АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 10
§ 1. Система нормативного правового регулирования антимонопольного контроля в России 10
§2. Правовое положение, функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в области антимонопольного контроля 17
ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
§ 1. Понятие, основания и объекты антимонопольного контроля 24
§2. Процедурный порядок антимонопольного контроля 30
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
§1. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства 37
§2. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 42
ГЛАВА IV. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ 48
§1. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией 48
§2. Антимонопольный контроль за предоставлением государственных или муниципальных преференций 53
§3. Антимонопольный контроль за ценообразованием 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 10
§ 1. Система нормативного правового регулирования антимонопольного контроля в России 10
§2. Правовое положение, функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в области антимонопольного контроля 17
ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
§ 1. Понятие, основания и объекты антимонопольного контроля 24
§2. Процедурный порядок антимонопольного контроля 30
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
§1. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства 37
§2. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 42
ГЛАВА IV. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ 48
§1. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией 48
§2. Антимонопольный контроль за предоставлением государственных или муниципальных преференций 53
§3. Антимонопольный контроль за ценообразованием 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
В условиях продолжающегося финансового кризиса для развития экономической системы любой страны важное значение имеет определение необходимого соотношения чисто рыночных механизмов и государственного регулирования. В настоящее время уже очевидно, что хотя государство и не должно «подминать» под себя всю хозяйственную деятельность, полный его уход из этой сферы также влечет многочисленные негативные последствия.
Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, в российской экономике. К таким компаниям относятся, в том числе унитарные предприятия, а также общества, в которых государство владеет более 25% акций.
Согласно докладу Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год состояния конкурентной среды, уровня конкуренции демонстрируют негативную динамику. Так, за последние три года сократилась доля тех, кто ощущает высокую или очень высокую конкуренцию: если в 2015 году она составляла 53%, то в 2017 году - 48%. При этом за тот же период с 21% до 24,5% выросла доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие.
В условиях отсутствия конкуренции зачастую происходит разрушение действия рыночных механизмов, влекущее усиление противоречия групповых и общественных интересов и ухудшение социально¬экономического развития, что подтверждает тезис об объективной востребованности государственной антимонопольной политики в системе факторов экономического роста.
Согласно докладу Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год по состоянию на 20 апреля 2018 года еще одним фактором, сдерживающим развитие конкуренции, также является значительное количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти. Несмотря на принимаемые Федеральной антимонопольной службой России меры антимонопольного реагирования, количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти снижается незначительно (в 2017 году было возбуждено дел всего на 2% меньше чем в предыдущий период). Так если в 2017 году сохраняется тренд на снижение общего количества возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, то дела, возбужденные в отношении органов власти, продолжают занимать большую долю (35% от общего числа возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства). Наиболее опасным видом нарушения являются антиконкурентные соглашения органов власти с хозяйствующими субъектами, что приводит к крайне опасной форме монополизации товарных рынков и устранению конкуренции, так в 2017 году ФАС России выявлено 239 случаев заключения органами власти ограничивающих конкуренцию соглашений (осуществления согласованных действий) (в 2016 году — 238).
Полномочиями по контролю за соблюдением конкурентного законодательства в Российской Федерации в той или ной степени наделены многие органы государственной власти, прежде всего, на федеральном уровне. Однако наиболее важное значение в этой сфере имеет деятельность Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Серьезные изменения в этой сфере были сделаны Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, который не только существенно поменял систему организации государственного контроля за экономической концентрацией, но и впервые детально урегулировал порядок проведения федеральными антимонопольными органами контрольных проверок. Все это требует анализа контрольных полномочий в области антимонопольного регулирования и предопределяет актуальность выбранной темы исследования.
Именно поэтому целью данной работы является формирование комплексного представления об антимонопольном контроле
предпринимательской деятельности.
Постановка цели определила возникновение конкретных задач, решение которых и составило содержание данной работы:
1) анализ системы нормативного правового регулирования антимонопольного контроля в России;
2) изучение правового положения, функции и полномочий Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в области антимонопольного контроля;
3) рассмотрение понятия, оснований и объектов антимонопольного контроля;
4) изучение процедурного порядка антимонопольного контроля;
5) раскрытие порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;
6) определение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
7) рассмотрение антимонопольного контроля за экономической концентрацией;
8) изучение антимонопольного контроля за предоставлением государственных или муниципальных преференций;
9) анализ антимонопольного контроля за ценообразованием.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Предметом исследования являются доктринальные положения теории права в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, нормативные правовые акты и правоприменительная, в том числе судебная практика в указанной сфере.
Степень научной разработанности темы характеризуется
определенным количеством научных трудов по ней, имеющих важное методологическое значение. Данный вопрос рассматривался в работах таких авторов как: Белаш Т.В., Городов O.A., Даурова Т. Г., Гаврилов Д.А., Пузыревский С.А. и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания. Общенаучный диалектический метод дал возможность рассмотреть контрольные полномочия Федеральной антимонопольной службы с точки зрения вариативности их регулирования; обосновать необходимость обеспечения баланса интересов контролирующих органов и подконтрольных субъектов. Методы формальной логики: описание, сравнение, классификация, анализ и синтез, а также другие - позволили охарактеризовать существующие контрольные полномочий Федеральной антимонопольной службы с позиции их конкретного нормативного содержания. Сравнительный метод использовался в работе при сопоставлении различных способов проведения проверок органами Федеральной антимонопольной службы. Применение указанных методов позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции, сделать, обобщения и выводы.
Теоретическая основа исследования представлена современными достижениями науки предпринимательского права. Кроме того, в работе использованы результаты исследований в области общей теории права, конституционного права, гражданского права, иных отраслей российского права. Нормативную базу исследования составили законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, практика российских судебных органов и органов власти, специальная литература по теме исследования.
Положения диссертационного исследования нашли свое отражение в четырех научных публикациях, которые докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях. Отдельные положения работы были представлены на: Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 2016 г.), Научно-практической конференции «Современные проблемы науки и пути их решения» (г. Уфа,
2016 г.), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «IX Камские чтения»(г. Набережные Челны,
2017 г.), XXXVII Международная научно-практическая конференция: «Actual scientific research 2018» (г. Москва, 2018 г.).
Структура работы состоит из введения, четырех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, в российской экономике. К таким компаниям относятся, в том числе унитарные предприятия, а также общества, в которых государство владеет более 25% акций.
Согласно докладу Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год состояния конкурентной среды, уровня конкуренции демонстрируют негативную динамику. Так, за последние три года сократилась доля тех, кто ощущает высокую или очень высокую конкуренцию: если в 2015 году она составляла 53%, то в 2017 году - 48%. При этом за тот же период с 21% до 24,5% выросла доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие.
В условиях отсутствия конкуренции зачастую происходит разрушение действия рыночных механизмов, влекущее усиление противоречия групповых и общественных интересов и ухудшение социально¬экономического развития, что подтверждает тезис об объективной востребованности государственной антимонопольной политики в системе факторов экономического роста.
Согласно докладу Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год по состоянию на 20 апреля 2018 года еще одним фактором, сдерживающим развитие конкуренции, также является значительное количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти. Несмотря на принимаемые Федеральной антимонопольной службой России меры антимонопольного реагирования, количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти снижается незначительно (в 2017 году было возбуждено дел всего на 2% меньше чем в предыдущий период). Так если в 2017 году сохраняется тренд на снижение общего количества возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, то дела, возбужденные в отношении органов власти, продолжают занимать большую долю (35% от общего числа возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства). Наиболее опасным видом нарушения являются антиконкурентные соглашения органов власти с хозяйствующими субъектами, что приводит к крайне опасной форме монополизации товарных рынков и устранению конкуренции, так в 2017 году ФАС России выявлено 239 случаев заключения органами власти ограничивающих конкуренцию соглашений (осуществления согласованных действий) (в 2016 году — 238).
Полномочиями по контролю за соблюдением конкурентного законодательства в Российской Федерации в той или ной степени наделены многие органы государственной власти, прежде всего, на федеральном уровне. Однако наиболее важное значение в этой сфере имеет деятельность Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Серьезные изменения в этой сфере были сделаны Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, который не только существенно поменял систему организации государственного контроля за экономической концентрацией, но и впервые детально урегулировал порядок проведения федеральными антимонопольными органами контрольных проверок. Все это требует анализа контрольных полномочий в области антимонопольного регулирования и предопределяет актуальность выбранной темы исследования.
Именно поэтому целью данной работы является формирование комплексного представления об антимонопольном контроле
предпринимательской деятельности.
Постановка цели определила возникновение конкретных задач, решение которых и составило содержание данной работы:
1) анализ системы нормативного правового регулирования антимонопольного контроля в России;
2) изучение правового положения, функции и полномочий Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в области антимонопольного контроля;
3) рассмотрение понятия, оснований и объектов антимонопольного контроля;
4) изучение процедурного порядка антимонопольного контроля;
5) раскрытие порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;
6) определение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
7) рассмотрение антимонопольного контроля за экономической концентрацией;
8) изучение антимонопольного контроля за предоставлением государственных или муниципальных преференций;
9) анализ антимонопольного контроля за ценообразованием.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Предметом исследования являются доктринальные положения теории права в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, нормативные правовые акты и правоприменительная, в том числе судебная практика в указанной сфере.
Степень научной разработанности темы характеризуется
определенным количеством научных трудов по ней, имеющих важное методологическое значение. Данный вопрос рассматривался в работах таких авторов как: Белаш Т.В., Городов O.A., Даурова Т. Г., Гаврилов Д.А., Пузыревский С.А. и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания. Общенаучный диалектический метод дал возможность рассмотреть контрольные полномочия Федеральной антимонопольной службы с точки зрения вариативности их регулирования; обосновать необходимость обеспечения баланса интересов контролирующих органов и подконтрольных субъектов. Методы формальной логики: описание, сравнение, классификация, анализ и синтез, а также другие - позволили охарактеризовать существующие контрольные полномочий Федеральной антимонопольной службы с позиции их конкретного нормативного содержания. Сравнительный метод использовался в работе при сопоставлении различных способов проведения проверок органами Федеральной антимонопольной службы. Применение указанных методов позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции, сделать, обобщения и выводы.
Теоретическая основа исследования представлена современными достижениями науки предпринимательского права. Кроме того, в работе использованы результаты исследований в области общей теории права, конституционного права, гражданского права, иных отраслей российского права. Нормативную базу исследования составили законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, практика российских судебных органов и органов власти, специальная литература по теме исследования.
Положения диссертационного исследования нашли свое отражение в четырех научных публикациях, которые докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях. Отдельные положения работы были представлены на: Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 2016 г.), Научно-практической конференции «Современные проблемы науки и пути их решения» (г. Уфа,
2016 г.), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «IX Камские чтения»(г. Набережные Челны,
2017 г.), XXXVII Международная научно-практическая конференция: «Actual scientific research 2018» (г. Москва, 2018 г.).
Структура работы состоит из введения, четырех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Проведенный в настоящей работе анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения, возникающие в сфере реализации полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, изучение литературы, обобщение судебной практики позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующему.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Однако на данный момент происходит перевес в пользу карательных функций уполномоченных органов исполнительной власти в области осуществления функций по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. На наш взгляд, антимонопольный контроль - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, по проверке и всесторонней оценке деятельности субъектов монополистической деятельности, с правом оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к ответственности. Законодателю необходимо закрепить понятие антимонопольного контроля в нормативно-правовых актах.
Для преодоления системных и частных проблем процедурного регулирования, очевидно, необходимы изменения в правовом регулировании. При этом законодательство должно иметь не рамочный характер, не только устанавливать основные начала и унифицированные понятия, что сегодня само по себе крайне необходимо, но также и содержательно регулировать процедурные вопросы деятельности публичных субъектов.
Ответственность в настоящее время выступает в современном государстве важнейшим средством для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов. Однако, меры ответственности, предусмотренные за нарушения антимонопольного законодательства, нуждаются в определенном совершенствовании. Необходимо усовершенствовать инструменты воздействия на хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы это способствовало уменьшению числа лиц, нарушающих антимонопольное законодательство, и, в конечном счете, привело к большему уровню соблюдения конкуренции на товарных и финансовых рынках. Одним из таких инструментов является антимонопольный комплаенс, он представляет собой особую форму внутренней антимонопольной политики
хозяйствующего субъекта, предполагающую наличие системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Для этого необходимы опытные сотрудники, знающие особенности той сферы, в которой им предстоит работать, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики, а также способные проводить антимонопольную экспертизу, давать верную правовую оценку фактам. Для этого требуется подготовка квалифицированных кадров в сфере антимонопольного комплаенса, вузы могут разработать и проводить курсы повышения квалификации и переподготовки при участии антимонопольных органов.
В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных преференций, а также контроля за их предоставлением и использованием ФАС России необходимо заменить согласительную процедуру на уведомительную, а также разместить на сайтах органов власти информацию о предоставленных преференциях и введении обязательной процедуры отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования преференций. Это позволит, с одной стороны, упростить процедуру получения преференций, с другой - сделать ее максимально прозрачной и гласной.
Очевидно, что в сфере тарифного регулирования крайне необходима законодательная ревизия, направленная на формулирование базовых принципов регулирования деятельности в сферах естественных монополий в Федеральном законе «О защите конкуренции». Принятие указанных законодательных новелл создаст правовую базу реализации единых основ ценовой политики, систематизирует и унифицирует тарифное регулирование, на основании которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы государственного регулирования цен (тарифов), стимулирование развития инфраструктурных отраслей и отвечающая целям экономического роста российского государства структурная перестройка неэффективных в настоящее время рынков естественных монополий.
В заключение, хотелось бы отметить, что поправки к антимонопольному законодательству были довольно успешны, однако антимонопольное законодательство, по-прежнему, требует принятия новых поправок, регулирующих вышесказанные вопросы и проблемы. В связи с неточностью формулировок некоторых положений действующего законодательства антимонопольные органы очень загружены огромным количеством ходатайств и уведомлений, что на практике может не требоваться, во-первых, и, во-вторых, нерационально ограничивать свободу предпринимательства в некоторых случаях. Также, факторами, осложняющими антимонопольный контроль экономической концентрации, служат громоздкость архитектуры акционерных связей и широкое распространение неимущественных инструментов установления контроля над предприятиями. Несмотря на динамичное развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации, положительно оцениваемое как российскими, так и зарубежными экспертами, а также значительное повышение результативности деятельности антимонопольных органов России, необходимо существенное повышение качества реализации мер по защите конкуренции.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Однако на данный момент происходит перевес в пользу карательных функций уполномоченных органов исполнительной власти в области осуществления функций по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. На наш взгляд, антимонопольный контроль - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, по проверке и всесторонней оценке деятельности субъектов монополистической деятельности, с правом оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к ответственности. Законодателю необходимо закрепить понятие антимонопольного контроля в нормативно-правовых актах.
Для преодоления системных и частных проблем процедурного регулирования, очевидно, необходимы изменения в правовом регулировании. При этом законодательство должно иметь не рамочный характер, не только устанавливать основные начала и унифицированные понятия, что сегодня само по себе крайне необходимо, но также и содержательно регулировать процедурные вопросы деятельности публичных субъектов.
Ответственность в настоящее время выступает в современном государстве важнейшим средством для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов. Однако, меры ответственности, предусмотренные за нарушения антимонопольного законодательства, нуждаются в определенном совершенствовании. Необходимо усовершенствовать инструменты воздействия на хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы это способствовало уменьшению числа лиц, нарушающих антимонопольное законодательство, и, в конечном счете, привело к большему уровню соблюдения конкуренции на товарных и финансовых рынках. Одним из таких инструментов является антимонопольный комплаенс, он представляет собой особую форму внутренней антимонопольной политики
хозяйствующего субъекта, предполагающую наличие системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Для этого необходимы опытные сотрудники, знающие особенности той сферы, в которой им предстоит работать, законодательства, судебной и иной правоприменительной практики, а также способные проводить антимонопольную экспертизу, давать верную правовую оценку фактам. Для этого требуется подготовка квалифицированных кадров в сфере антимонопольного комплаенса, вузы могут разработать и проводить курсы повышения квалификации и переподготовки при участии антимонопольных органов.
В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных преференций, а также контроля за их предоставлением и использованием ФАС России необходимо заменить согласительную процедуру на уведомительную, а также разместить на сайтах органов власти информацию о предоставленных преференциях и введении обязательной процедуры отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования преференций. Это позволит, с одной стороны, упростить процедуру получения преференций, с другой - сделать ее максимально прозрачной и гласной.
Очевидно, что в сфере тарифного регулирования крайне необходима законодательная ревизия, направленная на формулирование базовых принципов регулирования деятельности в сферах естественных монополий в Федеральном законе «О защите конкуренции». Принятие указанных законодательных новелл создаст правовую базу реализации единых основ ценовой политики, систематизирует и унифицирует тарифное регулирование, на основании которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы государственного регулирования цен (тарифов), стимулирование развития инфраструктурных отраслей и отвечающая целям экономического роста российского государства структурная перестройка неэффективных в настоящее время рынков естественных монополий.
В заключение, хотелось бы отметить, что поправки к антимонопольному законодательству были довольно успешны, однако антимонопольное законодательство, по-прежнему, требует принятия новых поправок, регулирующих вышесказанные вопросы и проблемы. В связи с неточностью формулировок некоторых положений действующего законодательства антимонопольные органы очень загружены огромным количеством ходатайств и уведомлений, что на практике может не требоваться, во-первых, и, во-вторых, нерационально ограничивать свободу предпринимательства в некоторых случаях. Также, факторами, осложняющими антимонопольный контроль экономической концентрации, служат громоздкость архитектуры акционерных связей и широкое распространение неимущественных инструментов установления контроля над предприятиями. Несмотря на динамичное развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации, положительно оцениваемое как российскими, так и зарубежными экспертами, а также значительное повышение результативности деятельности антимонопольных органов России, необходимо существенное повышение качества реализации мер по защите конкуренции.
Подобные работы
- АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ КООРДИНАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности - гражданско-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Российское антимонопольное законодательство как государственный регулятор предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Разрешительные процедуры в предпринимательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Диспозитивные и директивные методы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Особенности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики: теоретико-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021



