Введение 3
1. Сущность формирования коммерческих связей и организация коммерческой
деятельности в оптовой торговле 6
1.1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия 6
1.2. Особенности коммерческой деятельности в торговой организации 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности 20
2. Анализ коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров в ООО
«Торговая фирма Алита» 29
2.1 Характеристика ООО «Торговая фирма Алита» 29
2.2 Анализ хозяйственных связей с покупателями 36
2.3. Анализ основных показателей эффективности коммерческой работы 43
3. Направления совершенствования коммерческой деятельности по оптовой
продаже товаров в ООО «Торговая фирма Алита» 52
3.1. Направления совершенствования коммерческой деятельности организации 52
3.2. Экономическая эффективность внедренных мероприятий 52
Заключение 65
Библиографический список 70
Приложения
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения - это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю- продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе следующих принципов:
- полное равноправие торговых партнеров по поставкам товаров;
- хозяйственная самостоятельность поставщиков и покупателей;
- строгая материальная и финансовая ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Умение грамотно, а главное, эффективно торговать это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию не достаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.
В условиях значительного расширения возможностей изучения зарубежной литературы по вопросам рыночной экономики проблем с приобретением новых знаний не возникает - только читай и используй рекомендации по менеджменту, маркетингу, финансам и свой торговый бизнес станет «не хуже, чем у них». К сожалению, использовать большинство из этих зарубежных рекомендаций в наших условиях пока еще невозможно в силу неэквивалентного потенциала экономики, недостаточно сформированных рыночных отношений, неразвитости торговой инфраструктуры, несоответствия наших законодательных норм правовым аспектам деятельности торговых фирм в странах с развитой рыночной экономикой.
Актуальность темы заключается в том, что, изучив рынок сбыта, спроса, предприятие может увеличить товарооборот продукции.
Цель дипломной работы - разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия и провести анализ организации коммерческой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности;
2) исследовать особенности коммерческой деятельности в торговой организации;
3) охарактеризовать модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговой организации;
4) провести анализ организации коммерческой деятельности на предприятии и предложить направления ее совершенствования;
5) провести анализ хозяйственных связей с покупателями;
6) провести анализ основных показателей эффективности коммерческой работы;
7) направления совершенствования коммерческой деятельности организации;
8) экономическая эффективность внедренных мероприятий.
Объектом исследования дипломной работы является торговая сеть «Алита». Предметом исследования - коммерческая деятельность компании.
Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, информация компании.
Методы, применяемые при анализе: экономико-математические, метод сравнения, графический метод.
Результаты дипломного исследования использованы в текущей управленческой деятельности предприятия с целью улучшения управления продажами и повышения эффективности коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность - это неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
Одной из основных целей коммерческой деятельности является всесторонне удовлетворение потребностей населения и получение максимальной прибыли.
Коммерческие процессы - это процессы организации купли-продажи товаров с целью получения максимальной прибыли.
Функции коммерческой деятельности - это совокупность определённых обязательных действий в процессе обмена, которые они должны совершать для достижения своих коммерческих целей. Функции коммерческой деятельности классифицируются на экономические и технологические в зависимости от обстоятельств. Реализация всех коммерческих функций предполагает, осуществление следующих типичных операций: определение конкретного покупателя / продавца, согласование всех условий обмена, заключение коммерческого договора и исполнение согласованных обязательств, то есть покупка / сбыт (продажа) товаров и услуг, произведение необходимых денежных расчетов.
Принципы - это исходный пункт, основное исходное положение науки и основные нормы поведения, правила научной деятельности, на базе которых она организуется. В аспекте нашего анализа принципы определяют основные направления коммерческой деятельности, требования к формированию отношений, их организации. К принципам развития коммерческой деятельности можно отнести объективность, комплексность, системность, гибкость, выделение приоритетов, высокая ответственность, нацеленность на достижение конечного результата - прибыли.
Основными методами регулирования и оценки специфики коммерческой деятельности являются административные, организационные, экономические, статистические, аналитические, правовые Названные методы специфики развития коммерческой деятельности не исключают друг друга и реализуются во взаимодействии друг с другом.
Движущими силами механизма специфики развития коммерческой деятельности, побуждающими к его возникновению и постоянному развитию, являются экономические интересы.
Содержание механизма коммерческой деятельности характеризуется как определенным образом сконструированная последовательность взаимосвязей, отношений между субъектами рынка.
К общим экономическим показателям коммерческой деятельности относятся валовой доход (выручка от реализации товаров, работ и услуг), прибыль, производительность труда, среднегодовая стоимость основных фондов, рентабельность, стоимость оборотных средств и т.д.
Кроме вышеперечисленных обобщающих экономических показателей, к показателям специфики развития коммерческой деятельности, связанной с розничной торговлей являются оборот розничной торговли, оборот розничной торговли на 1м2 площади торгового зала, производительность труда работника торгового зала, разновидность ассортимента, устойчивость и полнота ассортимента, уровень качества обслуживания, показатель процесса завершенности покупок и т.д.
В практической части заявленного исследования проведён всесторонний анализ специфики развития коммерческой деятельности ООО «Торговая фирма Алита».
Коммерческая деятельность ООО «Торговая фирма Алита» специализируется на реализации продуктов питания населению. В целом, общее экономическое развитие коммерческой деятельности ООО «Торговая удовлетворительное. Хотя ООО «Торговая фирма Алита» имеет низкую рентабельность, но все-таки имеет огромный потенциал развития. На текущий момент деятельность предприятия нельзя оценить как оптимальную. Анализируя ранние месяцы работы предприятия можно сказать, что предприятие приносило реальную прибыль. Выходом из этого положения является ряд мероприятий, направленных на возвращение старых покупателей за счет более качественного ассортимента, ценовой и сбытовой политики.
В специфике развития коммерческой деятельности ООО «Торговая фирма Алита» имеются как положительные так и отрицательные тенденции.
Если сопоставить изменение ассортимента, то количество товарных позиций не только не уменьшалось, оно возрастало. Рассмотрим тенденции спроса покупателей на некоторые видов товаров. Так, например, одной из постоянных товарных позиций является говядина тушеная. Этот товар пользовался спросом в январе, феврале, марте. В апреле мае произошло резкое снижение объемов продаж данного товара. Аналогичная ситуация происходит с товарами имеющими короткий срок годности или требующих низких температур для хранения. Например, резко упали объемы продаж масла, увеличилось количество возвратов и списания от брака.
Однако формирование ассортимента упирается еще в одну задачу - поиск поставщиков товаров по наиболее выгодным ценам. Очень часто встречается ситуация, когда найти поставщика или производителя товара не трудно, а сторговаться до конкурентной цены практически невозможно. Для этого поиском и закупкой товаров должны заниматься ответственные люди. Необходимо также организовать работу отдела закупок наиболее эффективных образом.
Одной из задач является поиск покупателей. Рассматриваемое предприятие решает эту задачу исключительно с помощью торговых агентов. Плюсы в этой форме бесспорно есть. Предприятие не проводит ни какой рекламы. Недооценка прочих видов продвижения привела в момент спада потребительского спроса к потере большой части покупателей.
Единственным средством продвижения являются агенты. В сложившемся положении конкурентной войны в условиях пониженного спроса реклама должна играть одну из ведущих ролей. Или же предприятие должно проанализировать и скорректировать работу агентов, повысить отдачу от их работы.
Следует также пересмотреть ценовую политику предприятия. Анализ цен конкурентных организаций показал, что цены на рассматриваемом предприятии слишком высоки. Некоторые товары отпускаются магазинам по цене выше, чем на рынке. Это результат не проработанной политики в области цен и закупок.
Итак, для выхода из сложившегося положения предприятие должно применить ряд мер.
Для дальнейшего улучшения специфики развития коммерческой деятельности ООО «Торговая фирма Алита» было предложено провести ряд мероприятий:
1) Повысить уровень профессионального образования работников.
2) Для повышения производительности труда разработать и ввести положение о премировании работников с целью их заинтересованности в результатах своего труда.
3) Периодически проводить рекламные акции по продаже товаров.
4. Провести исследования в области менеджмента с целью расширения и углубления специфики развития коммерческой деятельности и повышения конкурентоспособности.
5) Для повышения конкурентоспособности, рекламирования и продвижения товара создать Web- страницу в Internеte. Одним из направлений современной специфики развития коммерческой деятельности является электронная коммерция. Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для коммерческой деятельности фирм любого масштаба.
Для реализации предложенных мероприятий и их наибольшей эффективности ООО «Торговая фирма Алита» предложено заключить договор с PR-агентством на предоставление услуг специалиста по связям с общественностью, развернуть рекламную компанию и т.д.
Для реализации намеченных рекомендаций был рассчитан необходимый объем финансовых ресурсов в размере 158220 руб. Расчёт экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий показал, что затраты окупятся в течение двух месяцев. Это указывает на возможность практического использования предложенных мероприятий ООО «Торговая фирма Алита» в специфике развития своей коммерческой деятельности.
Проведённый анализ затронул весь комплекс заявленных вопросов, расчёты и обоснованные выводы полностью раскрыли тему дипломной работы.
1. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2012. - 354 с.
2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. - СПб.: Изд. Михайлова, 2014. - 475 с.
3. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции. - М.: ТОО Люкс-арт, 2015 - 176 с.
4. Белявский И.К. Основы коммерции: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет. - М.: МЭСИ, 2013.- 129с.
5. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Минск: Высшая школа, 2012. - 199 с.
6. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика,
2014. - 389 с.
7. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, 2012. - 362 с.
8. Грибов В.Д. Основы бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 160 с.
9. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли:
Практический курс. - СПб.: Нева - Ладога - Онега, 2013. - 345 с.
10. Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2016. - 700с.
11. Егоров И.В. Теория и практика управления товарными системами. Монография. - М.: Дашков и Ко. - 2015. - 308 с.
12. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация,
управление: Учебное пособие / Под. ред. Козлова В.К., Уварова С.А. - СПб.: Политехника, 2012. - 322 с.
13. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник / Под. ред. О.А. Новикова, В.В. Щербакова. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2013. - 416 с.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2004. - 623 с.
15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое
знание, 2014. - 544 с.
16. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. - М.: БЕК, 2012. - 354с.
17. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 232 с.
18. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельно-сти предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 4.
19. Огненный дождь // Торговое дело, 2015. - № 3. - с.21-24.
20. Осипова Ю.М. Основы предпринимательского дела. - М.: Экономика, 2013. - 211 с.
21. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. -215 с.
22. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М.Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 102 с.
23. Панкратов Ф.Г., Серегина К.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 580 с.
24. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков и Ко, - 2015. - 503с.
25. Панкратов Ф.Г. и др. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. - 248 с.
26. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: Инфра-М, 2015. - 248 с.
27. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 256 с.
28. Прокушева А.П. Информационные технологии в коммерческой деятельности. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 191с.
29. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2014. - 645с.
30. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М: Юрист, 2013. - 659 с.
31. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения.
Гриф МО РФ. - М.: Юнити, 2015. - 368 с.
32. Строков В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя. - М.:
ХОРС, 2012. - 214с.
33. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Л.А.Брагина, Г.П. Данько - М.: ИНФРА - М, 2010. - 311 с.
34. Торговое дело / Под ред. Шихова А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 241 с.
35. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 560с.
36. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. - М.: Экономика, 2012. - 354 с.
37. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. Соломатина А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 295 с.
38. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности. - М.: РДЛ,2015. - 335 с.