Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование естественно-научной инновационной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода

Работа №49898

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы136
Год сдачи2017
Стоимость4905 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы естественно-научной инновационной деятельности учащихся 7
1.1 .Современные тенденции в преподавании естественнонаучных дисциплин 7
1.2 .Применение инновационных технологий в процессе обучения
естественнонаучным дисциплинам 24
1.3 .Межпредметный подход в обучении 42
Глава 2. Формирование готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности 53
2.1. Разработка и подбор инструментария, оценка уровня сформированности естественнонаучных компетенций учащихся 53
2.2 Экскурсия как метод образовательного туризма и ее место в учебном
процессе 67
2.3 Эколого-ориентированный подход в обучении географии 81
Заключение 100
Список использованных источников и литературы 102
Приложения

На современное образование влияют многие факторы —экономические, политические, экологические, социальные. Современное развитие экономики и общества вызывает необходимость в человеке быть всегда готовым к действиям и иметь нужные знания и умения для их свершения. Внедрение России в общеевропейское пространство вывело российское образование на новый уровень. В связи с этим были приняты Федеральные государственные стандарты общего образования первого поколения. Все это кардинальным образом поменяло подход в обучении, он из традиционного стал инновационным.
Работа по формированию инновационного подхода в современной педагогике недостаточно решена, многие школы продолжают давать знания, а не побуждают ученика добывать знания самостоятельно. Марк Ван Дорен сказал: «Искусство обучения - это искусство помощи открытиям.» Только такая позиция учителя воспитает «инновационного человека».
ЦЕЛЬ исследования: осветить современное положение естественнонаучных предметов в школе, а также проблемы, связанные с их преподаванием и пути их решения. Показать инновационные черты современного образования.
ОБЪЕКТ исследования: учебно-познавательная деятельность школьника.
ПРЕДМЕТ исследования: готовность школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности и педагогические условия её формирования.
ГИПОТЕЗА исследования: формирование готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности будет результативным, если:
- организация инновационной деятельности школьника, самореализации в учебно-познавательной деятельности как одной из составляющих воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями.
- разработан критериально-оценочный аппарат с учетом выделенных компонентов готовности школьника к самореализации в учебно- познавательной деятельности, позволяющий выявить уровни и динамику готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности;
- актуализируются и систематизируются знания, умения учителей о процессе формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности через их участие в работе педагогической мастерской;
- используются продуктивные методы и формы обучения, способствующие формированию готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной (урочной и внеурочной) деятельности, повышению их познавательной активности, образовательной инициативы и ответственности, самостоятельности, настойчивости и т. д.
- обучения рассматривается как единый процесс и учитель демонстрирует межпредметные связи между естественными науками (география, биология, химия).
Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих ЗАДАЧ:
1. Охарактеризовать состояние проблемы организации учебно-познавательной деятельности в контексте формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Разработать критерии и показатели готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
4. Разработать научно-методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений по формированию готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Теоретическая и практическая ценность полученных результатов заключается в следующем:
- расширении научных представлений о формировании готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности в рамках модернизации системы образования и реализации системно-деятельностного подхода за счет конкретизации понятия «готовность школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности», выявления критериальных характеристик уровней сформированности данной готовности, научно обоснованных педагогических условий, опирающихся на содержательную и процессуальную результативность и способствующих раскрытию личностно-ориентированного потенциала, самореализации старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Совокупность вышеназванных положений вносит определенный вклад в теорию основного общего образования.
- доведением до конкретной реализации теоретических положений и выводов по формированию готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности посредством апробации научно-методических рекомендаций для учителей общеобразовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
Обучение естественнонаучным дисциплинам должно носить межпредметный характер, только при соблюдении данного условия возможно формирование целостной картины мира.
Обучение естественнонаучным дисциплинам с помощью инновационных технологий (метод проектов) и с применением инновационных средств обучения (ИКТ) способствует повышению уровня знаний, а также стимулирует саморазвитие школьников.
1. Теоретической основой исследования послужили работы Анохина, Г. Степанченко Ю.В., Петунина О.В., Иванченко В. Н. Панфилова А.П. Хуторской А. В. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Трайнев В.А. Вишневская Л.Л. Печинкина О.В. Курышева И.В. Босенко В.В., Филатова О.М. Архангельский Н.В. Болотина Л.Р. Виноградова Н.Ф. Жесткова Н.А. Захлебный А.Н. Зверев И.Д. Кучер Т.В. Лихачев Б.Т. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Пакулова В.М., Кузнецова В.И Салеева Л.П., Суравегина И.Т., Колесникова Г.И. Акатов Л.И. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Орищенко А.Ю. Мустафина Л.Н. Борякова Н. Ю. Наконечная М. В. Попова Н. Н., Таева Н. М., Анашкина Е.Е. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Зверев И.Д., Мягкова A. Н., Бруновт Е.П. Калинова Г.С. Мягкова А.Я. Конюшко В.С. Никишов А.И., Мокаева З.А., Орловская Е.В. Петерман И., Чирнер В. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Тарасов А.И. Трайтак Д.И.
Методологическую основу исследования составили: системный подход (В. П. Беспалько, Н. В. Бордовская, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и др.), педагогическая концепция личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), деятельностный подход к развитию личности (К. А. Абульханова-Славская, В.B. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), системно-деятельностный (А. Г. Асмолов, Н. М. Берулава, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Н. Скаткин и др.); теории личности и ее развития в деятельности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); концептуальные положения об индивидуальности личности как субъекте деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. А. Коростылева и др.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы конкретизировано понятие «Инновационная деятельность школьника», рассматриваемое нами как интегральная характеристика личности, определяющая понимание обучающимся значимости и ценности освоения содержания образования, отражающая его потребность в активно-действенном раскрытии потенциальных возможностей посредством собственных усилий.
Определены компоненты готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности: аксиологический, мотивационно-гностический, потребностно-волевой и результативный, содержательные характеристики которых обусловливают ориентированность обучающегося на понимание значимости результатов учебно-познавательной деятельности, самопознание, самоанализ, самооценку, самовыражение, целенаправленность в действиях и включают настойчивость, инициативность, познавательную активность, преобразование присвоенного социального опыта и т. д.
В процессе исследования разработан и охарактеризован комплекс критериев (целевой, когнитивный и регулятивный) и показателей оценки сформированности готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности. На основе критериального инструментария содержательно обоснована уровневая структура готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, активно-подражательный и продуктивный уровни.
Доказана обусловленность формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности его возрастными особенностями.
Научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования готовности школьника к самореализации в учебно- познавательной деятельности.
Разработаны научно-методические рекомендации для учителей по формированию готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать подтвержденной гипотезу, задачи исследования выполненными.
Вместе с тем, проведенное нами исследование не претендует на однозначное и окончательное решение проблемы формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности. Мы связываем перспективы исследования с разработкой педагогических условий, способствующих активизации обучающихся в учебно-познавательной деятельности, а также актуализации их потенциальных возможностей.



1. Информатизация образования-2008: Материалы Международной научно-методической конференции. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. - 442 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]http://www.pedlib.ru
3. Анашкина Е.Е. Веселая ботаника. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192 с.
4. Анохина, Г. М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования Автореферат дисс. ... териалы доктора Пед. наук. М, 2009 — С.59
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. - 247 С.;
6. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Биология для любопытных. I часть. Растения, грибы Науч. пособ. - Тернополь: Науч. книга - Богдан, 2000. - 88
7. Биологический эксперимент в школе / Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
8. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1987. - 346 С.;
9. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: АСТ, Астрель; М.; 2008
10. Босенко В.В. Взаимодействие социальной педагогики России с социально-педагогическими идеями и опытом Западной Европы и США: начала ХХ - начала XXI веков дисс. ... канд. Пед. наук Пенза, 2009 - С. 157
11. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.
- М.: Просвещение, 1980. - 352с.
12. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1990. - 237 С.;
13. Вишневская Л.Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий дисс.
... канд. Пед. наук Ярославль 2007
14. Воровщиков С.Г. и др. Развитие учебно-познавательной компетентности
учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно¬
методического и управленческого сопровождения /С.Г Воровщиков, Т.И Шамова, М.М. Новожилова, Е.В.Орлова и др. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2010. - 402 с.
15. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить,
проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы,
написанные консультантом по управлению и директором школы. - 4-е изд.
- М.: 5 ЗА Знания, 2008. - 352 С.
16. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981. - 189 С.;
17. Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями по здоровью [электронный ресурс]www.prodlenka.org
18. Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах / Н.А. жесткова. - М.: Педагогика, 1972. - 234 С.;
19. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. - 1984. - №9. С.17-21;
20. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.: Педагогика, 1981. - 217 с.;
21. Захлебный А.Н. Охрана природы в школьном курсе биологии /А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1977. - 236 с.;
22. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М., 1980.
23. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологи. - М.: Просвещение. 1984.
24. И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
25. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В.Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 341 с. - (Сердце отдаю детям).
26. ИКТ и качество образования: Ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего: Материалы Международной конференции ЮНЕСКО ИИТО и Ассоциированных школ ЮНЕСКО - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2011. -С. 276
27. Инновации в образовании: дайджест Красноярск 2008.
28. Инновационный подход к преподаванию биологии [электронный ресурс] elibrary.ru
29. Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся [электронный ресурс] http: //www.prodlenka.org
30. Интеграция учебных дисциплин как способ формирования компетенций учащихся на уроках химии, биологии и географии [электронный ресурс]http://lib.znate.ru
31. Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций [электронный ресурс]http://lib.znate.ru
32. Использование интерактивных методов в обучении биологии [электронный ресурс]http://do.gendocs.ru
33. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии [электронный ресурс]www.openclass.ru
34. Калинова Г.С. Мягкова А.Я. Методика обучения биологии: 6-7 класс (Растения). - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
35. Книга для чтения по ботанике. / Сост. Д.И.Трайтак. - М.: Просвещение, 1996.
36. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. Ростов - на Дону, 2010.
37. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ - Мн.: 2001.- с.236
38. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. - Минск: Народная Асвета, 1987.
39. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин дисс. ... канд. Пед. наук Нижний Новгород, 2010 - С. 257
40. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. /Т.В. Кучер. - М.:Просвещение, 1990.- 236 С.;
41. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [электронный ресурс]http: //www.pedlib .ru
42. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. - С.23-26;
43. Межпредметные связи биологии и физики: теория и практика [электронный ресурс]http://www.rae.ru
44. Межпредметные связи в обучении биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы [электронный ресурс]http://referat.niv.ru
45. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-познавательного процесса [электронный ресурс]http://do.gendocs.ru
46. Межпредметные связи на уроках биологии в 11 классе средней
общеобразовательной школы [электронный ресурс]http://do.gendocs.ru
47. Методика дистанционного обучения биологии детей-инвалидов с
сохраненным интеллектом [электронный ресурс] mino.esrae.ru
48. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и
сформированное™ экологических отношений у школьников /
Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 1993. - 178 С.;
49. Мустафина Л.Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.
50. Наконечная М. В. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [электронный ресурс]http://s367.zouo.ru
51. Никишов А.И., Мокаева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. - М.: Просвещение, 1980.
52. Обучение биологии при помощи веб-сайтов, созданных учителем [электронный ресурс]http://pnpomo.narod2.ru
53. Организация ДО детей - инвалидов в учебном процессе [электронный ресурс] zuk-school5.edusite.ru
54. Орищенко А.Ю. Индивидуальный подход на уроках биологии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья [электронный ресурс]http://wiki.saripkro.ru
55. Отношение школьников к природе /Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988.
56. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. - 236 С.;
57. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия»,2009 - 192с.
58. Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО - потенциал новой школы Подмосковья. Тезисы научно-практической конференции [электронный ресурс]http:ZZtopreferat.znate.ru
59. Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника? - М.: Мир, 1979
60. Печинкина О.В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах дисс. ... канд. Пед. наук Архангельск, 2008 - С. 216
61. Попова Н. Н. Опорные конспекты по «Общей биологии» (10 - 11 класс) для детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]http: ZZmethod.rcde. nov.ru
62. Преимущества и недостатки дистанционного образования [электронный ресурс]http:ZZnsportal.ru
63. Применение интеграции на уроках биологии посредством использования ИКТ [электронный ресурс]http:ZZmoi-mummi.ru
64. Проблемы выживания учебного предмета «Химия» в условиях модернизации школьного образования: выступление на пятом Московском педагогическом марафоне учебных предметов 2006 г. [Электронный ресурс] //Официальный сайт журнала 1 сентября. URL: www.him.1september.ru.(дата обращения 25.11.2011).
65. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ - Мн.: 2001.
66. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12 - летним сроком обучения. 1-4 классы. - Мн.: Национальный институт образования, 2004.
67. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [электронный ресурс]http:ZZwww.webkursovik.ru
68. Роль межредметных связей в формировании целостной картины мира у учащихся [электронный ресурс] ipk.68edu.ru
69. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 432 с..
70. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М., 1977. - 216 С.;
71. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. - Харьков: Скорпион, 2000. - 152 с.
72. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у обучающихся естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода Автореферат дисс. ... канд. Пед. наук. Томск, 2007 — С.22
73. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. - 1988.- 189 С.;
74. Таева Н. М. Технология дифференцированного обучения на уроках биологии [электронный ресурс]http://nsportal.ru
75. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. - Сургут:
Северный дом, 1995. - 88 с.
76. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 - 282с.
77. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.
78. Учебная и внеурочная работа в классах естественнонаучного профиля / О.В. Петунин // Педагогика. - 2004. - №8. - С. 50-56.
79. Филатова О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии дисс. . канд. Пед. наук Москва, 2004 - С. 21
80. Формирование познавательных компетенций через интегрированное обучение в процессе преподавания химии и биологии [электронный ресурс]http: //kovar.f5f5.ru
81. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /А.П. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 256с.
82. Эффективные технологии коррекционно-развивающего обучения: общая
характеристика, алгоритм реализации [электронный ресурс]
http: //www.orenipk.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ