Методика обучения решению текстовых задач в курсе математики основной школы (Методика обучения математике, Омский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения текстовых задач в курсе математики основной школы 4
1.1 Основные понятия и классификация текстовых задач 4
1.2 Подходы к раскрытию темы текстовых задач в учебной и научной литературе 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Практические аспекты изучения текстовых задач в курсе математики основной школы 15
2.1 Содержание текстовых задач в курсе математики основной школы 15
2.2 Методические приемы изучения текстовых задач в курсе математики основной школы 21
Выводы по главе 2 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Одним из важных аспектов методики преподавания математики в школе выступает процесс формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач.
Умение решать задачи позволяет использовать знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые появляются в течение жизни человека. Задачи являются основой для знакомства учеников с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных взаимосвязей. Этапы решения текстовых задач являются формами развития мыслительной деятельности.
В связи с этим тема курсовой работы является весьма актуальной.
Объектом исследования курсовой работы является процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: процесс обучения решению текстовых задач в основной школе.
Цель курсовой работы: разработать методику обучения решению текстовых задач в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные понятия текстовых задач;
2. Выявить подходы к рассмотрению текстовых задач в учебной и научной литературе;
3. Определить содержание текстовых задач в учебниках математики основной школы (под редакцией С, М. Никольского);
4. Выявить методические приемы изучения текстовых задач в курсе математики основной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.
Таким образом, решение текстовых задач не случайно всегда волновало учителей, методистов, да и самих учащихся и их родителей.
Во-первых, нельзя решить задачу, не поняв ее содержание. Следовательно, умение решать текстовые задачи говорит об одной из самой важной способности человека- способности понимать текст. Критерием понимания задачи является факт решения задачи. Поэтому решение текстовых задач - это деятельность, весьма важная для общего развития. Обучая решать текстовые задачи, мы приучаем ориентироваться в ситуациях, делаем человека более компетентным. Для этого нужно расширить тематику задач, давать детям задачи, разнообразные по тематике.
Во-вторых, решение задачи алгебраическим методом - чуть ли не единственный путь для объяснения ученикам того, чем вообще занимается математика, - объяснения метода математического моделирования. Ученик читает условия, характеризующие некоторую бытовую ситуацию, переводит эту ситуацию на математический язык и затем решает уравнения, уже не думая о данной бытовой ситуации. Наконец, он получает результат на языке этой модели и переводит его на естественный язык.
Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.
При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.
Цель данной работы заключалась в разработке методики обучения решению текстовых задач в основной школе.
Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим основам формирования методики обучения решению текстовых задач в основной школе. Раскрыта сущность текстовых задач, рассмотрены их виды, и способы их решения.
Вторая глава посвящена анализу учебно-методических комплектов по математике разных авторов и разработке методики работы с текстовой задачей на уроках математики в 6 классе общеобразовательной школы.
Можно сделать общий вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Автономова, Т.В. Практикум по методике преподавания математики в средней школе [Текст]: Учеб.пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Т.В. Автономова, С.Б. Верченко, В.А. Гусев и др.; Под ред. В.И. Мишина. – М.: Просвещение, 1993. –192 с.
2. Аминова, З.А. Методические особенности решения текстовых задач по математике [Электронный ресурс] / З.А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. - №4 (43). – С. 110-113.Режим доступа:http://elibrary.ru/download/elibrary_18844917_66176888.pdf - Последнее обновление 12.06.2020.
3. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
4. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А.Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.; Сост. В. И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
5. Бунимович, Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс [Текст]: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. ]; Рос. академ. наук, Рос. академ. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
6. Бунимович, Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс [Текст]: учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
7. Вафеева, А.М. Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся / А.М. Вафеева // Математика в школе. – 2011. – № 3. – С. 56 – 62.
8. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина,2013. – 213 с.
9. Виноградова, Е.П. Математика: текстовые задачи и методы их решения [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.П. Виноградова. – Орск: Издательство ОГТИ, 2007. – 94 с.
10. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: учеб.пособие / Л.В. Виноградова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 252с.
11. Волович, М.Б. Ключ к пониманию математики - 5-6 классы / М.Б. Волович. - М.: Аквариум, 1997. – 288 с.
12. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. — М.: Ювента, 2011. – 156 с.
13. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс. — М.: Мнемозина, 2009. – 256 с.
14. Левитас, Г.Г. Об алгебраическом решении текстовых задач/ Г.Г. Левитас // Математика в школе. – 2000. – № 8. – С 13.
15. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: Учеб.пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
16. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 314 с.
17. Никольский С.М., Потапов М.К. Математика.6класс. — М.: Просвещение, 2012. – 387 с.
18. Орехов, Ф.А. Решение задач методом составления уравнений[Текст]: Пособие для учителей восьмилетней школы / Ф.А. Орехов. - М.: Просвещение, 1971. – 156 c.
19. Пойа, Д. Как решать задачу /Пер. с англ. В.Г. Звонаревой и Д.Н. Белла, под ред. Ю.М. Гайдука. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. – 207 c.
20. Сафонова, Л.А. О действиях, составляющих умение решать текстовые задачи / Л.А. Сафонова // Математика в школе. – 2000. – № 8. – С. 34 – 36.
21. Столяр, А.А. Логические проблемы преподавания математики / А.А. Столяр.– Минск: «Высшая школа», 1965. – 254 с.
22. Фридман, Л.М., Теоретические основы методики обучения математике [Текст]: Учебное пособие / Л.М. Фридман. - Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.
23. Фридман, Л.М., Турецкий, Е.Н. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 192 c.
24. Чаплыгин, В.Ф. Некоторые методические соображения по решению текстовых задач / В.Ф. Чаплыгин // Математика в школе. – 2000. – № 4. – С. 28 – 31.
25. Шевкин, А.В. Обучение решению задач в 5-6 классах [Текст]: Книга для учителя / А.В. Шевкин. – 3-е изд. Исправл. – М.:ООО «ТИД Русское слово- РС».- 2002. – 208 с.