УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
|
Введение 4
1. Методологические аспекты учета и анализа выпуска готовой продукции 7
1.1. Понятие готовой продукции. Цели и задачи учета выпуска готовой
продукции 7
1.2. Общие принципы и организация учета выпуска готовой продукции в
современных условиях 13
1.3. Нормативно-правовая база учета выпуска готовой продукции 25
2. Учет выпуска готовой продукции на ООО «Бахетле» 33
2.1. Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели
предприятия ООО «Бахетле» 33
2.2. Методология учета выпуска готовой продукции 42
2.3. Организация контроля выпуска готовой продукции 49
3. Анализ выпуска готовой продукции 55
3.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации готовой
продукции 55
3.2. Анализ резервов увеличения выпуска и реализации готовой продукции 64
Заключение 70
Список использованных источников 73
1. Методологические аспекты учета и анализа выпуска готовой продукции 7
1.1. Понятие готовой продукции. Цели и задачи учета выпуска готовой
продукции 7
1.2. Общие принципы и организация учета выпуска готовой продукции в
современных условиях 13
1.3. Нормативно-правовая база учета выпуска готовой продукции 25
2. Учет выпуска готовой продукции на ООО «Бахетле» 33
2.1. Краткая характеристика и основные технико-экономические показатели
предприятия ООО «Бахетле» 33
2.2. Методология учета выпуска готовой продукции 42
2.3. Организация контроля выпуска готовой продукции 49
3. Анализ выпуска готовой продукции 55
3.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации готовой
продукции 55
3.2. Анализ резервов увеличения выпуска и реализации готовой продукции 64
Заключение 70
Список использованных источников 73
Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и ее реализации, своевременное оформление хозяйственных операций.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции переходит из сферы производства в сферу обращения.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции и ее продажи, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Таким образом, роль эффективной организации бухгалтерского учета и анализа продажи продукции особенно важна для принятия и выработки мобильных и эффективных управленческих решений, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалифицированной работы.
Целью данной работы является рассмотрение порядка учета и анализа выпуска готовой продукции на конкретном предприятии - ООО «Бахетле». Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ) в части бухгалтерского учета, анализа выпуска и продажи готовой продукции;
- рассмотреть порядок отражения операций по бухгалтерскому учету готовой продукции в практическом аспекте и определить направления его совершенствования;
- изучить средства контроль за сохранностью готовой продукции в ООО «Бахетле»;
- провести анализ выпуска готовой продукции в ООО «Бахетле»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы учета, контроля и анализа.
Объектом исследования явилось ООО «Бахетле», на примере которого анализируется бухгалтерский учет и методика аналитической оценки операций, связанных с выпуском готовой продукции. ООО «Бахетле» - одна из самых крупных торговых сетей Республики Татарстан.
Предметом исследования является бухгалтерский учет выпуска готовой продукции на указанном объекте исследования.
Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции, а также труды ученых по заданной теме исследования.
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Методами исследования, используемыми в настоящей дипломной работе, являются монографический, выборочный, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции переходит из сферы производства в сферу обращения.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции и ее продажи, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Таким образом, роль эффективной организации бухгалтерского учета и анализа продажи продукции особенно важна для принятия и выработки мобильных и эффективных управленческих решений, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалифицированной работы.
Целью данной работы является рассмотрение порядка учета и анализа выпуска готовой продукции на конкретном предприятии - ООО «Бахетле». Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ) в части бухгалтерского учета, анализа выпуска и продажи готовой продукции;
- рассмотреть порядок отражения операций по бухгалтерскому учету готовой продукции в практическом аспекте и определить направления его совершенствования;
- изучить средства контроль за сохранностью готовой продукции в ООО «Бахетле»;
- провести анализ выпуска готовой продукции в ООО «Бахетле»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы учета, контроля и анализа.
Объектом исследования явилось ООО «Бахетле», на примере которого анализируется бухгалтерский учет и методика аналитической оценки операций, связанных с выпуском готовой продукции. ООО «Бахетле» - одна из самых крупных торговых сетей Республики Татарстан.
Предметом исследования является бухгалтерский учет выпуска готовой продукции на указанном объекте исследования.
Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции, а также труды ученых по заданной теме исследования.
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Методами исследования, используемыми в настоящей дипломной работе, являются монографический, выборочный, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа.
Целью данной работы было рассмотрение порядка учета и анализа выпуска готовой продукции на конкретном предприятии - ООО «Бахетле». На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Готовая продукция представляет собой конечный результат производственного цикла, а именно активы, законченные обработкой и комплектацией, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
От правильного и своевременного учета готовой продукции, зависит правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, что влияет на правильность учета оплаты труда сотрудникам и на деловую репутацию организации в целом.
В основе организации бухгалтерского учета готовой продукции лежат следующие требования: сплошное, непрерывное и полное отражение движения данных запасов; учет количества и оценки готовой продукции; оперативность (своевременность) учета запасов; достоверность; соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам); соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета; все операции по движению (поступлению, перемещению, расходованию) запасов должны оформляться первичными учетными документами. Выпуск готовой продукции может учитываться: по фактической себестоимости, в данном случае для учета используется счет 43 «Готовая продукция» или по нормативной себестоимости, тогда для учета наряду со счетом 43 используется также счет 40 «Выпуск готовой продукции, 70 работ, услуг».
Ведение бухгалтерского учета готовой продукции в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные из них: ГК РФ, НК РФ, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, план счетов, методические указания.
На основании проведенного анализа экономических показателей деятельности объекта исследования ООО «Бахетле» можно отметить ликвидную и рентабельную работу компании в исследуемый период. Текущие активы компании превышают ее текущие обязательства и их достаточно для того, чтобы компания могла своевременно погасить краткосрочные обязательства. Наблюдается положительная динамика увеличения выручки, однако план предприятия по выручке выполняется лишь на 85%.
Учетной политикой ООО «Бахетле» определен порядок учета готовой продукции по фактической производственной себестоимости. Фактическую себестоимость изготовленной продукции формируют в конце отчетного месяца, когда будут определены все затраты на производство продукции (прямые и косвенные). Готовая продукция (полуфабрикаты собственного производства) реализуются через сеть супермаркетов ООО «Бахетле». Бухучет затрат по каждому производственному этапу в ООО «Бахетле» ведется бесполуфабрикатным способом, что закреплено в учетной политике для целей бухучета. Общехозяйственные расходы учитывают в составе затрат на производство, т. е. на счете 20. Полуфабрикаты собственного производства могут быть переданы в дальнейшую переработку или реализованы. В зависимости от этих вариантов различается порядок отражения в бухучете выбытия полуфабрикатов.
Согласно федеральному закону № 402-ФЗ, организация должна осуществлять внутренний контроль. Основная цель контроля выпуска готовой продукции в ООО «Бахетле» - объективная оценка правдивости, своевременности и полноты указания в учете и отчетности выручки от продажи, себестоимости реализованной готовой продукции, различных расходов и прибыли (убытка). В ходе проведенного исследования системы контроля выпуска готовой продукции в ООО «Бахетле» были выявлены проблемы внутреннего контроля на предприятии: неоднократное дублирование и отсутствие разделения обязанностей; разрешение определенных хозяйственных операций и нехватка соответствующего контроля; нехватка нужного контроля при оформлении и заключении хозяйственных договоров; не правильный и неэффективный контроль; специальное нарушение порядка контроля должностными лицами; намеренные нарушения системы учета работниками, ответственными за подготовку первичной документации; фальсификация или подмена бухгалтерских записей. При контроле готовой продукции в ООО «Бахетле» проводится проверка документального оформления операций по производству и реализации готовой продукции. При аудите сохранности готовой продукции осуществляется проверка наличия готовой продукции на складе. Аудит сохранности осуществлялся при помощи инвентаризации готовой продукции.
В ходе анализа динамики и выполнения плана производства и продаж продукции собственного производства ООО «Бахетле» заметим ежегодный рост объема реализации ООО «Бахетле»: на 7,7% в 2014 году и на 4,6% в 2015 году. Объем продаж продукции собственного производства возрос в 2015 году на 10,5% за счет введения новых номенклатурных позиций. За три последних года объем производства продукции собственного изготовления ООО «Бахетле» возрос на 17,7% в то время, как объем реализации этой продукции увеличился лишь на 16,3%. В 2013-2015 гг. увеличивается доля брака в производстве ООО «Бахетле», поскольку коэффициент соотношения объема реализованной продукции к объему производства снижается за период с 99,1% в 2013 году до 98% в 2015 году. Среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 0,4%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам (темп роста производства продукции в 2014 году составил 6,6%, а продаж - 5,3%, в то время как в 2015 году - 10,4% и 10,5% соответственно).
Невыполнение плановых значений в ООО «Бахетле» происходит за счет снижения выпуска товарной продукции, увеличения остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года и на конец года. Снижение остатка готовой продукции на конец года положительно сказывается на объеме реализации как в 2013 году, так и в 2014-2015 гг. Однако в настоящее время необходимо особое внимание уделить выполнению плана производства по выпечке, возможно пересмотреть плановые значения, а также плана продаж по полуфабрикатам. Одним из возможных резервов роста выручки является ускорение погашение дебиторской задолженности до возможного уровня.
В настоящее время актуальна производственная необходимость продуманной разработки комплексной программы (политики), которая должна основываться на грамотном, взвешенном подходе в оценке сложившегося состояния расчетов с покупателями и заказчиками. Все это, на наш взгляд, не только позволит усовершенствовать расчеты, но и будет способствовать увеличению оборачиваемости средств, в том числе находящихся в расчетах с дебиторами организации. Тем самым повысится эффективность использования оборотного капитала, улучшится финансовое состояние организации и минимизируется вероятность наступления ее несостоятельности.
Готовая продукция представляет собой конечный результат производственного цикла, а именно активы, законченные обработкой и комплектацией, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
От правильного и своевременного учета готовой продукции, зависит правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, что влияет на правильность учета оплаты труда сотрудникам и на деловую репутацию организации в целом.
В основе организации бухгалтерского учета готовой продукции лежат следующие требования: сплошное, непрерывное и полное отражение движения данных запасов; учет количества и оценки готовой продукции; оперативность (своевременность) учета запасов; достоверность; соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам); соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета; все операции по движению (поступлению, перемещению, расходованию) запасов должны оформляться первичными учетными документами. Выпуск готовой продукции может учитываться: по фактической себестоимости, в данном случае для учета используется счет 43 «Готовая продукция» или по нормативной себестоимости, тогда для учета наряду со счетом 43 используется также счет 40 «Выпуск готовой продукции, 70 работ, услуг».
Ведение бухгалтерского учета готовой продукции в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные из них: ГК РФ, НК РФ, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, план счетов, методические указания.
На основании проведенного анализа экономических показателей деятельности объекта исследования ООО «Бахетле» можно отметить ликвидную и рентабельную работу компании в исследуемый период. Текущие активы компании превышают ее текущие обязательства и их достаточно для того, чтобы компания могла своевременно погасить краткосрочные обязательства. Наблюдается положительная динамика увеличения выручки, однако план предприятия по выручке выполняется лишь на 85%.
Учетной политикой ООО «Бахетле» определен порядок учета готовой продукции по фактической производственной себестоимости. Фактическую себестоимость изготовленной продукции формируют в конце отчетного месяца, когда будут определены все затраты на производство продукции (прямые и косвенные). Готовая продукция (полуфабрикаты собственного производства) реализуются через сеть супермаркетов ООО «Бахетле». Бухучет затрат по каждому производственному этапу в ООО «Бахетле» ведется бесполуфабрикатным способом, что закреплено в учетной политике для целей бухучета. Общехозяйственные расходы учитывают в составе затрат на производство, т. е. на счете 20. Полуфабрикаты собственного производства могут быть переданы в дальнейшую переработку или реализованы. В зависимости от этих вариантов различается порядок отражения в бухучете выбытия полуфабрикатов.
Согласно федеральному закону № 402-ФЗ, организация должна осуществлять внутренний контроль. Основная цель контроля выпуска готовой продукции в ООО «Бахетле» - объективная оценка правдивости, своевременности и полноты указания в учете и отчетности выручки от продажи, себестоимости реализованной готовой продукции, различных расходов и прибыли (убытка). В ходе проведенного исследования системы контроля выпуска готовой продукции в ООО «Бахетле» были выявлены проблемы внутреннего контроля на предприятии: неоднократное дублирование и отсутствие разделения обязанностей; разрешение определенных хозяйственных операций и нехватка соответствующего контроля; нехватка нужного контроля при оформлении и заключении хозяйственных договоров; не правильный и неэффективный контроль; специальное нарушение порядка контроля должностными лицами; намеренные нарушения системы учета работниками, ответственными за подготовку первичной документации; фальсификация или подмена бухгалтерских записей. При контроле готовой продукции в ООО «Бахетле» проводится проверка документального оформления операций по производству и реализации готовой продукции. При аудите сохранности готовой продукции осуществляется проверка наличия готовой продукции на складе. Аудит сохранности осуществлялся при помощи инвентаризации готовой продукции.
В ходе анализа динамики и выполнения плана производства и продаж продукции собственного производства ООО «Бахетле» заметим ежегодный рост объема реализации ООО «Бахетле»: на 7,7% в 2014 году и на 4,6% в 2015 году. Объем продаж продукции собственного производства возрос в 2015 году на 10,5% за счет введения новых номенклатурных позиций. За три последних года объем производства продукции собственного изготовления ООО «Бахетле» возрос на 17,7% в то время, как объем реализации этой продукции увеличился лишь на 16,3%. В 2013-2015 гг. увеличивается доля брака в производстве ООО «Бахетле», поскольку коэффициент соотношения объема реализованной продукции к объему производства снижается за период с 99,1% в 2013 году до 98% в 2015 году. Среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 0,4%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам (темп роста производства продукции в 2014 году составил 6,6%, а продаж - 5,3%, в то время как в 2015 году - 10,4% и 10,5% соответственно).
Невыполнение плановых значений в ООО «Бахетле» происходит за счет снижения выпуска товарной продукции, увеличения остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года и на конец года. Снижение остатка готовой продукции на конец года положительно сказывается на объеме реализации как в 2013 году, так и в 2014-2015 гг. Однако в настоящее время необходимо особое внимание уделить выполнению плана производства по выпечке, возможно пересмотреть плановые значения, а также плана продаж по полуфабрикатам. Одним из возможных резервов роста выручки является ускорение погашение дебиторской задолженности до возможного уровня.
В настоящее время актуальна производственная необходимость продуманной разработки комплексной программы (политики), которая должна основываться на грамотном, взвешенном подходе в оценке сложившегося состояния расчетов с покупателями и заказчиками. Все это, на наш взгляд, не только позволит усовершенствовать расчеты, но и будет способствовать увеличению оборачиваемости средств, в том числе находящихся в расчетах с дебиторами организации. Тем самым повысится эффективность использования оборотного капитала, улучшится финансовое состояние организации и минимизируется вероятность наступления ее несостоятельности.
Подобные работы
- Учет, контроль и анализ выпуска готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ выпуска готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ выпуска готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Учет, контроль и анализ выпуска
готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Учет, контроль и анализ выпуска готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Учет, контроль и анализ выпуска готовой продукции
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017



