ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема формирования самостоятельности младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности изменения уровня самостоятельности в младшем
школьном возрасте 17
Выводы по I главе 26
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 33
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема формирования самостоятельности младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности изменения уровня самостоятельности в младшем
школьном возрасте 17
Выводы по I главе 26
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 33
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Модернизация системы образования в Российской Федерации требует от исследователей разработки новых подходов к задачам и содержанию образования, а так же изменения парадигмы воспитания учащегося в направлении личностно-ориентированного образования. В частности, в качестве основного условия развития личности учащегося, его становления как субъекта саморазвития рассматривается сегодня в частности деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности младшего школьника.
Воспитание самостоятельной, творческой личности, которая востребована обществом и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, предполагает развитие у младшего школьника способностей, желание и умение проявлять инициативу нестандартности мышления, готовности адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях. Современному российскому государству нужны образованные, морально устойчивые, деятельные люди, способные принимать взвешенные и ответственные самостоятельные решения в ситуации выбора, предусматривая их возможные последствия, способные к различным видам общественных взаимодействий, основываясь на принципах построения гражданского общества и правового государства.
При этом одними из ведущих институтов формирования самостоятельности младшего школьника в условиях современной России являются общеобразовательные учреждения, а само общее образование является ведущим фактором, формирующим самостоятельность личности ребенка младшего школьного возраста. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблема формирования самостоятельности младших школьников в ее динамике приобретает сегодня особую актуальность.
Цель исследования: выявить динамику формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности изменения уровня самостоятельности в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования динамика формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-теоретической литературы по проблеме изучения процесса формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста, обобщение, анализ, диагностические методики, методы математической статистики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что различия в уровне самостоятельности и автономности между младшими школьниками в возрасте 7 - 8 лет и 9 - 10 лет являются статистически значимыми.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ № 5
г.Чистополь. Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста общим числом 60 человек, разделенные на две группы в зависимости от возраста. Первую группу составили 30 школьников в возрасте 7-8 лет, учащиеся первого класса, вторую группу составили 30 детей в возрасте 9-10 лет, учащиеся третьего класса.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития самостоятельности в младшем школьном возрасте достаточно хорошо изучена в современной науке. В частности, методологическим основанием проведенного исследования послужили работы современных отечественных авторов, среди которых: С.А. Адвопоткина [1],
Н.В. Вершинина [5], И.С. Власова [6], С.Е. Ганзя [7], С.А. Дуюнова [11], И.А. Капитонова [13], В.И. Комарова [15], В.К. Костина [16],
A. Е. Лепешко [19], А.А. Максимова [22], О.А. Мирошникова [25],
Д.В. Попова [30], Н.Г. Санникова [34; 35], Г.А. Цукерман [45],
B. В. Шульга [48] и другие.
Тем не менее, анализ литературы позволяет говорить о том, что недостаточно хорошо еще изучен такой аспект самостоятельности младших школьников как динамика ее формирования. В психолого-педагогической науке сегодня практически отсутствуют исследования, посвященные этапам формирования данного качества личности детей младшего школьного возраста; различиям в уровне самостоятельности между учениками, еще только начинающим школьное обучение, и выпускникам начальной школы.
В связи с этим, теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, чтобы на основе синтеза имеющихся на сегодняшний день теоретических представлений по его проблеме, проследить динамику формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности работников начального образования - учителей младших классов, психологов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: «Динамика формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391).
Воспитание самостоятельной, творческой личности, которая востребована обществом и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, предполагает развитие у младшего школьника способностей, желание и умение проявлять инициативу нестандартности мышления, готовности адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях. Современному российскому государству нужны образованные, морально устойчивые, деятельные люди, способные принимать взвешенные и ответственные самостоятельные решения в ситуации выбора, предусматривая их возможные последствия, способные к различным видам общественных взаимодействий, основываясь на принципах построения гражданского общества и правового государства.
При этом одними из ведущих институтов формирования самостоятельности младшего школьника в условиях современной России являются общеобразовательные учреждения, а само общее образование является ведущим фактором, формирующим самостоятельность личности ребенка младшего школьного возраста. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблема формирования самостоятельности младших школьников в ее динамике приобретает сегодня особую актуальность.
Цель исследования: выявить динамику формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности изменения уровня самостоятельности в младшем школьном возрасте;
- провести эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования динамика формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-теоретической литературы по проблеме изучения процесса формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста, обобщение, анализ, диагностические методики, методы математической статистики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что различия в уровне самостоятельности и автономности между младшими школьниками в возрасте 7 - 8 лет и 9 - 10 лет являются статистически значимыми.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ № 5
г.Чистополь. Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста общим числом 60 человек, разделенные на две группы в зависимости от возраста. Первую группу составили 30 школьников в возрасте 7-8 лет, учащиеся первого класса, вторую группу составили 30 детей в возрасте 9-10 лет, учащиеся третьего класса.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития самостоятельности в младшем школьном возрасте достаточно хорошо изучена в современной науке. В частности, методологическим основанием проведенного исследования послужили работы современных отечественных авторов, среди которых: С.А. Адвопоткина [1],
Н.В. Вершинина [5], И.С. Власова [6], С.Е. Ганзя [7], С.А. Дуюнова [11], И.А. Капитонова [13], В.И. Комарова [15], В.К. Костина [16],
A. Е. Лепешко [19], А.А. Максимова [22], О.А. Мирошникова [25],
Д.В. Попова [30], Н.Г. Санникова [34; 35], Г.А. Цукерман [45],
B. В. Шульга [48] и другие.
Тем не менее, анализ литературы позволяет говорить о том, что недостаточно хорошо еще изучен такой аспект самостоятельности младших школьников как динамика ее формирования. В психолого-педагогической науке сегодня практически отсутствуют исследования, посвященные этапам формирования данного качества личности детей младшего школьного возраста; различиям в уровне самостоятельности между учениками, еще только начинающим школьное обучение, и выпускникам начальной школы.
В связи с этим, теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, чтобы на основе синтеза имеющихся на сегодняшний день теоретических представлений по его проблеме, проследить динамику формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности работников начального образования - учителей младших классов, психологов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: «Динамика формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391).
Итак, в рамках данного исследования перед нами стояла цель теоретического и эмпирического изучения динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели было необходимо решить несколько задач исследования. Первой из таких задач стала необходимость проанализировать проблему формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе. Мы обнаружили, что самостоятельность определяется, как готовность продвигаться в освоении знаний собственными силами; способность планировать,
систематизировать, выполнять и корректировать деятельность без помощи и/или прямого руководства со стороны окружающих.
При этом в исследованиях современных ученых в структуре самостоятельности младшего школьника выделяются средства для осуществления деятельности; отношение к ее процессу и к результатам, к условиям осуществления, к связям с окружающими.
Вторая задача исследования заключалась в выявлении особенностей изменения уровня самостоятельности в младшем школьном возрасте. Проведенное изучение данного вопроса позволило выделить в ходе данного процесса три фазы: интерпсихическая, когда происходит формирование коллективного субъекта деятельности; совместно- распределенная, когда происходит обособление отдельных субъектов внутри совместной деятельности; фаза интериоризации, когда возникает индивидуальное «Я» как субъект мышления и действия учащегося.
Наконец, последней задачей работы стало проведение эмпирического исследования динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Диагностика, проведенная в ходе исследования, показала, что младшие школьники более старшего возраста имеют и более высокие результаты в развитии самостоятельности, так как повышение уровня различных навыков ребенка, используемых им в процессе осуществления различных видов деятельности, увеличивает его возможности выполнять те или иные задачи собственными силами, не опираясь на помощь со стороны.
В то же время, нами был сделан вывод о том, что нельзя говорить о существовании каких-либо явных различий в автономности или зависимости между первоклассниками и третьеклассниками, так как характеристика типа субъектной регуляции не зависит от его возраста, а является одной из его личностно-типологических особенностей.
Эмпирическое исследование позволило сделать вывод о существовании достоверных различий в уровне самостоятельности между первоклассниками и третьеклассниками и об отсутствии различий в уровне их автономности-зависимости. Таким образом, и автономные, и зависимые дети в младшем школьном возрасте характеризуются положительной динамикой в сфере развития самостоятельности: вместе с взрослением ребенка возрастает и уровень данного показателя.
Таким образом, задачи данного исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была подтверждена.
Для достижения данной цели было необходимо решить несколько задач исследования. Первой из таких задач стала необходимость проанализировать проблему формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе. Мы обнаружили, что самостоятельность определяется, как готовность продвигаться в освоении знаний собственными силами; способность планировать,
систематизировать, выполнять и корректировать деятельность без помощи и/или прямого руководства со стороны окружающих.
При этом в исследованиях современных ученых в структуре самостоятельности младшего школьника выделяются средства для осуществления деятельности; отношение к ее процессу и к результатам, к условиям осуществления, к связям с окружающими.
Вторая задача исследования заключалась в выявлении особенностей изменения уровня самостоятельности в младшем школьном возрасте. Проведенное изучение данного вопроса позволило выделить в ходе данного процесса три фазы: интерпсихическая, когда происходит формирование коллективного субъекта деятельности; совместно- распределенная, когда происходит обособление отдельных субъектов внутри совместной деятельности; фаза интериоризации, когда возникает индивидуальное «Я» как субъект мышления и действия учащегося.
Наконец, последней задачей работы стало проведение эмпирического исследования динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Диагностика, проведенная в ходе исследования, показала, что младшие школьники более старшего возраста имеют и более высокие результаты в развитии самостоятельности, так как повышение уровня различных навыков ребенка, используемых им в процессе осуществления различных видов деятельности, увеличивает его возможности выполнять те или иные задачи собственными силами, не опираясь на помощь со стороны.
В то же время, нами был сделан вывод о том, что нельзя говорить о существовании каких-либо явных различий в автономности или зависимости между первоклассниками и третьеклассниками, так как характеристика типа субъектной регуляции не зависит от его возраста, а является одной из его личностно-типологических особенностей.
Эмпирическое исследование позволило сделать вывод о существовании достоверных различий в уровне самостоятельности между первоклассниками и третьеклассниками и об отсутствии различий в уровне их автономности-зависимости. Таким образом, и автономные, и зависимые дети в младшем школьном возрасте характеризуются положительной динамикой в сфере развития самостоятельности: вместе с взрослением ребенка возрастает и уровень данного показателя.
Таким образом, задачи данного исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - «ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в
процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Развитие произвольного внимания посредством подвижных игр у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017



