ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Понятие эмоций и чувств в психологии 7
1.2. Особенности развития эмоций и чувств в младшем школьном
возрасте 13
1.3. Педагогические условия нравственного воспитания младших
школьников посредством развития эмоций и чувств 17
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 32
2.1. Диагностика эмоциональной сферы и нравственных чувств
младшего школьника 32
2.2. Система работы педагога по нравственному воспитанию
младших школьников посредством развития их эмоций и чувств 40
2.3. Анализ результатов по нравственному воспитанию младших
школьников посредством развития их эмоций и чувств 52
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность данного исследования связана с тем, что перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
На современном этапе развития российского общества в социально¬культурной обстановке требуется целенаправленный подход к нравственному воспитанию подрастающего поколения. Г лубокие социально-экономические преобразования, происходящие в стране, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования нравственной гармоничной личности.
В основе нравственного воспитания учащихся лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Цели и задачи развития нравственной сферы младших школьников освещаются в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В документах особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Согласно стандартам второго поколения, в модели выпускника начальной школы указаны качества личности, которые необходимо развивать первостепенно, это уважительное отношение к ценностям общества, нормам морали и чувствам окружающих людей. Следуя тенденциям модернизации образования и воспитания, государство и общество принимает активное участие в становлении личности, открытой для понимания, сочувствия, переживания за тех, кто находится рядом с ним, а также обладающей такими качествами как высоконравственность, способность к саморазвитию.
Одним из источников активности развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу. Наиболее благоприятным периодом эмоционального развития является младший школьный возраст. Л.С. Выготский связывает этот период развития с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях.
В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль развития эмоций и чувств учащихся начальных классов.
Проблема нравственного воспитания отмечена в трудах А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, и др.
В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А.Д. Алфёрова, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванова, Р.В. Овчаровой, З.И. Васильева. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, определены формы, методы, принципы нравственного воспитания.
Проблема формирования эмоциональной сферы, развития чувств нашла достаточное освещение в исследованиях И.Д. Беха, О.В. Запорожца, Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, Б.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др. Они доказывают, что развитие эмоций и чувств у детей активно влияет на совершенствования их нравственных качеств.
Проблемы, связанные с нравственным воспитанием младших школьников вызваны тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы педагогов начальной школы наблюдается отсутствие системности и целенаправленности, затруднения в проведении педагогической диагностики по данному направлению. В связи с совершенствованием системы образования, введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо осуществить поиск оптимальных средств, форм, методов, приемов организации нравственного воспитания младших школьников посредством развития их эмоций и чувств. Все это определяет актуальность данной работы.
Объект исследования - эмоции и чувства младших школьников.
Предмет исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников посредством развития их эмоций и чувств.
Цель данного исследования - изучить особенности нравственного воспитания младших школьников посредством развития их эмоций и чувств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие эмоций и чувств в психологии;
2. Выявить особенности развития эмоций и чувств младших школьников;
3. Определить цели и задачи нравственного воспитания младших школьников;
4. Исследовать уровень развития эмоциональной сферы и нравственных чувств у младших школьников;
5. Разработать систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств;
6. Дать анализ результатов по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников посредством развития их эмоций и чувств будет успешным при соблюдении следующих условий:
- педагог базируется в своей работе на принципе диалога, ценностного взаимодействия со своими учениками, обладает способностью чувствовать, понимать, анализировать особенности духовного мира каждой развивающейся личности;
- педагог знает роль эмоций и чувств в формировании морального поведения школьников и умеет с их помощью осуществлять целенаправленное воздействие на нравственное развитие ребенка.
В работе использовался комплекс методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, программно¬методических документов и материалов; систематизация, обобщение, анализ); эмпирические (педагогическая диагностика, включающая входной и итоговый этапы, педагогическое наблюдение).
Теоретическая значимость исследования состоят в анализе и обобщении существующих подходов в нравственном воспитании младших школьников посредством развития их эмоций и чувств, определении условий повышения эффективности данной работы в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы работы по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств, рекомендаций педагогам и родителям, а также в подборе и адаптации диагностических материалов для выявления уровня сформированности эмоциональной сферы и нравственных чувств младших школьников.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Елабуги.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье : « Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников» в научном журнале «Молодой учёный» (свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77- 38059 от 11 ноября 2009 г.)
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Наиболее значимым периодом эмоционального развития является младший школьный возраст. Анализ теоретических работ по проблеме развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте позволяет говорить о важности их учета при организации системы нравственного воспитания.
Процесс развития эмоций и чувств личности школьника способствует формированию у него эмоциональной отзывчивости на явления, происходящие в окружающем мире, рождению чувства сопереживания, сопричастности, эмпатии, создавая мотивацию для нравственного поведения.
Учителю необходимо строить воспитательный процесс таким образом, чтобы в нем предусматривались такие ситуации, в которых школьник испытывал определенные эмоции и чувства, только тогда он сможет самостоятельно сделать тот или иной нравственный выбор.
Эффективность нравственного воспитания младшего школьника при осуществлении развития его эмоций и чувств может быть достигнута только в том случае, если педагог базируется в своей работе на принципе диалога, ценностного взаимодействия со своими учениками, обладает способностью чувствовать, понимать, анализировать особенности духовного мира каждой развивающейся личности, знает роль эмоций и чувств в формировании морального поведения школьников и умеет с их помощью осуществлять целенаправленное воздействие на нравственное развитие ребенка.
Таким образом, цель заключалась в выявлении особенностей нравственного воспитания младших школьников в процессе развития их эмоций и чувств. Анализ работы показал, что нужно на каждом уроке и во внеклассной деятельности способствовать нравственному воспитанию младших школьников.
В процессе исследования был сделан вывод о том, что развитие эмоций и чувств благотворно влияет на нравственную воспитанность младших школьников.
Наиболее эффективному формированию нравственного воспитания способствуют: развитие эмоционального мира ребенка, формирование у него позитивных чувств и эмоций по отношению к самому себе, по отношению к родным, близким и другим людям, по отношению в природе и миру в целом.
Развитию нравственной воспитанности способствуют различные этические беседы по данной проблеме, экскурсии, внеклассные мероприятия.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? catalogid=959 Дата обращения: 05.01.2018 г.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2007. - 264 с.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.- М.: Педагогика,
2009. -123 с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Сфера, 2008. -254 с.
5. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Издательство « Питер», 2009. - 304 с.
6. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование / Б.С. Братусь. - М.: Знание, 2005. - 64 с.
7. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе/ Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2011. - 486 с.
8. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение/. - СПб.: Питер, 2008. - 234 с.
9. Выготский JI.C. Психология развития ребёнка / JI.C. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
10. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания: сб. научн. тр.; под ред. A.A. Бодалева М.: Педагогика, 2011. - С. 122-139.
11. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии/ Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. - 694 с.
12. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности/ О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк.- М.: Юнити-Дана, 2009. - 189 с.
13. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Сост. А.Е. Дмитриев. - М.: Просвещение, 2005. - 304 с.
14. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка //Избранные психологические труды в 2 т. - М.: Педагогика, 2006. - 820 с.
15. Изард К. Эмоции человека: пер. с анг. /К. Изард.- М.:Изд-во МГУ,
2004. - 234 с.
16. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учебное пособие / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
17. Каргапольцев С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия : дис. ... канд. пед. наук / С.М. Каргапольцев. - М., 2007 -213 с.
18. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. интов. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 264 с.
19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. -Ярославль: Академия развития, 2006. -209 с.
20. Курносова С.А. Содержание воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников/ С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль. - 2011 - № 3 - С. 33-37.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2009. - 331 с.
22. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2008. - 204 с.
23. Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений: автореф. дисс. кан. псих. наук/ Г. Х. Махортова.- М., 2006. - 34 с.
24. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 2005. - 251 с.
25. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 448 с.
26. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981
27. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л.И. Рувинский. - М.: Педагогика, 2011. - 128 с.
28. Рудковская М.Ю. Урок литературного чтения в духовно¬нравственном воспитании Младших школьников : учебно- методическое пособие / М.Ю. Рудковская. - Анжеро- Судженск, 2012 - 84 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - М.:Юнити-Дана, 2006. - 324 с.
30. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, переживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет/ С.И. Семенака.- М.: Просвещение. - 2009. -139 с.
31. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.; под ред. В.П. Сергеевой. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 201 с.
32. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик.- 4-е изд. - М.: Политиздат, 2012. - 204 с.
33. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т 2. -М.: Просвещение,
2005. - 234 с.
34. Филатов В.П. Парадоксы эмпатии / В.П. Филатов // Загадка человеческого понимания; Сост. В.П. Филатов. - М.: Сфера, 2011. - 352 с.
35. Цилинко А.П. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника/ А.П. Цилинко. Автореф. дисс. к.п.н. - М., 2007. - 34 с.
36. Шарапова Е.М. Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования. Автореф. дисс. на соис.уч.ст. кан.пед.наук/ Е.М. Шарапова. - Ижевск, 2006.- 34 с.
37. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460.
38. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Проворотова// Начальная школа. - 2011. - № 1 - С . 51-53.
39. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям / В.Н. Клепиков // Воспитание школьников. - 2011 - №8. - С.18-22.
40. Колесникова А. Н. Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта/ А. Н. Колесникова, Г.С. Айрумян, Н. Ф. Борисова // Молодой ученый. — 2015 — №9. — С.190-193.
41. Комисаренко Т.И. Диагностика особенностей эмоциональных переживаний детей дошкольного и младшего школьного возраста /Т.И. Комисаренко, Г.Х. Махортова //Психолог в детском саду. - 2006. - № 2.- с. 28-36
42. Миловзорова А.М. Выразительное воспитание нравственных чувств / А.М. Миловзорова, Е.В. Тиунова // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 32-35.
43. Мулярчик Н.Н. Азбука этики / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2012 - №12. - С. 24-26.
44. Самава П. С. Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников // Воспитание школьников - 2012 - С. 37-41.
45. Александров Ю.И. Эмоция и мораль // Методология
и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 186-208. [Электронный ресурс] URL: http://mhp-
journal.ru/rus/2008_v3_n3_15 (дата обращения: 15.03.2018).
46. Дьяченко Ю.С., Санькова А.А. Роль детской
литературы в системе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.- практ. конф. № 1(2). [Электронный ресурс].
URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2). pdf (дата обращения: 24.03.2018)
47. Иванов А.А. Музыкальное воспитание как средство становления и развития эстетических и нравственных качеств личности [Электронный ресурс].
URL: https://rae.ru/forum2011/134/945(gaTa обращения: 22.03.2018)
48. Коваленко Т.Н. Эмоционально-нравственное развитие детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxi/29778 1 (дата обращения: 05.03.2018).