Введение 3
1. Теоретические и методические основы совершенствования ассортимента
на предприятии 6
1.1 Основные понятия и показатели ассортимента 6
1.2 Формирование ассортимента на предприятии и управление им 12
1.3 Способы совершенствования ассортимента товаров на предприятии 20
2. Анализ деятельности и ассортимента на примере ООО «Мондиал» 27
2.1. Характеристика деятельности ООО «Мондиал» 27
2.2. Финансово-экономическое положение предприятия 33
2.3. Анализ ассортиментной политики на ООО «Мондиал» 36
3. Совершенствование ассортимента ООО «Мондиал» 49
3.1. Анализ ассортимента ООО «Мондиал» 49
3.2. Расчет экономической эффективности предложенной программы 55
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения
Одним из важных направлений детализации объема выпуска продукции является изучение его в ассортиментно-структурном разрезе. При этом следует учитывать, что предприятие имеет четкую предметную, а следовательно, и отраслевую специализацию. Ее определяют еще при организации предприятия, но ассортимент продукции со временем может меняться. Одни товары перестают производить, другие, даже если они непрофильные для предприятия, включают в производственные программы. Процесс постоянного обновления ассортимента является важной составляющей маркетинговой политики современного предприятия. Отклонение от плановых заданий по ассортименту продукции расценивается как существенный недостаток в работе производственных подразделений, их руководителей и исполнителей. Сущность планирования, формирования и управления ассортимента и структуры состоит в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, соответствующих в целом профилю его производственной деятельности, которые наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Разработка предприятием ассортиментной политики является базой для формирования ассортимента, структуры. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимают, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой, необходимость обеспечения наиболее эффективного использования предприятием сырьевых, технологических, финансовых и других ресурсов с целью производства продукции с наименьшими затратами. Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. Существует система показателей, характеризующих ассортимент определенного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций - сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствовать спросу конкретных покупателей.
Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманный сбыт и реклама не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных при планировании ассортимента. Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - научно-технического и проектного, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Проблема заключается в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента. Если этого достичь не удается, то в ассортимент включают изделия, которые удобно производить предприятию, но они не пользуются спросом у потребителей. Таким образом, формирование товарного ассортимента является одной из основных задач. В настоящее время торговые предприятия получили возможность самостоятельно формировать свою экономическую стратегию, то есть найти ответы на следующие вопросы: какие виды продукции производить, в каком количестве, как и какими средствами, для кого и когда производить. Предприятие должно иметь перечень определенных номенклатурных позиций продукции, пользующихся спросом на рынке и обеспечивающих выживание.
Для того, чтобы предприятие вело успешную деятельность важно реализовать не только достаточный ассортимент товаров, но и грамотно планировать ассортиментную политику на предприятии.
Актуальность темы обусловлена тем, что грамотная политики в отношении ассортимента товаров играет важную роль в повышении эффективности деятельности всего предприятия в целом. Поэтому необходимо постоянно обновлять и пополнять ассортимент товаров, тем самым совершенствуя ассортиментную политику.
Целью данной работы является изучение теоретических основ формирования ассортименты и на основании этого, разработать мероприятия по совершенствованию ассортимента торговой организации на примере ООО «Мондиал».
Задачи исследования:
- обосновать основные понятия и показатели ассортимента;
- изучить процесс формирования ассортимента и управление им на предприятии;
- рассмотреть основные способы совершенствования ассортимента на предприятии;
- проанализировать характеристику предприятия ООО «Мондиал»;
- провести оценку экономической и финансовой деятельности предприятия;
- исследовать ассортиментную политику ООО «Мондиал»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики ООО «Мондиал»;
- рассчитать экономическую эффективность от предложенных мероприятий.
Объект исследования - торговое предприятие ООО «Мондиал».
Предмет исследования - система отношений формирующих способы и методы совершенствования ассортимента на предприятии.
Методы исследования, которые применялись в ходе написания работы: анализ, синтез, статистический обзор, изучение литературы, наблюдение.
Работа состоит из 3 глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
К сожалению, возможности, которые уже сейчас может дать Интернет для бизнеса, просто неизвестны большинству руководителей, маркетологов, менеджеров. Интернет-технологии из-за слабой информированности, а зачастую и страха перед освоением новых методов работы, остаются незадействованными вместо того, чтобы приносить реальную пользу предприятию. Большинство сайтов представляют собой набор веб-страничек, сделанных «для галочки». Такие сайты не только бесполезны, но могут нанести серьёзный урон имиджу предприятия и оттолкнуть потенциальных клиентов. Те же, кто прозорливо сумел увидеть преимущества Интернет-технологий, теперь извлекают из этого реальные деньги.
На самом деле экономический эффект может быть получен и без увеличения уровня продаж, просто путем перевода части из них в Интернет. Проанализировав работу ваших каналов сбыта, вы сможете оценить время, затрачиваемое на обработку одной заявки. Это есть одна из составляющих стоимости продажи. Снижая время на обработку заявок от ваших клиентов, понижается стоимость продажи и фактически снижаете себестоимость ваших услуг.
Для любого предприятия, работающего на рынке, источником существования является сбыт. А насколько эффективно организована его работа? Грамотное применение преимуществ Интернета может заметно облегчить работу отдела сбыта и снизить накладные расходы. Экономию можно получить, даже если через веб-сайт вообще ничего не продаётся. Сайт может проводить предпродажную подготовку клиента, давать ему максимум информации. Тогда при обращении покупателя в офис, у него уже не будет возникать массы ненужных вопросов — на них уже ответил веб-сайт.
Главной задачей веб-ресурса в конечном счёте является повышение производительности труда и увеличение объема продаж. Т. е. в том, чтобы веб-сайт работал эффективно, в первую очередь заинтересованы менеджеры, сбытовики, рекламисты, маркетологи.
Именно им и надо дать возможность работать с сайтом. Только для этого нужно, чтобы использовать сайт в работе было б так же легко и просто, как пользоваться телефоном или факсом, а изменять информацию не сложнее, чем печатать в Word-е или Excel-е.
В информационную эпоху веб-сайты выходят на передний край борьбы за потребителя. Всё чаще потенциальный покупатель начинает знакомство с фирмой с её сайта — так проще, быстрее, дешевле. От того, насколько серьёзную «предпродажную подготовку» сможет провести веб-ресурс, зависит, станет ли посетитель сайта вашим клиентом или уйдёт к конкуренту.
Для оценки предложенных мероприятий была рассчитана их эффективность.
Для оценки эффективности ассортиментной политики было предложено два мероприятия:
1) мероприятие по исключению бренда «S» из ассортиментного предложения;
2) мероприятие по увеличению закупок брендов «О» и «D».
Таким образом, рассчитав эффективность внедрения от двух мероприятий можно сделать вывод о том, что мероприятие по увеличению закупок брендов «О» и «D» является наиболее эффективным, так чистая прибыль по этому мероприятию больше и равна 30397 тыс. руб., и соответственно рентабельность составляет 17,9%.
В общем можно отметить, что реализация предложенных мероприятий позволит улучшить финансово-экономическое положение в компании ООО «Мондиал».
1. Аристов В. В. Влияние методики выделения групп и выбора критерия оценки на результаты abc-анализа ассортимента в аптечных организациях // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). - 2014. - Т. 105. - № 6. - С. 186-188.
2. Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля. - 2013. - N 2. - С. 26-33.
3. Бузукова Е. А. Закупки и поставщики : курс управления ассортиментом в рознице. - СПб. [и др.] : Питер , 2011. - 422 с.
4. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК : ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2. - Ч. 1. - С. 59-63.
5. Елкин С. Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - № 9. - С. 48-55.
6. Емельянов В. В. Методика формирования эффективного ассортимента продуктового магазина // Поволжский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 4. - С. 20-29.
7. Комарова С. Л. Оценка конкурентоспособности товара - определяющий фактор формирования ассортимента // Вестник Белорусско- Российского университета. - 2014. - № 2. - С. 166-175.
8. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - 2012. - № 7. - С. 54-66.
9. Максимов С. Ассортимент : бесценное мастерство комбинирования // Модный magazin. - 2012. - № 1/2 (101). - С. 30-35.
10. Максимов С. От заказа до продаж : теория и практика успешного сбыта товара // Модный magazin. - 2016. - № 9 (97). - С. 40-45.
11. Максимов С. Хиты продаж : создаем успешный ассортимент // Модный magazin. - 2013. - N 3 (92). - С. 40-44.
12. Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия розничной торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2015. - № 5. - С. 40-40.
13. Попов Е. В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - N 4. - С. 101-110.
14. Прокопчук А. А. Анализ факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента в системе управления торговой организацией // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2011. - N 1. - С. 104-106.
15. Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап : экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 5. - С. 127-132.
16. Сандракова И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети // Практический маркетинг. - 2012. - № 3. - С. 31-35.
17. Слащёв Е. В. Оценка эффективности управления товарным ассортиментом предприятия как часть системы стратегического управления // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия : Экономика. - 2013. - № 2. - С. 83-89.
18. Сысоева С. В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. - СПб. [и др.] : Питер , 2013. - 285 с.
19. юлина С. П. Методология анализа оптимизации ассортимента продукции на долгосрочную перспективу // Экономический журнал. - 2015. - Т. 19. - № 3. - С. 26-36.
20. Харитонова О. Секрет успешных продаж : баланс ассортимента // Новости торговли. - 2011. - № 12. - С. 70-74.
21. Чардымский М. Чай или кофе? // Маркетолог. - 2013. - № 8. - С. 12-16.
22. Чекалина А. Ассортимент : американская модель против
российского подхода // Модный magazin. - 2012. - № 4 (103). - С. 38-40.
23. Шориков А. Ф. Многокритериальая оптимизация формирования ассортимента продукции предприятия // Экономика региона. - 2015. - № 2. - С. 189-198.
24. Юрова Н. А. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2013. - № 1. - С. 165-170.
25. Юрова Н. А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Экономика и менеджмент. - 2011. - № 8 (141). - С. 83-89.