Формирование культуры поведения младших школьников средствами предмета окружающий мир (Сыктывкарский государственный университет)
|
База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (16 учащихся).
Есть много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» 6
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 11
1.3 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
1.4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (констатирующий этап) 29
2.2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (формирующий этап) 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Есть много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» 6
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 11
1.3 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
1.4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (констатирующий этап) 29
2.2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (формирующий этап) 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и проблематичных тем, которая должна рассматриваться всеми, кто имеет отношение к педагогике. Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, соблюдениям законов общества, также она является признаком хорошего воспитания. Культура поведения может быть разной в зависимости от эпохи, национальности, и прочих факторов, но она должна быть в каждом обществе, так как является его объединяющим и дисциплинирующим фактором. Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоил и принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения, за собственную культуру и культуру поведения подрастающего поколения – А.М. Ядрихинский. Культуру поведения необходимо прививать человеку с самого раннего возраста, и в детском саду для этого существует немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Низкий культурно-нравственный уровень общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Известно, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее благополучное развитие личности и общества в целом. Таким образом, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Проблема формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир» занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста культурных норм поведения. Данная проблема возникла из противоречия – необходимостью повышения уровня культуры поведения у обучающихся в образовательных учреждениях и недостаточной эффективностью используемых форм, методов, средств формирования культуры поведения.
Тему формирования представлений о культуре поведения изучали многие ученые и методисты. В научных трудах Т.Г. Жарковской, А.И. Липкиной и др. раскрыта сущность понятия «культура поведения». В работах Э.А. Киреевой, Д.Б. Эльконина и др. определены возрастные особенности воспитания культуры поведения у младших школьников. В исследованиях И.С. Марьенко, Р.А. Хабиб и др. определены условия формирования культуры поведения младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: определить условия, способствующие формированию культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Гипотеза исследования: у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будут сформированы представления о культуре поведения при следующих условиях: если будет осуществляться индивидуальный подход; если основу уроков будет составлять целевая направленность (представления о нормах поведения в обществе, представления о нравственных основах культуры поведения; представления об основных структурных компонентах культуры поведения и др.); если будет применяться комплекс методов, направленных на формирование представлений о культуре поведения, если будут в системе применяться групповые формы работы и т.д.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура поведения».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию представлений о культуре поведения
3. Проанализировать УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» с точки зрения формирования у младших школьников представлений о культуре поведения.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир».
5. Определить уровень сформированности представлений младших школьников о культуре поведения у учащихся 3 класса в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.
6. Разработать программу внеурочной деятельности и провести мероприятия по формированию у младших школьников представлений о культуре поведения при изучении курса «Окружающего мира».
7. Проверить в контрольном эксперименте эффективность созданных условий на программе внеурочной деятельности курса «Окружающий мир» для формирования у младших школьников представлений о культуре поведения.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Практические:
- анкетирование учащихся;
- тестирование учащихся;
- анкетирование педагогов;
- анкетирование родителей.
3. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Низкий культурно-нравственный уровень общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Известно, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее благополучное развитие личности и общества в целом. Таким образом, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Проблема формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир» занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста культурных норм поведения. Данная проблема возникла из противоречия – необходимостью повышения уровня культуры поведения у обучающихся в образовательных учреждениях и недостаточной эффективностью используемых форм, методов, средств формирования культуры поведения.
Тему формирования представлений о культуре поведения изучали многие ученые и методисты. В научных трудах Т.Г. Жарковской, А.И. Липкиной и др. раскрыта сущность понятия «культура поведения». В работах Э.А. Киреевой, Д.Б. Эльконина и др. определены возрастные особенности воспитания культуры поведения у младших школьников. В исследованиях И.С. Марьенко, Р.А. Хабиб и др. определены условия формирования культуры поведения младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: определить условия, способствующие формированию культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Гипотеза исследования: у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будут сформированы представления о культуре поведения при следующих условиях: если будет осуществляться индивидуальный подход; если основу уроков будет составлять целевая направленность (представления о нормах поведения в обществе, представления о нравственных основах культуры поведения; представления об основных структурных компонентах культуры поведения и др.); если будет применяться комплекс методов, направленных на формирование представлений о культуре поведения, если будут в системе применяться групповые формы работы и т.д.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура поведения».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию представлений о культуре поведения
3. Проанализировать УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» с точки зрения формирования у младших школьников представлений о культуре поведения.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир».
5. Определить уровень сформированности представлений младших школьников о культуре поведения у учащихся 3 класса в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.
6. Разработать программу внеурочной деятельности и провести мероприятия по формированию у младших школьников представлений о культуре поведения при изучении курса «Окружающего мира».
7. Проверить в контрольном эксперименте эффективность созданных условий на программе внеурочной деятельности курса «Окружающий мир» для формирования у младших школьников представлений о культуре поведения.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Практические:
- анкетирование учащихся;
- тестирование учащихся;
- анкетирование педагогов;
- анкетирование родителей.
3. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. Культуру поведения надо специально воспитывать. Этот процесс требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий, которые, к сожалению, не всегда учитываются в педагогической практике. Чаще всего педагоги придают слишком большое значение какому-то одному из условий, например, словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил) и мало уделяют внимания организации упражнений младших школьников по применению правил в различных ситуациях. Между тем, подрастающее поколение необходимо вооружить практическими умениями, навыками, сформировать привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности, в сохранении дисциплины и порядка.
Культура поведения является индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество. Культура поведения младшего школьника представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культура деятельности культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Ребенок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Отличительной особенностью чувств младших школьников является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к культуре поведения. Дети с уважением относятся к другим и себе; одновременно растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
Анализ программы предмета «Окружающий мир» указывают на необходимость формирования у младших школьников основных норм культуры поведения. Они нацелены на передачу младшим школьникам знаний об имеющихся в обществе ценностях и традициях, направлены на формирование личной позиции учащихся, способствуют формированию отношения к семье как основе российского общества.
После анализа результатов исследования, можно сформулировать вывод о том, что у третьеклассников есть представления о нормах культуры поведения, большая часть имеет средний уровень сформированности культуры поведения и использует их в своем поведении. Однако есть часть младших школьников, у которых недостаточно сформированы знания о нормах нравственного поведения, не развиты духовно-нравственные качества и, соответственно, они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно. Результаты исследования обуславливают необходимость воспитания культуры поведения младших школьников.
Результаты констатирующего этапа обусловили разработку и апробацию цикла внеурочных занятий «Культура поведения». Курс предусматривает проведение 17 занятий в течение первого полугодия (1 раз в неделю). В воспитании культуры поведения в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Культура поведения» значительное место занимает выработка навыков и привычек культурного поведения, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Основной путь формирования культуры поведения на занятиях – воспитание нравственности и волевых качеств личности. Эффективны приёмы разъяснения младшим школьникам значимости выполнения правил культурного поведения это: использование отрывков из литературных произведений, реальных жизненных ситуаций, ролевой игры. Подбор текстового материала, иллюстраций, система вопросов и заданий учебника – создают благоприятные условия для организации морального просвещения учащихся, анализа ситуаций нравственного содержания, связанных с выбором правильного поведения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Культура поведения является индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество. Культура поведения младшего школьника представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культура деятельности культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Ребенок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Отличительной особенностью чувств младших школьников является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к культуре поведения. Дети с уважением относятся к другим и себе; одновременно растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
Анализ программы предмета «Окружающий мир» указывают на необходимость формирования у младших школьников основных норм культуры поведения. Они нацелены на передачу младшим школьникам знаний об имеющихся в обществе ценностях и традициях, направлены на формирование личной позиции учащихся, способствуют формированию отношения к семье как основе российского общества.
После анализа результатов исследования, можно сформулировать вывод о том, что у третьеклассников есть представления о нормах культуры поведения, большая часть имеет средний уровень сформированности культуры поведения и использует их в своем поведении. Однако есть часть младших школьников, у которых недостаточно сформированы знания о нормах нравственного поведения, не развиты духовно-нравственные качества и, соответственно, они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно. Результаты исследования обуславливают необходимость воспитания культуры поведения младших школьников.
Результаты констатирующего этапа обусловили разработку и апробацию цикла внеурочных занятий «Культура поведения». Курс предусматривает проведение 17 занятий в течение первого полугодия (1 раз в неделю). В воспитании культуры поведения в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Культура поведения» значительное место занимает выработка навыков и привычек культурного поведения, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Основной путь формирования культуры поведения на занятиях – воспитание нравственности и волевых качеств личности. Эффективны приёмы разъяснения младшим школьникам значимости выполнения правил культурного поведения это: использование отрывков из литературных произведений, реальных жизненных ситуаций, ролевой игры. Подбор текстового материала, иллюстраций, система вопросов и заданий учебника – создают благоприятные условия для организации морального просвещения учащихся, анализа ситуаций нравственного содержания, связанных с выбором правильного поведения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста (Педагогика, психология, Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Реклама в современных молодежных журналах: типологические и тематические особенности
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016



