Методика обучения решению текстовых задач в курсе математики основной школы (Методика обучения математике, Омский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения текстовых задач в курсе математики основной школы 4
1.1 Основные понятия и классификация текстовых задач 4
1.2 Подходы к раскрытию темы текстовых задач в учебной и научной литературе 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Практические аспекты изучения текстовых задач в курсе математики основной школы 15
2.1 Содержание текстовых задач в курсе математики основной школы 15
2.2 Методические приемы изучения текстовых задач в курсе математики основной школы 21
Выводы по главе 2 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Одним из важных аспектов методики преподавания математики в школе выступает процесс формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач.
Умение решать задачи позволяет использовать знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые появляются в течение жизни человека. Задачи являются основой для знакомства учеников с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных взаимосвязей. Этапы решения текстовых задач являются формами развития мыслительной деятельности.
В связи с этим тема курсовой работы является весьма актуальной.
Объектом исследования курсовой работы является процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: процесс обучения решению текстовых задач в основной школе.
Цель курсовой работы: разработать методику обучения решению текстовых задач в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные понятия текстовых задач;
2. Выявить подходы к рассмотрению текстовых задач в учебной и научной литературе;
3. Определить содержание текстовых задач в учебниках математики основной школы (под редакцией С, М. Никольского);
4. Выявить методические приемы изучения текстовых задач в курсе математики основной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.
Таким образом, решение текстовых задач не случайно всегда волновало учителей, методистов, да и самих учащихся и их родителей.
Во-первых, нельзя решить задачу, не поняв ее содержание. Следовательно, умение решать текстовые задачи говорит об одной из самой важной способности человека- способности понимать текст. Критерием понимания задачи является факт решения задачи. Поэтому решение текстовых задач - это деятельность, весьма важная для общего развития. Обучая решать текстовые задачи, мы приучаем ориентироваться в ситуациях, делаем человека более компетентным. Для этого нужно расширить тематику задач, давать детям задачи, разнообразные по тематике.
Во-вторых, решение задачи алгебраическим методом - чуть ли не единственный путь для объяснения ученикам того, чем вообще занимается математика, - объяснения метода математического моделирования. Ученик читает условия, характеризующие некоторую бытовую ситуацию, переводит эту ситуацию на математический язык и затем решает уравнения, уже не думая о данной бытовой ситуации. Наконец, он получает результат на языке этой модели и переводит его на естественный язык.
Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.
При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.
Цель данной работы заключалась в разработке методики обучения решению текстовых задач в основной школе.
Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим основам формирования методики обучения решению текстовых задач в основной школе. Раскрыта сущность текстовых задач, рассмотрены их виды, и способы их решения.
Вторая глава посвящена анализу учебно-методических комплектов по математике разных авторов и разработке методики работы с текстовой задачей на уроках математики в 6 классе общеобразовательной школы.
Можно сделать общий вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута.