Управление финансами бюджетных организаций
|
Введение 3
1 Теоретические основы управления финансами бюджетных организаций 6
1.1 Понятие бюджетной организации, его признаки, функции, правовое
положение 6
1.2 Планирование расходов бюджетных организаций 14
1.3 Особенности финансирования бюджетных организаций 23
2 Анализ управления финансами в Центральной библиотеке г. Казань 34
2.1 Организационно-правовая деятельность Центральной
библиотеки г. Казань 34
2.2 Организация планирования расходов Центральной библиотеки г. Казань 39
2.3 Анализ финансирования деятельности Центральной библиотеки г. Казань 46
3 Совершенствование управления финансовой деятельности в Центральной
библиотеке г. Казань 53
3.1 Направления реформирования бюджетных организаций на современном
этапе. 53
3.2 Эффективность процессов планирования, финансирования и использования
средств бюджетных организаций 65
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 80
1 Теоретические основы управления финансами бюджетных организаций 6
1.1 Понятие бюджетной организации, его признаки, функции, правовое
положение 6
1.2 Планирование расходов бюджетных организаций 14
1.3 Особенности финансирования бюджетных организаций 23
2 Анализ управления финансами в Центральной библиотеке г. Казань 34
2.1 Организационно-правовая деятельность Центральной
библиотеки г. Казань 34
2.2 Организация планирования расходов Центральной библиотеки г. Казань 39
2.3 Анализ финансирования деятельности Центральной библиотеки г. Казань 46
3 Совершенствование управления финансовой деятельности в Центральной
библиотеке г. Казань 53
3.1 Направления реформирования бюджетных организаций на современном
этапе. 53
3.2 Эффективность процессов планирования, финансирования и использования
средств бюджетных организаций 65
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 80
На современном этапе социально-экономического развития, одной из важнейших стратегических целей развития Российской Федерации выступает повышение эффективности государственного и муниципального управления.
Именно по данному направлению Россия значительно уступает ведущим развитым странам мира. Осознание подобной ситуации предопределило необходимость проведения целого ряда реформ: административной реформы, реформы местного самоуправления, бюджетной реформы.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества важную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках определенной на каждом историческом этапе развития политики. Одним из инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическую и социальную политику, а также выполнять свои функции и задачи является государственный бюджет.
Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства и представляет собой используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
На сегодняшний день бюджет Российской Федерации состоится на следующих принципах: бюджетное планирование и бюджетное финансирование, что позволяет судить об исключительной значимости этих процессов.
В современном обществе социальная сфера, в которую входят учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры занимает важное место в народно-хозяйственном комплексе государства. Главное их назначение состоит в социальном развитии общества и обеспечении социальной защищенности населения. Выбор темы обусловлен недостаточной освещенностью проблемы повышения эффективности управления бюджетными учреждениями и рационализации использования ими как бюджетных, так и внебюджетных средств в условиях модернизации устоявшейся системы функционирования бюджетных учреждений.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает Центральная библиотека г. Казань МБУК ЦБС.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются процессы организации управления финансами Центральной библиотеки г. Казань МБУК ЦБС
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа деятельности Центральной библиотеки г. Казань МБУК ЦБС по вопросам управления финансами.
В соответствии с поставленной целью в ходе выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетной организации, его признаки, функции, правовое положение;
- проанализировать роль библиотеки, как социального института, в развитии современного общества;
- провести анализ управления финансами в Центральной библиотеке г. Казань МБУК ЦБС;
-рассмотреть основные проблемы и направления реформирования бюджетного финансирования в Центральной библиотеке г. Казань МБУК ЦБС;
- предложить пути повышения эффективности процессов планирования, финансирования и использования средств в Центральной библиотеке г. Казань МБУК ЦБС.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методической и теоретической базами проведенного исследования явились Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, труды российских и зарубежных авторов в сфере управления государственными и муниципальными финансами, публикации периодической литературы в сфере экономики, сведения статистической отчетности, интернет-ресурсы, а также данные, полученные непосредственно в ходе прохождения производственной практики на объекте исследования.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы исследования, такие как обзор, анализ, синтез, способы обобщения и сравнения, системный подход, логическое, графическое и экономико-математическое моделирование.
Именно по данному направлению Россия значительно уступает ведущим развитым странам мира. Осознание подобной ситуации предопределило необходимость проведения целого ряда реформ: административной реформы, реформы местного самоуправления, бюджетной реформы.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества важную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках определенной на каждом историческом этапе развития политики. Одним из инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическую и социальную политику, а также выполнять свои функции и задачи является государственный бюджет.
Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства и представляет собой используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
На сегодняшний день бюджет Российской Федерации состоится на следующих принципах: бюджетное планирование и бюджетное финансирование, что позволяет судить об исключительной значимости этих процессов.
В современном обществе социальная сфера, в которую входят учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры занимает важное место в народно-хозяйственном комплексе государства. Главное их назначение состоит в социальном развитии общества и обеспечении социальной защищенности населения. Выбор темы обусловлен недостаточной освещенностью проблемы повышения эффективности управления бюджетными учреждениями и рационализации использования ими как бюджетных, так и внебюджетных средств в условиях модернизации устоявшейся системы функционирования бюджетных учреждений.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает Центральная библиотека г. Казань МБУК ЦБС.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются процессы организации управления финансами Центральной библиотеки г. Казань МБУК ЦБС
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа деятельности Центральной библиотеки г. Казань МБУК ЦБС по вопросам управления финансами.
В соответствии с поставленной целью в ходе выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетной организации, его признаки, функции, правовое положение;
- проанализировать роль библиотеки, как социального института, в развитии современного общества;
- провести анализ управления финансами в Центральной библиотеке г. Казань МБУК ЦБС;
-рассмотреть основные проблемы и направления реформирования бюджетного финансирования в Центральной библиотеке г. Казань МБУК ЦБС;
- предложить пути повышения эффективности процессов планирования, финансирования и использования средств в Центральной библиотеке г. Казань МБУК ЦБС.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методической и теоретической базами проведенного исследования явились Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, труды российских и зарубежных авторов в сфере управления государственными и муниципальными финансами, публикации периодической литературы в сфере экономики, сведения статистической отчетности, интернет-ресурсы, а также данные, полученные непосредственно в ходе прохождения производственной практики на объекте исследования.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы исследования, такие как обзор, анализ, синтез, способы обобщения и сравнения, системный подход, логическое, графическое и экономико-математическое моделирование.
В соответствии с поставленной целью в ходе выпускной квалификационной работы был проведен анализ деятельности Центральной библиотеки г. Казань МБУК ЦБС по вопросам планирования и финансирования расходов.
В теоретической части работы были рассмотрены основы планирования и финансирования расходов в бюджетных учреждениях - понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение; методические основы процессов планирования расходов в бюджетных учреждениях; особенности финансирования расходов бюджетных учреждений.
В практической части был сделан анализ МБУК «Централизованная библиотечная система города Казани» - разветвленная сеть муниципальных библиотек. Организация Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Казани» зарегистрирована 02 августа 2004 года по адресу 420043, Республика Татарстан (Татарстан), г Казань, ул. Вишневского д 10. Библиотеке был присвоен ОГРН 1041630217090 и выдан ИНН 1660072885. Основным видом деятельности является деятельность библиотек и архивов. Библиотеку возглавляет Исмагилова Резеда Наилевна.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Казани» располагает универсальным фондом, оснащена компьютерами, имеет выход в интернет.
Возглавляет Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Казани» директор, который осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает
высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение
производственно-творческих и финансовых планов, которые направлены на формирование и обеспечение потребностей населения в библиотечно - библиографических услуг, социальное развитие коллектива.
Центральная библиотека г. Казани — библиотечное учреждение, которое объединяет публичные библиотеки района, функционирующие на основе единого административного и методического руководства, общего штата и фонда, централизации процессов его формирования и использования.
Центральная библиотека г. Казань является бюджетным учреждением, находится на казначейском методе исполнения бюджета и финансируется из муниципального бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств является ГРБС - отдел культуры при администрации г. Казани.
Средства местного бюджета (бюджета г. Казань) предназначены на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
При составлении сметы на очередной год расчет плана расходов производится по каждой статье экономической классификации. Каждая статья имеет свой алгоритм расчета, некоторые прямо связаны со спецификой деятельности учреждения и рассчитываются на единицу контингента (оплата труда), а другие- исходя из норм расхода (коммунальные услуги).
Основу механизма финансового обеспечения Центральной библиотеки г. Казань составляет сметное финансирование. Бюджетная смета Центральной библиотеки г. Казань представляет собой финансовый документ, в котором указываются размер, направленность и распределение финансов, выделяемых организации из бюджетного фонда.
Таким образом, анализ доходов и расходов показал, что фактически доходы и расходы были меньше плановых показателей бюджетного учреждения. Так, например, наблюдается уменьшение фактических расходов библиотеки в 2017 году по отношению к 2016 году на 2 640 302,76 руб. В 2016 году план выполнен на 86,24%, не выполнено 2 788 151,77 руб. В 2016 году по сравнению с 2015 годом фактические расходы увеличились на 4 202 577,76 руб. В 2015 году план был выполнен на 73,79%, фактически расходов меньше на 4 714 142,17 руб.
Отрицательную динамику показывают доходы от оказания платных услуг. Два года подряд отрицательный результат показывают доходы от операций с активами, увеличивая темп прироста. Расходы увеличиваются, но в 2017 году темп прироста намного снизился по сравнению с 2016 годом с 11,41% до 2,41%. Основную долю расходов составляет социальное обеспечение 60,10%, по сравнению с предыдущим годом темп прироста незначительно увеличился, расходы возросли, что говорит о притоке учащихся получающих материальную помощь. Расходы по операциям с активами показали наибольшее уменьшение на 20,76%. В 2017 году произошло увеличение активов на 1195627,92 руб., в 2016 году этот показатель показал отрицательное изменение, что говорит о положительном расходовании активов. Значительное уменьшение статьи денежные средства в учреждении, на 1 583 650,63 руб. Прочие расчеты с дебиторами показали задолженность в сумме 106 907 595,91 руб.
За 2017 год было получено из бюджета субсидий на выполнения государственного задания в сумме 49 310 169,79 руб., а потрачено 49 552 218,04 руб., не выполнено плановых назначений в сумме 2 991 496,98 руб. Субсидий на иные цели было получено 12 686 125,33 руб., потрачено - 13 464 238,50 руб. Не исполнено плановых назначений в сумме 740 000 руб. Планы по собственным доходам учреждения были выполнены, доходов получено 14 268 838,97руб, расходов - 14 832 328,18руб.
Можно сказать, что произошло уменьшение оказанных платных видов услуг в 2017 году, это могло произойти при недостаточном наборе во внебюджетные группы и оказания дополнительных платных услуг, а также задолженности за обучение. В целом финансовое положение библиотеки устойчивое.
Применительно к библиотеки требуется пополнение фондов библиотек системы. Финансирование комплектования из местного бюджета более чем недостаточно, хоть это является их прямой обязанностью. Внебюджетные источники финансирования библиотек, посредством предоставления платных услуг, достаточно незначительны, так же как и штрафы и компенсации взамен утраченных читателями книг.
Добровольные пожертвования практически не поступают из-за очень сложной бюрократической процедуры их оформления. Фонд пополняется, в основном, дарами от читателей. Режим хранения книг в основном соблюдается, но в сельских библиотеках с сокращенным рабочим днем и печным отоплением существенно страдает библиотечный фонд. Также книжная информационная база приходит в негодность и в центральной библиотеке из-за протекающей крыши.
Решение: сейчас существует множество современных способов для восполнения библиотечной базы.
Способы пополнения библиотечных фондов:
1. книгообмен;
2. репродуцирование;
3. приобретение посредством покупки;
4. подписка на периодические издания;
5. бесплатное получение (дар);
6. получение книг от пользователей взамен утраченных;
7. возмещение стоимости пользователями утраченного документа (замена).
Необходимо уделить должное внимание каждому из них.
В теоретической части работы были рассмотрены основы планирования и финансирования расходов в бюджетных учреждениях - понятие бюджетного учреждения, его признаки, функции, правовое положение; методические основы процессов планирования расходов в бюджетных учреждениях; особенности финансирования расходов бюджетных учреждений.
В практической части был сделан анализ МБУК «Централизованная библиотечная система города Казани» - разветвленная сеть муниципальных библиотек. Организация Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Казани» зарегистрирована 02 августа 2004 года по адресу 420043, Республика Татарстан (Татарстан), г Казань, ул. Вишневского д 10. Библиотеке был присвоен ОГРН 1041630217090 и выдан ИНН 1660072885. Основным видом деятельности является деятельность библиотек и архивов. Библиотеку возглавляет Исмагилова Резеда Наилевна.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Казани» располагает универсальным фондом, оснащена компьютерами, имеет выход в интернет.
Возглавляет Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Казани» директор, который осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает
высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение
производственно-творческих и финансовых планов, которые направлены на формирование и обеспечение потребностей населения в библиотечно - библиографических услуг, социальное развитие коллектива.
Центральная библиотека г. Казани — библиотечное учреждение, которое объединяет публичные библиотеки района, функционирующие на основе единого административного и методического руководства, общего штата и фонда, централизации процессов его формирования и использования.
Центральная библиотека г. Казань является бюджетным учреждением, находится на казначейском методе исполнения бюджета и финансируется из муниципального бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств является ГРБС - отдел культуры при администрации г. Казани.
Средства местного бюджета (бюджета г. Казань) предназначены на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
При составлении сметы на очередной год расчет плана расходов производится по каждой статье экономической классификации. Каждая статья имеет свой алгоритм расчета, некоторые прямо связаны со спецификой деятельности учреждения и рассчитываются на единицу контингента (оплата труда), а другие- исходя из норм расхода (коммунальные услуги).
Основу механизма финансового обеспечения Центральной библиотеки г. Казань составляет сметное финансирование. Бюджетная смета Центральной библиотеки г. Казань представляет собой финансовый документ, в котором указываются размер, направленность и распределение финансов, выделяемых организации из бюджетного фонда.
Таким образом, анализ доходов и расходов показал, что фактически доходы и расходы были меньше плановых показателей бюджетного учреждения. Так, например, наблюдается уменьшение фактических расходов библиотеки в 2017 году по отношению к 2016 году на 2 640 302,76 руб. В 2016 году план выполнен на 86,24%, не выполнено 2 788 151,77 руб. В 2016 году по сравнению с 2015 годом фактические расходы увеличились на 4 202 577,76 руб. В 2015 году план был выполнен на 73,79%, фактически расходов меньше на 4 714 142,17 руб.
Отрицательную динамику показывают доходы от оказания платных услуг. Два года подряд отрицательный результат показывают доходы от операций с активами, увеличивая темп прироста. Расходы увеличиваются, но в 2017 году темп прироста намного снизился по сравнению с 2016 годом с 11,41% до 2,41%. Основную долю расходов составляет социальное обеспечение 60,10%, по сравнению с предыдущим годом темп прироста незначительно увеличился, расходы возросли, что говорит о притоке учащихся получающих материальную помощь. Расходы по операциям с активами показали наибольшее уменьшение на 20,76%. В 2017 году произошло увеличение активов на 1195627,92 руб., в 2016 году этот показатель показал отрицательное изменение, что говорит о положительном расходовании активов. Значительное уменьшение статьи денежные средства в учреждении, на 1 583 650,63 руб. Прочие расчеты с дебиторами показали задолженность в сумме 106 907 595,91 руб.
За 2017 год было получено из бюджета субсидий на выполнения государственного задания в сумме 49 310 169,79 руб., а потрачено 49 552 218,04 руб., не выполнено плановых назначений в сумме 2 991 496,98 руб. Субсидий на иные цели было получено 12 686 125,33 руб., потрачено - 13 464 238,50 руб. Не исполнено плановых назначений в сумме 740 000 руб. Планы по собственным доходам учреждения были выполнены, доходов получено 14 268 838,97руб, расходов - 14 832 328,18руб.
Можно сказать, что произошло уменьшение оказанных платных видов услуг в 2017 году, это могло произойти при недостаточном наборе во внебюджетные группы и оказания дополнительных платных услуг, а также задолженности за обучение. В целом финансовое положение библиотеки устойчивое.
Применительно к библиотеки требуется пополнение фондов библиотек системы. Финансирование комплектования из местного бюджета более чем недостаточно, хоть это является их прямой обязанностью. Внебюджетные источники финансирования библиотек, посредством предоставления платных услуг, достаточно незначительны, так же как и штрафы и компенсации взамен утраченных читателями книг.
Добровольные пожертвования практически не поступают из-за очень сложной бюрократической процедуры их оформления. Фонд пополняется, в основном, дарами от читателей. Режим хранения книг в основном соблюдается, но в сельских библиотеках с сокращенным рабочим днем и печным отоплением существенно страдает библиотечный фонд. Также книжная информационная база приходит в негодность и в центральной библиотеке из-за протекающей крыши.
Решение: сейчас существует множество современных способов для восполнения библиотечной базы.
Способы пополнения библиотечных фондов:
1. книгообмен;
2. репродуцирование;
3. приобретение посредством покупки;
4. подписка на периодические издания;
5. бесплатное получение (дар);
6. получение книг от пользователей взамен утраченных;
7. возмещение стоимости пользователями утраченного документа (замена).
Необходимо уделить должное внимание каждому из них.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности управления финансами некоммерческих организаций
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТРОО «ВМЕСТЕ»)
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Анализ эффективности деятельности бюджетных организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Управление финансовым состоянием бюджетной организации
Дипломные работы, ВКР, финансы . Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025 - Управление финансами торговой организации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



