Муниципальная политика по формированию института семьи и брака (на примере города Набережные Челны)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Институт семьи и брака: понятие, роль в обществе и муниципальном
образовании, сравнительный анализ 6
1.1 Понятие института семьи и брака, его роль в обществе и муниципальном
образовании 6
1.2 Экономико-правовые основы института семьи и брака 15
1.3 Сравнительный анализ опыта управления институтом семьи и брака в
западных странах и в России 23
2 Анализ и совершенствование муниципальной политики по формированию
института семьи и брака в городе Набережные Челны 34
2.1 Анализ муниципальной политики по формированию института семьи и
брака 34
2.2 Исследование проблем формирования института семьи и брака в городе
Набережные Челны 43
2.3 Совершенствование муниципальной политики по формированию
института семьи и брака 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Институт семьи и брака: понятие, роль в обществе и муниципальном
образовании, сравнительный анализ 6
1.1 Понятие института семьи и брака, его роль в обществе и муниципальном
образовании 6
1.2 Экономико-правовые основы института семьи и брака 15
1.3 Сравнительный анализ опыта управления институтом семьи и брака в
западных странах и в России 23
2 Анализ и совершенствование муниципальной политики по формированию
института семьи и брака в городе Набережные Челны 34
2.1 Анализ муниципальной политики по формированию института семьи и
брака 34
2.2 Исследование проблем формирования института семьи и брака в городе
Набережные Челны 43
2.3 Совершенствование муниципальной политики по формированию
института семьи и брака 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глобальные процессы модернизации, динамизм современных социальных изменений, необходимость совершенствования и рационализации управления структурными изменениями в обществе для обеспечения гарантии устойчивого социального развития определяет актуальность переосмысления значения института семьи и брака как одного из основных социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественной жизни.
В настоящее время российское общество переживает преобразования социальных отношений, следствием которых является ослабление института семьи и брака, увеличение количества разводов, уменьшение рождаемости в семьях, увеличение рождения детей вне брака, развитие альтернативных форм семьи.
Институт семьи и брака переживает глубокий кризис из-за множества причин. К ним относятся общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, процессы урбанизации и культурной трансформации, которые ведут за собой расшатывание семейных устоев. Эти и многие другие факторы обусловили ослабление семьи как социального института общества, изменения ее места в системе ценностных ориентаций.
В настоящее время теряются устои, утрачиваются семейные ценности, ослабевают семейные коммуникации, снижается значимость родственных отношений, и как следствие, наблюдается учащение антисоциальных проявлений, наркомании, алкоголизма, растет детская преступность, распространяется безнадзорность и социальное сиротство. К уже названным следует добавить проблемы ухудшающегося здоровья детей и молодежи, неблагополучия демографической ситуации и деградации психологического климата в общества.
Проблема семьи и брака достаточно полно и с разных сторон исследована в научной литературе. Большинство работ посвящено исследованию современного состояния семьи, ее проблем, тенденций и перспектив развития института семьи. В научной литературе представлены работы, посвященные психологическим аспектам семейных отношений, психологии и педагогике социальной работы с семьей. Семейная проблематика рассматривается и с точки зрения социальных расходов государства на семью. Значительное внимание в научной литературе уделяется государственной семейно-демографической политике, социальной защите семьи как социального института. Достаточно полно исследована правовая природа брака, в том числе в сравнении с иностранным правом. Вопросы самоорганизации современной семьи также освещены в научных трудах отечественных ученых. Достаточно внимания уделяется вопросам семейного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на разнообразие исследований семейной проблематики, научных работ посвященных целенаправленному управлению формированием института семьи и брака практически нет. В связи с этим существует необходимость в исследовании института семьи и брака с точки зрения управления его формированием на муниципальном уровне.
Цель данного исследования - совершенствование муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность института семьи и брака и его роль в муниципальном образовании;
- охарактеризовать экономические и правовые основы института семьи и брака;
- провести сравнительный анализ опыта управления формированием института семьи и брака западных стран и России;
- изучить муниципальную политику по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны;
- исследовать проблемы в формировании института семьи и брака в городе Набережные Челны;
- разработать рекомендации по совершенствованию муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Объект исследования - муниципальная политика по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Предмет исследования - деятельность органов местного самоуправления по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Информационная база исследования: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты; информационная база Росстата; отчеты Управления ЗАГС города Набережные Челны; результаты опроса населения; ресурсы интернета; официальный сайт города Набережные Челны и другие открытые источники информации.
Методическая база исследования: системный анализ и синтез,
абстрактно-логический анализ, сравнительный анализ, опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первом разделе раскрываются теоретические аспекты формирования института семьи и брака, рассматриваются правовые и экономические основы функционирования семьи и брака как института, дается сравнительный анализ опыта формирования института семьи и брака в западных странах и России. Во втором разделе представлены результаты исследования муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны, на основе социологического исследования выявлены проблемы муниципальной семейной политики, предложены рекомендации по совершенствованию муниципальной семейной политики и обоснована социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий
В настоящее время российское общество переживает преобразования социальных отношений, следствием которых является ослабление института семьи и брака, увеличение количества разводов, уменьшение рождаемости в семьях, увеличение рождения детей вне брака, развитие альтернативных форм семьи.
Институт семьи и брака переживает глубокий кризис из-за множества причин. К ним относятся общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, процессы урбанизации и культурной трансформации, которые ведут за собой расшатывание семейных устоев. Эти и многие другие факторы обусловили ослабление семьи как социального института общества, изменения ее места в системе ценностных ориентаций.
В настоящее время теряются устои, утрачиваются семейные ценности, ослабевают семейные коммуникации, снижается значимость родственных отношений, и как следствие, наблюдается учащение антисоциальных проявлений, наркомании, алкоголизма, растет детская преступность, распространяется безнадзорность и социальное сиротство. К уже названным следует добавить проблемы ухудшающегося здоровья детей и молодежи, неблагополучия демографической ситуации и деградации психологического климата в общества.
Проблема семьи и брака достаточно полно и с разных сторон исследована в научной литературе. Большинство работ посвящено исследованию современного состояния семьи, ее проблем, тенденций и перспектив развития института семьи. В научной литературе представлены работы, посвященные психологическим аспектам семейных отношений, психологии и педагогике социальной работы с семьей. Семейная проблематика рассматривается и с точки зрения социальных расходов государства на семью. Значительное внимание в научной литературе уделяется государственной семейно-демографической политике, социальной защите семьи как социального института. Достаточно полно исследована правовая природа брака, в том числе в сравнении с иностранным правом. Вопросы самоорганизации современной семьи также освещены в научных трудах отечественных ученых. Достаточно внимания уделяется вопросам семейного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на разнообразие исследований семейной проблематики, научных работ посвященных целенаправленному управлению формированием института семьи и брака практически нет. В связи с этим существует необходимость в исследовании института семьи и брака с точки зрения управления его формированием на муниципальном уровне.
Цель данного исследования - совершенствование муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность института семьи и брака и его роль в муниципальном образовании;
- охарактеризовать экономические и правовые основы института семьи и брака;
- провести сравнительный анализ опыта управления формированием института семьи и брака западных стран и России;
- изучить муниципальную политику по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны;
- исследовать проблемы в формировании института семьи и брака в городе Набережные Челны;
- разработать рекомендации по совершенствованию муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Объект исследования - муниципальная политика по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Предмет исследования - деятельность органов местного самоуправления по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны.
Информационная база исследования: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты; информационная база Росстата; отчеты Управления ЗАГС города Набережные Челны; результаты опроса населения; ресурсы интернета; официальный сайт города Набережные Челны и другие открытые источники информации.
Методическая база исследования: системный анализ и синтез,
абстрактно-логический анализ, сравнительный анализ, опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первом разделе раскрываются теоретические аспекты формирования института семьи и брака, рассматриваются правовые и экономические основы функционирования семьи и брака как института, дается сравнительный анализ опыта формирования института семьи и брака в западных странах и России. Во втором разделе представлены результаты исследования муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны, на основе социологического исследования выявлены проблемы муниципальной семейной политики, предложены рекомендации по совершенствованию муниципальной семейной политики и обоснована социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий
Семья представляет собой систему отношений между супругами, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию, основными признаками которой являются: брачные отношения между мужчиной и женщиной, родственные связи между всеми членами семьи, совместное проживание членов семьи в одном помещении, общий семейный бюджет.
Брак представляет собой узаконенные отношения между мужчиной и женщиной, которые устанавливают их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и родителям.
Институт семьи и брака выполняет специфические и неспецифические. Специфические функции института семьи и брака отражают ее особенности как социального явления, а неспецифические функции - это такие функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям института семьи и брака относятся: репродуктивная, экзистенциальная функции, функция социализации.
Семья занимает особое фундаментальное место в обществе и муниципальном образовании. Семья обеспечивает муниципальное образование трудовыми ресурсами, создает потребительский спрос на товары, работы, услуги, формирует нравственные основы общества, оказывает влияние на социально-экономическое состояние муниципального образования.
Основой института семьи и брака являются экономические и правовые отношения, которые формируются под воздействием различных факторов.
Экономической основой семьи является семейный бюджет, который используются для содержания членов семьи, обеспечения их жилищем, организации досуга, обучения и воспитания подрастающего поколения. Семейный бюджет складывается из доходов членов семьи и направляется на их расходы.
Правовой основой семьи служит оформление брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами.
В Российской Федерации правовой основой семьи и брака выступает Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента РФ, другие нормативные акты, регулирующие общие для всех граждан сферы жизнедеятельности, но затрагивающие интересы семьи.
В современном мире наблюдается разное отношение к институту брака и семьи, однако можно выделить два направления в формировании института семьи и брака: рефамилизация и дефамилизация.
Государства, ориентированные на рефамилизацию, строят свою семейную политику так, чтобы женщины имели возможность посвятить себя семье и детям, а государства, ориентированные на дефамилизацию, создают условия женщинам, имеющим детей, получать возможность продолжать свою профессиональную деятельность.
Страны Запада в сфере семейной политики ориентируются на создание партнерских отношений с семьей; вовлечение в формирование семейной политики общественных и коммерческих организаций; снижение роли прямой финансовой поддержки семьи и увеличение доли социальных услуг; усиление внимания к вовлечению отцов к участию в жизни детей; решение внутрисемейных проблем, связанных с поведением членов семьи; признание однополых браков.
Российская семейная политика имеет общие с Европой тенденции, но имеет свои специфические особенности, позволяющие учитывать особенности российского менталитета. В качестве основ семейной политики России определяется поддержка традиционных ценностей и семьи, развитие демографических программ, повышения уровня здоровья семьи. В качестве нормативной модели семьи, на которую ориентируется современное российское государство в своей политике, выступает благополучная семья.
В настоящее время в городе Набережные Челны проблема формирования института семьи и брака является достаточно острой, что обусловлено целым рядом факторов, среди которых: высокий уровень разводимости супругов, низкий уровень брачности, предпочтение альтернативным формам семейной жизни, распространенность неполных семей, беспризорности детей, семейного насилия, семейной девиации (злоупотребления наркотиками и алкоголем).
Муниципальная политика по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны направлена формирование благополучной семьи, на пропаганду семейных ценностей и создание крепких семейных союзов.
В процесс формирования института семьи и брака в городе Набережные Челны вовлечены разные структуры: муниципальные организации, учебные заведения, молодежные центры, общественные организации и движения, религиозные конфессии, частные организации и другие.
В течение последних лет отмечается стабильное уменьшение количества регистрируемых браков, что является следствием демографического кризиса 90-х годов, нежелания молодежи вступать в законные брачные отношения и ряд других проблем.
Для формирования института семьи и брака в городе Набережные Челны проводятся различные мероприятия по пропаганде института семьи и брака, по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству, повышению роли отца в воспитании детей, по повышению физиологического и психологического здоровья семьи. Однако единой семейной политики, разработанной на уровне органов муниципальной власти нет, как нет и программы формирования института семьи и брака. Инициатива в настоящее время исходит преимущественно от общественности, которую муниципальные органы лишь поддерживают, в то время как существует необходимость целенаправленной работы в данном направлении с выделением соответствующего финансирования из бюджета.
К основным проблемам формирования института семьи и брака в городе Набережные Челны по результатам опроса можно отнести: низкую семейную культуру населения, неподготовленность молодежи к браку, распространенность разводов, слабость муниципальной политики по формированию института семьи и брака из-за отсутствия муниципальной программы, предусматривающей финансирование мероприятий; отсутствия комплексного подхода к управлению формированием института семьи и брака из-за отсутствия четко сформулированной семейной политики.
Для совершенствования муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны предлагается:
- создать комплексную систему управления формированием института семьи и брака;
- разработать и внедрить программу «Семейная политика г. Набережные Челны на 2018-2020 гг.»;
- сформировать положительное отношение общественности к институту семьи и брака;
- внедрить в школах и учебных заведениях профессионального образования курсы семьеведения;
- внедрить мероприятия, посвященные пропаганде института семьи и брака и семейных ценностей среди детей, подростков и молодежи;
- проводить мероприятия по подготовке молодежи города к созданию благополучной здоровой семьи;
- проводить мероприятия по укреплению и развитию семейных традиций;
- организовать информационную компанию, направленную на
укрепление престижа и роли семьи в обществе.
Внедрение предложенного комплекса мероприятий, позволит получить социальный эффект и получить экономию бюджетных денег в размере 14063 тыс. руб. Внутренняя норма доходности проекта составляет 4,8, а срок окупаемости 0,59 года.
Брак представляет собой узаконенные отношения между мужчиной и женщиной, которые устанавливают их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и родителям.
Институт семьи и брака выполняет специфические и неспецифические. Специфические функции института семьи и брака отражают ее особенности как социального явления, а неспецифические функции - это такие функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям института семьи и брака относятся: репродуктивная, экзистенциальная функции, функция социализации.
Семья занимает особое фундаментальное место в обществе и муниципальном образовании. Семья обеспечивает муниципальное образование трудовыми ресурсами, создает потребительский спрос на товары, работы, услуги, формирует нравственные основы общества, оказывает влияние на социально-экономическое состояние муниципального образования.
Основой института семьи и брака являются экономические и правовые отношения, которые формируются под воздействием различных факторов.
Экономической основой семьи является семейный бюджет, который используются для содержания членов семьи, обеспечения их жилищем, организации досуга, обучения и воспитания подрастающего поколения. Семейный бюджет складывается из доходов членов семьи и направляется на их расходы.
Правовой основой семьи служит оформление брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами.
В Российской Федерации правовой основой семьи и брака выступает Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента РФ, другие нормативные акты, регулирующие общие для всех граждан сферы жизнедеятельности, но затрагивающие интересы семьи.
В современном мире наблюдается разное отношение к институту брака и семьи, однако можно выделить два направления в формировании института семьи и брака: рефамилизация и дефамилизация.
Государства, ориентированные на рефамилизацию, строят свою семейную политику так, чтобы женщины имели возможность посвятить себя семье и детям, а государства, ориентированные на дефамилизацию, создают условия женщинам, имеющим детей, получать возможность продолжать свою профессиональную деятельность.
Страны Запада в сфере семейной политики ориентируются на создание партнерских отношений с семьей; вовлечение в формирование семейной политики общественных и коммерческих организаций; снижение роли прямой финансовой поддержки семьи и увеличение доли социальных услуг; усиление внимания к вовлечению отцов к участию в жизни детей; решение внутрисемейных проблем, связанных с поведением членов семьи; признание однополых браков.
Российская семейная политика имеет общие с Европой тенденции, но имеет свои специфические особенности, позволяющие учитывать особенности российского менталитета. В качестве основ семейной политики России определяется поддержка традиционных ценностей и семьи, развитие демографических программ, повышения уровня здоровья семьи. В качестве нормативной модели семьи, на которую ориентируется современное российское государство в своей политике, выступает благополучная семья.
В настоящее время в городе Набережные Челны проблема формирования института семьи и брака является достаточно острой, что обусловлено целым рядом факторов, среди которых: высокий уровень разводимости супругов, низкий уровень брачности, предпочтение альтернативным формам семейной жизни, распространенность неполных семей, беспризорности детей, семейного насилия, семейной девиации (злоупотребления наркотиками и алкоголем).
Муниципальная политика по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны направлена формирование благополучной семьи, на пропаганду семейных ценностей и создание крепких семейных союзов.
В процесс формирования института семьи и брака в городе Набережные Челны вовлечены разные структуры: муниципальные организации, учебные заведения, молодежные центры, общественные организации и движения, религиозные конфессии, частные организации и другие.
В течение последних лет отмечается стабильное уменьшение количества регистрируемых браков, что является следствием демографического кризиса 90-х годов, нежелания молодежи вступать в законные брачные отношения и ряд других проблем.
Для формирования института семьи и брака в городе Набережные Челны проводятся различные мероприятия по пропаганде института семьи и брака, по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству, повышению роли отца в воспитании детей, по повышению физиологического и психологического здоровья семьи. Однако единой семейной политики, разработанной на уровне органов муниципальной власти нет, как нет и программы формирования института семьи и брака. Инициатива в настоящее время исходит преимущественно от общественности, которую муниципальные органы лишь поддерживают, в то время как существует необходимость целенаправленной работы в данном направлении с выделением соответствующего финансирования из бюджета.
К основным проблемам формирования института семьи и брака в городе Набережные Челны по результатам опроса можно отнести: низкую семейную культуру населения, неподготовленность молодежи к браку, распространенность разводов, слабость муниципальной политики по формированию института семьи и брака из-за отсутствия муниципальной программы, предусматривающей финансирование мероприятий; отсутствия комплексного подхода к управлению формированием института семьи и брака из-за отсутствия четко сформулированной семейной политики.
Для совершенствования муниципальной политики по формированию института семьи и брака в городе Набережные Челны предлагается:
- создать комплексную систему управления формированием института семьи и брака;
- разработать и внедрить программу «Семейная политика г. Набережные Челны на 2018-2020 гг.»;
- сформировать положительное отношение общественности к институту семьи и брака;
- внедрить в школах и учебных заведениях профессионального образования курсы семьеведения;
- внедрить мероприятия, посвященные пропаганде института семьи и брака и семейных ценностей среди детей, подростков и молодежи;
- проводить мероприятия по подготовке молодежи города к созданию благополучной здоровой семьи;
- проводить мероприятия по укреплению и развитию семейных традиций;
- организовать информационную компанию, направленную на
укрепление престижа и роли семьи в обществе.
Внедрение предложенного комплекса мероприятий, позволит получить социальный эффект и получить экономию бюджетных денег в размере 14063 тыс. руб. Внутренняя норма доходности проекта составляет 4,8, а срок окупаемости 0,59 года.
Подобные работы
- Муниципальная политика по обеспечению развития и стабильности института семьи и брака на примере города Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Реализация демографической политики на муниципальном уровне (на примере МКУ «Управление ЗАГС» Исполнительного комитета города Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



