ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ 7
1.1 Содержание и виды управления стоимостью компании 7
1.2 Принципы и цели оценки в управлении стоимостью компании 12
1.3 Ключевые факторы в оценке стоимости компании 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТОИМОСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В В ТОО «ТЕХНОЭКСПЕРТСЕРВИС» 34
2.1 Общая характеристика компании ТОО «ТехноЭкспертСервис» 34
2.2 Выявление экономических проблем в деятельности компании ТОО
«ТехноЭкспертСервис» 41
2.3. Оценка рыночной стоимости компании ТОО «ТехноЭкспертСервис» для
целей управления стоимостью 53
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ 63
3.1 Разработка мероприятий, способствующие повышению стоимости
компании 63
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что по мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает.
Каждый собственник прикладывает значительные усилия для развития своей компании, а также поддержанию его на заданном уровне доходности. Поэтому руководитель предприятия рано или поздно сталкивается с проблемой оценки своего бизнеса. Причин для этого много, главная - не зная стоимость почти невозможно принимать взвешенные решения по реализации прав собственника, так как именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.
При планировании деятельности любой компании необходимо определять стоимость ее акций и перспектив ее повышения. Стоимость акций тесно связана со стоимостью компании. И этой стоимостью можно и нужно управлять. А это предполагает анализ всех принимаемых решений с позиций их влияния на стоимость фирмы.
В свою очередь в определении и управлении стоимостью бизнеса заинтересована и сама компания. Для этого ей нужны финансовые ресурсы, а возможных источников всего два: собственный капитал и заемный. Чтобы увеличить собственный капитал, нужно доказать потенциальному акционеру свою инвестиционную привлекательность. Известно, что любой инвестор вкладывает средства не в проект, не в компанию, а в свои будущие доходы. Следовательно, стратегической целью менеджмента является увеличение стоимости акций или, иначе говоря, стоимости компании.
Теперь посмотрим на кредитора, для которого главными являются следующие вопросы: какие риски он понесет, предоставив компании кредит, и как эти риски соотносятся с его предполагаемым доходом. Поэтому для него, наряду с кредитной историей компании, интерес представляют и данные о прямых и косвенных доходах собственников, так как вся эта информация вместе позволяет судить о том, насколько эффективно компания ранее использовало предоставленные ресурсы, т. е. как прирастал вложенный в предприятие капитал. Если в компании поставлена система управления затратами, оптимизированы запасы, высокая собираемость дебиторской задолженности и компания работает стабильно, то риски кредитора относительно невелики, а значит, и процентная ставка тоже.
Ведь знание стоимости бизнеса, наблюдение и управление стоимостью бизнеса поможет в решении следующих вопросов:
• Повышение эффективности управления компании;
• Разработка плана развития компании;
• Определение текущей рыночной стоимости компании в случае ее частичной или полной продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
• Определение стоимости ценных бумаг компании, паев, долей в ее капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;
• Определение кредитоспособности компании и величины стоимости залога при кредитовании;
• Выявление реальной рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
• Налогообложение компании (при определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
Менеджеры должны уметь измерять стоимость своих компаний и управлять ею. Стоимость и ее оценка сегодня важнее, чем когда-либо, но концепция стоимости бессмысленна и бесполезна, если стоимость нельзя измерить и увеличить.
А раз увеличение стоимости компании - цель управления и объект планирования, то нужно уметь определять ее количественно. Эта задача решается в рамках системы мониторинга оценки бизнеса, которая в свою очередь тесно взаимосвязана со всеми без исключения аспектами менеджмента: маркетингом, управлением ассортиментом, управлением затратами, инвестиционной и финансовой политикой, налоговым планированием, управлением активами и т. д. В конечном итоге, мерой совершенного, а значит эффективного бизнеса, является не ликвидность или рентабельность и даже не величина прибыли, а увеличение его "цены". Это значит, что грамотно управляемая компания со временем увеличивает свою стоимость, и следовательно, растут и доходы ее собственников. А это, в свою очередь, должно радовать всех. Ведь все мы помним, что наша цель - самосовершенствование, а смысл бизнеса - через увеличение доходов собственников к увеличению доходов предприятий и росту богатства страны.
Целью данной работы является рассмотрение теории и методологии оценки рыночной стоимости компании (бизнеса) и разработка мероприятий по совершенствованию управления компании (бизнеса) на основе концепции управления стоимостью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить содержание управления стоимостью компании и ее виды.
• Определить принципы и цели оценки стоимости компании.
• Изучить ключевые факторы в оценке стоимости компании.
• Исследовать краткую технико-экономическую характеристику компании.
• Провести расчёт стоимости на примере ТОО «ТехноЭксперт Сервис».
• Выявить формирование факторов, определяющих стоимость компании.
Объектом исследования является компания ТОО «ТехноЭксперт Сервис».
Предметом исследования является процесс оценки и управления стоимостью компании ТОО «ТехноЭкспертСервис».
Теоретической и методической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования методов управления компанией (бизнесом) и оценки стоимости компании (бизнеса), а также гражданский кодекс, федеральный закон и другие законодательные акты.
В данной работе применены следующие методы исследования: анализ, прогнозирование и моделирование, а также дедукция, индукция и познание.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключении, делая вывод, можно сказать, что управление стоимостью компании - это есть управление системой стоимостных факторов. Соответственно, при направлении основных усилий в управлении стоимостью первоочередной задачей будет стоять выявление тех ключевых факторов, воздействие на которых будет способствовать увеличению стоимости компании.
Опираясь на данные проведенного финансового анализа, можно говорить о стабильности имущественного положения компании. Так же исходя из анализа, следует подчеркнуть некоторые изменения в характеристике:
• Рост валюты баланса;
• Темп роста краткосрочных активов значительно превышает темп сокращения долгосрочных активов, что является положительной динамикой (60 %; -0,5% соответственно).
• Внешние источники финансирования существенно преобладают над собственными - компания находится в зависимости от заемных денежных средств (62%; 38% соответственно).
Так же следует отметить показатели ликвидности, компания способна расплачиваться по своим обязательствам в полном размере, но не своевременно, такая ситуация может привести к проблемам и чревато необходимостью получения новых кредитов, тем самым увеличивая финансовую зависимость компании.
В целом компанию нельзя назвать финансово устойчивой, поскольку сумма краткосрочных обязательств значительно превосходит над собственным капиталом, но их достаточно для нормальной деятельности компании. Наблюдается тенденция роста данного показателя, и если компания продолжит свое функционирование в том же направлении, то ее финансовая устойчивость войдет в рамки нормативного значения.
Относительно предыдущего периода чистая прибыль компании выросла на 3519 тыс. тенге и составила 33733 тенге, что так же является положительным результатом.
И что касается предложенных мероприятий по увеличению стоимости компании, то мы выбрали самый оптимальный вариант из предложенных альтернатив - реструктуризация имущества компании и увеличение объема поставок на рынок.
В качестве варианта повышения стоимости компании стала реструктуризация, а точнее продажа имущества в виде трех складских помещений с общей стоимостью 47590 тыс. тенге. Далее вырученные денежные средства были распределены следующим образом: 19540 тыс. тенге направлены на расширение распорядительного центра, остальная сумма 28050 тыс. тенге - приобретение необходимой техники.
В заключительной части работы провели оценку стоимости компании посредством метода дисконтирования денежных потоков для собственного капитала на отчетный период. По оценкам рыночной стоимости компания составила 688572 тыс. тенге. Далее используя тот же алгоритм, провели оценку стоимости компании с учетом мероприятий, которые были проведены. Итого ее рыночная стоимость увеличилась на 117048 тыс. тенге и составила 805620 тыс. тенге.
Исходя из результатов работы, которая была проделана, следует, что все поставленные цели были достигнуты.
1. Аббасов, С. А. оглы Эффективное управление денежными потоками как важный рычаг финансового менеджмента / Аббасов Сарвар Алыджан оглы // Российское предпринимательство. - 2013. - № 14 (236). - С. 84-90
2. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
3. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2012. - 432 с.
4. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
5. Анущенкова, К.А. Финансово-экономический анализ / К.А. Анущенкова, В.Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2008. - 404 с.м
6. Бариленко, В.И. Экономический анализ / В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Е.И. Бородина. - М.: Эксмо, 2010. - 352 с.
7. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 366 с.
8. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 487 с
9. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 232 с.
10. Бусов, В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 с.
11. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ:
Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2011. - 118 с.
12. Гаврилов, Л.П. Управление предприятием: финансовые и
инвестиционные решения: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 184 с.
13. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 462 с.
14. Губина, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Практикум: Учебное пособие / О.В. Губина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
15. Гукова, А.В. Оценка бизнеса для менеджеров: учеб. пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина. - М.: Омега-Л, 2012. - 176 с.
16. Дудин, М.Н. Финансово-экономический анализ предприятия / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: КноРус, 2012. - 216 с.
17. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2013. - 349 с.
18. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 455 с.
19. Землянский, О.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров / В.И. Бусов, О.А. Землянский, А.П. Поляков; Под общ. ред. В.И. Бусова. - М.: Юрайт, 2013. - 430 с
20. Зороастрова, И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.В. Зороастрова, Н.М. Розанова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 279 с.м
21. Казакова, Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 240 с.
22. Касьяненко, Т. Г. Оценка бизнеса / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова.
- М.: Феникс, 2014. - 624 с
23. Ковалев, В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью : учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. - М. : Проспект, 2014. - 336 с.
24. Когденко, В.Г. Управление стоимостью компании. Ценностно-ориентированный менеджмент: Учебник. / В.Г. Когденко, М.В. Мельник. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 447 с.
25. Кристофер Мерсер Интегрированная теория оценки бизнеса: моногр. / З. Кристофер Мерсер, Трэвис У. Хармс. - М.: Маросейка, 2015. - 288 с.
26. Кудрявцев, Е.М. Организация, планирование и управление предприятием / Е.М. Кудрявцев. - М.: АСВ, 2011. - 416 с.
27. Кукушкин, С.Н. Финансов-экономический анализ. Конспект лекций / С.Н. Кукушкин. - М.: А-Приор, 2012. - 192 с.
28. Парамонова, Т.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2013. - 288 с.
29. Розанова, Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка: Учебник. / Н.М. Розанова, И.В. Зороастрова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 279 с.
30. Рутгайзер, В.М. Оценка стоимости бизнеса. Методические разработки и рекомендации: в 8ч./ В.М. Рутгайзер.- 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Международная академия оценки и консалтинга. - 2012. - 563 с.
31. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 303 с
32. Станиславчик, Е.Н. Финансовый менеджмент: управление денежныит потоками: Учебное пособие / Е.Н. Станиславчик. - М.: ДиС, 2015. - 272 с.
33. Староверова, Г.С. Оценка и управление стоимостью предприятия
(организации): учеб. пособие. Часть 1 / Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 214
34. Томас Л. Уэст, Пособие по оценке бизнеса под ред. Томас Л. Уэст, Джеффри Д. Джонс, М., ЗАО «Квинто-Консалтинг», 2013 - 746 с.
35. Тысячникова, Н.А. Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности / Н.А. Тысячникова, Ю.Н. Юденков. - М.: КноРус, 2013. - 720 с.
36. Фомин, В.П., Татаровский, Ю.А. Формирование и анализ показателей финансового состояния организации // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 6. - С. 30-38.
37. Хиггинс, Р. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями / Р. Хиггинс; Пер. с англ. А.Н. Свирид.. - М.: Вильямс, 2013. - 464 с.
38. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 с.
39. Чуева, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Н. Чуева. - М.: Дашков и К, 2013. - 348 с.
40. Шадрина, Г.В. Экономический анализ: Учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 515 с.
41. Ширяев, В.И. Управление предприятием: Моделирование, анализ,
управление / В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 с.
42. Бочаров В.В., Самонова И.Н., Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.- 124 с.
43. Хитчнер Д.Р. Три подхода к оценке стоимости бизнеса, Издательство: Маросейка, 2014 г. - 328 с.
44. Томас Л. Уэст, Пособие по оценке бизнеса под ред. Томас Л. Уэст, Джеффри Д. Джонс, М., ЗАО «Квинто-Консалтинг», 2013 - 746 с.
45. Официальный сайт компании ТОО «ТехноЭкспертСервис», http://www.tesng.com