Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств
|
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 Теоретические основы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
1.1 Сущность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
1.2 Национальная практика страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 14
1.3 Нормативно-правовое и законодательное регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 18
1.4 Интеграция России в международную страховую систему «Зеленая карта» 23
Глава 2 Современное состояние и пути развития рынка ОСАГО в России 28
2.1 Современное состояние ОСАГО в России 28
2.2 Проблемы развития системы ОСАГО в России 38
2.3 Перспективы и направления совершенствования ОСАГО в России 41
Глава 3 Финансово-экономический анализ деятельности страховой компании по реализации ОСАГО 46
3.1 Оценка рентабельности от проведения операций по ОСАГО 46
3.2 Развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
1.1 Сущность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
1.2 Национальная практика страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 14
1.3 Нормативно-правовое и законодательное регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 18
1.4 Интеграция России в международную страховую систему «Зеленая карта» 23
Глава 2 Современное состояние и пути развития рынка ОСАГО в России 28
2.1 Современное состояние ОСАГО в России 28
2.2 Проблемы развития системы ОСАГО в России 38
2.3 Перспективы и направления совершенствования ОСАГО в России 41
Глава 3 Финансово-экономический анализ деятельности страховой компании по реализации ОСАГО 46
3.1 Оценка рентабельности от проведения операций по ОСАГО 46
3.2 Развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Категория «страхование» считается одной из наиболее древних в обществе. Эволюция страхования имеет вполне конкретное назначение – удовлетворение различных потребностей и нужд граждан с помощью системы страховой защиты.
Страхованием ответственности называется такая отрасль страхования, в которой объектом страхования выступает некоторая степень ответственности перед третьими лицами, которые могут пострадать из-за конкретного действия или бездействия страхователя. На данный момент в Российской Федерации страхование ответственности физических лиц получило слабое развитие и представлено, в первую очередь, страхованием автогражданской ответственности.
Страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств считается наиболее распространенным и социально-значимым видом страхования. Использование автомобильного транспорта, считающегося источником опасности в силу его массовости и уровня аварийности, обусловливает потребность современного общества в своевременном и полном возмещении убытков пострадавшим в различных дорожно-транспортных происшествиях. Указанная потребность в наиболее развитых странах уже более ста лет удовлетворяется посредством страхования автогражданской ответственности лиц – владельцев транспортных средств.
В нашей стране потенциал данного вида страхования используется недостаточно и требует активизации усилий всех участников рынка. Сейчас возникает необходимость проведения серьезного теоретического анализа, научного осмысления и обобщения существующей юридической практики в области обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следует заменить, что сфера автострахования в Российской Федерации считается достаточно проблемной, а многочисленные судебные споры, связанные с правоприменением действующего законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) можно отнести к группе наиболее социально-значимых.
Вступление в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оказалось важнейшим событием на страховом рынке нашей страны в целом. Введение ОСАГО стало логичным следствием и инструментом продолжения проведения рыночных преобразований, ориентированных на построение работающего фундамента отношений между государством, обществом и отдельными гражданами.
Сектор обязательного автогражданского страхования выступает в роли наиболее крупного рынка страхования, сосредотачивает в себе значительную часть страховых сборов, которая составляет более 60% от её общей массы. Современный рынок ОСАГО проходит периоды подъема и спада, следствием чего является экономическая неопределенность, а также большое число проблем, требующих решения.
Актуальность указанных проблем, а также необходимость научного поиска путей их решения обусловили выбор темы исследования в рамках бакалаврской работы.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование современного состояния рынка обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом, а также анализ возможностей эффективности деятельности страховой компании в области ОСАГО. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– изучить теоретические аспекты и сущность обязательного страхования автогражданской ответственности;
– рассмотреть особенности национальной практики и нормативно-правовое регулирование страхования автогражданской ответственности в РФ;
– проанализировать современное состояние системы ОСАГО в РФ, выделить основные проблемы развития рынка ОСАГО;
– рассмотреть основные перспективы и направления совершенствования системы ОСАГО в РФ;
– на примере страховой компании провести оценку рентабельности операций по ОСАГО, проанализировать эффективность деятельности компании в области ОСАГО;
– проработать направления развития и совершенствования услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании.
Объектом исследования в бакалаврской работе выступает обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Предмет исследования – деятельность страховых компаний на современном рынке ОСАГО.
Отдельно рассмотрены вопросы экономических отношений по поводу привлечения страховой организации денежных средств населения и субъектов хозяйствования, а также отношения по поводу выплат страхового возмещения в результате наступления страхового случая.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования использовались также такие методы как логический, сравнительно-правовой, статистический, и др. Иллюстрации результатов исследования осуществлены в виде таблиц и схем.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и другие нормативно-правовые акты.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности страховой компании в рамках работы по предоставлению услуг страхования ОСАГО.
При выполнении работы была использована современная учебная литература, статьи из научных журналов по экономике, статистике и страховому делу, данные бухгалтерской отчетности страховой организации за последние 3 года, а также информационные и аналитические материалы сети Интернет.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список литературы.
Страхованием ответственности называется такая отрасль страхования, в которой объектом страхования выступает некоторая степень ответственности перед третьими лицами, которые могут пострадать из-за конкретного действия или бездействия страхователя. На данный момент в Российской Федерации страхование ответственности физических лиц получило слабое развитие и представлено, в первую очередь, страхованием автогражданской ответственности.
Страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств считается наиболее распространенным и социально-значимым видом страхования. Использование автомобильного транспорта, считающегося источником опасности в силу его массовости и уровня аварийности, обусловливает потребность современного общества в своевременном и полном возмещении убытков пострадавшим в различных дорожно-транспортных происшествиях. Указанная потребность в наиболее развитых странах уже более ста лет удовлетворяется посредством страхования автогражданской ответственности лиц – владельцев транспортных средств.
В нашей стране потенциал данного вида страхования используется недостаточно и требует активизации усилий всех участников рынка. Сейчас возникает необходимость проведения серьезного теоретического анализа, научного осмысления и обобщения существующей юридической практики в области обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следует заменить, что сфера автострахования в Российской Федерации считается достаточно проблемной, а многочисленные судебные споры, связанные с правоприменением действующего законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) можно отнести к группе наиболее социально-значимых.
Вступление в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оказалось важнейшим событием на страховом рынке нашей страны в целом. Введение ОСАГО стало логичным следствием и инструментом продолжения проведения рыночных преобразований, ориентированных на построение работающего фундамента отношений между государством, обществом и отдельными гражданами.
Сектор обязательного автогражданского страхования выступает в роли наиболее крупного рынка страхования, сосредотачивает в себе значительную часть страховых сборов, которая составляет более 60% от её общей массы. Современный рынок ОСАГО проходит периоды подъема и спада, следствием чего является экономическая неопределенность, а также большое число проблем, требующих решения.
Актуальность указанных проблем, а также необходимость научного поиска путей их решения обусловили выбор темы исследования в рамках бакалаврской работы.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование современного состояния рынка обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом, а также анализ возможностей эффективности деятельности страховой компании в области ОСАГО. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– изучить теоретические аспекты и сущность обязательного страхования автогражданской ответственности;
– рассмотреть особенности национальной практики и нормативно-правовое регулирование страхования автогражданской ответственности в РФ;
– проанализировать современное состояние системы ОСАГО в РФ, выделить основные проблемы развития рынка ОСАГО;
– рассмотреть основные перспективы и направления совершенствования системы ОСАГО в РФ;
– на примере страховой компании провести оценку рентабельности операций по ОСАГО, проанализировать эффективность деятельности компании в области ОСАГО;
– проработать направления развития и совершенствования услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании.
Объектом исследования в бакалаврской работе выступает обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Предмет исследования – деятельность страховых компаний на современном рынке ОСАГО.
Отдельно рассмотрены вопросы экономических отношений по поводу привлечения страховой организации денежных средств населения и субъектов хозяйствования, а также отношения по поводу выплат страхового возмещения в результате наступления страхового случая.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования использовались также такие методы как логический, сравнительно-правовой, статистический, и др. Иллюстрации результатов исследования осуществлены в виде таблиц и схем.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и другие нормативно-правовые акты.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности страховой компании в рамках работы по предоставлению услуг страхования ОСАГО.
При выполнении работы была использована современная учебная литература, статьи из научных журналов по экономике, статистике и страховому делу, данные бухгалтерской отчетности страховой организации за последние 3 года, а также информационные и аналитические материалы сети Интернет.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список литературы.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – это основной вид страхования. В нашей стране государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Центральный Банк РФ, который с 1 сентября 2013 года выступает в роли органа страхового надзора.
Современное российское законодательство закрепляет ряд базовых принципов и норм, имеющих ключевое значение. К таким правовым документам относят закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ». Базовые нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к ОСАГО, формируют совокупность системы регулирования правоотношений в этой сфере. Они могут располагаться в порядке своей юридической силы. Сейчас все владельцы транспортных средств в обязательном порядке оплачивают страховой взнос и имеют полис, поскольку без данного документа автотранспортное средств на территории Российской Федерации использоваться не может.
Зеленая карта» – полис страхования гражданской ответственности иностранного автовладельца на территории стран - членов бюро «зеленой карты». Основной причиной создания данной системы стали ситуации, в которых владелец транспортного средства, зарегистрированного в одной стране, причинял ущерб третьим лицам на территории другого государства.
Численность автомобильного парка в нашей стране демонстрирует положительный рост на протяжении рассматриваемого периода с 2004 по 2019 годы. Несмотря на стабильный ежегодный прирост количества транспортных средств в стране, количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими демонстрирует динамику снижения с 2014 года.
На начало 2020 года ОСАГО занимаются 44 компании, из них 6 находятся за пределами первой сотни по объему премий. В целом, финансовая устойчивость и платежеспособность страховщиков ОСАГО находится на высоком уровне.
ОСАГО является одним из самых социально-значимых и проблемных сегментов отечественного страхового рынка. Реформирование тарифов ОСАГО привело к снижению средней премии, начало работы финансового омбудсмена – к сокращению доли судебных выплат. Кроме того, увеличение конкуренции за выгодные клиентские сегменты, рост средней выплаты, усиление регионального дисбаланса способствуют ухудшению финансового положения некрупных страховщиков ОСАГО.
Дальнейшие реформы сферы обязательного страхования автогражданской ответственности должны быть нацелены на улучшение качества обслуживания, привлечение лояльных клиентов, доверяющих компании. На рынке должен сформироваться и работать механизм ценообразования, приближенный к рыночным стандартам. Необходимо завершить формирование полноценной и отлаженной процедуры урегулирования убытков. Важной задачей видится создание специальных подразделений, которые занимаются вопросами мошенничества, а также осмотрительностью будущих клиентов страховой компании. Необходимо автоматизированное сканирование заявлений на получение выплат и занесение страхователей в «черный список».
Окончательной целью начатой в последние годы реформы экспертам рынка видится практически полное освобождение тарифа ОСАГО от регулирования со стороны государства к 2023-2025 годам.
В третьей главе данной выпускной квалификационной работы проведено исследование рентабельности деятельности ООО «Страховая компания «Согласие», в том числе, проанализирована эффективность операций по ОСАГО. В данной страховой организации все бизнес-процессы отлажены и отлично функционируют. Отдел автострахования имеет линейную структуру. Эта структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням.
Анализ ликвидности на основе коэффициентов показал, что данная организация является низко ликвидной, т.е. она не способна рассчитаться по всем своим долгам на текущий момент за счет использования собственных оборотных средств. Анализ финансовой устойчивости компании показал, что почти все текущие показатели не соответствуют нормативным значениям. Динамика всех видов прибыли имеет положительную тенденцию, т.е. продемонстрирован рост прибыли.
Проведенный сравнительный анализ показал, что для страховой компании обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) является прибыльным видом деятельности.
Кроме того, был проведен факторный анализ на основе данных об убыточных договорах по ОСАГО. Одной из задач исследования является сокращение убыточности по заключаемым страховым договорам ОСАГО. Полученные результаты подтверждают предположение влиянии возраста на уровень страховых выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в России. Данной страховой компании следует проработать новую скоринговую карту, которая будет использована как один из основных инструментов прогнозирования рисков в виде высоких совокупных страховых выплат по портфелю договоров страховой компании
В ООО СК «Согласие» необходимо выработать стратегию достойного конкурирования региональных отделений компании с лидерами рынка. Так, рынок города Москва характеризуется высоким уровнем конкуренции. Все лидеры рынка представляют услуги по ОСАГО как основные услуги по автострахованию. Для улучшения работы филиала компании по продвижению услуг по ОСАГО и повышению уровня рентабельности работы представляется целесообразным ряд важных мероприятий.
Так, важно уделить большее внимание вопросам снижения рисков мошенничества. Например, внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества. Необходимо внедрить в работу сотрудников компании кодекса этики и морали. Вероятно, потребуется введение системы материального и нематериального стимулирования не страховых посредников, агентов.
Также предлагается разработка каталога по выявлению наиболее убыточных для компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся лидерами по страховых выплатам. По аналогии с некоторыми другими лидерами рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок и разработать информационную систему, позволяющую достоверно подсчитывать тарифы, объемы продаж и выплаты.
Особенно важно в ООО СК «Согласие» заметно расширить горизонты маркетингового планирования. На мой взгляд, данные мероприятия важны не только в исследуемом филиале, но в и деятельности федеральной компании в целом.
Современное российское законодательство закрепляет ряд базовых принципов и норм, имеющих ключевое значение. К таким правовым документам относят закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ». Базовые нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к ОСАГО, формируют совокупность системы регулирования правоотношений в этой сфере. Они могут располагаться в порядке своей юридической силы. Сейчас все владельцы транспортных средств в обязательном порядке оплачивают страховой взнос и имеют полис, поскольку без данного документа автотранспортное средств на территории Российской Федерации использоваться не может.
Зеленая карта» – полис страхования гражданской ответственности иностранного автовладельца на территории стран - членов бюро «зеленой карты». Основной причиной создания данной системы стали ситуации, в которых владелец транспортного средства, зарегистрированного в одной стране, причинял ущерб третьим лицам на территории другого государства.
Численность автомобильного парка в нашей стране демонстрирует положительный рост на протяжении рассматриваемого периода с 2004 по 2019 годы. Несмотря на стабильный ежегодный прирост количества транспортных средств в стране, количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими демонстрирует динамику снижения с 2014 года.
На начало 2020 года ОСАГО занимаются 44 компании, из них 6 находятся за пределами первой сотни по объему премий. В целом, финансовая устойчивость и платежеспособность страховщиков ОСАГО находится на высоком уровне.
ОСАГО является одним из самых социально-значимых и проблемных сегментов отечественного страхового рынка. Реформирование тарифов ОСАГО привело к снижению средней премии, начало работы финансового омбудсмена – к сокращению доли судебных выплат. Кроме того, увеличение конкуренции за выгодные клиентские сегменты, рост средней выплаты, усиление регионального дисбаланса способствуют ухудшению финансового положения некрупных страховщиков ОСАГО.
Дальнейшие реформы сферы обязательного страхования автогражданской ответственности должны быть нацелены на улучшение качества обслуживания, привлечение лояльных клиентов, доверяющих компании. На рынке должен сформироваться и работать механизм ценообразования, приближенный к рыночным стандартам. Необходимо завершить формирование полноценной и отлаженной процедуры урегулирования убытков. Важной задачей видится создание специальных подразделений, которые занимаются вопросами мошенничества, а также осмотрительностью будущих клиентов страховой компании. Необходимо автоматизированное сканирование заявлений на получение выплат и занесение страхователей в «черный список».
Окончательной целью начатой в последние годы реформы экспертам рынка видится практически полное освобождение тарифа ОСАГО от регулирования со стороны государства к 2023-2025 годам.
В третьей главе данной выпускной квалификационной работы проведено исследование рентабельности деятельности ООО «Страховая компания «Согласие», в том числе, проанализирована эффективность операций по ОСАГО. В данной страховой организации все бизнес-процессы отлажены и отлично функционируют. Отдел автострахования имеет линейную структуру. Эта структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням.
Анализ ликвидности на основе коэффициентов показал, что данная организация является низко ликвидной, т.е. она не способна рассчитаться по всем своим долгам на текущий момент за счет использования собственных оборотных средств. Анализ финансовой устойчивости компании показал, что почти все текущие показатели не соответствуют нормативным значениям. Динамика всех видов прибыли имеет положительную тенденцию, т.е. продемонстрирован рост прибыли.
Проведенный сравнительный анализ показал, что для страховой компании обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) является прибыльным видом деятельности.
Кроме того, был проведен факторный анализ на основе данных об убыточных договорах по ОСАГО. Одной из задач исследования является сокращение убыточности по заключаемым страховым договорам ОСАГО. Полученные результаты подтверждают предположение влиянии возраста на уровень страховых выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в России. Данной страховой компании следует проработать новую скоринговую карту, которая будет использована как один из основных инструментов прогнозирования рисков в виде высоких совокупных страховых выплат по портфелю договоров страховой компании
В ООО СК «Согласие» необходимо выработать стратегию достойного конкурирования региональных отделений компании с лидерами рынка. Так, рынок города Москва характеризуется высоким уровнем конкуренции. Все лидеры рынка представляют услуги по ОСАГО как основные услуги по автострахованию. Для улучшения работы филиала компании по продвижению услуг по ОСАГО и повышению уровня рентабельности работы представляется целесообразным ряд важных мероприятий.
Так, важно уделить большее внимание вопросам снижения рисков мошенничества. Например, внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества. Необходимо внедрить в работу сотрудников компании кодекса этики и морали. Вероятно, потребуется введение системы материального и нематериального стимулирования не страховых посредников, агентов.
Также предлагается разработка каталога по выявлению наиболее убыточных для компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся лидерами по страховых выплатам. По аналогии с некоторыми другими лидерами рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок и разработать информационную систему, позволяющую достоверно подсчитывать тарифы, объемы продаж и выплаты.
Особенно важно в ООО СК «Согласие» заметно расширить горизонты маркетингового планирования. На мой взгляд, данные мероприятия важны не только в исследуемом филиале, но в и деятельности федеральной компании в целом.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: проблемы развития и пути решения (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовые проблемы применения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



