Введение 3
1 Теоретические основы товароведной характеристики товаров однородной
группы 5
1.1 Основные категории, характеризующие товары однородной группы 5
1.2 Показатели, характеризующие товары однородной группы 15
1.3 Теоретические основы сравнительной экспертизы товаров однородной группы 23
2 Сравнительная товароведная характеристика жировых товаров 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг»
магазина №2022 «Пятерочка» 34
2.2 Ассортимент и качество жировых товаров, реализуемых в магазине
№2022 «Пятерочка» 45
2.3 Сравнительная товароведная характеристика жировых товаров,
реализуемых в магазине №2022 «Пятерочка» 57
3 Рекомендации по совершенствованию сравнительной товароведной
характеристики товаров однородной группы 67
3.1 Пути совершенствования товароведной характеристики жировых товаров 67
3.2 Совершенствование оценки качества товаров однородной группы 70
3.3 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию
товароведной характеристики жировых товаров 75
Заключение 83
Список использованной литературы
Приложения
Обострение конкуренции на современном рынке является реальным стимулом соблюдения стандартов и поддержания качества на необходимом уровне. Проблема качества актуальна как для товаров, так и для услуг, и ее значимость возрастает в условиях рыночной экономики, как неотъемлемого фактора повышения конкурентоспособности. В связи с этим большое внимание уделяется формированию показателей, определяющих способность предприятий функционировать устойчиво и, соответственно, производить качественную продукцию. Значимая роль отводится и системам управления качеством, подтвержденным соответствующими сертификатами, которые являются своего рода визитными карточками предприятий и часто выступают решающим аргументом при заключении договоров поставки и международных контрактов на поставку продукции.
В практике предпринимательской деятельности нередко понятие конкурентоспособности подменяется понятием качества продукции, которое в действительности неотъемлемой является составной частью конкурентоспособности. В целом, конкурентоспособность товаров является критерием, не только показывающим возможности их удовлетворять определенные потребности покупателей, но и важнейшей рыночной категорией, определяющей общественный статус товаропроизводителя, его финансовые возможности, устойчивость, надежность как делового партнера на рынке сбыта. В связи с вышеизложенным формирование и поддержание качества, а также направление исследования качества однородных групп товаров с помощью набора показателей является достаточно актуальным и востребованным со стороны менеджмента, целевых групп потребителей и общества в целом. Целью работы является сравнительная товароведная характеристика товаров однородной группы.
Для достижения поставленной цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- выявить и охарактеризовать сущность категории «качество товаров»;
- выявить параметры качества товара и методы оценки качества;
- рассмотреть особенности оценки качества продовольственных товаров;
- проанализировать особенности организации оценки качества однородной группы продовольственных товаров;
- провести анализ качества масло-жировой группы товаров на примере растительных масел;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию товароведной характеристики товаров однородной группы.
Объектом исследования являются масло-жировые группы товаров.
Предметом исследования является ассортимент, качество масло-жировых групп товаров.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам совершенствования методов и исследования качества продовольственных товаров. В процессе выполнения работы изучены законодательные и нормативные акты, периодические издания и электронные ресурсы по исследуемой проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в экспертизе качества жировой продукции, реализуемых магазином № 2022 «Пятерочка» ООО «Агроторг», Сабинский район, поселок городского типа Богатые Сабы, ул. Школьная д.20, разработке и обосновании рекомендаций по повышению их качества и безопасности реализуемых товаров.
Выпускная квалификационная работа состоит из вводной части, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Неотъемлемой составной частью коммерческой деятельности предприятий в современных условиях является обеспечение качества закупаемых и реализуемых товаров, как фактора обеспечения конкурентоспособности. Поскольку современный потребительский рынок России, по данным исследований, имеет значительную долю фальсифицированных и небезопасных продуктов питания, необходима организация тщательного контроля качества и внедрение современных методов экспертизы, что позволит существенно уменьшить или предотвратить поступление нестандартной продукции в розничную торговую сеть и тем самым защитить права потребителя в данной сфере.
В теоретической части работы выявлены и охарактеризованы основные категории, формирующие деятельность по оценке качества и профессиональной экспертизе товаров однородной группы. Определены и количественно охарактеризованы основные ингредиенты, которые формируют потребительские свойства и пищевую ценность продовольственных товаров однородной группы. Дана подробная характеристика основных показателей, отражающих уровень качества продовольственных товаров однородной группы. Выявлены и охарактеризованы основы современной сравнительной экспертизы качества товаров однородной группы.
Во второй главе работы дана подробная характеристика сети магазинов «Пятерочка» ООО «Агроторг» и выявлены особенности коммерческой деятельности магазина №2022 данной сети. Анализ экономических показателей деятельности показал, что розничное торговое предприятие в целом функционировало успешно и за 2015 год получило прибыль в размере 98950 тыс. рублей, при этом рентабельность продаж возросла на 0,92% и составила 18,2%. Улучшению показателей эффективности способствовал рост товарооборота за счет увеличения спроса, расширения ассортимента и совершенствования структуры розничного товарооборота.
На основе проведенного АВС-анализа и расчета параметров (коэффициентов) ассортимента выявлено, что в магазине №2022 «Пятерочка» представлен широкий ассортимент товаров, соответствующий формату магазина и способный удовлетворить спрос целевой группы потребителей. Выявлены основные принципы контроля качества товаров однородной масло-жировой группы в магазине «Пятерочка»: ориентация на спрос и приоритеты потребителей, строгое соблюдение требований действующего законодательства в отношении сферы торговли, предотвращение реализации некачественной и небезопасной для покупателей продукции.
Обоснована необходимость мониторинга ситуации по анализу качества продовольственных товаров и растительных масел в частности, что снижает репутационные риски, связанные со снижением делового имиджа компании, и риски потерь доли рынка, а значит и прибыли от коммерческой деятельности.
Выявление качественных параметров в процессе выполнения работы осуществлялось путем сравнительной товароведной характеристики товаров однородной масло-жировой группы. Оценка качества анализируемых продовольственных товаров - растительных масел - проводилась на примере образцов, отобранных в магазине № 2022 «Пятерочка». В процессе анализа качества растительных масел выявлены два образца, не отвечающие требованиям стандарта как по органолептическим, так и по физико-химическим показателям. Образец №2 по результатам органолептической оценки и определению физических показателей (коэффициенту преломления и вязкости) являлся фактически фальсификатом по идентифицированному составу жировой фазы, а образец №4 - по степени очистки сырья в процессе технологической обработки. Отклонения от параметров, регламентируемых ГОСТ, имели производственный характер, в связи с чем коммерческой организации ООО «Агроторг» к концу календарного года необходимо пересмотреть перечень поставщиков и своевременно предъявлять претензии по качеству товаров с целью урегулирования рекламаций потребителей.
В результате анализа образцов растительных масел были также выявлены пути совершенствования экспертной деятельности в отношении своевременного выявления нестандартной продукции и фальсификата, недопущения реализации ее в розничном торговом предприятии. В частности, был предложен люминесцентный экспресс-метод определения свежести продовольственных товаров, что существенно удешевляет экспертную оценку товаров. Внедрение в работу магазинов «Пятерочка» ООО «Агроторг» экспресс-методов оценки качества продовольственных товаров позволит облегчить работу товароведов и повысить ее эффективность, и, как следствие, даст возможность увеличить время на присутствие и полезную деятельность работников магазина в торговом зале, где продукция должна периодически проверяться на соответствие правилам хранения и срокам годности.
Выявленные проблемы послужили основанием для разработки практических рекомендаций по совершенствованию сравнительной товароведной характеристики товаров однородной (масло-жировой) группы и ужесточению контроля качества реализуемых товаров.
Совокупный экономический эффект от внедрения разработанных рекомендаций по совершенствованию оценки качества товаров однородной группы составил 580456 рублей в год.
1. Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) URL: http://docs.cntd.ru/document- дата обращения 20.12.2015.
2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
упаковки» (ТР ТС 005/2011) URL: http://docs.cntd.ru/document
3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) URL: http://docs.cntd.ru/document
4. Технический регламент Таможенного союза «Требования
безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических
вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) URL: http://docs.cntd.ru/document
5. ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия, ГОСТ от 28 июня 2013 года №31450-2013// http://docs.cntd.ru/document/1200103303
6. ГОСТ 3622-68 «Молоко и молочные продукты. Отбор проб и подготовка их к испытанию.»
//http: //www.go st.ru/wps/portal/pages.PublishStandards
7. ГОСТ 3624-92 Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности.
//http: //www.go st.ru/wps/portal/pages.PublishStandards
Учебники и учебные пособия
8. Березина, В.В. Методика балльной оценки качества продовольственных товаров/ В.В. Березина// Безопасность и качество товаров Материалы IX Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ". 2015. С. 15-17.
9. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами/ Н.В. Гранаткина. - М.: Информационный центр «Академия», 2013. - 256 с.
10. Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров/ Г.Г. Дубцов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 с.
11. Елисеева, Л.Г. Товароведение однородных групп
продовольственных товаров / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова. - М.: Дашков и К, 2014. - 930 с.
12. Закирова, З.Р. Сенсорная оценка качества молочных товаров/ З.Р. Закирова// Наука сегодня: теория и практика Сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции. Уфимский государственный университет экономики и сервиса.- 2015. - С. 45-48.
13. Земедлина, Е.А. Товароведение и экспертиза товаров/ Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 156 с.
14. Землянская, Н.Б. Методический подход к оценке уровня качества и конкурентоспособности товара/ Н.Ь. Землянская// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 5. - С. 81-83.
15. Калачев С.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров: учебник / С.А. Калачев. - М.: Юрайт, 2016. - 478 с.
16. Карпова, Л.С. Методы оценки качества сырья и продовольственных товаров/ Л.С. Карпова// Реформирование образовательной среды материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 185-летию потребительской кооперации России. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. 2016. С. 369-371.
17. Каменева, С.Е. Оценка качества товаров и основы экспертизы/ С.Е. Каменева// Энгельс, 2016.
18. Красовитов, Р.А. Теоретическое обоснование методов оценки качества товаров/ Р.А. Красовитов// Научный вестник Вольского военного
института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2015. -
№ 2 (36). - С. 135-138.
19. Колосова, А.В. Применение сенсорных методов при оценке качества продовольственных товаров/ А.В. Колосова// Современная торговля: теория, практика, инновации Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию работы учебного заведения по программам высшего профессионального образования. 2015. - С. 236-242.
20. Коник, Н.В. Товароведение, экспертиза и сертификация молока и молочных продуктов/ Н.В. Коник, Е.А. Павлова, И.С. Киселева. - М.: Альфа - М, НИЦ ИНФРА - М, 2012. - 236 с.
21. Коник, Н.В. Товароведение продовольственных товаров/ Н.В. Коник. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
22. Косарева, О.А. Новые методы оценки как необходимое условие повышения качества и безопасности продовольственных товаров/ О.А. Косарева, Г.Н. Чернухина// Вестник Академии. - 2016. - № 2. - С. 60-65.
23. Кучмий, Т.И. Оценка качества товара потребителем/ Т.И. Кучмий// Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А. - 2014. - С. 182-185.
24. Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебник / А.А. Ляшко А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко и др. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 660 с.
25. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 336 с.
26. Матвеева О.П. Методические подходы к оценке качества услуги розничной торговли по реализации товаров в магазине/ О.П. Матвеева, М.В. Гаркушова// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2010. - №2. - С. 150-154.
27. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов. - М.: Academia, 2013. - 352 с.
28. Родина, Т.Г. Товароведение однородных групп
продовольственных товаров/ Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова; Под ред. Л.Г. Елисеева. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 930 с.
29. Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров/ В.А. Тимофеева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 с.
30. Шевченко В.А., Ермилова И.Н. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. - М.: Информационный центр «Академия», 2014. - 254 c.
Электронные ресурсы
31. Шиманов Д.В. Конкурентоспособный магазин. - Режим доступа: http://www.4p.ru
31.Функции и задачи экспертизы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lektsii.com/1-47571.html.