Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация семейно-брачных отношений в условиях модернизации китайского общества

Работа №50864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Культ семьи и брака в Древнем и Средневековом Китае.
1.1. Традиции воспитания в Древнем и Средневековом Китае и влияние
конфуцианских учений на институт семьи и брака 7
1.2. Свадебные обряды в Древнем и Средневековом Китае 19
Глава 2. Институт семьи и брака в процессе модернизации и глобализации (1949 до 2000).
2.1. Законы о браке и реформированная система государственного
регулирования семейно-брачных отношений 40
2.2. Регистрация браков и свадебные церемонии в пореформенном Китае 47
2.3. Демографическая политика «Одна семья - один ребёнок» и её влияние на
институт семьи 52
2.4. Трансформация семейно-брачных отношений 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы

На сегодняшний день Китай является самой густонаселённой страной мира с динамично развивающейся сферой экономики. Насыщенная история, богатое культурное и философское наследие Поднебесной вызывает огромный интерес специалистов, историков и учёных со всего мира. Путь развития китайского общества представляет собой некое переплетение традиционных наследий и новаций одновременно, что говорит о специфике и отличии Китая от Запада.
Издавна основой функционирования китайского общества считалась семья, а важнейшим регулятором семейных отношений выступал конфуцианский культ предков и нормы «Сяо» (сыновья почтительность). Конфуций считал семью управляющей ячейкой всего общества, ставя важность и роль семьи на одну параллель с государством. В подтверждение можно привести в пример знаменитое высказывание Конфуция о том, что «Государство — это большая семья, а семья - малое государство». Мощь государства, его стабильность и процветание находятся в прямой зависимости от происходящего внутри каждого маленького государства, т.е. семьи. Нормы конфуцианской морали считались основой и базой как в отношениях между членами семьи, так и в отношениях между государем и чиновничьим аппаратом. Именно поэтому домашнему воспитанию, подготовке с раннего возраста к браку, а позже женитьбе придавали колоссальное значение. Данные установки существовали на протяжении более, чем двух тысячелетий.
Во второй половине XX века китайское общество оказалось вовлечено в процессы социальной модернизации и глобализации, взаимодействуя с семейной школой традиционного Китая. С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году изменилась социально-экономическая политика страны, которая была направлена на внедрение рыночной экономики и модернизации. Данные процессы изменили социальную структуру китайского общества, стали следствием переоценки традиционных семейных ценностей, устоявшихся норм, привели к смене ориентиров. Так, перемены произошли и в принципах формирования семьи, и в её структуре. Частная жизнь и личные интересы индивида, направленность на саморазвитие стали превалировать над абсолютными семейными ценностями.
В нашей работе мы будем рассматривать трансформацию семейно-брачных отношений, проведём сравнительный анализ института семьи в Древности и Средневековье с современным. Приведём несколько причин, по которым наша тема является актуальной на сегодняшний день.
Во-первых, институт семьи оказывает непосредственное влияние на ход и закономерность исторического развития общества, а исследование института семьи позволяет раскрыть закономерность формирования и передачи культурных и семейных ценностей, определить социальное поведение общества, тенденции и перспективы его развития. Ускорение социально-экономического и социально- политического развития общества выявляют важное значение института семьи и брака.
Во-вторых, специфика китайской традиционной семейной организации оказала большое влияние на политические и экономические преобразования, проходившие в КНР. Так, патриархальный уклад в китайской семье, традиционная направленность на многодетность, сыновья почтительность выступили неким тормозом в ходе проведения социально-экономических реформ.
В-третьих, изменения, произошедшие в институте семьи и брака китайцев в период открытости и реформ, до сих пор недостаточно изучены отечественными синологами.
В-четвёртых, сегодня в рамках динамичного развития общества, меняются формы организации семейной жизни, снижается степень стабильности, меняются демографические показатели - всё это отражает повышенный интерес к проблематике семьи в современности.
Целью нашей работы является прослеживание тенденции развития и изменения семейно-брачных отношений с момента образования Китайской Народной Республики.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1) Определить сущность, основные функции и формы организации семейно-брачных отношений в Древнем и Средневековом Китае;
2) На основе законодательных актов и государственном регулировании в пореформенный период Китая выявить трансформации, коснувшиеся института семьи и брака;
3) В рамках процессов модернизации и глобализации выделить основные проблемы и угрозы института семьи и брака в Китае.
В ходе исследования нашей работы мы воспользовались следующими источниками и литературой. Одним из наиболее ценных источников, использованных в нашей работе, является Ли цзи — «Записки о благопристойности» / «Книга ритуалов» - один из главных трактатов китайской канонической литературы, приписываемый Конфуцию и его ближайшим ученикам (Цзы Сы, Цзэн-цзы). Он включает в себя более поздние тексты эпохи Хань, входящие в состав конфуцианского «Пятиканония», «Шестиканония», «Девятиканония» и неоконфуцианского «Тринадцатиканония». Другим, не менее важным источником, является Щицзин ’ («Книга песен»). Это один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке и традициях различных регионов древнего Китая. «Книга песен» включена в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин, она содержит 305 народных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI—VI вв. до н. э. и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни. Мы обратились к данным сочинениям, чтобы определить
конфуцианские правила взаимоотношений между людьми в Древнем и Средневековом китайском обществе. Для осуществления наших целей мы также использовали такой источник, как Танский кодекс («Тан люй шу и») - средневековый свод законов и первый правовой памятник Китая.
Во второй главе нашей дипломной работы мы выполнили поставленные задачи путём анализа законов о браке, изданных с момента образования КНР, в этом нам помогли такие источники, как нормативно-правовые акты и законодательства КНР. С помощью них мы смогли увидеть позиции государства в вопросах семьи и брака, оценить масштабы трансформации семейно-брачных отношений.
Благодаря трудам выдающегося отечественного синолога Л. С. Васильева , посвященным культам и традициям Древнего Китая, а также М. Е. Кравцовой3, представившей насыщенный очерк истории культуры Древнего Китая, мы смогли познакомиться со спецификой цивилизации, ценностями и семейно-брачными отношениями китайцев в древности. Также стоит обратить внимание на труд востоковеда П. И. Рысаковой , в котором освещена специфика женского образования в Древнем и Средневековом Китае.
Такие отечественные учёные, как Е. С. Баженова . Я. М. Бергер , О. В. Почагина посвятили свои работы исследованию регулирований семейно¬брачных отношений в Китае, изучению демографической политики ограничения рождаемости и её последствиям.
Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья - одна из самых важных составляющих любого общества на всех этапах исторического развития. Вторая половина XX века в Китае проходила в условиях политики реформ и открытости, что послужило трансформации института семьи и брака, изменению её структуры, организации и функционирования. Кроме того, общемировые тенденции эволюции семейных отношений затронули и Китай.
Изменения, коснувшиеся института семьи нельзя недооценить: произошло ослабление семейно-родственных связей китайцев, стала иной структура внутрисемейных отношений, личные интересы и стремление к саморазвитию оттесняет абсолютные семейные ценности, оставляя место иным ценностям, характерным обществу на данном этапе исторического развития.
Социальная мобильность, модернизация и урбанизация страны позволили китайцам строить карьеру, заниматься образованием, что в некоторой степени изменило приоритеты в отношении заключения браков. В крупных городах, таких, как Пекин и Шанхай, популярным становится строить карьеру не только среди мужчин, но и среди женщин. Образование, карьера, озабоченность обеспечением жилья и будущего вынуждают китайцев откладывать вступление в брак на более поздний срок. Всё это повлекло за собой изменение среднего брачного возраста, рост безбрачия, бездетности, а также увеличение числа разводов. Доминирующим в китайском обществе стал нуклеарный тип семьи.
В традиционных китайских семьях любовь и свобода выбора партнёра считались неприемлемыми и не имеющими значения при вступлении в брак и для функционирования семьи. Когда после образования КНР в 1949 г. пришло время внести изменения в систему семейно-брачных отношений, китайское общество постепенно стало принимать идею заключения брака на основе любви и осознанного выбора супруга. Традиционные модели уступили место посттрадиционным, которым характерен свободный осознанный выбор жизненного пути, курс на реализацию личных интересов и ценностей, и, в частности, свободный выбор брачного партнёра. Безусловно, потребовалось 60
длительное время, чтобы в китайском обществе началось распространение свободных браков, а такие мероприятия, как политика «большого скачка» и «культурная революция» замедляли процесс модернизации семейно-брачных отношений.
Учитывая специфику китайского общества, потребовалось много времени, чтобы жители КНР смогли адаптироваться к новым принципам и особенностям функционирования семьи, смогли перестроиться на новый уклад. В отдалённых районах и деревнях трансформация института семьи идёт в том же направлении, однако изменения происходят значительно медленнее.
Нельзя не упомянуть о том, что изменения коснулись и воспитательной школы китайской семьи, отношений между детьми и родителями. В традиционном Китае существовал культ сыновней почтительности, отношения между отцом и сыном стояли на первом месте. Дети должны были беспрекословно подчиняться родителям, такое поведение являлось неписаным законом в Древнем и Средневековом Китае. Однако проведённая демографическая политика повела за собой появление «маленьких императоров» - китайских избалованных детей в нуклеарных семьях, которым предоставлялось вседозволенность и повышенное внимание родителей. .
Домашнее воспитание и домашнее образование стало иметь меньшее значение в китайских семьях, образовалась тенденция к повышению образованности населения. Стали появляться высшие учебные заведения.
Таким образом, факт трансформации семьи является следствием действия общих социально-экономических факторов развития Китая и постепенного частичного замещения новыми (преимущественно западными) традиционными ценностями. Однако традиционализм, присущий китайскому обществу, не позволяет утверждать о полном отказе от традиций. Следование традиционным устоям продолжает оказывать влияние на развитие китайского общества, что отличает его от других этносов и сохраняет самосознание китайцев. Семья по- прежнему играет очень важную роль во всех слоях населения.
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод о том, что китайская семья всё больше отдаляется от устоявшихся принципов функционирования института семьи и брака, переходя к посттрадиционной модели семейно-брачных отношений. Модернизация, глобализация, а также социально-экономические процессы, проходящие в последние десятилетия в обществе, стали толчком к появлению вышеперечисленных тенденций. С приходом новых ценностей изменяется и роль индивида в обществе, что также нашло своё отражение на институте семьи и брака.



1. Законодательные акты Китайской Народной Республики. Перевод с китайского / под ред. Ковалева Е.Ф. - М.: Иностранная литература, 1952. - 423 с.
2. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. Перевод с китайского / сост.: Егоров К.А.; под ред.: Гудошникова А.М. - М.: Прогресс, 1989. - 504 с.
3. Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики / сост. О. А. Артуров, Л. М. Гудошников под ред. Н. Г. Сударикова . -М.: Иностранная литература, 1955. - 690 с.
4. Конфуций. Беседы и суждения. / Конфуций; под редакцией Р. В. Грищенкова. - СПб.: Кристалл, 1999. - 1120 с.
5. Ли цзи. Записки о ритуале с современным комментарием и переводом / Т. 1. Коммент, и пер. Ван Мэноу.— Тайбэй, 2006. - 433 с.
6. Лю Сян. Жизнеописания знаменитых женщин. / Предисл. И.С. Лисевич; пер. с древнекит. Б. Л. Рифтина. - М.: Бамбуковые страницы, 1994. - 284 с.
7. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и»). Коммент, и пер. В. М. Рыбакова. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 376 с.
8. Шицзин. Книга песен и гимнов. / Пер. А. А. Штукина. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1957. - 616 с.
Научная литература:
9. Баженова Е.С. Китай в демографическом измерении. / Е. С. Баженова. - М.: Наука, 1992. - 143 с.
10. Баженова Е.С. Население Китая. / Е. С. Баженова, А. В. Островский - М.: Мысль, 1991. - 235 с.
11. Бергер Я. М. Социальные процессы в современной китайской деревне. / Я. М. Бергер - М.: Наука, 1988. - 288 с.
12. Ван Дун. Демографическая динамика Китая и его природный и трудовой потенциал / Ван Дун; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-экон, исслед. - М.: Экон, 2001. - 32 с.
13. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. / Л. С. Васильев - М,: Восточная литература, 2001. - 488 с.
14. Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи». И Этика и ритуал в традиционном Китае. / Л. С. Васильев - М.: Наука, 1988. - 432 с.
15. Гельбрас В.Г. Социально-политическая структура КНР. 50-60-е годы. / В. Г. Гельбрас. - М.: Наука, 1980. - 264 с.
16. Гудошников Л.М. Китай после культурной революции: (политическая система, внутриполитическое положение). / Л. М. Гудошников, Б. П. Барахта, В. Г. Карымов. - М..: Мысль, 1979. - 360 с.
17. Гудошников Л.М. Эволюция политической системы И КНР 55 лет: Политика, экономика, культура. / Т. М. Емельянова, Г. А. Степанова - М.: Мысль, 2004 - 113 с.
18. Гулик Ван Р. X. Сексуальная жизнь в Древнем Китае / Р. X. Гулик Ван; пер. с англ. А. М. Кабанова - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 400 с.
19. Казиев 111. М. Повседневная жизнь восточного гарема. / Ш. М. Казиев - М.:
Молодая гвардия, 2006. - 203 с. -
20. Коростовец И. Я. Китайцы и их цивилизация. / И. Я. Коростовец - Смоленск: Русич, 2003. - 496 с.
21. Кравцова М. Е. История культуры Китая. / М. Е. Кравцова - СПб.: Лань, 2003. - 308 с.
22. Малявин В. В. Конфуций. /В.В. Малявин -М.: Молодая гвардия, 1992. - 336 с.
23. Малявин В. В. Человек в культуре раннеимператорского Китая. / В. В. Малявин - М.: 1983. - 266 с.
24. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. / В. В. Малявин - М.: Дизайн, 2000. - 436 с.
25. Милехина Е. В. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. / Е. В. Милехина - М.: Высшее образование, 2002. - 208 с.
26. Переломов Л. С. Конфуций; жизнь, учение, судьба. / Л. С. Переломов - М.:
Наука, 1993.-440 с.
27. Почагина О. В. Семья в Китае: новые формы - иные ценности / О. В. Почагина И Отечественные записки. 2008. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://dcmoscope.ru/ week!y/2009/0373/anaIit06.php свободный. - 29.04.2016
28. Рысакова П. И. Система образования в китайском обществе. / П. И. Рысакова
— СПб.: Алетейя, 2010. - 212 с.
29. Сидихметов В. Я. Китай: страницы прошлого. / В. Я. Сидихметов - Смоленск: Русич, 2000. - 464 с.
30. Сладковский М. И. Китайская Народная Республика в 1980 году: Политика, экономика, идеология. / М. И. Сладковский - М.: Наука, 1986 г. - 367 с.
31. Титаренко М. Л. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 томах. Т. 3: Литература. Язык и письменность. / М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - М.: Восточная литература, 2008. - 876 с.
32. Титаренко М. Л. Китай: цивилизация и реформы. / М. Л. Титаренко - М.: Республика, 1999. - 240 с.
33. Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. / В. Н. Усов - М.: Наталис, 2006.- 479 с.
34. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме. Т. 2. Перев. с кит. В. А. Панасюка . - М.: Художественная литература, 1995. - 880 с.
35. Чжоу Юйвэнь. Чжунго цзяоюй шигао (История китайского образования). / Юйвэнь Чжоу— Тайбэй, 2001. - 373 с.
36. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». / Ю. К. Щуцкий - М.: Наука, 1993.-288 с.
37. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Ф. Энгельс, М.: Издательство политической литературы, 1976. - 174 с.
38. Эйдлин Л. 3. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. / Л. 3. Эйдлин - М.: Художественная литература, 1972. - 925 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ