Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические характеристики стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях

Работа №49800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
453
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МАДОУ «Детский сад №138 «Ветерок» г. Уфа. В эксперименте участвовали 12 мам, воспитывающие детей 5-6 лет в неполных материнских семьях .
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ МАТЕРИНСКИХ СЕМЬЯХ 8
1.1. Проблема исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические характеристики неполной материнской семьи 14
1.3. Типологии стилей воспитания по формам, средствам воспитательного воздействия 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ МАТЕРИНСКИХ СЕМЬЯХ 31
2.1. Обоснование выбора методов и методик исследования стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях 31
2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Проект психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию стилей воспитания в неполных материнских семьях 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Семья – важный и влиятельный фактор социализации и развития личности ребенка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка, и влияют на его психическое и эмоциональное развитие. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, мать, и другие родственники, с которыми семья сохраняет теплые отношения.
Исследовательская проблема – неполная материнская семья является наиболее часто встречаемой, чем неполная отцовская семья, поэтому она представляет собой особый интерес. Неполная материнская семья сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, которые происходят в жизни, как при взаимодействии с обществом, так и при взаимодействии внутри семьи, при этом матери приходится совмещать материнскую и отцовскую роли. Как правило, в неполных материнских семьях, где матерям приходится выполнять разные роли, воспитанию детей уделяется недостаточное внимание, либо, наоборот, матери окружают чрезмерной опекой своих детей, что оказывает влияние на то, что дети вырастают несамостоятельными личностями. Подобным семьям присущи такие стили семейного воспитания, как гиперопека или либеральный.
Степень разработанности проблемы. Проблема семейного воспитания стала предметом изучения таких ученых, как Р.С. Насыровой, С.Л. Новоселовой, Л.Г. Сагатовской, О.А. Шаваевой и др. Классификация стилей семейного воспитания разработана в работах А. Адлера, В.Я. Варга, А.И. Захарова, А.В. Петровского и др. Психологические особенности неполных материнских семей описаны А.Ю. Нагорновой, Р.В. Овчаровой, Е.Н. Сироткиной и др. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению специфики стилей семейного воспитания, а также психологическим особенностям неполных семей, проблема стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях изучена недостаточно и требует дополнительных исследований.
Цель исследования: изучить специфику стилей семейного воспитания в материнских неполных семьях.
Объект исследования: процесс семейного воспитания в неполных материнских семьях.
Предмет исследования: особенности стилей семейного воспитания в материнских неполных семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в неполных материнских семьях преобладающими стилями воспитания будут являться гиперопека и либеральный.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать психологические особенности неполных материнских семей.
3. Выявить в экспериментальном исследовании специфику стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (опрос, анкетирование) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования), методы математической статистики.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2019 г. – февраль 2020 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме изучения стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по изучению стилей семейного воспитания в неполных материнских семьях (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – май 2020 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по выбору стиля семейного воспитания в неполных материнских семьях, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- психологические положения о семейном воспитании (Д.А. Леви, Р.С. Насырова, В.М. Целуйко и др.);
- теории о классификации стилей семейного воспитания (А. Адлер, А.И. Захаров, В.Я. Варга и др.);
- теоретические положения об особенностях воспитания в неполных материнских семьях (Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучая проблему выбора стиля семейного воспитания в неполных материнских семьях, можно выделить ряд характерных особенностей, присущих, только детям из неполной семьи. Следовательно, выявленные особенности можно использовать для улучшения социального и психологического статуса детей из неполных материнских семей. Результаты исследования можно применять в практической деятельности педагога-психолога, и педагогов.
База исследования и выборка: МАДОУ ДС 138 ВЕТЕРОК, г. Уфа, ул.Революционная 18/1. В исследовании приняли участие 12 родителей, воспитывающих детей 5-6 лет в неполных материнских семьях.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования представлены педагогам в процессе прохождения производственной практики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья играет большую роль в развитии личности ребенка. Дети, которые лишены возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, которая состоит из родных и близких им людей, многое теряют и недополучают. Основой психологического благополучия детей являются гармонично выстроенные отношения между всеми членами семьи.
Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Самой важной функцией семьи является воспитание детей, воспитание ребенка в кругу семьи превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной материнской семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей. Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты» и т.д. Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «Детский сад №138 «Ветерок» г. Уфа. В эксперименте участвовали 12 мам, воспитывающие детей 5-6 лет в неполных материнских семьях По результатам констатирующего этапа с высоким уровнем семейного воспитания было выявлено 6 мам, что составило 50%. Со средним уровнем семейного воспитания было выявлено 4 мамы, что составило 32%. С низким уровнем семейного воспитания было выявлено 2 мамы, что составило 16%. Вцелом, отмечая результаты по общей выборке, можно отметить, что испытуемые – это заботливые мамы, которые создают условия для полноценного развития своих детей. Каждая из женщин выбирает стиль воспитания и стиль родительского отношение в зависимости от своего миропонимания.
На основании результатов констатирующего этапа был разработан проект психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию стилей воспитания в родительских неполных семьях. Проект психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию стилей воспитания в неполных материнских семьях, представляем в форме семейного клуба. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей, воспитывающих детей 5-6 лет в неполных материнских семьях, конструктивному взаимодействию с ребенком в условиях семьи. Занятия проводятся 1 раз в два месяца с родителями, воспитывающими детей 5-6 лет, в неполных материнских семьях.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Адлер А. Психология личности / А. Адлер. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 412 с.
2. Алексеева Д.Л. Дети и родители: территория соприкосновения / Д.Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
3. Бернс Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
4. Боброва С.Г. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва, Р.С., Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 83 – 86.
5. Богомолова Т.Я. Самоотношение подростков / Т. . Богомолова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 51-59.
6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : Дисс. канд. психол. наук / А.Я. Варга. – М.: МГУ, 2016. – 80 с.
7. Васильева Е.Н. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям / Е.Н. Васильева, А.В. Щербакова // В мире научных открытий. – 2016. – № 9(45). – С. 214-239.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
9. Генгер М.А. Классификация детско-родительских отношений / М.А. Генгер // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2012 года Научные материалы Том III. – Москва, 2012. – С. 132 – 133.
10. Гольдштейн К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
11. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Т. Н. Горобец // Мир психологии. – 2015. – № 3. – С. 67-73.
12. Гуриева С.Б. Методологические подходы к проблеме формирования семейных духовно-нравственных ценностей / С.Б. Гуриева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2013. – № 1. – С. 73-76.
13. Данилова, М.В. Особенности воспитания в неполных семьях / М.В. Данилова, Д.В. Наумова // Проблемы современной науки и образования. – 2013. – № 4 (18).- С. 75 – 77.
14. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева. – М.: Педагогика, 2009. – 258 с.
15. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М.И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
16. Дружинин В.Н. Теоретическая типология моделей семьи // Психология семьи / В.Н. Дружинин. − Самара, 2012. – 265 с.
17. Дубровина И. Психологическая культура личности / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
18. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2016. – №3. – С. 54-56.
19. Захаров А.И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителей детям / А.И. Захаров. – М.: Респекс, 2015. – 192 c.
20. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие / О.В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
21. Звенькова Н.Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье / Н.Г. Звенькова // Педагогика. – 2013. – №2. – С. 45-53.
22. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений / Р Р. Калинина. – М. Речь, 2014. – 352 c
23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 523 с.
24. Карпенко А.А. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте / А.А. Карпенко, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2017. – № 10(123). – С. 205-211.
25. Карпова В.М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В.М. Карпова, Е.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 4. – С. 84-96.
26. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – СПб.: Питер, 2015. – 269 с.
27. Козубовский В.М. Самооценка личности. Общая психология : личность: Учеб пособие / В.М Козубовский. – Минск: Амалфея, 2014. – 506 с.
28. Коннер О. Психология семьи / О. Коннер. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 487 с.
29. Конина М.М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка / М.М. Конина // Педагогика. – 2010. – №4. – С. 50-54.
30. Кудрявцева Т.В. Особенности воспитания в неполной семье / Т.В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2014. – № 3. – С. 36 – 41.
31. Кучмаева О.В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О.В. Кучмаева, М.Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2016. – Т. XIII. – № 3. – С. 20–29.
32. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика / Д.А. Левин. – СПб.: Питер, 2013. – 523 с.
33. Лук А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: АСТ, 2015. – 455 с.
34. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
35. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Малоу. – М.: Инфра-М, 2014. – 263 с.
36. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография / А.В. Микляева [и др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
37. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: АСТ, 2013 – 471 с.
38. Насырова Р.С. Семья в современном обществе / Р.С. Насырова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 31. – С. 49 – 53.
39. Нельсон Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31.
40. Новоселова С.Л. Особенности семейного воспитания / С.Л. Новоселова // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 48-51.
41. Овчарова Р.В. Психология материнства в неполной семье / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова // VI-ая Международная научная конференция Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. – Москва - Звенигород, 2015. – С. 653 – 665.
42. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
43. Олькова Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: Дис. ... канд. социол. наук / Е.Н. Олькова. – Нижний Новгород, 2013. – 215 с.
44. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 93 с.
45. Подольский А.И. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А.И. Подольский, И.Н. Погожина // Образование личности. – 2013. – №4. – С. 123-129.
46. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 424 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
48. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Сагатовская. – Томск, 2011. – 225 с.
49. Сапожникова Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Р.Б. Сапожникова. – Новосибирск, 1998. – 166 с.
50. Сараева Е.В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е.В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
51. Сироткина Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: Дис. ... канд. социол. наук / Е.Н. Сироткина. – Нижний Новгород, 2013. – 215 с.
52. Соколова Г.Ш. Деструктивные детско-родительские отношения / Г.Ш. Соколова // Воспитание школьников. – 2015. – №1. – С. 19-25
53. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: МГУ, 2009. – 213 с.
54. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики / В.В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В.В Петухов. – М.: Психология, 2013. – 607 с.
55. Струмилин С.Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С.Г. Струмилин, Е.А. Савина. – М.: Инфра-М, 2009. – 526 с.
56. Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В.А. Терехин, Е.В. Криченко // РЭГ. – 2015. – №12 (42). – С. 23-29.
57. Терентьева Ю.В. Детско-родительские отношения как объект работы психолога / Ю.В. Терентьева // Мир психологии. – 2013. – №4. – С. 24-31.
58. Шаваева О.А. Семья как объект социально-педагогической деятельности / О.А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014. – С. 175-177.
59. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
60. Чеснокова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук / И.Г. Чеснокова. – М.: АНСССР, 1987 – 23 с.
61. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
62. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2014. – 656 с.
63. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2018. – 654 с.
64. Baumrind D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind // Developmental Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. – P. 1-103.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ