Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №50833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема формирования самостоятельности младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности изменения уровня самостоятельности в младшем
школьном возрасте 17
Выводы по I главе 26
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 33
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Модернизация системы образования в Российской Федерации требует от исследователей разработки новых подходов к задачам и содержанию образования, а так же изменения парадигмы воспитания учащегося в направлении личностно-ориентированного образования. В частности, в качестве основного условия развития личности учащегося, его становления как субъекта саморазвития рассматривается сегодня в частности деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности младшего школьника.
Воспитание самостоятельной, творческой личности, которая востребована обществом и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, предполагает развитие у младшего школьника способностей, желание и умение проявлять инициативу нестандартности мышления, готовности адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях. Современному российскому государству нужны образованные, морально устойчивые, деятельные люди, способные принимать взвешенные и ответственные самостоятельные решения в ситуации выбора, предусматривая их возможные последствия, способные к различным видам общественных взаимодействий, основываясь на принципах построения гражданского общества и правового государства.
При этом одними из ведущих институтов формирования самостоятельности младшего школьника в условиях современной России являются общеобразовательные учреждения, а само общее образование является ведущим фактором, формирующим самостоятельность личности ребенка младшего школьного возраста. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблема формирования самостоятельности младших школьников в ее динамике приобретает сегодня особую актуальность.
Цель исследования: выявить динамику формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности изменения уровня самостоятельности в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования динамика формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-теоретической литературы по проблеме изучения процесса формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста, обобщение, анализ, диагностические методики, методы математической статистики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что различия в уровне самостоятельности и автономности между младшими школьниками в возрасте 7 - 8 лет и 9 - 10 лет являются статистически значимыми.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ № 5
г.Чистополь. Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста общим числом 60 человек, разделенные на две группы в зависимости от возраста. Первую группу составили 30 школьников в возрасте 7-8 лет, учащиеся первого класса, вторую группу составили 30 детей в возрасте 9-10 лет, учащиеся третьего класса.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития самостоятельности в младшем школьном возрасте достаточно хорошо изучена в современной науке. В частности, методологическим основанием проведенного исследования послужили работы современных отечественных авторов, среди которых: С.А. Адвопоткина [1],
Н.В. Вершинина [5], И.С. Власова [6], С.Е. Ганзя [7], С.А. Дуюнова [11], И.А. Капитонова [13], В.И. Комарова [15], В.К. Костина [16],
A. Е. Лепешко [19], А.А. Максимова [22], О.А. Мирошникова [25],
Д.В. Попова [30], Н.Г. Санникова [34; 35], Г.А. Цукерман [45],
B. В. Шульга [48] и другие.
Тем не менее, анализ литературы позволяет говорить о том, что недостаточно хорошо еще изучен такой аспект самостоятельности младших школьников как динамика ее формирования. В психолого-педагогической науке сегодня практически отсутствуют исследования, посвященные этапам формирования данного качества личности детей младшего школьного возраста; различиям в уровне самостоятельности между учениками, еще только начинающим школьное обучение, и выпускникам начальной школы.
В связи с этим, теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, чтобы на основе синтеза имеющихся на сегодняшний день теоретических представлений по его проблеме, проследить динамику формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности работников начального образования - учителей младших классов, психологов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: «Динамика формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в рамках данного исследования перед нами стояла цель теоретического и эмпирического изучения динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели было необходимо решить несколько задач исследования. Первой из таких задач стала необходимость проанализировать проблему формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе. Мы обнаружили, что самостоятельность определяется, как готовность продвигаться в освоении знаний собственными силами; способность планировать,
систематизировать, выполнять и корректировать деятельность без помощи и/или прямого руководства со стороны окружающих.
При этом в исследованиях современных ученых в структуре самостоятельности младшего школьника выделяются средства для осуществления деятельности; отношение к ее процессу и к результатам, к условиям осуществления, к связям с окружающими.
Вторая задача исследования заключалась в выявлении особенностей изменения уровня самостоятельности в младшем школьном возрасте. Проведенное изучение данного вопроса позволило выделить в ходе данного процесса три фазы: интерпсихическая, когда происходит формирование коллективного субъекта деятельности; совместно- распределенная, когда происходит обособление отдельных субъектов внутри совместной деятельности; фаза интериоризации, когда возникает индивидуальное «Я» как субъект мышления и действия учащегося.
Наконец, последней задачей работы стало проведение эмпирического исследования динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Диагностика, проведенная в ходе исследования, показала, что младшие школьники более старшего возраста имеют и более высокие результаты в развитии самостоятельности, так как повышение уровня различных навыков ребенка, используемых им в процессе осуществления различных видов деятельности, увеличивает его возможности выполнять те или иные задачи собственными силами, не опираясь на помощь со стороны.
В то же время, нами был сделан вывод о том, что нельзя говорить о существовании каких-либо явных различий в автономности или зависимости между первоклассниками и третьеклассниками, так как характеристика типа субъектной регуляции не зависит от его возраста, а является одной из его личностно-типологических особенностей.
Эмпирическое исследование позволило сделать вывод о существовании достоверных различий в уровне самостоятельности между первоклассниками и третьеклассниками и об отсутствии различий в уровне их автономности-зависимости. Таким образом, и автономные, и зависимые дети в младшем школьном возрасте характеризуются положительной динамикой в сфере развития самостоятельности: вместе с взрослением ребенка возрастает и уровень данного показателя.
Таким образом, задачи данного исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была подтверждена.



1. Адвопоткина С.А. Пути формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Инновационные педагогические технологии: теория и практика реализации в образовательных учреждениях. - Ульяновск: УлГПУ, 2015. - С. 18 - 22.
2. Алимова Е.Р., Филимонова Е.А. Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах // International Scientific Review. - 2017. - № 8. - С. 76 - 79.
3. Балясникова Л.В. Психолого-акмеологические особенности
формирования самостоятельности младшего школьника // Акмеология. - 2011. - № 2. - С. 111 - 116.
4. Березина О.С. Становление субъекта деятельности // Концепт. - 2016. - № 4. - С. 87 - 89.
5. Вершинина Н.В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1. - С. 27 - 31.
6. Власова И.С. Формирование творческой самостоятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Наука и образование: новое время. - 2014. - № 4. - С. 594 - 600.
7. Ганзя С.Е. Некоторые аспекты формирования самостоятельности младших школьников в образовательном процессе // Актуальные проблемы современного общего профессионального образования. - Магнитогорск: МГТУ, 2015. - С. 40 - 43.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 2014. - 345 с.
9. Гребенников Л.Р. Свобода и дисциплина // Монтессори в России. Новый взгляд / Под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: Московский Центр Монтессори, 2014. - С. 161 - 164.
10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2016. - 140 с.
11. Дуюнова С.А. Формирование самостоятельности - интегративного свойства личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО // Новые технологии в образовании. - М.: Перо, 2016. -
С. 19 - 22.
12. Заруцкая Т.П., Масалова И.В. Формирование у младших школьников регулятивных УУД как средство развития учебной самостоятельности // Новые педагогические технологии. - 2015. - № 21. - С. 35 - 39.
13. Капитонова И.А. Самостоятельность как необходимая деятельность в формировании регулятивных УУД у младших школьников // Психология и педагогика в образовательной и научной среде. - 2016. - Т. 1. - С. 42 - 45.
14. Колесникова К.А., Санникова Н.Г. Формы педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками при формировании учебной самостоятельности // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 1. - С. 27 - 36.
15. Комарова В.И. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. - С. 24 - 29.
16. Костина В.К. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста в семье // Современная педагогика. - 2014. - №5.
- С. 21.
17. Крепичева Н.А. Формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-4. - С. 201 - 208.
18. Лебедева М.С. Формирование у младших школьников самостоятельности посредством самостоятельных работ // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения. - 2017. - Ч. 2. - С. 93 - 96.
19. Лепешко А.Е. Формирование познавательной самостоятельности младшего школьника на уроке как условие повышения качества образования // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 10. - С. 144 - 147.
20. Лунева О.В. Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-4. - С. 242 - 248.
21. Магомедова П.Н., Алибулаева Б.А. Формирование самостоятельной
деятельности младших школьников как актуальная проблема в условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) // Известия ДГПУ. - 2016. - № 3. - С. 69 - 73.
22. Максимова А.А. Педагогические приемы по формированию учебной самостоятельности младших школьников // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2016. - Т. 1. - С. 73
- 76.
23. Малыгина Н.А., Бочарова Е.А. Развитие произвольных психических процессов у детей младшего школьного возраста в условиях дифференцированного обучения // Экология человека. - 2014. - № 5.
- С. 28 - 34.
24. Медведева И.Е., Ащеулова Л.Ю., Волынец Л.А. Развитие самостоятельности младших школьников при использовании на уроках групповых методов обучения // Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Юком, 2015. - С. 84 - 86.
25. Мирошникова О.А. Самостоятельность младшего школьника как интегративное качество личности // Материалы II Международного форума работников образования: Сборник научных трудов. - М.: Перо, 2014. - С. 54 - 56.
26. Нагорнова М.А., Зоркина П.А. Формирование контрольно -
оценочной самостоятельности младших школьников как фактора повышения качества образовательных результатов //
Внутришкольная система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - Т. 1. - С. 135 - 140.
27. Овсянникова Т.В. Использование метода проблемного обучения // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 2. - С. 320 - 323.
28. Пирогова Н.А. Самостоятельность младшего школьника // Психология образования. - 2015. - №3. - С. 141 - 146.
29. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.
- М.: Высшая школа, 2011. - 175 с.
30. Попова Д.В., Сергеева Б.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 114 - 122.
31. Пронина М.В., Бисалиева С.К. Формирование самостоятельности у младших школьников // Инновационные технологии в образовании и науке. - 2017. - Т. 2. - С. 173 - 175.
32. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
33. Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Психология обучения. - 2013. - № 2. - С. 18.
34. Санникова Н.Г. Модель формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 394
- 400.
35. Санникова Н.Г. Этапы формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 849
- 856.
36. Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н.Б., Полупан К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-2. - С. 270 - 274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ