Моделирование естественно-научной инновационной деятельности учащихся на основе компетентностного подхода
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы естественно-научной инновационной деятельности учащихся 7
1.1 .Современные тенденции в преподавании естественнонаучных дисциплин 7
1.2 .Применение инновационных технологий в процессе обучения
естественнонаучным дисциплинам 24
1.3 .Межпредметный подход в обучении 42
Глава 2. Формирование готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности 53
2.1. Разработка и подбор инструментария, оценка уровня сформированности естественнонаучных компетенций учащихся 53
2.2 Экскурсия как метод образовательного туризма и ее место в учебном
процессе 67
2.3 Эколого-ориентированный подход в обучении географии 81
Заключение 100
Список использованных источников и литературы 102
Приложения
Глава 1. Теоретические основы естественно-научной инновационной деятельности учащихся 7
1.1 .Современные тенденции в преподавании естественнонаучных дисциплин 7
1.2 .Применение инновационных технологий в процессе обучения
естественнонаучным дисциплинам 24
1.3 .Межпредметный подход в обучении 42
Глава 2. Формирование готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности 53
2.1. Разработка и подбор инструментария, оценка уровня сформированности естественнонаучных компетенций учащихся 53
2.2 Экскурсия как метод образовательного туризма и ее место в учебном
процессе 67
2.3 Эколого-ориентированный подход в обучении географии 81
Заключение 100
Список использованных источников и литературы 102
Приложения
На современное образование влияют многие факторы —экономические, политические, экологические, социальные. Современное развитие экономики и общества вызывает необходимость в человеке быть всегда готовым к действиям и иметь нужные знания и умения для их свершения. Внедрение России в общеевропейское пространство вывело российское образование на новый уровень. В связи с этим были приняты Федеральные государственные стандарты общего образования первого поколения. Все это кардинальным образом поменяло подход в обучении, он из традиционного стал инновационным.
Работа по формированию инновационного подхода в современной педагогике недостаточно решена, многие школы продолжают давать знания, а не побуждают ученика добывать знания самостоятельно. Марк Ван Дорен сказал: «Искусство обучения - это искусство помощи открытиям.» Только такая позиция учителя воспитает «инновационного человека».
ЦЕЛЬ исследования: осветить современное положение естественнонаучных предметов в школе, а также проблемы, связанные с их преподаванием и пути их решения. Показать инновационные черты современного образования.
ОБЪЕКТ исследования: учебно-познавательная деятельность школьника.
ПРЕДМЕТ исследования: готовность школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности и педагогические условия её формирования.
ГИПОТЕЗА исследования: формирование готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности будет результативным, если:
- организация инновационной деятельности школьника, самореализации в учебно-познавательной деятельности как одной из составляющих воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями.
- разработан критериально-оценочный аппарат с учетом выделенных компонентов готовности школьника к самореализации в учебно- познавательной деятельности, позволяющий выявить уровни и динамику готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности;
- актуализируются и систематизируются знания, умения учителей о процессе формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности через их участие в работе педагогической мастерской;
- используются продуктивные методы и формы обучения, способствующие формированию готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной (урочной и внеурочной) деятельности, повышению их познавательной активности, образовательной инициативы и ответственности, самостоятельности, настойчивости и т. д.
- обучения рассматривается как единый процесс и учитель демонстрирует межпредметные связи между естественными науками (география, биология, химия).
Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих ЗАДАЧ:
1. Охарактеризовать состояние проблемы организации учебно-познавательной деятельности в контексте формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Разработать критерии и показатели готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
4. Разработать научно-методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений по формированию готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Теоретическая и практическая ценность полученных результатов заключается в следующем:
- расширении научных представлений о формировании готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности в рамках модернизации системы образования и реализации системно-деятельностного подхода за счет конкретизации понятия «готовность школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности», выявления критериальных характеристик уровней сформированности данной готовности, научно обоснованных педагогических условий, опирающихся на содержательную и процессуальную результативность и способствующих раскрытию личностно-ориентированного потенциала, самореализации старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Совокупность вышеназванных положений вносит определенный вклад в теорию основного общего образования.
- доведением до конкретной реализации теоретических положений и выводов по формированию готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности посредством апробации научно-методических рекомендаций для учителей общеобразовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
Обучение естественнонаучным дисциплинам должно носить межпредметный характер, только при соблюдении данного условия возможно формирование целостной картины мира.
Обучение естественнонаучным дисциплинам с помощью инновационных технологий (метод проектов) и с применением инновационных средств обучения (ИКТ) способствует повышению уровня знаний, а также стимулирует саморазвитие школьников.
1. Теоретической основой исследования послужили работы Анохина, Г. Степанченко Ю.В., Петунина О.В., Иванченко В. Н. Панфилова А.П. Хуторской А. В. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Трайнев В.А. Вишневская Л.Л. Печинкина О.В. Курышева И.В. Босенко В.В., Филатова О.М. Архангельский Н.В. Болотина Л.Р. Виноградова Н.Ф. Жесткова Н.А. Захлебный А.Н. Зверев И.Д. Кучер Т.В. Лихачев Б.Т. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Пакулова В.М., Кузнецова В.И Салеева Л.П., Суравегина И.Т., Колесникова Г.И. Акатов Л.И. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Орищенко А.Ю. Мустафина Л.Н. Борякова Н. Ю. Наконечная М. В. Попова Н. Н., Таева Н. М., Анашкина Е.Е. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Зверев И.Д., Мягкова A. Н., Бруновт Е.П. Калинова Г.С. Мягкова А.Я. Конюшко В.С. Никишов А.И., Мокаева З.А., Орловская Е.В. Петерман И., Чирнер В. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Тарасов А.И. Трайтак Д.И.
Методологическую основу исследования составили: системный подход (В. П. Беспалько, Н. В. Бордовская, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и др.), педагогическая концепция личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), деятельностный подход к развитию личности (К. А. Абульханова-Славская, В.B. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), системно-деятельностный (А. Г. Асмолов, Н. М. Берулава, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Н. Скаткин и др.); теории личности и ее развития в деятельности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); концептуальные положения об индивидуальности личности как субъекте деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. А. Коростылева и др.).
Работа по формированию инновационного подхода в современной педагогике недостаточно решена, многие школы продолжают давать знания, а не побуждают ученика добывать знания самостоятельно. Марк Ван Дорен сказал: «Искусство обучения - это искусство помощи открытиям.» Только такая позиция учителя воспитает «инновационного человека».
ЦЕЛЬ исследования: осветить современное положение естественнонаучных предметов в школе, а также проблемы, связанные с их преподаванием и пути их решения. Показать инновационные черты современного образования.
ОБЪЕКТ исследования: учебно-познавательная деятельность школьника.
ПРЕДМЕТ исследования: готовность школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности и педагогические условия её формирования.
ГИПОТЕЗА исследования: формирование готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности будет результативным, если:
- организация инновационной деятельности школьника, самореализации в учебно-познавательной деятельности как одной из составляющих воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями.
- разработан критериально-оценочный аппарат с учетом выделенных компонентов готовности школьника к самореализации в учебно- познавательной деятельности, позволяющий выявить уровни и динамику готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности;
- актуализируются и систематизируются знания, умения учителей о процессе формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности через их участие в работе педагогической мастерской;
- используются продуктивные методы и формы обучения, способствующие формированию готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной (урочной и внеурочной) деятельности, повышению их познавательной активности, образовательной инициативы и ответственности, самостоятельности, настойчивости и т. д.
- обучения рассматривается как единый процесс и учитель демонстрирует межпредметные связи между естественными науками (география, биология, химия).
Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих ЗАДАЧ:
1. Охарактеризовать состояние проблемы организации учебно-познавательной деятельности в контексте формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Разработать критерии и показатели готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
4. Разработать научно-методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений по формированию готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Теоретическая и практическая ценность полученных результатов заключается в следующем:
- расширении научных представлений о формировании готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности в рамках модернизации системы образования и реализации системно-деятельностного подхода за счет конкретизации понятия «готовность школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности», выявления критериальных характеристик уровней сформированности данной готовности, научно обоснованных педагогических условий, опирающихся на содержательную и процессуальную результативность и способствующих раскрытию личностно-ориентированного потенциала, самореализации старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Совокупность вышеназванных положений вносит определенный вклад в теорию основного общего образования.
- доведением до конкретной реализации теоретических положений и выводов по формированию готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности посредством апробации научно-методических рекомендаций для учителей общеобразовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
Обучение естественнонаучным дисциплинам должно носить межпредметный характер, только при соблюдении данного условия возможно формирование целостной картины мира.
Обучение естественнонаучным дисциплинам с помощью инновационных технологий (метод проектов) и с применением инновационных средств обучения (ИКТ) способствует повышению уровня знаний, а также стимулирует саморазвитие школьников.
1. Теоретической основой исследования послужили работы Анохина, Г. Степанченко Ю.В., Петунина О.В., Иванченко В. Н. Панфилова А.П. Хуторской А. В. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Трайнев В.А. Вишневская Л.Л. Печинкина О.В. Курышева И.В. Босенко В.В., Филатова О.М. Архангельский Н.В. Болотина Л.Р. Виноградова Н.Ф. Жесткова Н.А. Захлебный А.Н. Зверев И.Д. Кучер Т.В. Лихачев Б.Т. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Пакулова В.М., Кузнецова В.И Салеева Л.П., Суравегина И.Т., Колесникова Г.И. Акатов Л.И. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Орищенко А.Ю. Мустафина Л.Н. Борякова Н. Ю. Наконечная М. В. Попова Н. Н., Таева Н. М., Анашкина Е.Е. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Зверев И.Д., Мягкова A. Н., Бруновт Е.П. Калинова Г.С. Мягкова А.Я. Конюшко В.С. Никишов А.И., Мокаева З.А., Орловская Е.В. Петерман И., Чирнер В. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Тарасов А.И. Трайтак Д.И.
Методологическую основу исследования составили: системный подход (В. П. Беспалько, Н. В. Бордовская, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и др.), педагогическая концепция личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), деятельностный подход к развитию личности (К. А. Абульханова-Славская, В.B. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), системно-деятельностный (А. Г. Асмолов, Н. М. Берулава, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Н. Скаткин и др.); теории личности и ее развития в деятельности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); концептуальные положения об индивидуальности личности как субъекте деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. А. Коростылева и др.).
На основе теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы конкретизировано понятие «Инновационная деятельность школьника», рассматриваемое нами как интегральная характеристика личности, определяющая понимание обучающимся значимости и ценности освоения содержания образования, отражающая его потребность в активно-действенном раскрытии потенциальных возможностей посредством собственных усилий.
Определены компоненты готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности: аксиологический, мотивационно-гностический, потребностно-волевой и результативный, содержательные характеристики которых обусловливают ориентированность обучающегося на понимание значимости результатов учебно-познавательной деятельности, самопознание, самоанализ, самооценку, самовыражение, целенаправленность в действиях и включают настойчивость, инициативность, познавательную активность, преобразование присвоенного социального опыта и т. д.
В процессе исследования разработан и охарактеризован комплекс критериев (целевой, когнитивный и регулятивный) и показателей оценки сформированности готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности. На основе критериального инструментария содержательно обоснована уровневая структура готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, активно-подражательный и продуктивный уровни.
Доказана обусловленность формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности его возрастными особенностями.
Научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования готовности школьника к самореализации в учебно- познавательной деятельности.
Разработаны научно-методические рекомендации для учителей по формированию готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать подтвержденной гипотезу, задачи исследования выполненными.
Вместе с тем, проведенное нами исследование не претендует на однозначное и окончательное решение проблемы формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности. Мы связываем перспективы исследования с разработкой педагогических условий, способствующих активизации обучающихся в учебно-познавательной деятельности, а также актуализации их потенциальных возможностей.
Определены компоненты готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности: аксиологический, мотивационно-гностический, потребностно-волевой и результативный, содержательные характеристики которых обусловливают ориентированность обучающегося на понимание значимости результатов учебно-познавательной деятельности, самопознание, самоанализ, самооценку, самовыражение, целенаправленность в действиях и включают настойчивость, инициативность, познавательную активность, преобразование присвоенного социального опыта и т. д.
В процессе исследования разработан и охарактеризован комплекс критериев (целевой, когнитивный и регулятивный) и показателей оценки сформированности готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности. На основе критериального инструментария содержательно обоснована уровневая структура готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, активно-подражательный и продуктивный уровни.
Доказана обусловленность формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности его возрастными особенностями.
Научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования готовности школьника к самореализации в учебно- познавательной деятельности.
Разработаны научно-методические рекомендации для учителей по формированию готовности школьников к самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать подтвержденной гипотезу, задачи исследования выполненными.
Вместе с тем, проведенное нами исследование не претендует на однозначное и окончательное решение проблемы формирования готовности школьника к самореализации в учебно-познавательной деятельности. Мы связываем перспективы исследования с разработкой педагогических условий, способствующих активизации обучающихся в учебно-познавательной деятельности, а также актуализации их потенциальных возможностей.
Подобные работы
- МЕДИА КОМПЛЕКС В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ CLIL
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Реализация деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Инжиниринговые технологии в формировании профессиональных компетенций студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения» (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся одиннадцатых классов на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



