Развитие налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование доходов домохозяйств
|
Введение 4
1. Теоретические основы формирования и налогообложения доходов
домохозяйств 6
1.1 Доходы домохозяйств: сущность и классификация 6
1.2. Подходы к налогообложению доходов домохозяйств 21
1.3. Экономическая и социальная роль подоходного налогообложения
физических лиц в современных условиях 34
2. Анализ доходов домохозяйств и механизма налога на доходы физических лиц 44
2.1. Характеристика источников доходов домохозяйств и их налогообложение 44
2.2. Оценка влияния налога на доходы физических лиц на формирование и
воспроизводство доходов домохозяйств 51
2.3. Социальная роль льгот по налогу на доходы физических лиц 58
3. Развитие налога на доходы физических лиц в Российской Федерации 61
3.1. Системное изменение элементов подоходного налогообложения
физических лиц в рамках решения проблем социального неравенства в России 61
3.2. Совершенствование механизмов формирования доходов домохозяйств
посредством налога на доходы физических лиц 74
Заключение 81
Список использованных источников
Приложение
1. Теоретические основы формирования и налогообложения доходов
домохозяйств 6
1.1 Доходы домохозяйств: сущность и классификация 6
1.2. Подходы к налогообложению доходов домохозяйств 21
1.3. Экономическая и социальная роль подоходного налогообложения
физических лиц в современных условиях 34
2. Анализ доходов домохозяйств и механизма налога на доходы физических лиц 44
2.1. Характеристика источников доходов домохозяйств и их налогообложение 44
2.2. Оценка влияния налога на доходы физических лиц на формирование и
воспроизводство доходов домохозяйств 51
2.3. Социальная роль льгот по налогу на доходы физических лиц 58
3. Развитие налога на доходы физических лиц в Российской Федерации 61
3.1. Системное изменение элементов подоходного налогообложения
физических лиц в рамках решения проблем социального неравенства в России 61
3.2. Совершенствование механизмов формирования доходов домохозяйств
посредством налога на доходы физических лиц 74
Заключение 81
Список использованных источников
Приложение
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц является одним из важных источников доходной части региональных и местных бюджетов. Данный налог имеет тенденцию стабильного роста. Подоходное налогообложение - это точка соприкосновения интересов разных слоев населения, это инструмент перераспределения доходов, а также инструмент воздействия на поведение налогоплательщика. Вместе с тем, остается множество проблем экономического и социального характера в рамках данного налога. Все это доказывает актуальность проблемы.
Проблемам подоходного налогообложения уделяли внимание многие исследователи: в трудах Аксенова, А., Бабякина, Е. А., Белоножко, А.А., Земцов, А.А., Кашин, В.А., Крусс В.И., Балаж Ф.А., Семенихин В.В., Свистунов А.А. и многих Других. Принципы подоходного налогообложения в разное время исследовались в трудах выдающихся зарубежных ученых таких, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль, Д. Кейнс, К. Маркс, Ф. Лассаль, К. Pay, А. Вагнер, Э. Сакс, Ф. Нитти.
Исследованию роли семьи, домохозяйства в обществе, в экономике и их финансовым отношениям посвящены исследования И.Т. Балабанова, А.М. Бабич, С.А. Белозерова, Н.П. Белотеловой, В.В. Глухова, С.Г. Горбушина, Р.С. Екшембиева, В.М. Жеребина, В.И. Зацепина, А.А. Земцова, С.И. Лушина, Н.В. Милякова, Л.А. Мытаревой, А.М. Нечаева, Т.Ю. Осиповой, П.И. Седугина, В.А. Слепова, Л.Н. Павловой, К.Г. Чобану, П.Н. Шуляк и других.
В то же время накопленный опыт в исследовании проблем развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, не снижает актуальности дальнейшего исследования в этой сфере с учетом социально-экономических, политических и правовых преобразований.
Цель магистерской диссертации: исследовать условия развития налога на доходы физических лиц и его влияние на потребительскую, социальную и инвестиционную активность домохозяйств.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- изучить подходы к определению доходов домохозяйств, их классификации и особенностях их формирования;
- изучить подходы к налогообложению доходов домохозяйств;
- исследовать экономическую и социальную роль подоходного налогообложения физических лиц в современных условиях;
- провести анализ влияния налога на доходы физических лиц на формирование и воспроизводство доходов домохозяйств;
- исследовать проблемы реализации регулирующей функции налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
Объект исследования магистерской диссертации: направления развития подоходного налогообложения домохозяйств.
Предмет исследования: доходы домохозяйств и условия их налогообложения.
В работе использованы следующие статистические методы: метод сравнения, выборочного наблюдения, табличный, графический, индексный, метод абсолютных, относительных и средних величин, методы корреляционного анализа, балансовые и другие.
При написании диссертации автором был произведен анализ механизма налога на доходы физических лиц, практики его применения, а также его роли в формировании доходов домохозяйств.
Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
1. Уточнено определение домохозяйства как налоговой единицы.
2. Обоснованы задачи исследования налога на доходы физических лиц,
3. На основе проведенного анализа, предложена шкала подоходного налогообложения для домохозяйств, произведен расчет прогрессивной шкалы и определены оптимальные ставки налогообложения.
Диссертационное исследование состоит: из введения, трех глав, девять параграфов, заключения и списка использованных источников: нормативных правовых актов, и литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, указываются объект, предмет, цели, задачи. В первой главе диссертационного исследования проанализированы понятие и сущность формирования и налогообложения доходов домохозяйств, а также подходы к налогообложению доходов домохозяйств. Вторая глава посвящена анализу доходов домохозяйств и анализу механизма налога на доходы физических лиц. Третья глава диссертационного исследования раскрывает перспективы развития доходов домохозяйств посредством налога на доходы физических лиц. В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.
Проблемам подоходного налогообложения уделяли внимание многие исследователи: в трудах Аксенова, А., Бабякина, Е. А., Белоножко, А.А., Земцов, А.А., Кашин, В.А., Крусс В.И., Балаж Ф.А., Семенихин В.В., Свистунов А.А. и многих Других. Принципы подоходного налогообложения в разное время исследовались в трудах выдающихся зарубежных ученых таких, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль, Д. Кейнс, К. Маркс, Ф. Лассаль, К. Pay, А. Вагнер, Э. Сакс, Ф. Нитти.
Исследованию роли семьи, домохозяйства в обществе, в экономике и их финансовым отношениям посвящены исследования И.Т. Балабанова, А.М. Бабич, С.А. Белозерова, Н.П. Белотеловой, В.В. Глухова, С.Г. Горбушина, Р.С. Екшембиева, В.М. Жеребина, В.И. Зацепина, А.А. Земцова, С.И. Лушина, Н.В. Милякова, Л.А. Мытаревой, А.М. Нечаева, Т.Ю. Осиповой, П.И. Седугина, В.А. Слепова, Л.Н. Павловой, К.Г. Чобану, П.Н. Шуляк и других.
В то же время накопленный опыт в исследовании проблем развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, не снижает актуальности дальнейшего исследования в этой сфере с учетом социально-экономических, политических и правовых преобразований.
Цель магистерской диссертации: исследовать условия развития налога на доходы физических лиц и его влияние на потребительскую, социальную и инвестиционную активность домохозяйств.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- изучить подходы к определению доходов домохозяйств, их классификации и особенностях их формирования;
- изучить подходы к налогообложению доходов домохозяйств;
- исследовать экономическую и социальную роль подоходного налогообложения физических лиц в современных условиях;
- провести анализ влияния налога на доходы физических лиц на формирование и воспроизводство доходов домохозяйств;
- исследовать проблемы реализации регулирующей функции налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
Объект исследования магистерской диссертации: направления развития подоходного налогообложения домохозяйств.
Предмет исследования: доходы домохозяйств и условия их налогообложения.
В работе использованы следующие статистические методы: метод сравнения, выборочного наблюдения, табличный, графический, индексный, метод абсолютных, относительных и средних величин, методы корреляционного анализа, балансовые и другие.
При написании диссертации автором был произведен анализ механизма налога на доходы физических лиц, практики его применения, а также его роли в формировании доходов домохозяйств.
Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
1. Уточнено определение домохозяйства как налоговой единицы.
2. Обоснованы задачи исследования налога на доходы физических лиц,
3. На основе проведенного анализа, предложена шкала подоходного налогообложения для домохозяйств, произведен расчет прогрессивной шкалы и определены оптимальные ставки налогообложения.
Диссертационное исследование состоит: из введения, трех глав, девять параграфов, заключения и списка использованных источников: нормативных правовых актов, и литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, указываются объект, предмет, цели, задачи. В первой главе диссертационного исследования проанализированы понятие и сущность формирования и налогообложения доходов домохозяйств, а также подходы к налогообложению доходов домохозяйств. Вторая глава посвящена анализу доходов домохозяйств и анализу механизма налога на доходы физических лиц. Третья глава диссертационного исследования раскрывает перспективы развития доходов домохозяйств посредством налога на доходы физических лиц. В заключение подведены итоги исследования, имеющие практическую и теоретическую значимость.
В результате исследования получены следующие результаты. В первой главе открываются сущность формирования и налогообложения доходов домохозяйств. Домохозяйства представляют собой крупный сектор экономики, где формируются и предлагаются другим секторам ресурсы, потребляется и сберегается полученный за использованные ресурсы доход. В этом секторе формируется спрос на потребительские товары и услуги, реализуется социально-экономическая политика государства. Налог на доходы домохозяйств - это один из важных экономических рычагов государства, который позволяет не только мобилизировать средства для финансирования общегосударственных расходов, но также является важным инструментом социальной политики.
По второй главе автором проведен анализ механизма налога на доходы физических лиц и его роли в формировании доходов домохозяйств. Автором определены источников доходов домохозяйств и их налогообложение. В ходе анализа проведена динамика денежных доходов домохозяйств.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом фактически он зачисляется в региональные и местные бюджеты. В настоящее время в ходе реализации социальной политики налог на доходы физических лиц достаточно активно используется государством как инструмент освобождения от дополнительных изъятий доходов налогоплательщиков, направленных на удовлетворение первостепенных потребностей и социально направленных расходов. Однако, функция справедливого распределения национального дохода, в том числе направленная на поддержку наименее социально защищенных слоев населения, в рассмотренный период не реализовывалась, в то время как она представляется одной из первостепенных функций налога на доходы физических лиц.
В третьей главе автором проведено исследование перспективы развития налогообложения доходов физических лиц.
Нами выявлено, что на сегодняшний день существуют следующие проблемы в области налогообложения доходов домохозяйств:
В первую очередь это высокая концентрация скрытых доходов - серая зарплата (неофициальная зарплата, не учитываемая при налогообложении, которая выдается в конвертах, в виде страховых премий через страховые компании и пр.) и предпринимательский доход. В России еще не развиты эффективные формы контроля над доходами и расходами домохозяйств, что позволяет скрывать свои доходы в целях сокращения уплачиваемых налогов и создания большего объема сберегаемых средств.
Вторая серьезная проблема - сильная дифференциация персональных доходов между регионами страны.
Третьей проблемой является более низкая доля оплаты труда наемных работников в ВВП России по доходам, чем в развитых странах. Удельный вес трудовых доходов ВВП в России значительно ниже, чем в развитых странах, что снижает емкость внутреннего рынка, сдерживает рост персональных доходов, потребления и сбережений.
Четвертая проблема - зависимость формирования персональных финансов от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, экспертно-сырьевой направленности макроэкономики.
Пятая проблема - сильная дифференциация доходов населения. В России наблюдаются существенные различия между доходами различных групп населения, а также превышение темпов роста доходов части населения, имеющей высокий доход, над темпами роста доходов у среднего и бедного слоев населения.
Шестая проблема - высокая доля иностранной валюты в доходах, расходах и сбережениях населения.
Седьмой проблемой является значительный объем вывоза капитала из страны, формирование существенной части персональных сбережений российских резидентов за рубежом.
Восьмая проблема - применяемые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов, а также суммы этих вычетов минимальны и не индексируются.
По результату исследования мы предлагаем авторское определение домохозяйств как налоговой единицы. По нашему мнению, домохозяйство это налоговая единица, которая состоит из одного или нескольких человек, где формируются и предлагаются другим секторам ресурсы, потребляется и сберегается полученный за использованные ресурсы доход, в следствии чего уплачиваются прямые и косвенные налоги исходя из полученных доходов, имеющихся сбережений и понесенных расходов.
Также мы предлагаем свое виденье градации доходов и уровней налоговых ставок.
- по доходам до 100 000 рублей в год включительно на одного человека
процентная ставка составляет 0 процентов;
- по доходам до 6 миллионов рублей в год включительно на одного человека процентная ставка составляет 13 процентов;
-по доходам свыше 6 миллионов, но не более 60 миллионов рублей - 18 процентов;
- по доходам свыше 60 миллионов рублей, но не более 600 миллионов рублей - 25 процентов;
- по доходам свыше 600 миллионов рублей - 35 процентов.
Сумма в размере 100 000 руб. нами предложен исходя из минимального размера оплаты труда, который в Татарстане на сегодняшний день составляет 8848 рублей в месяц, что чуть выше прожиточного минимума 8568 рублей в месяц.
По результату исследования мы пришли к необходимости следующих мероприятий для решения проблем социального неравенства в России:
1) Мероприятия по увеличению размеров налоговых вычетов. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен). Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ.
2) Необходимо повышать эффективность деятельности налоговых органов, в том числе развитие инструментов выявления налоговых правонарушений применительно к доходам домохозяйств. Нам видится целесообразным включение в НК РФ критериев, позволяющих установить «схемный» характер проводимых налогоплательщиком операций.
3) Переход от пропорциональной шкалы налогообложения к прогрессивной системе, который используется во многих развитых странах, что позволить уменьшить разрыв между доходами домохозяйств и, в то же время, увеличит доходную часть бюджета.
4) В долгосрочной перспективе рассмотреть возможность перехода от индивидуального налогообложения каждого члена домохозяйств, к семейному типу налогообложения, где налог рассчитывается исходя из общих семейных доходов и расходов.
Происходящие изменения в области реализации налоговой политики должны совершенствовать действующий механизм исчисления и взимания налог на доходы физических лиц, а также порядок его администрирования. В результате возрастет роль государства в развитие человеческого потенциала и обеспечении справедливости налогообложения, усилиться социально - экономическая активность населения и, как следствие, возрастут доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
По второй главе автором проведен анализ механизма налога на доходы физических лиц и его роли в формировании доходов домохозяйств. Автором определены источников доходов домохозяйств и их налогообложение. В ходе анализа проведена динамика денежных доходов домохозяйств.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом фактически он зачисляется в региональные и местные бюджеты. В настоящее время в ходе реализации социальной политики налог на доходы физических лиц достаточно активно используется государством как инструмент освобождения от дополнительных изъятий доходов налогоплательщиков, направленных на удовлетворение первостепенных потребностей и социально направленных расходов. Однако, функция справедливого распределения национального дохода, в том числе направленная на поддержку наименее социально защищенных слоев населения, в рассмотренный период не реализовывалась, в то время как она представляется одной из первостепенных функций налога на доходы физических лиц.
В третьей главе автором проведено исследование перспективы развития налогообложения доходов физических лиц.
Нами выявлено, что на сегодняшний день существуют следующие проблемы в области налогообложения доходов домохозяйств:
В первую очередь это высокая концентрация скрытых доходов - серая зарплата (неофициальная зарплата, не учитываемая при налогообложении, которая выдается в конвертах, в виде страховых премий через страховые компании и пр.) и предпринимательский доход. В России еще не развиты эффективные формы контроля над доходами и расходами домохозяйств, что позволяет скрывать свои доходы в целях сокращения уплачиваемых налогов и создания большего объема сберегаемых средств.
Вторая серьезная проблема - сильная дифференциация персональных доходов между регионами страны.
Третьей проблемой является более низкая доля оплаты труда наемных работников в ВВП России по доходам, чем в развитых странах. Удельный вес трудовых доходов ВВП в России значительно ниже, чем в развитых странах, что снижает емкость внутреннего рынка, сдерживает рост персональных доходов, потребления и сбережений.
Четвертая проблема - зависимость формирования персональных финансов от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, экспертно-сырьевой направленности макроэкономики.
Пятая проблема - сильная дифференциация доходов населения. В России наблюдаются существенные различия между доходами различных групп населения, а также превышение темпов роста доходов части населения, имеющей высокий доход, над темпами роста доходов у среднего и бедного слоев населения.
Шестая проблема - высокая доля иностранной валюты в доходах, расходах и сбережениях населения.
Седьмой проблемой является значительный объем вывоза капитала из страны, формирование существенной части персональных сбережений российских резидентов за рубежом.
Восьмая проблема - применяемые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов, а также суммы этих вычетов минимальны и не индексируются.
По результату исследования мы предлагаем авторское определение домохозяйств как налоговой единицы. По нашему мнению, домохозяйство это налоговая единица, которая состоит из одного или нескольких человек, где формируются и предлагаются другим секторам ресурсы, потребляется и сберегается полученный за использованные ресурсы доход, в следствии чего уплачиваются прямые и косвенные налоги исходя из полученных доходов, имеющихся сбережений и понесенных расходов.
Также мы предлагаем свое виденье градации доходов и уровней налоговых ставок.
- по доходам до 100 000 рублей в год включительно на одного человека
процентная ставка составляет 0 процентов;
- по доходам до 6 миллионов рублей в год включительно на одного человека процентная ставка составляет 13 процентов;
-по доходам свыше 6 миллионов, но не более 60 миллионов рублей - 18 процентов;
- по доходам свыше 60 миллионов рублей, но не более 600 миллионов рублей - 25 процентов;
- по доходам свыше 600 миллионов рублей - 35 процентов.
Сумма в размере 100 000 руб. нами предложен исходя из минимального размера оплаты труда, который в Татарстане на сегодняшний день составляет 8848 рублей в месяц, что чуть выше прожиточного минимума 8568 рублей в месяц.
По результату исследования мы пришли к необходимости следующих мероприятий для решения проблем социального неравенства в России:
1) Мероприятия по увеличению размеров налоговых вычетов. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен). Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ.
2) Необходимо повышать эффективность деятельности налоговых органов, в том числе развитие инструментов выявления налоговых правонарушений применительно к доходам домохозяйств. Нам видится целесообразным включение в НК РФ критериев, позволяющих установить «схемный» характер проводимых налогоплательщиком операций.
3) Переход от пропорциональной шкалы налогообложения к прогрессивной системе, который используется во многих развитых странах, что позволить уменьшить разрыв между доходами домохозяйств и, в то же время, увеличит доходную часть бюджета.
4) В долгосрочной перспективе рассмотреть возможность перехода от индивидуального налогообложения каждого члена домохозяйств, к семейному типу налогообложения, где налог рассчитывается исходя из общих семейных доходов и расходов.
Происходящие изменения в области реализации налоговой политики должны совершенствовать действующий механизм исчисления и взимания налог на доходы физических лиц, а также порядок его администрирования. В результате возрастет роль государства в развитие человеческого потенциала и обеспечении справедливости налогообложения, усилиться социально - экономическая активность населения и, как следствие, возрастут доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие налога на доходы физических лиц и его влияние на доходы домохозяйств
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Современное состояние банковской системы России, основные проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ДОХОДОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Экономическая безопасность домашних хозяйств: теоретические, методические и прикладные аспекты
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Развитие личных подсобных хозяйств в социально-экономическом комплексе муниципального образования
(на примере Нижнекамского муниципального района)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ
РЕГИОНА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2021 - Финансовое поведение населения (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020



