Изучение быта, обычаев и нравов сословий в России ХV11 века на основе материалов ОГЭ в 7 классе
|
Введение
ГЛАВА I. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНИКЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» ДЛЯ 7 КЛАССА
§1. Структурные компоненты учебного материала по изучению сословного быта, обычаев и нравов сословий в России XVII века
§2. Методы, принципы и методические подходы при изучении сословного быта, обычаев и нравов России XVII века
ГЛАВА II. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ТЕМЫ: «БЫТ, ОРБЫЧАИ И НРАВЫ СОСЛОВИЙ РОССИИ XVII ВЕКА»
§ 1. Основные факты темы: «Быт, обычаи и нравы сословий России в XVII веке»
§ 2. Дифференцированные задания по материалам ОГЭ по теме: «Быт сословий России в XVII веке»
§3. Урок на тему: «Быт, обычаи и нравы сословий России XVII века»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
ГЛАВА I. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНИКЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» ДЛЯ 7 КЛАССА
§1. Структурные компоненты учебного материала по изучению сословного быта, обычаев и нравов сословий в России XVII века
§2. Методы, принципы и методические подходы при изучении сословного быта, обычаев и нравов России XVII века
ГЛАВА II. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ТЕМЫ: «БЫТ, ОРБЫЧАИ И НРАВЫ СОСЛОВИЙ РОССИИ XVII ВЕКА»
§ 1. Основные факты темы: «Быт, обычаи и нравы сословий России в XVII веке»
§ 2. Дифференцированные задания по материалам ОГЭ по теме: «Быт сословий России в XVII веке»
§3. Урок на тему: «Быт, обычаи и нравы сословий России XVII века»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется высоким уровнем интереса к повседневности России в XVII веке. Современная история обозначает повседневность, как особу. ценность в культуре, которое оказывает влияние практически на все сферы жизни человека. Изучение повседневности в методологии дает огромные плоды для изучения других гуманитарных предметов. Данный материал часто используется в философских учениях, и различные научных исследованиях, авторы данных трудов обращаются к различным сферам жизни человека, и каждый их них дает определенную трактовку и оценку к повседневности жизни.
Важность данной темы обозначена тем, что в современном мире споры о месте России в мировой истории и в мире в целом, о ее путях развития приобретает очень важное значение в ознакомлении с культурным и историческим прошлым страны. Критическое понимание прошлого помогает рассмотреть и изучить проблемы настоящего и избежать их в будущем. Именно поэтому следует изучить какой именно была культура повседневности в начальном периоде формирования России под эгидой новой династии Романовых
Сама жизнь направляет к коренному пересмотру самого расклада содержания школьного курса истории. Школьный курс изучения истории должен быть скомпонован и преобразован таким образом, чтобы активизировать мыслительную работу обучающихся, а еще нацелить их на решение конкретных задач.
Реалии настоящего времени также требуют воспитания патриотизма у наших детей. Большую роль в этом играют уроки истории. «На первый план вышли проблемы гражданственности и национальной идентичности. Очевидно, что без изменений в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись. Интеллектуалы понимают: страна становится наиболее неуправляемой.
Как дисциплина «История», в настоящее время отходит от традиционного формационного подхода к историческому развитию, рассматривая историческое развитие скорее, как переплетение цивилизационных процессов и причинно-следственных связей. Это своевременно и актуально, т.к.поиск общечеловеческих ценностей сегодня нужно искать именно у истоков мировых цивилизаций, изучая в системе историко-культурные процессы.
В нашей работе «Изучение быта, обычаев и нравов в России в XVII веке» будет рассматриваться на базе изучения истории в 7 классе.
Актуальность данной темы заключается в том, что XVII век для России - время становления быта, обычаев и нравов, в целом культуры сословий. В сословной структуре в связи с этим, проявились пережитки удельных времен. Так, присутствие множества уровней в политической элите общества XVII века явилось прямым наследием феодальной раздробленности. Общество XVII века характеризовалось сословностью, когда каждый человек по положению находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности, определяющей его род деятельности, круг и способ взаимоотношений, диктующей особый кодекс поведение и тип одежды, которую человек должен носить.
Обзор методической литературы. Исследовательские труды, использованные в ВКР, можно разделить на три группы: 1) источник и по общей теории повседневной культуры, 2) исторические трактаты и статьи по повседневности, 3) исследования основанные на анализировании источников зарубежной литературы. Стоит отметить, что в течении длительного времени исторические исследования повседневности основывались только на описании быта и нравов. Наиболее известными трудами по данной теме можно считать: Н.И. Костомаров, Н.Е. Волков, A.A. Терещенко, И.Е. Забелин1, данные авторы дают лишь описание русского быта, без глубокого анализа. Это же относится и к трудам повседневности - Э.Фукса .
Изучению данной темы посвящены множество работ, как совестских, так и российских историков, так как данная тема является актуальной и в нынешнее время. Проблематику понимания и изучении быта, нравов им обычаев России в XVII веке затрагивали многие исследователи культуры этого периода.
Данной проблеме посвящено большое количество литературы советского и российского периода, поэтому тема сохраняет свою актуальность и сегодня. Обозначенные проблемы в той или иной мере затрагивались большинством исследователей, обращавшихся к искусству и культуре XVII в.
Труды по истории архитектуры XVII столетия, касающиеся указанной проблематики, принадлежат О.И. Брайцевой , В.П. Выголову ; Ф.Ф. Горностаеву , М.А. Ильину , М.В. Красовскому , А.И. Некрасову , А.М. Павлинову , Н.В. Султанову , А.А.Тицу11, А.Г. Чинякову , в настоящее время в этой области работают И.А. Бондаренко1, С.С. Попадюк , Вл.В. Седов , Ю.В. Тарабарина и др.
Иконопись, живопись и графика XVIIB. стали предметом исследований В.Г. Брюсовой , И.Э. Грабаря , В.П. Голикова , Т.Е. Казакевич , Б.В. Михайловского и Б.И. Пуришева, Н.Е. Мневой .
По общей проблеме культуры и повседневности России в XVII веке нашли свое отражение в малочисленных трудах историков. Основным трудом для изучения этой проблематики можно обозначит работы А.М. Панченко11 и М.Б. Плюхановой , Б.А. Успенского , именно в этих трудах освещаются разные темы и аспекты повседневности.
Но практически единственнолй работой, посвященной культуре повседневности XVII века является монография Л.А. Черной «Русская культура переходного периода от средневековья к Новому времени» 1, в данной монографии использован философско-антропологический подход для изучения идеологии человека.
При обзоре методической литературы можно включить такие работы по методике преподавания Студеникина М.Т., Коротковой М.В ., в данных материалах дается методы преподавания истории, посвящен основным вопросам подготовки к преподаванию истории в школе.
Характеристика источников. В нашей работе были использованы две группы источников. Первая группа - это законодательные акты в отношении российской системы образования, а именно ФГОС основного общего образования , ФГОС среднего общего образования , , Историко-культурный стандарт , учебник Данилова А.А. История России. XVII- XVIII века .
Вторая группа - это воспоминания, очерки , мемуары , которые описывают быт и нравы России XVII века. В данных источниках дается описание быта сословий, каждый источник описывает то или иное сословие, дается характеристика каждому.
Так же была использована разроаботка урока истории на тему: «Быт сословий России XVII века», апробированная в ходе практики. В данном проекте были использованы материалы ОГЭ, которые затрагивают тему дипломной работы.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс обучения истории России в 7 классе.
Предметом исследования является разработка урока на тему: « Быт, обычаи и нравы сословий России XVII века».
Целю данного исследования является проведение урока на тему изучения быта сословий России XVII века, с использованием материалов ОГЭ. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структурные компоненты учебного материала по изучению сословного быта, обычаев и нравов сословий в России XVII века.
2. Описать основную проблематику методологической базы по теме.
3. выделить особенности проведения урока, затрагивающего тему истории быта отдельных сословий России в XVII веке на материалах ОГЭ.
Методологические основы исследования. В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; изучение инновационного опыта работы учителей.
Данные методы исследования дали возможность изучить психолого - педагогическую направленность класса, выяснить и изучить место данной темы в системе знаний учеников.
Инновационный опыт учителей помог составить структуру урока, учитывая возможные ошибки и рекомедации.
Гипотеза исследования. Попытка использования на уроке методологической базы ОГЭ в изучении быта сословий России в XVII веке для 7 класса для достижения хороших результатов в решении ОГЭ . Данный прием позволяет школьникам среднего звена изучать материалы ОГЭ в
начальных этапах.
Практическая значимость работы заключается в том, что при изучении материала можно вывести закономерности и ошибки в изучении культуры России XVII века,.
Данную работу можно использовать для дальнейшего преподавания истории быта сословий России XVII века. Проводить на основе данной работы и другие уроки по истории, основываясь на использовании материалов ОГЭ со среднего звена.
Структура работы: работа состоит из введения, глав (параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.
Важность данной темы обозначена тем, что в современном мире споры о месте России в мировой истории и в мире в целом, о ее путях развития приобретает очень важное значение в ознакомлении с культурным и историческим прошлым страны. Критическое понимание прошлого помогает рассмотреть и изучить проблемы настоящего и избежать их в будущем. Именно поэтому следует изучить какой именно была культура повседневности в начальном периоде формирования России под эгидой новой династии Романовых
Сама жизнь направляет к коренному пересмотру самого расклада содержания школьного курса истории. Школьный курс изучения истории должен быть скомпонован и преобразован таким образом, чтобы активизировать мыслительную работу обучающихся, а еще нацелить их на решение конкретных задач.
Реалии настоящего времени также требуют воспитания патриотизма у наших детей. Большую роль в этом играют уроки истории. «На первый план вышли проблемы гражданственности и национальной идентичности. Очевидно, что без изменений в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись. Интеллектуалы понимают: страна становится наиболее неуправляемой.
Как дисциплина «История», в настоящее время отходит от традиционного формационного подхода к историческому развитию, рассматривая историческое развитие скорее, как переплетение цивилизационных процессов и причинно-следственных связей. Это своевременно и актуально, т.к.поиск общечеловеческих ценностей сегодня нужно искать именно у истоков мировых цивилизаций, изучая в системе историко-культурные процессы.
В нашей работе «Изучение быта, обычаев и нравов в России в XVII веке» будет рассматриваться на базе изучения истории в 7 классе.
Актуальность данной темы заключается в том, что XVII век для России - время становления быта, обычаев и нравов, в целом культуры сословий. В сословной структуре в связи с этим, проявились пережитки удельных времен. Так, присутствие множества уровней в политической элите общества XVII века явилось прямым наследием феодальной раздробленности. Общество XVII века характеризовалось сословностью, когда каждый человек по положению находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности, определяющей его род деятельности, круг и способ взаимоотношений, диктующей особый кодекс поведение и тип одежды, которую человек должен носить.
Обзор методической литературы. Исследовательские труды, использованные в ВКР, можно разделить на три группы: 1) источник и по общей теории повседневной культуры, 2) исторические трактаты и статьи по повседневности, 3) исследования основанные на анализировании источников зарубежной литературы. Стоит отметить, что в течении длительного времени исторические исследования повседневности основывались только на описании быта и нравов. Наиболее известными трудами по данной теме можно считать: Н.И. Костомаров, Н.Е. Волков, A.A. Терещенко, И.Е. Забелин1, данные авторы дают лишь описание русского быта, без глубокого анализа. Это же относится и к трудам повседневности - Э.Фукса .
Изучению данной темы посвящены множество работ, как совестских, так и российских историков, так как данная тема является актуальной и в нынешнее время. Проблематику понимания и изучении быта, нравов им обычаев России в XVII веке затрагивали многие исследователи культуры этого периода.
Данной проблеме посвящено большое количество литературы советского и российского периода, поэтому тема сохраняет свою актуальность и сегодня. Обозначенные проблемы в той или иной мере затрагивались большинством исследователей, обращавшихся к искусству и культуре XVII в.
Труды по истории архитектуры XVII столетия, касающиеся указанной проблематики, принадлежат О.И. Брайцевой , В.П. Выголову ; Ф.Ф. Горностаеву , М.А. Ильину , М.В. Красовскому , А.И. Некрасову , А.М. Павлинову , Н.В. Султанову , А.А.Тицу11, А.Г. Чинякову , в настоящее время в этой области работают И.А. Бондаренко1, С.С. Попадюк , Вл.В. Седов , Ю.В. Тарабарина и др.
Иконопись, живопись и графика XVIIB. стали предметом исследований В.Г. Брюсовой , И.Э. Грабаря , В.П. Голикова , Т.Е. Казакевич , Б.В. Михайловского и Б.И. Пуришева, Н.Е. Мневой .
По общей проблеме культуры и повседневности России в XVII веке нашли свое отражение в малочисленных трудах историков. Основным трудом для изучения этой проблематики можно обозначит работы А.М. Панченко11 и М.Б. Плюхановой , Б.А. Успенского , именно в этих трудах освещаются разные темы и аспекты повседневности.
Но практически единственнолй работой, посвященной культуре повседневности XVII века является монография Л.А. Черной «Русская культура переходного периода от средневековья к Новому времени» 1, в данной монографии использован философско-антропологический подход для изучения идеологии человека.
При обзоре методической литературы можно включить такие работы по методике преподавания Студеникина М.Т., Коротковой М.В ., в данных материалах дается методы преподавания истории, посвящен основным вопросам подготовки к преподаванию истории в школе.
Характеристика источников. В нашей работе были использованы две группы источников. Первая группа - это законодательные акты в отношении российской системы образования, а именно ФГОС основного общего образования , ФГОС среднего общего образования , , Историко-культурный стандарт , учебник Данилова А.А. История России. XVII- XVIII века .
Вторая группа - это воспоминания, очерки , мемуары , которые описывают быт и нравы России XVII века. В данных источниках дается описание быта сословий, каждый источник описывает то или иное сословие, дается характеристика каждому.
Так же была использована разроаботка урока истории на тему: «Быт сословий России XVII века», апробированная в ходе практики. В данном проекте были использованы материалы ОГЭ, которые затрагивают тему дипломной работы.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс обучения истории России в 7 классе.
Предметом исследования является разработка урока на тему: « Быт, обычаи и нравы сословий России XVII века».
Целю данного исследования является проведение урока на тему изучения быта сословий России XVII века, с использованием материалов ОГЭ. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структурные компоненты учебного материала по изучению сословного быта, обычаев и нравов сословий в России XVII века.
2. Описать основную проблематику методологической базы по теме.
3. выделить особенности проведения урока, затрагивающего тему истории быта отдельных сословий России в XVII веке на материалах ОГЭ.
Методологические основы исследования. В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; изучение инновационного опыта работы учителей.
Данные методы исследования дали возможность изучить психолого - педагогическую направленность класса, выяснить и изучить место данной темы в системе знаний учеников.
Инновационный опыт учителей помог составить структуру урока, учитывая возможные ошибки и рекомедации.
Гипотеза исследования. Попытка использования на уроке методологической базы ОГЭ в изучении быта сословий России в XVII веке для 7 класса для достижения хороших результатов в решении ОГЭ . Данный прием позволяет школьникам среднего звена изучать материалы ОГЭ в
начальных этапах.
Практическая значимость работы заключается в том, что при изучении материала можно вывести закономерности и ошибки в изучении культуры России XVII века,.
Данную работу можно использовать для дальнейшего преподавания истории быта сословий России XVII века. Проводить на основе данной работы и другие уроки по истории, основываясь на использовании материалов ОГЭ со среднего звена.
Структура работы: работа состоит из введения, глав (параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.
Исследования новой методики подачи информации при подготовке к
ОГЭ показало, что выше описанная деятельность учителя имеет ряд преимуществ. Так, учитель, используя традиционные методы и принципы преподавания, но уже основываясь на материалах ОГЭ предыдущих работ, может охватить те знания по определенной теме, которые является неотъемлемой частью изучения истории России.
Перед нами была поставлена цель - проведение урока на тему изучения быта сословий России XVII века с использованием материалов ОГЭ. И что бы достичь данную цель были определены задачи работы. Нами были изучены структурные компоненты учебника и материала по данной теме в частности, так же, была рассмотрена проблематика методологической базы по теме, а так же проведен урок затрагивающего тему истории быта отдельных сословий России в XVII веке на материалах ОГЭ.
Учитель же подводя итог после каждого выступления показывал именно тот материал, который больше всего используется в создании КИМов по ОГЭ и ЕГЭ по истории России.
Нами были выделены определенные отрывки из материалов ОГЭ и сопоставление с материалом учебника. Стоить отметить, что больше половины информации в учебнике соответствовало требованиям ОГЭ.
Так же, нами было проведена контрольная работа, по которым были даны задания составленные по данной тематике из материалов ОГЭ. Данные контрольные работы были даны в конце урока двум группам.
Подводя итог по данным работам, можно отметить, что коэффициент выполнения заданий ОГЭ на оценку «хорошо» было практически у всего класса. Поэтому ранее поставленная гипотеза исследования, которая заключалась в попытке использования на уроке методологической базы ОГЭ в изучении быта сословий России в XVII веке для 7 класса для достижения хороших результатов в решении ОГЭ прошла успешна . Данная методика
позволяет школьникам среднего звена изучать материалы ОГЭ в начальных
этапах.
Что дает возможность сказать, что изучение тем, основываясь не только на учебном материале, но и на материалах экзаменационных работ, показало высокие результаты выполнения заданий Основного Государственного Экзамена.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи работы были нами решены, а ее цель - достигнута.
ОГЭ показало, что выше описанная деятельность учителя имеет ряд преимуществ. Так, учитель, используя традиционные методы и принципы преподавания, но уже основываясь на материалах ОГЭ предыдущих работ, может охватить те знания по определенной теме, которые является неотъемлемой частью изучения истории России.
Перед нами была поставлена цель - проведение урока на тему изучения быта сословий России XVII века с использованием материалов ОГЭ. И что бы достичь данную цель были определены задачи работы. Нами были изучены структурные компоненты учебника и материала по данной теме в частности, так же, была рассмотрена проблематика методологической базы по теме, а так же проведен урок затрагивающего тему истории быта отдельных сословий России в XVII веке на материалах ОГЭ.
Учитель же подводя итог после каждого выступления показывал именно тот материал, который больше всего используется в создании КИМов по ОГЭ и ЕГЭ по истории России.
Нами были выделены определенные отрывки из материалов ОГЭ и сопоставление с материалом учебника. Стоить отметить, что больше половины информации в учебнике соответствовало требованиям ОГЭ.
Так же, нами было проведена контрольная работа, по которым были даны задания составленные по данной тематике из материалов ОГЭ. Данные контрольные работы были даны в конце урока двум группам.
Подводя итог по данным работам, можно отметить, что коэффициент выполнения заданий ОГЭ на оценку «хорошо» было практически у всего класса. Поэтому ранее поставленная гипотеза исследования, которая заключалась в попытке использования на уроке методологической базы ОГЭ в изучении быта сословий России в XVII веке для 7 класса для достижения хороших результатов в решении ОГЭ прошла успешна . Данная методика
позволяет школьникам среднего звена изучать материалы ОГЭ в начальных
этапах.
Что дает возможность сказать, что изучение тем, основываясь не только на учебном материале, но и на материалах экзаменационных работ, показало высокие результаты выполнения заданий Основного Государственного Экзамена.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи работы были нами решены, а ее цель - достигнута.



