Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение повседневности Советской России в курсе «История России» в 9 классе

Работа №50832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. История повседневности как компонент школьного исторического
знания 12
1.1. Предмет и методы изучения истории повседневности 12
1.2. Изучение истории повседневности в рамках требований ФГОС нового
поколения и Историко-культурного стандарта 17
1.3. Особенности изучения истории повседневности советского 24
периода 24
Глава 2. Изучение повседневности советского периода в курсе школьного образования 31
2.1. Содержание курса истории повседневности Советской России на
уроках истории в 9 классе 31
2.2. Использование материала истории советской повседневности при
подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ 39
2.3. Внеклассное воспитательное мероприятие на тему «Советские
праздники» 45
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложение


Актуальность. В условиях модернизации современного основного школьного образования, возникает необходимость поиска новых подходов к повышению качества преподавания. Значимая роль в формировании всесторонне развитого «ученика нового поколения» принадлежит историческим дисциплинам, способствующим усвоению школьниками не только социального, культурного опыта предшествующих поколений, но и формированию ценностных ориентиров, определенных мировоззренческих установок. В содержательном плане История, как учебная дисциплина призвана формировать у обучающихся критическое мышление, умение анализировать, оценивать различную информацию, применять полученные знания на практике. Историческое образование подразумевает овладение умением анализировать, объяснять, оценивать исторические явления, совершенствование исторического мышления и коммуникативной культуры. Именно на уроках истории происходит наиболее полное приобщение обучающихся к духовному, культурному, научному наследию, формирование российской идентичности.
Новое содержание исторического образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения ставит на первый план личностно-ориентированный подход к преподаванию, создавая условия для развития познавательной мотивации учащихся. Изучение истории повседневности в курсе школьного образования приобретает личностно ценностный смысл для учащихся и способствует развитию мотивации к изучению истории, ее углубленного понимания в рамках современного культурно-антропологического подхода. В соответствии с Историко-культурном стандартом особое внимание при преподавании истории следует уделить изучению социокультурного материала, истории повседневности, без которого невозможно объективное изучение исторических фактов и явлений. Актуализация тем повседневности в исторической науки связана с новым пониманием истории, в соответствии с которым на ее ход влияют не только политические и экономические процессы и события, но и явления обыденности.
Особый интерес для изучения представляет советская повседневность, пронизанная социалистической идеологией, оказавшая существенное влияние на формирование советского человека с его особым типом ментальности, образом мышления. Несмотря на перемены, происходящие не только в экономической, социально-политической, но и культурной сфере современного российского общества, феномен советского человека в определенной степени продолжает существовать и сейчас. Включение в курс «Истории России» в 9 классе тем по истории идеологической повседневности советского периода может способствовать более глубокому пониманию обучающимися постсоветской современной реальности. Изучение повседневности данной эпохи способствует адекватному оцениванию школьниками советской культуры, идеологии. Повседневность советского периода наглядно демонстрирует учащимся историческую преемственность, поскольку, несмотря на идеологический характер, многие явления советской повседневной жизни сохранили свою актуальность и в современности; позволяет провести аналогии между событиями прошлого и настоящего . Однако в настоящее время практически отсутствуют пособия, которые раскрывают особенности использования материала истории советской повседневности в курсе школьного образования при проведении уроков, при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, при проведении внеклассных мероприятий. В связи с чем усиливается актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Для написания дипломной работы по теме «Изучение повседневности Советской России в курсе «История России» в 9 классе» целесообразным было обращение к литературе, дающей основные сведения по данному вопросу. Значимыми работами методистов, дающих основные сведения об особенностях преподавания истории в основной школе, оказались работы Дайри Н.Г; Степанищева А.Т., Глазыриной Т.Н., Хораськиной Р.И., Никулиной Н.Ю.1 Данные методические пособия содержат как теоретический, так и практический материал о проведении уроков и внеклассных мероприятиях в основной школе.
Работы Пушкаревой Н.Л., Кузнецовой О.В., Ипполитова Г.М. содержат теоретический материал об истории повседневности, ее предмете, методах, а также об особенностях преподавания истории повседневности в курсе школьного образования .
В ряде публицистических работ особое внимание уделяется характеристике внеклассной работы по истории, обладающей широкими возможностями для расширения и углубления исторических знаний школьников. К таковым относятся публикации Гикиса С.Н., Долгушина М.С., Есиковой Ю.В., Кушевой С. В, Лобковой Н.А. Об историческом образовании как универсальном в своей способности к обобщенности средстве формирования основных духовных и культурных ценностей, таких как патриотическое самосознание, идеи толерантности, демократии, равноправия, говорят в своих публикациях Абрамова К.В., Гладунцова Е.Б., Ситникова И.В., Смирнова И.В.
Таким образом, значительное количество научных исследований посвящено теории истории повседневности, однако практически отсутствует материал об особенностях истории советской повседневности.
Написание выпускной квалификационной работы потребовало обращения к различным видам источников. Особое внимание уделялось Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, содержащему основные требования, необходимые при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Стандарт содержит требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, на основании которых должна строиться деятельность педагога и при организации внеклассных мероприятий1. Важное значение имеет Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации , в котором провозглашаются основные принципы, на которых строится система образования в РФ: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. В соответствие с указанным законом, преимущественными целями российского образования являются воспитание гражданственности, трудолюбия, человеколюбия, патриотизма. Особое внимание уделялось Историко-культурному стандарту, составляющему ядро современного исторического образования и определяющему основные направления преподавания истории .
При разработке внеклассного мероприятия на тему «Советские праздники», возникла необходимость в изучении законодательных актов, изданных в советский период, и регламентирующих основные направления развития культурной жизни.
Такие декреты, как Первомайское обращение ВЦИК к рабочим и крестьянам, гражданам РСФСР 30 апреля 1918 года1, Декрет о введении западноевропейского календаря , Обращение ВЦИК ко всем губернским, уездным, волостным Советам о принятии мер к организации первомайского празднества и о его лозунгах , Декрет о праздновании годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября , Правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях» позволили проследить направление политической деятельности правительства в области праздничной культуры.
Несмотря на количественное и качественное многообразие научной литературы и источников по изучаемой теме, вопрос изучения советской повседневности в качестве компонента школьного исторического знания не рассмотрен в полной мере.
Объект исследования. Процесс преподавания истории повседневности в школе в 9 классе.
Предмет исследования. Содержание школьного курса истории повседневности Советской России в 9 классе и методика работы с ним.
Цель исследования. Разработка авторского методического материала по истории повседневности Советской России в курсе школьного
образования на примере внеклассного мероприятия на тему «Советские праздники».
Для достижения намеченной цели выдвигаются следующие задачи:
1) Определить предмет и методы изучения истории повседневности.
2) Выявить особенности изучения истории повседневности в рамках требования ФГОС ООО.
3) Проанализировать особенности изучения истории повседневности советского периода.
4) Изучить содержание курса истории повседневности Советской России на уроках истории в 9 классе.
5) Выявить возможно использования материала истории советской повседневности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
6) Выработать авторскую модель внеклассного мероприятия по истории на тему «Советские праздники».
Методы исследования. Для написания данной работы возникла необходимость теоретического анализа методической, исторической литературы, работ по психологии и культурологии, школьных программ и учебников по истории. Применяя метод синтеза удалось разделить тему на составляющие элементы, рассмотреть историю повседневности в рамках исторического школьного образования. Кроме того, метод анализа применялся при отборе наиболее подходящих и продуктивных средств и приемов, используемых в преподавании истории, способствующих не только хорошему пониманию и усвоению исторических знаний, но и мотивирующих к изучению истории. Согласно принципу объективности, который использовался при написании курсовой работы, явления и процессы были изучены на основании фактов. Принцип историзма позволил рассмотреть советскую повседневность в контексте истории.
Гипотеза исследования. Изучение истории повседневности в контексте школьного исторического образования способствует мотивации обучающихся, стимулирует процесс познания. Изучение материала повседневности на уроках истории и при проведении внеклассных мероприятий по истории вызывает положительный эмоциональный отклик у школьников, делает содержание учебного материала личностно значимым, что способствует более эффективному усвоению учебного материала. Кроме того, включение в курс школьного исторического образования вопросов повседневности способствует развитию эмоционально-ценностного
отношения к истории, усилению самостоятельной познавательной
деятельности и творческой активности обучающихся.
Новизна исследования заключается в том, что в работе осуществляется обобщение и систематизация методического материала, касающегося разработки внеклассного материала. Обосновывается необходимость изучения истории повседневности в рамках обновленных требований ФГОС и Историко-культурного стандарта в соответствии с культурно-антропологическим подходом, разработано авторское внеклассное мероприятие на тему «Советские праздники», согласованное с требованиями ФГОС и Историко-культурным стандартом.
Практическая значимость заключается в возможности использования изученного материала в педагогической деятельности, при преподавании уроков истории в школе, связанных с темой исследования, в воспитательной работе, в дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
Апробация. Результаты исследований были апробированы в ходе педагогической практики в результате проведения внеклассного мероприятия на тему «Советские праздники» в школе в 9 классе. Материалы, касающиеся истории повседневности Советской России, в частности, по теме «Культурная революция в Советской России» были использованы при участии в конференциях по истории России, а также при написании статьи на тему «Первые советские праздники как составная часть культурной революции» для участия во Всероссийском конкурсе студенческих научно¬исследовательских и творческих работ «Наследие эпохи».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Историческое школьное образование, выступающее в качестве средства усвоения молодым поколением культурного, социального опыта, формирования основных гуманистических ценностей, в современных условиях претерпевает значительные изменения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, Историко-культурным стандартом изменяется процесс преподавания истории в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, лежащий в основе модернизации современного образования, в качестве цели школьного образования выделяет становление обучающегося как личности, способной к гражданской и правовой самоидентификации, формирование собственного уникального
мировоззрения, определение жизненных приоритетов. В соответствии с культурно-антропологическим подходом, диктуемым Историко-культурным стандартом, при преподавании истории в школе особое место следует уделять истории повседневности, изучению роли личности в культурной, политической, социальной, экономической сферах деятельности. Возникает необходимость использования различных форм учебной деятельности, включая внеклассную работу по истории, позволяющей углубленно изучить темы повседневности. Учитывая тот фактор, что современная жизнь российского общества представляет собой постсоветскую реальность,
сохраняющую пережитки прошлого, целесообразно изучение повседневности именно Советской России.
Цель, поставленная в выпускной квалификационной работе, состояла в том, чтобы разработать авторский методический материал по истории повседневности Советской России в курсе школьного образования. При изучении данного вопроса возникла необходимость подойти к теме углубленно, изучив теоретический материал касательно истории повседневности как науки, выявив предмет и методы ее изучения в рамках требования ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта. При решении задач, необходимых для достижения поставленной цели, было выявлено, что история повседневности Советской России сегодня не занимает значимого места в программе данной дисциплины для 9 класса, его содержание довольно фрагментарно, а методический аппарат учебников не содержит достаточного количества вопросов и заданий по данному курсу. Кроме того, анализ типовых заданий по ОГЭ и ЕГЭ показал, что они включают темы советской повседневности, а следовательно, их изучение на уроках и во время внеурочной деятельности необходимо для успешной сдачи экзаменов.
Изучение истории советской повседневности в рамках школьного образования возможно не только во время урочной, но и внеурочной деятельности. Внеклассная деятельность по истории обладает рядом преимуществ по сравнению с урочной, позволяющих ей выступать в качестве эффективного средства для усвоения тем советской повседневности. В рамках данной работы предлагается авторская методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Советские праздники», предназначенного для учащихся 9 классов.
В результате апробации данного мероприятия было выявлено, что изучение истории повседневности в контексте внеклассного мероприятия по истории «Советские праздники» вызвало интерес у учащихся, способствовало повышению учебной активности. Изучение материала повседневности, подкрепленного наглядным материалом в форме презентации, изображений, видеоматериалом, вызвало у обучающихся положительные эмоциональные эмоции, что содействует качественному усвоению новой информации.
Перспективы дальнейшего изучения выбранной темы вы видим в более детальном освоении вопросов методики преподавания истории в школе, разработке новых авторских моделей урочной деятельности и внеклассных мероприятий по теме истории советской повседневности, которые можно было бы использовать в процессе профессиональной деятельности.



2.1. Бергер П. Религиозный опыт и традиция// Хрестоматия по социологии религии/ Сост. Кинелев В., Шадриков В - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 339-364.
2.1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX - начало XXI века. - М.: Просвещение, 2013. - 383 с.
2.2. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.
2.3. Ионин Л. Г. Повседневность // Культурология: XX век: энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. С. 122-123.
2.4. Историко-культурный стандарт - [Электронный ресурс] -
http://sovet-edu.rU/discussions/-/message_boards/message/95171 (дата
обращения: 19.02. 2018).
2.5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории - [Электронный ресурс] - http: //fipi .ru/ege-i- gve-11 /demoversii-
specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 13.03.2018).
2.6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по истории -[Электронный ресурс] - http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory. (дата
обращения: 13.03.2018).
2.7. Разработка внеклассного мероприятия «Советские праздники»/ Личный архив Кропоткиной Р.В.
2.8. Обращение ВЦИК ко всем губернским, уездным, волостным Советам о принятии мер к организации первомайского празднества и о его лозунгах // Декреты Советской власти. - М.: Политиздат, 1959. - Т. 2. - С. 174-175.
2.9. О праздновании годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября // Декреты советской власти.
- М.: Политиздат, 1964. - Т. 1. - С. 352.
2.10. О праздновании годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября // Декреты советской власти.
- М.: Политиздат, 1964. - Т. 1. - С. 352.
2.11. О праздновании годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября // Декреты советской власти.
- М.: Политиздат, 1964. - Т.1. - С. 352.
2.12. Обращение ВЦИК ко всем губернским, уездным, волостным Советам о принятии мер к организации первомайского празднества и о его лозунгах // Декреты Советской власти. - М.: Политиздат, 1959. - Т. 2. - С. 174-175.
2.13. Открытый банк заданий для подготовки к единому государственному экзамену по истории. - [Электронный ресурс]. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=C10 E7E3BBC6DB35E4B66B0B630C54274&proj_guid=068A227D253BA6 C04D0C832387FD0D89 (04.03.2018).
2.14. Открытый банк заданий для подготовки к основному государственному экзамену по истории. - [Электронный ресурс] - http://85.142.162.116/os/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=3CBBE9 7571208D9140697A6C2ABE91A0&theme_guid=16B3BF32DA49AF72 467C941C8812CAE7&groupno=2&groupno=3 (дата обращения: 04.03.2018).
2.15. Шестаков В.А., Горинов М.М. История России. ХХ - начало XXI века. 9 класс / Под ред. А.Н. Сахарова - М.: Русское слово, 2011. - 351 с.
2.16. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования/ сост. Казакова А. А. - М.:
Просвещение, 2017. - 121 с.
II. Литература
2.1. Абдрахманова К.К. «История повседневности» в XX-XXI веках. Историографический аспект // Вестник КарГУ. - 2015. - № 6. - С. 124 - 128.
2.2. Акульшин П. В., Гребенкин И.Н. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание// Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. №4. - С. 15-19.
2.3. Астанина Н. В. Культурная антропология как система понятий и факторов становления // Молодой ученый. — 2013. — №5. — 890 с.
2.4. Бессмертный Ю.Л. Человек в мире чувств: очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени . - М.: РГГУ, 2000. - 305 с.
2.5. Досова Б.А., Байгожина Г.М., Баймуканова М.Т. Методологический потенциал истории повседневности по оценкам представителей российской историографии // Вестник КарГУ. - 2016. - №2. - С. 24 - 29.
2.6. Есикова Ю. В. Профессиональные возможности историка в организации культурно-просветительских и патриотических мероприятий со школьниками// Filo Ariadne. - 2016. -№1. - 209 с.
2.7. Зубкова Е.Ю. История через повседневность: новый ракурс преподавания истории XX века // Человек в истории. Россия - XX век. - М.: ОССПЭН, 2003. - С. 23-27.
2.8. Иванцов И. Г. Теоретические аспекты локальной истории и повседневности провинциального города в раннем советском обществе// Голос минувшего. - 2014. - №3. - С. 92-100.
2.9. Ионин Л. Г. Повседневность // Культурология: XX век: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 2. -С. 122-123.
2.10. Ипполитов Г.М. История повседневности: некоторые аспекты генезиса и эволюции отрасли исторической науки// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - №3. - С. 80.
2.11. Капкан М. В. Культура повседневности. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 110 с.
2.12. Кондрашов П. Н. Диалектика повседневности: методологический подход. - Екатеринбург: УрГУ, 2007. - 295 с.
2.13. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы// Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. №5. - С. 11-16.
2.14. Кузнецова Е.А. Содержательные линии курса как средство реализации внутрипредметных связей в учебнике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 3. - С. 58 - 60.
2.15. Кузнецова О.В. История повседневности на локальном уровне: подходы и трудности// Вестник Челябинского государственного университета. -2007. -№5. - С. 47-51.
2.16. Кулиш В. В. Специфика организации внеурочной
воспитательной работы и подготовка педагога к формированию исторической памяти учащихся школ// Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции,
стратегия, зарубежный опыт. - 2014. №1. - С. 284.
2.17. Левит С.Я. Антология исследований культуры. — М.:
Университетская книга, 1997. — 207 с.
2.18. Марков Б.В Культура повседневности. - СПб.: СПбГУКИ, 2002. - 320 с.
2.19. Маслова И. В. Методические аспекты изучения повседневности российского купечества XIX века на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 2. - С. 45-48.
2.20. Милешина Н.А. История повседневности как научное направление// Исторические, философские, политические и юридические науки, вопросы теории и практики. - 2015. - №2.- С. 103-105.
2.21. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и
социологический аспекты исследования. - М.:ГУ ВШЭ, 2008. - 317 с.
2.22. Осипенко Н.Н. История повседневности как фактор мотивации обучения истории в 9 классе :на материале истории России XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2007. - 23 с.
2.23. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности// Социальная история. -2008. -№1. - С. 9-21.
2.24. Тихонова О.А. Использование системно - деятельного подхода в педагогической работе в начальной школе по патриотическому воспитанию в рамках ФГОС// Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2016. -№6. - С. 159-163.
2.25. Тульцева Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР. - М.: Наука, 1985. -С. 21.
2.26. Худякова Е.В., Путилова Е.В. Воплощенная история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности// Вестник Башкирского университета. -2014. - №2. -
С. 71-77.
2.27. Худякова Е.В., Путилова Е.В. Воплощенная история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности// Вестник Башкирского университета. -2014. №2. - С.74-76.
2.28. Шатохина И.В. Интеграция образовательного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 2. - С. 55 - 56.
2.29. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 1056 с.
III. Интернет-ресурсы
3.1. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований//
http://www.perspektivy.info/book/istorij a_povsednevnosti_kak_napravlenij e _istoricheskih_issledovanij_2010-03-16.htm (Дата обращения: 14.
11.2017) .
3.2. Советский плакат «1 Мая 1920 года» // http://my-ussr.ru/soviet- posters/holidays/133-posters-of-the-ussr-for-the-holidays-international- workers-solidarity-day-may-1.html (Дата обращения: 26.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ