Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма

Работа №49862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-
эстетической культуры учащихся общеобразовательных учреждений средствами туризма
1.1 Теоретические аспекты формирования эколого-эстетической культуры школьников
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования эколого-эстетической культуры школьников
1.3 Туризм как важнейшее средство формирования эколого-эстетической культуры учащихся
Глава 2. Туристская деятельность как средство формирования эколого-эстетической культуры школьников
2.1 Использование средств краеведения в формировании эколого-эстетической культуры школьников
2.2 Формирование эколого-эстетической культуры учащихся средствами туризма в процессе изучения географических дисциплин
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
эколого-эстетической культуры школьника
Заключение 73
Список использованной литературы 76

Актуальность исследования. Пропаганда эколого-эстетических знаний становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания в детских садах, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Хозяйское, рачительное использование естественных ресурсов, забота о лесе, реках, чистом воздухе - все это наше кровное дело. Мы должны научить сохранить и украсить нашу землю для нынешних и будущих поколений людей. В системе общего образования учащиеся должны получить не только общее представление о некоторых закономерностях развития природы.
Научить ребенка любить природу и окружающий мир - задача нелегкая. Следует изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц.
По мнению многих ученых, вся система формирования эколого-эстетической культуры на сегодняшний день должна быть ориентирована на выполнение двух взаимосвязанных функций:
- гуманистической (ориентации образовательного процесса на выживание и развитие всего человечества);
- экологической (сохранение всех компонентов природы в целом, обеспечении условий для сохранения жизни). «Гуманизация естественнонаучного образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных законов и явлений природы, оно должно развивать и гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности, то есть все то, что раньше считалось компетенцией в основном гуманитарного образования.
Потенциальные возможности для решения этой задачи есть, они заложены в самом содержании любого из предметов естественнонаучного цикла. Основное направление - развитие планетарного мышления на основе гуманистических идеалов человека».
Формирование эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма требует, прежде всего, развития туристского сознания, воспитания новой личности с всесторонним мировоззрением. Это ставит перед системой образования принципиально новые задачи. Все большее значение приобретает туристское образование всех слоев населения, конечной целью которого является становление культуры личности.
Эколого-эстетическая культура определяется учеными как средство характеристики уровня отношений человека к природе, затрагивающие все сферы материальной и духовной жизни общества. Эколого-эстетическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждении, готовности к деятельности, а также его практические действия, согласующиеся с требованиями бережного отношения к природе [2].
Эколого-эстетическая культура включает в себя достижения экологического и эстетического знаний, умений и навыков, эколого-эстетическую продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества.
Научная разработанность темы. Разработка вопросов туристской деятельности учащихся, опирающаяся на концепцию совместного развития туризма и краеведения, которая проведена в работах СО. Шмидта, А.А. Остапца-Свешникова, Г.С. Усыскина, В.Е. Туманова, Ю.С. Константинова, П.И. Истомина, А.Г. Маслова, Ю.А. Поповича, В.И. Аксельрода, Ю.С. Самохина, СП. Фокина, Н.И. Яковлевой и др.
Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью преодоления противоречий между:
- проблема формирования эколого-эстетической культуры учащегося складывается не только за счет передачи биологических, географических, экологических и иных знаний, но и развития духовно-нравственных качеств личности;
- недостаточность действенных методов и форм обучения и программно-методического обеспечения как в школьном, так и в дополнительном образовании;
- недостаточная разработанность данной проблемы, теоретическая и практическая значимость, а также наличие научно-методических предпосылок для ее решения, определили выбор темы исследования: «Формирование эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма».
Цель исследования: Анализ формирования эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма.
Объект исследования - эколого-эстетическая культура школьников.
Предмет исследования - Особенности формирования эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что повышение уровня эколого-эстетической культуры учащихся возможно, если:
- использованы знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении предметов школьной программы;
- использованы формы и методы эколого-эстетической работы с детьми, применяемые в туристско-краеведческой деятельности системы образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки формирования эколого- эстетической культуры учащихся общеобразовательных учреждений средствами туризма;
2. Охарактеризовать туристскую деятельность как средство формирования эколого-эстетической культуры школьников;
3. Выявить формирование эколого-эстетической культуры учащихся средствами туризма в процессе изучения географических дисциплин;
Методологической основой исследования явилась совокупность философских, естественнонаучных и педагогических взглядов на мир как на находящееся в непрерывном движении и развитии единое целое, основные положения диалектики о единстве природы человека и общества, психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности как сложного и глубокого источника развития и формирования личности. Человек выступает в этой системе как часть мироздания, как биосоциальное существо с его индивидуально-психическими особенностями, взаимосвязанными с социальной и природной средой. Все это находится под формирующим влиянием воспитания, образующим личность, воздействующим на этику и мораль.
Научная новизна исследования состоит:
- определены возможности формирования эколого-эстетической культуры через формирование познавательного интереса и профориентацию на профессии, связанные с туризмом, экологией и охраной природы,
- выявлены методы формирования эколого-эстетической культуры при проведении занятий эколого-туристских кружков, экологических и туристских слетов.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе исследования по формированию эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма (туристско-экологический лагерь, экологическая тропа, туристско-экологические конференции), которые могут быть использованы в работе образовательных учреждений; анализ рекомендаций по организации и проведению кружковой работы для общеобразовательных учреждений.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, эколого-биологической,
- естественнонаучной, философской, методической литературы по вопросам экологии, эстетики и туризма;
- изучаемой проблемы;
- педагогический эксперимент средствами туристско-экологической
- деятельности во внеклассной работе и в системе дополнительного образования детей;
- педагогические наблюдения, различные виды опросов (устные, письменные, в том числе анкетирование), творческие отчеты детей, анализ опыта педагогов, планов воспитательной работы, индивидуальные собеседования;
- анализ результатов продуктов деятельности;
- статистическая обработка полученных данных.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием современных работ по педагогике, психологии, туризму, адекватных объекту и цели данного исследования, большим фактическим материалом по теме исследования.
Выводы и материалы исследования могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений. На защиту выносятся следующие положения:
1. Обобщенные данные о комплексном эффекте воздействия туристкой деятельности на формирование эколого-эстетической культуры школьников.
2. Совокупность форм и методов туристской деятельности, реализуемых в учебной практике; методы организации педагогических воздействий, способствующих формированию эколого-эстетической культуры.
Для апробации и внедрения результатов исследования в педагогическую практику были использованы объединения учащихся в гимназиях №155, № 4, №18 г. Казани. По результатам исследования были опубликованы статьи в журнале Web of science.
Структура работы: работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования эколого-эстетической культуры не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знании, готовности к экологической деятельности и от его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе, зависит само существование жизни на Земле. Каждое время предъявляет свои требования к качеству и содержанию образования. Специфика нынешнего времени - увеличение внимания к экологической составляющей в образовании. Разразившийся с середины XX в. экологический кризис поставил человечество на грань выживания, тем самым, приведя к пониманию того, что сохранение равновесия в системе «природная среда -общество - человек» - одна из важнейших задач человечества. К концу XX в. - началу третьего тысячелетия, стало понятно, что для выхода из экологического кризиса одних экологических знаний и умений явно недостаточно, сохранение природной среды должно стать насущной потребностью человека, а формирование экологической культуры одной из важнейших задач всей системы образования.
Каждое время предъявляет свои требования к качеству и содержанию образования, как основного, так и дополнительного. Специфику нашего времени необходимо увидеть в увеличение внимания к эколого-эстетической культуры в образовании. Важно понимать, что для выхода из экологического кризиса одних знаний и умений явно недостаточно, сохранение природной среды должно стать насущной потребностью человека, а формировать эколого-эстетическую культуру необходимо начиная с дошкольной ступени и выше во всей системе образования, усиливая туристскую составляющую. Необходимо взять на вооружение положительные практики туристкой деятельности опытных педагогов, у которых в ходе многолетней работы сложились формы теоретической и практической деятельности, эффективно способствующие формированию эколого-эстетической культуры средствами туризма, именно от наличия последовательных действенных теоретических и практических методов и форм обучения, программно-методического обеспечения, зависит формирование эколого-эстетической культуры школьников.
В ходе исследования были обоснованы возможности формирования эколого-эстетической культуры через формирование познавательного интереса и профориентацию на профессии, связанные с туризмом, экологией и охраной природы; выявлены методы формирования эколого-эстетической культуры при проведении занятий, эколого-туристских кружков, экологических и туристских слетов.
С точки зрения теоретической значимости проанализированы исследования по формированию эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма (туристско-экологический лагерь, экологическая тропа, туристско-экологические конференции), которые могут быть использованы в работе образовательных учреждений; проанализированы рекомендации по организации и проведению кружковой работы для общеобразовательных учреждений.
Усиление внимания к проблемам окружающей среды родного края предоставляет большие возможности для системы общего образования в использовании потенциала туристской деятельности не только в системе образовании школьников, но является важным средством формирования эколого-эстетической культуры подрастающего поколения.
Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно - познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательного материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства, отражающего красоту и характерность природных явлений, а так же познание человеческих идеалов взаимоотношений с природой, значения многообразного духовно - практического преломления духовно - практического преломления собственных реальных контактов с природой и полученных впечатлений в последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это - база формирования культуры отношений к природе как общественной ценности.
Педагогически целесообразное сочетание знаний туристского образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.
Нужно более настойчиво проводить работу по охране природы. Одним из условий борьбы против “нарушений норм охраны природы” (К. У. Черненко) является работа по воспитанию глубоких духовных интересов, бережного отношения к сохранности природы, естественной гармонии и красоты у будущих работников народного хозяйства - сегодняшних школьников.
Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей формирования эколого-эстетической культуры, многогранного ответственного отношения к природе.



1. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии: методическое пособие.- Москва: НМЦ СПО, 1997.-52с.
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 17-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 303 с.
3. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М., Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 263 с.
4. Батий Ю.Ю. Проверка знаний учащихся по географии. - М.:
Просвещение, 1966.- 64 с.
5. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии.- Казань: Отечество, 2012.-242 с.
6. Бекетова С.И., Гилемханов И.Р., Мурзиева Г.Р. Некоторые вопросы формирования научного мировоззрения в процессе обучения географии. / Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. Том II: Динамика и взаимодействие природных и социально-экономических географических систем. Туристская индустрия: мировые тенденции и региональные приоритеты. Актуальные проблемы экологического и географического образования / под ред. проф. Переведенцева Ю.П., проф. Сироткина В.В., проф. Рубцова В.А., проф. Гайсина И.Т.- Казань: Изд-во "Отечество", 2013.- С. 398-400.
7. Бекетова С.И. Роль эколого-эстетического воспитания в формировании личности. Казань 2012 г. С.10-12
8. Божьеволина И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классических университетов. Монография. - Йошкар-Ола. 2007.¬186с.
9. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M. - М., 1983.- С.1800
10. Винокурова Н.Р. Взаимосвязь географических и биологических знаний в экологическом образовании школьников. /География в школе. 1991, №3.
11. Винокурова Н.Ф., Камерисова Г.С., Николина В.В. и др. Природопользование. Экспериментальное учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.- Н-Новгород, 1993.-285с.
12. Всероссийский съезд по охране природы. 3-5 июня 1995 г. Резолюции и предложения // Зеленый мир, 1995. - № 21. - С. 7-9.
13. Гайсин И.Т. Использование межпредметных связей экологического содержания при изучении географии. Материалы конференции 21-22 ноября 2002 г. Казань.-2002.
14. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография - Казань. Изд-во «Тан-Заря», 2002.-198с.
15. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. Казань: КГПУ, 1999.-204с.
16. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И., Мифтахов А.И., Веселова Е.И. История развития высшего географо-педагогического образования в Республике Татарстан //II Международный форум по педагогическому образовани. КФУ Казань 19-21 05.2016
17. Гайсин Р.И., Гайсин И.Т.. Мифтахов А.И. Использование дифференцированного подхода при изучении физической и экономической географии в педагогическом вузе //Использование инновационных образовательных технологии в учебном процессе на основе деятельностного подхода. Матр. Всеросс. науч. практич. конф.2-3 ноября 2016г.// отв. ред. Г.С. Самигуллина, Т.В. Солодянкина. -Наб. Челны: Типография «Радуга«, 2016.-С.37-39.
18. География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.- 286 с.
19. Герасимова Т. П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. - М., Педагогика, 1978.- 120 с.
20. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. - С.127
21. Гилемханов И.Р. Некоторые аспекты формирования эколого-географического мировоззрения обучающихся на уроках географии // Воспитание экологической культуры дошкольников и младших школьников в условиях ФГОС: сборник материалов регионального научно-практического семинара 28 ноября 2014 года./Сост. Ф.Г. Газизова, Г.Ю. Гарифуллина.- Казань: Изд-во: КФУ, 2014.-с. 8-11.
22. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. - М.: Просвещение, 1987.- 222 с.
23. Горелов А.А. Концепции современного естествознания - М.: центр, 1997.-208с.
24. Горохов В.Л., Чилингаров А.И. Образование в области охраны окружающей среды. Методическое пособие. Л.: Гидрометиздат, 1970.
25. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.-134 с.
26. Громова Е.В. Географические экскурсии. - Ростов н/Д., 1956.- с. 83
27. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
28. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений
личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
29. Захлебный А.Н. Школа и охрана природы: Содержание
природоохранительного образования. — М.: Педагогика, 1981.-184с.
30. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. М.:Педагогика,1983.
31. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М.: Просвещение, 1970.
32. Кокс Х. География и проблемы формирования научного мировоззрения.- В кн.: Философы педагогам. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе. М.: Мысль, 1976.С.28
33. Контрольные задания и упражнения по географии./ Под ред. Л. М. Панчешниковой -М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
34. Крылова О.В. Интересный урок географии./ Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 94 с.
35. Курило Л.В. Краеведение и туризм. Учеб. Пособие.-М:РМАТ, 1999.¬72с.
36. Максаковский В.П. и др. Методическое пособие по экономической географии зарубежных стран. Методическое пособие по экономической и социальной географии СССР. Под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1990.
37. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1988.-192с.
38. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: Изд-во РЭ- ФИЯ,1996.-51с.
39. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя. / Под ред. И. С. Матрусова - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
40. Моисеева Л.В., Файрушина С.М. Экологическая педагогика: современный аспект: монография. - Казань: Изд-во МОиН РТ. 2010-316с.
41. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.-2 изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.-176 с.
42. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. М., 1981.
43. Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель// Экология, культура, образование. -М.:1989-24с.
44. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: монография.- Казань: РИЦ «Школа», 2008.-172с.
45. Хусаинов З.А. История развития экологической культуры татарского народа - Современные проблемы науки и образования. - 2014.
46. Хусаинов З.А. Этнопедагогические основы экологической культуры. Монография. Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2014. - 279 c.
47. Шайхутдинов Т.Ф., Гайсин И.Т. Эколого-эстетическое воспитание студентов технических вузов: монография. - Казань, 2014. - 162с.
48. R.I.Gaisin,I.T.Gaisin, A.I. Miftahov, I.R.Gilemhanov. Historical aqspects of the development of higher geographical education in the Republic of Tatarstan. Pages 277-281. Open Access. http//dx.doi.org/10.15405/epsbs. 2016.07.44 (Web of Science)
49. Khusainov Z.A. Gaisin R.I., Biktimirov N.M., Valiev M.R., Gilemhanov I.R. Formation of Ecological Culture in the Aspect of Ethno Pedagogy // Mediterranean Journal of Social Sciences. February 2015, MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6. № 1 S3., - p.p. 126 -130.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ