складе получателя. Вид контроля — сплошной или выборочный — устанавливается стандартами. В случае несоответствия изделий выборки требованиям нормативно-технической документации отбирают повторную выборку в удвоенном размере. При отклонении изделий повторной выборки от требований НТД вызывают представителя изготовителя, а при его неявке — эксперта бюро товарных экспертиз.
По результатам проверки составляют акт о фактическом качестве и комплектности товаров, на основании которого предъявляют претензии изготовителю.
ООО «Бахетле -1» - российская сеть продовольственных магазинов, лидер розничного рынка и одно из самых крупных предприятий Татарстана.
Торгово-производственная компания ООО «Бахетле-1» признана одним из лучших предприятий республики, что подтверждают многочисленные Почетные грамоты Президента Республики Татарстан, Казанского городского Совета народных депутатов и Министерства торговли РТ.
ООО «Бахетле-1» - это крупнейшая сеть гипермаркетов в Республике Татарстан, постоянно осваивающая новые города и регионы. Целью деятельности ООО «Бахетле-1» является осуществление производственной, хозяйственной, коммерческой и иной экономической активности для удовлетворения потребительского спроса населения в работах и услугах, создание дополнительных рабочих мест, получение прибыли в интересах учредителей. Анализ деятельности организации показал, что на сегодня наша организация финансово устойчива..
Выручка от реализации в действующих ценах составила в 2012 году 115142,6 тыс. руб., в 2013 году 164300,6 тыс. руб., в 2014 году 166311,0 тыс. руб. За 2014 год прирост выручки в действующих ценах составил сумму 49158,0 тыс. руб. или 42,69%, в 2013 году 2010,4 тыс. руб. или всего 1,22%.
Объектом исследования для определения качества товара было выбрано ликероводочное изделие. Водка - спиртовой напиток крепостью 40-45%, 50% и 56%, произведённый на основе этилового спирта из пищевого сырья и умягченной воды с последующей обработкой водно-спиртового раствора адсорбентом. Основным сырьём для производства водки является спирт этиловый ректификованный и умягченная вода. Водки в зависимости от технологии производства и состава в соответствии с ГОСТ Р 51355-99 подразделяют на водки, водки особые.
Для исследования качества и состава в ООО «Бахетле-1» в «слепую» было отобрано шесть образцов водки различных производителей. Все шесть ото-бранных образцов водок были выработаны по ГОСТ Р 51355-99 ( водки «Казёнка», «Экстра», «Беленькая», «Государев заказ», «Барон Корф», «Дубль»).
Отобранные образцы водки были представлены в стеклянных бутылках, объемом 0,5 л, с неограниченным сроком годности.
Анализ информации о товаре шести наименований водки различных производителей, отобранных в магазине ООО «Бахетле-1», показал ее соответствие нормативным требованиям стандарта ГОСТ Р 51355-99.
Как показали экспериментальные исследования, качество реализуемой водки является стабильным и отвечает установленным требованиям ГОСТ Р 51355-99 по органолептическим и физико-химическим показателям.
Маркировка всех исследуемых образцов водки по полноте и содержанию соответствует нормативным требованиям. Что касается доступности и читаемости маркировочных данных, то пять из отобранных образцов, полностью соответствуют установленным требованиям, кроме одного образца - водки «Беленькая», которая имеет слишком яркую цветовую гамму и мелкий шрифт.
Достоинствами контроля качества в ООО «Бахетле-1» является:
- отсутствие рекламаций и возврата товаров;
- реализация происходит только сертифицированных товаров (водки):
- отсутствие (и его выявление) контрафактного алкоголя.
Наиболее важным моментом продажи качественной водки является выбор поставщиков и размещение заказов. Выбор поставщиков в ООО «Бахетле- 1» зависит, в первую очередь от цены и качества выпускаемой алкогольной продукции, от длительности связей с изготовителем, стабильности его экономического положения, географического местоположения.
Для обеспечения эффективной реализации водки, как алкогольных товаров в ООО «Бахетле-1», должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, доведение алкогольных товаров до потребителей и организацию их эффективного потребления.
В качестве путей совершенствования нами были предложены и рекомендованы следующие мероприятия:
- создание отдела качества, путем внедрения двух должностей начальника отдела и инженера по качеству. Увеличение годовой прибыли от создания отдела качества составило 5632,2 тыс. руб.. Расчет экономической эффективности от внедрения отдела качества ООО «Бахетле-1» показал обоснованность проведения данного мероприятия;
- внедрение системы менеджмента качества ISO 9001:2015, при этом ООО «Бахетле-1» получит следующие преимущества: поддерживается репутация торгового посредника, осуществляющего реализацию качественных и без-опасных промышленных продуктов; существенное снижение финансовых издержек, связанных с продажей некачественной продукции; обеспечение системного подхода, включающего все параметры безопасности продуктов; появление дополнительных возможностей для интеграции с ISO серии 9001.
Предложенные рекомендации имеют экономическую эффективность.
1. Конституция Российской Федерации: закон Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в послед. ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. №210-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 8. - Ст. 152.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2008. - 26 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2008. - 19 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2009. - 46 с.
6. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. - Введен 1.01.2000 г. - М.: Изд-во стандартов, 2000. - 8 с.
Учебники и учебные пособия:
7. Аристов О.В. Управление качеством: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 348 с.
8. Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 212 с.
9. Бузов Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учеб. пособие. - М.: Академия, 2014. - 173 с.
10. Варакута С.А. Управление качеством продукции: учебное пособие. -М.: ИНФРА, 2013. - 207 с.
11. Войтоловский В.Н., Пермонд М.Х. Организация контроля качества продукции за рубежом. - М.: Экономика, 2015. - 192 с.
12. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. - Краснодар: КПресс, 2012. - 285 с.
13. Галеев В.И. Управление качеством: проблемы, перспективы. - М.: ИНФРА, 2014. - 205 с.
14. Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 420 с.
15. Маслов Д.В. Малый бизнес: Стратегии совершенствования на основе управления качеством. - М.: ДМК Пресс, 2015. - 190 с.
16. Менеджмент систем качества: учебное пособие / Под ред. М.Г. Круглова. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2015. - 368 с.
17. Менеджмент систем качества: учебное пособие / Под ред. С.К. Сергеева, В.А. Такташова. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2014. - 410 с.
18. Миронов М.Г. Управление качеством: учебное пособие. - М.: ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект, 2015. - 312 с.
19. Никифоров А.Д. Управление качеством: учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2013. - 720 с.
20. Ноулер Л. Статистические методы контроля качества продукции. / Л. Ноулер, Дж. Хауэлл, Б. Голд, Э. Коулмэн, О. Моун, В. Ноулер. - М: Издательство стандартов, 2015. - 96 с.
21.Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 297 с.
22.Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник для ВУЗов. - СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2014. - 912 с.
23. Радионов В. В. Управление качеством. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2014. - 44 с.
24. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. - 32с.
25. Сергеев А. Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебное пособие / А. Г. Сергеев, М. В. Латышев, В. В. Терегеря. - М.: Логос, 2015. - 559 с.
26. Управление качеством: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. - М.: КноРус, 2015. - 245 с.
27. Управление качеством продукции: учебное пособие / Под ред. Н. И. Новицкого. - М.: Новое знание, 2014. - 367 с.
28. Хачатуров А. Е. Основы менеджмента качества: учеб. пособие. - М.: Дело и сервис, 2013. - 304 с.
29. Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие / Л. И. Шокина. - М.: КноРус, 2015. - 344 с.
Статьи и материалы периодической печати
30. Бурков В. Н. Модели и механизмы систем в управлении качеством // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №4. - С. 18 - 23.
31. Воскобойников В.М. Новые подходы к контролю качеством продукции // Экономика и жизнь. - 2014.- дек. (№50) - С.15 - 19.
32. Галеев В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий // Сертификация. - 2014. - №3. - С.15 - 22.
33. Галеев В.И. Контроль качества на малых предприятиях // Сертификация. - 2013. - №4. - С.38 - 45.
34. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции // Стандарты и качество. - 2014. - №4. - С. 50 - 65.
35. Гличев А.В. Полная схема механизма управления качеством продукции // Стандарты и качество. - 2015. - №1. - С.53 - 59.
36. Довбня А.А. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества // Стандарты и качество. - 2013. - №3. - С.12 - 20.
37. Егорова Л.Г. В помощь предприятиям, готовящимся к сертификации // Сертификация. - 2015. - №3. - С.26 - 35.
38. Павленко Л.Г. Политику качества - до каждого исполнителя. // Сертификация. - 2015. - №1. - С.7 - 13.
39. Рахлин К.М. Организация учёта и оценки затрат предприятия на качество // Стандарты и качество .- 2014.- №3.- С.34 - 41.
40. Фазлыева Е. П. Система менеджмента качества: сущность, принципы и проблемы внедрения на предприятиях России // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10. - С. 31 - 36.
41. Хачатуров А. Е. Влияние менеджмента качества на формирование стратегии развития предприятия // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 49-53.
Материал предприятия
42. Финансовая отчетность ООО «Бахетле-1» за 2012 - 2014 гг.
43. Прочие документы ООО «Бахетле-1», не имеющие гриф секретно за 2012 - 2014 г.
Ресурсы сети Internet
44. Официальный сайт Международного центра стандартизации и сертификации ISCO: http:ZZwww.9001-2001.ru
45. Официальный сайт о менеджменте качества:http:ZZquality.eup.ruZ
46.Официальный сайт Института консалтинга и сертификации РФ: http: ZZwww.icc-iso.ruZ