Введение
ГЛАВА I. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНИКЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» ДЛЯ 7 КЛАССА
§1. Структурные компоненты учебного материала по изучению сословного быта, обычаев и нравов сословий в России XVII века
§2. Методы, принципы и методические подходы при изучении сословного быта, обычаев и нравов России XVII века
ГЛАВА II. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ТЕМЫ: «БЫТ, ОРБЫЧАИ И НРАВЫ СОСЛОВИЙ РОССИИ XVII ВЕКА»
§ 1. Основные факты темы: «Быт, обычаи и нравы сословий России в XVII веке»
§ 2. Дифференцированные задания по материалам ОГЭ по теме: «Быт сословий России в XVII веке»
§3. Урок на тему: «Быт, обычаи и нравы сословий России XVII века»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется высоким уровнем интереса к повседневности России в XVII веке. Современная история обозначает повседневность, как особу. ценность в культуре, которое оказывает влияние практически на все сферы жизни человека. Изучение повседневности в методологии дает огромные плоды для изучения других гуманитарных предметов. Данный материал часто используется в философских учениях, и различные научных исследованиях, авторы данных трудов обращаются к различным сферам жизни человека, и каждый их них дает определенную трактовку и оценку к повседневности жизни.
Важность данной темы обозначена тем, что в современном мире споры о месте России в мировой истории и в мире в целом, о ее путях развития приобретает очень важное значение в ознакомлении с культурным и историческим прошлым страны. Критическое понимание прошлого помогает рассмотреть и изучить проблемы настоящего и избежать их в будущем. Именно поэтому следует изучить какой именно была культура повседневности в начальном периоде формирования России под эгидой новой династии Романовых
Сама жизнь направляет к коренному пересмотру самого расклада содержания школьного курса истории. Школьный курс изучения истории должен быть скомпонован и преобразован таким образом, чтобы активизировать мыслительную работу обучающихся, а еще нацелить их на решение конкретных задач.
Реалии настоящего времени также требуют воспитания патриотизма у наших детей. Большую роль в этом играют уроки истории. «На первый план вышли проблемы гражданственности и национальной идентичности. Очевидно, что без изменений в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись. Интеллектуалы понимают: страна становится наиболее неуправляемой.
Как дисциплина «История», в настоящее время отходит от традиционного формационного подхода к историческому развитию, рассматривая историческое развитие скорее, как переплетение цивилизационных процессов и причинно-следственных связей. Это своевременно и актуально, т.к.поиск общечеловеческих ценностей сегодня нужно искать именно у истоков мировых цивилизаций, изучая в системе историко-культурные процессы.
В нашей работе «Изучение быта, обычаев и нравов в России в XVII веке» будет рассматриваться на базе изучения истории в 7 классе.
Актуальность данной темы заключается в том, что XVII век для России - время становления быта, обычаев и нравов, в целом культуры сословий. В сословной структуре в связи с этим, проявились пережитки удельных времен. Так, присутствие множества уровней в политической элите общества XVII века явилось прямым наследием феодальной раздробленности. Общество XVII века характеризовалось сословностью, когда каждый человек по положению находился в строгой зависимости от своей сословной принадлежности, определяющей его род деятельности, круг и способ взаимоотношений, диктующей особый кодекс поведение и тип одежды, которую человек должен носить.
Обзор методической литературы. Исследовательские труды, использованные в ВКР, можно разделить на три группы: 1) источник и по общей теории повседневной культуры, 2) исторические трактаты и статьи по повседневности, 3) исследования основанные на анализировании источников зарубежной литературы. Стоит отметить, что в течении длительного времени исторические исследования повседневности основывались только на описании быта и нравов. Наиболее известными трудами по данной теме можно считать: Н.И. Костомаров, Н.Е. Волков, A.A. Терещенко, И.Е. Забелин1, данные авторы дают лишь описание русского быта, без глубокого анализа. Это же относится и к трудам повседневности - Э.Фукса .
Изучению данной темы посвящены множество работ, как совестских, так и российских историков, так как данная тема является актуальной и в нынешнее время. Проблематику понимания и изучении быта, нравов им обычаев России в XVII веке затрагивали многие исследователи культуры этого периода.
Данной проблеме посвящено большое количество литературы советского и российского периода, поэтому тема сохраняет свою актуальность и сегодня. Обозначенные проблемы в той или иной мере затрагивались большинством исследователей, обращавшихся к искусству и культуре XVII в.
Труды по истории архитектуры XVII столетия, касающиеся указанной проблематики, принадлежат О.И. Брайцевой , В.П. Выголову ; Ф.Ф. Горностаеву , М.А. Ильину , М.В. Красовскому , А.И. Некрасову , А.М. Павлинову , Н.В. Султанову , А.А.Тицу11, А.Г. Чинякову , в настоящее время в этой области работают И.А. Бондаренко1, С.С. Попадюк , Вл.В. Седов , Ю.В. Тарабарина и др.
Иконопись, живопись и графика XVIIB. стали предметом исследований В.Г. Брюсовой , И.Э. Грабаря , В.П. Голикова , Т.Е. Казакевич , Б.В. Михайловского и Б.И. Пуришева, Н.Е. Мневой .
По общей проблеме культуры и повседневности России в XVII веке нашли свое отражение в малочисленных трудах историков. Основным трудом для изучения этой проблематики можно обозначит работы А.М. Панченко11 и М.Б. Плюхановой , Б.А. Успенского , именно в этих трудах освещаются разные темы и аспекты повседневности.
Но практически единственнолй работой, посвященной культуре повседневности XVII века является монография Л.А. Черной «Русская культура переходного периода от средневековья к Новому времени» 1, в данной монографии использован философско-антропологический подход для изучения идеологии человека.
При обзоре методической литературы можно включить такие работы по методике преподавания Студеникина М.Т., Коротковой М.В ., в данных материалах дается методы преподавания истории, посвящен основным вопросам подготовки к преподаванию истории в школе.
Характеристика источников. В нашей работе были использованы две группы источников. Первая группа - это законодательные акты в отношении российской системы образования, а именно ФГОС основного общего образования , ФГОС среднего общего образования , , Историко-культурный стандарт , учебник Данилова А.А. История России. XVII- XVIII века .
Вторая группа - это воспоминания, очерки , мемуары , которые описывают быт и нравы России XVII века. В данных источниках дается описание быта сословий, каждый источник описывает то или иное сословие, дается характеристика каждому.
Так же была использована разроаботка урока истории на тему: «Быт сословий России XVII века», апробированная в ходе практики. В данном проекте были использованы материалы ОГЭ, которые затрагивают тему дипломной работы.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс обучения истории России в 7 классе.
Предметом исследования является разработка урока на тему: « Быт, обычаи и нравы сословий России XVII века».
Целю данного исследования является проведение урока на тему изучения быта сословий России XVII века, с использованием материалов ОГЭ. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структурные компоненты учебного материала по изучению сословного быта, обычаев и нравов сословий в России XVII века.
2. Описать основную проблематику методологической базы по теме.
3. выделить особенности проведения урока, затрагивающего тему истории быта отдельных сословий России в XVII веке на материалах ОГЭ.
Методологические основы исследования. В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; изучение инновационного опыта работы учителей.
Данные методы исследования дали возможность изучить психолого - педагогическую направленность класса, выяснить и изучить место данной темы в системе знаний учеников.
Инновационный опыт учителей помог составить структуру урока, учитывая возможные ошибки и рекомедации.
Гипотеза исследования. Попытка использования на уроке методологической базы ОГЭ в изучении быта сословий России в XVII веке для 7 класса для достижения хороших результатов в решении ОГЭ . Данный прием позволяет школьникам среднего звена изучать материалы ОГЭ в
начальных этапах.
Практическая значимость работы заключается в том, что при изучении материала можно вывести закономерности и ошибки в изучении культуры России XVII века,.
Данную работу можно использовать для дальнейшего преподавания истории быта сословий России XVII века. Проводить на основе данной работы и другие уроки по истории, основываясь на использовании материалов ОГЭ со среднего звена.
Структура работы: работа состоит из введения, глав (параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.
Исследования новой методики подачи информации при подготовке к
ОГЭ показало, что выше описанная деятельность учителя имеет ряд преимуществ. Так, учитель, используя традиционные методы и принципы преподавания, но уже основываясь на материалах ОГЭ предыдущих работ, может охватить те знания по определенной теме, которые является неотъемлемой частью изучения истории России.
Перед нами была поставлена цель - проведение урока на тему изучения быта сословий России XVII века с использованием материалов ОГЭ. И что бы достичь данную цель были определены задачи работы. Нами были изучены структурные компоненты учебника и материала по данной теме в частности, так же, была рассмотрена проблематика методологической базы по теме, а так же проведен урок затрагивающего тему истории быта отдельных сословий России в XVII веке на материалах ОГЭ.
Учитель же подводя итог после каждого выступления показывал именно тот материал, который больше всего используется в создании КИМов по ОГЭ и ЕГЭ по истории России.
Нами были выделены определенные отрывки из материалов ОГЭ и сопоставление с материалом учебника. Стоить отметить, что больше половины информации в учебнике соответствовало требованиям ОГЭ.
Так же, нами было проведена контрольная работа, по которым были даны задания составленные по данной тематике из материалов ОГЭ. Данные контрольные работы были даны в конце урока двум группам.
Подводя итог по данным работам, можно отметить, что коэффициент выполнения заданий ОГЭ на оценку «хорошо» было практически у всего класса. Поэтому ранее поставленная гипотеза исследования, которая заключалась в попытке использования на уроке методологической базы ОГЭ в изучении быта сословий России в XVII веке для 7 класса для достижения хороших результатов в решении ОГЭ прошла успешна . Данная методика
позволяет школьникам среднего звена изучать материалы ОГЭ в начальных
этапах.
Что дает возможность сказать, что изучение тем, основываясь не только на учебном материале, но и на материалах экзаменационных работ, показало высокие результаты выполнения заданий Основного Государственного Экзамена.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи работы были нами решены, а ее цель - достигнута.
1.1. Беседа отца с сыном о женской злобе // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. I. - М., 1988. - С. 487 - 498.
1.2. Буслаев Ф.И. Русская народная поэзия // Древнерусская народная литература и искусство. Сочинения Ф. Буслаева. Т. I. - СПб., 1861. - С. 742.
1.3. Гл. 38. Как избная парядни устроити хорошо и чисто // Домострой. Сильвестровская редакция. - СПб., 1994. - С. 111 - 112.
1.4. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. - Смоленск, 2003. - С. 279 - 558.
1.5. Картины жизни в Московском государстве. В извлечениях из записок иностранцев о России XVI-XVII вв. / Сост. П. Фалькович. - М., 1913.-236 с.
1.6. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник // Православие в России. - М., 2000. - С. 8.
1.7. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. - Смоленск, 2003. - С. 3 - 278.
1.8. Лабзина А.Е. Воспоминания. Описание жизни одной благородной женщины // Россия в мемуарах. История жизни благородной женщины. - М., 1996. - С. 15 - 88.
1.9. Морозова Л.Е. Иностранцы об изменениях в образе жизни русских людей. // Россия и мир глазами друг друга - из истории взаимовосприятия. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 18 - 41.
1.10. Терещенко А.В. Быт и нравы русского народа. -Т. 1 - 7. - СПб., 1848.¬267 с.
1. 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изм. и доп. от 31.12.2015) // http://base.garant.ru/55170507/
1.12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29.06.2017) // http://base.garant.ru/70188902/
1. 13. Историко - культурный стандарт-[Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-
культурный-стандарт^Г (29.11.2017).
II. Литература
2.1. Абдрахманова К.К. «История повседневности» в XX-XXI веках. Историографический аспект // Вестник КарГУ. - 2015. - № 6. - С. 124 - 128.
2.2. Бондаренко И.А. О роли мастеров-иноземцев в традиционной культуре Руси // Архитектурное наследство.- 1999.№ 43.-С. 37-41.
2.3. Бочаров А.В. Основные методы исторического исследования. - Томск: ТГУ, 2006. - 190 с.
2.4. Брайцева О.И. Новое и традиционное в храмовом зодчестве Москвы конца XVII в. // Архитектурное наследство. - 1978.- № 26. -С.524-589.
2.5. Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора// Материалы и исследования.- Вып.: Государственные музеи Московского Кремля.-М., 1976.- С. 98-103.
2.6. Бусева-Давыдова И.Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен: дис. ... докт. иск. - М., 2005. - 500 с.
2.7. Выголов В.П. Скульптура Георгия на башне Московского Кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. -М., 1985. -С. 5-38.
2.9. Голиков В.П. Переходный период в русской иконописи XVII-XVIII вв.: технологические предпосылки трансформации темперной иконописи в масляную живопись. -М., 1985. -С. 17- 20.
2.10. Горностаев Ф.Ф. Архитектура последней четверти XVII в. //Грабарь И.Э. История русского искусства. -Т.2.- М., 1910.- С.65-95.
2.11. Грабарь И.Э. История русского искусства. -Т. 6. История живописи. До¬Петровская эпоха.- М., 1915.- С.86-99.
2.12. Данилов А. А. История России. Конец XVI-XVIII. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2015. - С.75-92.
2.13. Досова Б.А., Байгожина Г.М., Баймуканова М.Т. Методологический потенциал истории повседневности по оценкам представителей российской историографии // Вестник КарГУ. - 2016. - №2. - С. 24 - 29.
2.14. Ильин М.А. Каменное зодчество второй четверти XVII в. // История русского искусства. -Т. 4. -М., 1959. -С. 121 - 153.
2.15. Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Материалы и исследования. -М., 1980.- С. 13-63.
2.16. Карев А.А. Портретный образ в контексте русской художественной культуры XVIII века: Межвидовые проблемы портрета на рубеже барокко и классицизма: дис. ... док. иск. - М., 2000.
2.17. Кирсанова Р.Н. Русский костюм и быт XVII - XIX вв. - М., 2002.- 364 С.
2.18. Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII
в.). -М, 1911.- 468 с.
2.19. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века // Из истории русской культуры. -Т. III. (XVII - начало XVIII века). -М., 2000.- С. 121 - 153.
2.20. Михайловский E.B. О национальных особенностях московской архитектуры конца К^Т^ека. -М., 1949.
2.21. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. - М.-Л, 1941.- С. 121 - 153.
2.22. Мнева Н.Е. Изографы Оружейной палаты и их искусство украшать книги // Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сб. науч. тр. по м-лам Государственной Оружейной палаты. -М., 1954. -С. 217-246.
2.23. Некрасова М.А. Новое в синтезе живописи и архитектуры XVII в. (роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле) // Древнерусское искусство: XVII в. -М., 1964. -С. 89-109.
2.24. Павлинов A.M. История русской архитектуры. -М., 1894.- С.75-92.
2.25. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры (XVII - начало XVIII века). -Т. III. -М., 1996. -С. 11-261.
2.26. Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык культуры средневековья. -М., 1982. -С. 184¬200.
2.27. Попадюк С.С. Архитектура московского бесстолпного храма XVII в.: церковь Троицы в Никитниках // Культура средневековой Москвы: XVII век. -М., 1999. -С. 96-137.