Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация первобытных религиозных верований в Древнем Китае

Работа №50756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сущность первобытных религиозных представлений 7
Глава 2. Особенности древнекитайского тотемизма 23
Глава 3. Анимистические представления в Древнем Китае 34
Глава 4. Магические представления в Древнем Китае 46
Заключение 56
Список использованных источников и литературы

В последнее время ученые, специализирующиеся на изучении древнего мира, все больше и больше внимания уделяют духовной стороне жизни первобытного общества. Данный аспект жизни тех времен является наиболее сложным для изучения, так как информацию о нем отыскать невероятно сложно, в отличие, например, от социально-экономического развития древних людей, определенные выводы о котором можно сделать с помощью найденных во время раскопок различных предметов быта. Однако, даже при всей его сложности, изучение духовной культуры древних людей представляется нам необходимым, ведь именно оно может помочь понять, как именно происходило становление идеологии, мировоззрения и искусства. Более того, мы считаем, что даже некоторые явления социально-экономического порядка не могут быть стопроцентно поняты без анализа различных феноменов духовной сферы (к примеру, изучение знаменитой яншаоской крашеной керамики лишь со стороны технических достижений неолита было не полным без работы Ю. Г. Андерсона, который указал на различия применения и их связи с мотивами изображений).
С этой точки зрения вполне закономерно углубленное изучение древнекитайской мифологии, но, если идти еще дальше, необходим анализ еще более древних форм олицетворения природы и социальной жизни - без этого невозможно понять многие мотивы и темы мифов. К таким архаическим формам относятся магия, тотемизм и анимизм. Несомненно, все это давно кануло в Лету, однако эти формы вошли в традицию и могут быть в ней вычленены.
В литературе (и отечественной, и зарубежной) весьма часто встречаются упоминания о том или ином проявлении первобытных представлений древних китайцев. Однако большинство из этих упоминаний настолько поверхностны, что не имеют никакой ценности для конкретного изучения данного явления. Лишь про немногих авторов можно сказать, что они, достаточно серьезно рассматривали данную проблему. Одним из первых среди таких авторов еще в конце XIX века стал С. М. Георгиевский. В своей работе 1892 года «Мифы и мифические воззрения китайцев» он дает классификацию мифологических сюжетов и говорит о тотемном происхождении многих мифических персонажей. В начале XX века, в связи с революционными волнениями, сменой идеологии и Великой Отечественной войной, отечественные ученые не акцентировали свое внимание на данной проблеме, и следующий этап, когда вновь начинают появляться научные работы, связанные с мифологией китайцев и их религиозными представлениями, приходится на 60-70-е года прошлого столетия. Из таких научных работ необходимо отметить труд Г. Г. Стратановича, написанный им в 1963 году , и труд В. П Васильева, ставший знаковым для многих поколений востоковедов. На самом деле, в то время работ, посвященных данной тематике, было все же немного, так как идеология марксизма, правящая в советском обществе, признавала ценность лишь материализма, а всевозможные религиозные и мифологические проблемы признавались проблемами буржуазными и не стоящими внимания. Только в годы перестройки появляется еще одно серьезное исследование: работа Э. М. Яншиной о формировании и развитии китайской мифологии . Но хотя работы о древних религиозных представлениях и их связи с дальнейшим развитием религии существуют, ни про одну из них нельзя сказать, что она носит общий характер. Все существующие работы фокусируют свое внимание на частностях, мы же, в свою очередь, попытаемся представить общую картину.
В нашей работе мы ставим перед собой цель - проследить трансформацию первобытных религиозных верований в Древнем Китае.
Нашими задачами являются, во-первых, определение того, что есть тотемизм, анимизм и магия;
во-вторых, анализ данных явлений, как явлений духовно-религиозной жизни древнего человека, в частности, жителя Древнего Китая;
и в-третьих, анализ того, как древние религиозные представления повлияли в свое время на становление дальнейшей культуры в Китае.
Для достижения нашей целей мы используем такие источники, как ««Каталог Гор и Морей» - древнекитайский трактат, описывающий реальную и мифическую географию китайских земель и существ, их населяющих ; «Весны и осени господина Люя» - энциклопедический текст эпохи Воюющих царств ; «Книгу песен» - один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке и традициях различных регионов древнего Китая ; «Бамбуковые анналы» - важнейший древний текст по истории Китая ; «Го юй» - трактат, в котором собраны высказывания по различным вопросам государственных деятелей восьми царств ; «Лунь юй» - основной трактат конфуцианства, составленный учениками Конфуция после его смерти , и «Дао дэ цзин» - главнейший источник даосского учения . Помимо этого мы обращаемся к научной литературе, из которой можно выделить труд А. Ф. Анисимова, описывающий различные духовные аспекты жизни первобытного общества, в том числе и становление первых религиозных представлений у различных народов, знаменитый труд Э. Б. Тайлора, который посвящен проблеме возникновения и развития религиозных представлений и работу С. А. Токарева , в которой исследованы как раз ранние формы религии.
Наша работа состоит из четырех глав, введения и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первобытные религиозные представления древних китайцев, как и других древних народов, до сих пор почти не изучены - обусловлено это в первую очередь явной нехваткой информации и тем, насколько давно проторелигии играли серьезную роль в жизни людей.
В нашей работе мы попытались рассмотреть сущность первобытных религиозных верований, определить их значение для древнекитайского общества и проследить их влияние на становление совершенно новых для него мифологической и религиозной систем.
Во-первых, мы пришли к выводу о том, что прарелигии как явление оказались необычайно важными для первобытных людей. Вера в кровное родство человека с тем или иным тотемом и существование душ в свое время повлияла на различные аспекты жизни людей, начиная от их рациона и заканчивая искусством. Вера в сверхъестественное и возможность магического воздействия на окружающий мир оказали огромное влияние на жизнь древнего общества. Загадкой остается то, как бы все могло сложиться, не появись в определенный период развития человека тотемистические представления.
Во-вторых, очевидной для нас является необходимость изучения всех деталей данного явления, то есть рассмотрение его особенностей в различных уголках света, так как тотемизм действительно многогранен. Обобщение, бесспорно, имеет место быть, однако для более полного представления о развитии той или иной культуры, нужно обращать внимание на нюансы. В данной работе мы сконцентрировались на древнекитайской культуре и, проанализировав исторические источники и другие научные труды, выявили то, что свойственно конкретно древнекитайскому тотемизму - самые распространенные тотемы и такие особенности, как, например, наличие у племени одного основного и множества второстепенных тотемов; анимизму - к примеру, такие особенности, как то, что основой анимизма с древних пор являлся культ предков, и всеми духами, по их представлению, являлись когда- либо жившие родственники китайцев; магии - тесная связь магии и государственного управления, широкое распространение гадательной магии и пр.
И, наконец, в-третьих, мы проследили, как развивались первобытные религиозные верования древних китайцев и как они повлияли на становление мифологической системы и религиозных догм.
Подобные исследования, на наш взгляд, помогают понять, как мыслили древние люди, чем они руководствовались в тех или иных ситуациях, и, тем самым, позволяют нам более полно судить о том времени.



1. Бамбуковые анналы / пер. с кит. Ю. М. Орехин. - М.: Восточная литература РАН, 2005.-264 с.
2. Весны и осени господина Люя / пер. с кит. И. В. Ушакова. - СПб.: Мысль, 2010.-523 с.
3. Го юй (Речи царств) / пер. с кит. В. С. Таскин. - М.: Наука, 1987. - 472 с.
4. Дао Дэ цзин / пер. с кит. В. Ф. Перелешин. - М.: Наука, 2000. - 192 с.
5. Каталог Гор и Морей / пер. с кит. Т. В. Степугина, Э. М. Яншиной. - М.: АН СССР, Институт востоковедения, 1967. - 235 с.
6. Лунь Юй / пер. с кит. Л. С. Переломов. - М.: Восточная литература, 2001. - 168 с.
7. Шицзин. Книга песен и гимнов / Пер. А. А. Штукина. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1957. - 616 с.
II. Научная литература:
8. Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества / А. Ф. Анисимов. -М.: Наука, 1966.-246 с.
9. Васильев Л. С. История религий востока. Учебное пособие для вузов / Л. С. Васильев. - М.: КДУ, 2004. - 704 с.
10. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2001. - 488 с.
И.Геннеп, А. ван. Религии / Арнольд ван Геннеп ; пер. с англ. И. М. Буринковой. - М. : Восточная литература, 1999. - 783 с.
12. Георгиевский С. М. Мифические воззрения и мифы китайцев (С таблицами китайских иероглифов) / С. М. Георгиевский. - СПб.: Тип. И. Н.
Скороходова, 1963. - 117 с.
13. Груббе В. Духовная культура Китая / В. Груббе; пер. с нем. П .О, Эфруски. - СПб.: Наука, 1984.-236 с.
14. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. - М.: Наука, 1991.-511 с.
15. Золотарев, А. М. Происхождение тотемизма у народов Сибири / А. М. Золотарев. - Лен.: Институт народов севера ЦИК СССР, 1934. - 56 с.
16. Кравцова, М. Е. История культуры Китая / И. Е. Кравцова. - М.: Лань, 1999.-416 с.
17. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Клод Леви-Стросс; пер. с фр. А. Б. Островского. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
18. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А. Е. Лукьянов. - М.: Наука, 2001.-384 с.
19. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия / Б. Малиновский;
пер. с англ. В. И. Дымин. - М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.
20. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л. Г. Морган; пер. с англ. И. В. Носкова. - Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР, 1934.-357 с.
21. Семенов, Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия Скепсис, № 34, Весна 2005. - 71-78 с.
22. Серкина А. А. Символы рабства в Древнем Китае: дешифровка гадательных надписей / А. А. Серкина. - М.: Наука, 1982. - 207 с.
23. Стратанович Г. Г. Народные верования населения Индокитая / Г. Г. Стратанович - М.: Наука, 1978. - 256 с.
24. Стратанович, Г. Г. О ранних верованиях древних китайцев / Г. Г. Стратанович. - М.: КСИНА, 1963. - 47 с.
25. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор; пер. с англ. П. А. Устепина. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
26. Токарев С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев - М.: Республика, 2005. - 543 с.
27. Токарев С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. — М.: Политиздат, 1990.-273 с.
28. Толстов С. П. Родовое общество / С. П. Толстов. -М.: АН СССР, 1951. - 260 с.
29. Фрэзер Дж. Золотая ветвь / Джэймс Фрэзер; перевод с англ. М. К. Рыклина. - М.: Политиздат, 1980. - 603 с.
30. Цзинь Цзэ, Китайские народные верования / Цзинь Цзэ; пер. с кит. Федорова А. К. - М.: Наука, 1990. - 257 с.
31. Чернецов, В. Н. Древняя приморская культура на полуострове Ямал / М.: СЭ, 1935, т. 4-112-117 с.
32. Шэнь Чжен, История китайской философии / Шэнь
Чжэн; пер. с кит. В. С. Таскин. - М.: Наука, 1976. - 453 с.
33. Элиаде М. Трактат по истории религий. / Мирча Элиаде; пер. с фр. А. А. Васильева. - СПб.: Алатейя, 1999. - 394 с.
34. Юань Кэ, Мифы древнего Китая / Юань Кэ; пер. с кит. Е. И. Лубо- Лесниченко, Е. В. Пузицкого, В. Ф. Сорокина. - М.: Наука, 1987. - 496 с.
35. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии / Э. М. Яншина. -М.: Наука, 1984. - 186 с.
III. Словари: справочно-библиографическая литература
36. Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь / И. X. Дворецкий. - М.: Русский язык, 1986. - 783 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ