ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 Теоретические основы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
1.1 Сущность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
1.2 Национальная практика страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 14
1.3 Нормативно-правовое и законодательное регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 18
1.4 Интеграция России в международную страховую систему «Зеленая карта» 23
Глава 2 Современное состояние и пути развития рынка ОСАГО в России 28
2.1 Современное состояние ОСАГО в России 28
2.2 Проблемы развития системы ОСАГО в России 38
2.3 Перспективы и направления совершенствования ОСАГО в России 41
Глава 3 Финансово-экономический анализ деятельности страховой компании по реализации ОСАГО 46
3.1 Оценка рентабельности от проведения операций по ОСАГО 46
3.2 Развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Категория «страхование» считается одной из наиболее древних в обществе. Эволюция страхования имеет вполне конкретное назначение – удовлетворение различных потребностей и нужд граждан с помощью системы страховой защиты.
Страхованием ответственности называется такая отрасль страхования, в которой объектом страхования выступает некоторая степень ответственности перед третьими лицами, которые могут пострадать из-за конкретного действия или бездействия страхователя. На данный момент в Российской Федерации страхование ответственности физических лиц получило слабое развитие и представлено, в первую очередь, страхованием автогражданской ответственности.
Страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств считается наиболее распространенным и социально-значимым видом страхования. Использование автомобильного транспорта, считающегося источником опасности в силу его массовости и уровня аварийности, обусловливает потребность современного общества в своевременном и полном возмещении убытков пострадавшим в различных дорожно-транспортных происшествиях. Указанная потребность в наиболее развитых странах уже более ста лет удовлетворяется посредством страхования автогражданской ответственности лиц – владельцев транспортных средств.
В нашей стране потенциал данного вида страхования используется недостаточно и требует активизации усилий всех участников рынка. Сейчас возникает необходимость проведения серьезного теоретического анализа, научного осмысления и обобщения существующей юридической практики в области обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следует заменить, что сфера автострахования в Российской Федерации считается достаточно проблемной, а многочисленные судебные споры, связанные с правоприменением действующего законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) можно отнести к группе наиболее социально-значимых.
Вступление в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оказалось важнейшим событием на страховом рынке нашей страны в целом. Введение ОСАГО стало логичным следствием и инструментом продолжения проведения рыночных преобразований, ориентированных на построение работающего фундамента отношений между государством, обществом и отдельными гражданами.
Сектор обязательного автогражданского страхования выступает в роли наиболее крупного рынка страхования, сосредотачивает в себе значительную часть страховых сборов, которая составляет более 60% от её общей массы. Современный рынок ОСАГО проходит периоды подъема и спада, следствием чего является экономическая неопределенность, а также большое число проблем, требующих решения.
Актуальность указанных проблем, а также необходимость научного поиска путей их решения обусловили выбор темы исследования в рамках бакалаврской работы.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование современного состояния рынка обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом, а также анализ возможностей эффективности деятельности страховой компании в области ОСАГО. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– изучить теоретические аспекты и сущность обязательного страхования автогражданской ответственности;
– рассмотреть особенности национальной практики и нормативно-правовое регулирование страхования автогражданской ответственности в РФ;
– проанализировать современное состояние системы ОСАГО в РФ, выделить основные проблемы развития рынка ОСАГО;
– рассмотреть основные перспективы и направления совершенствования системы ОСАГО в РФ;
– на примере страховой компании провести оценку рентабельности операций по ОСАГО, проанализировать эффективность деятельности компании в области ОСАГО;
– проработать направления развития и совершенствования услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании.
Объектом исследования в бакалаврской работе выступает обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Предмет исследования – деятельность страховых компаний на современном рынке ОСАГО.
Отдельно рассмотрены вопросы экономических отношений по поводу привлечения страховой организации денежных средств населения и субъектов хозяйствования, а также отношения по поводу выплат страхового возмещения в результате наступления страхового случая.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования использовались также такие методы как логический, сравнительно-правовой, статистический, и др. Иллюстрации результатов исследования осуществлены в виде таблиц и схем.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и другие нормативно-правовые акты.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности страховой компании в рамках работы по предоставлению услуг страхования ОСАГО.
При выполнении работы была использована современная учебная литература, статьи из научных журналов по экономике, статистике и страховому делу, данные бухгалтерской отчетности страховой организации за последние 3 года, а также информационные и аналитические материалы сети Интернет.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список литературы.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – это основной вид страхования. В нашей стране государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Центральный Банк РФ, который с 1 сентября 2013 года выступает в роли органа страхового надзора.
Современное российское законодательство закрепляет ряд базовых принципов и норм, имеющих ключевое значение. К таким правовым документам относят закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ». Базовые нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к ОСАГО, формируют совокупность системы регулирования правоотношений в этой сфере. Они могут располагаться в порядке своей юридической силы. Сейчас все владельцы транспортных средств в обязательном порядке оплачивают страховой взнос и имеют полис, поскольку без данного документа автотранспортное средств на территории Российской Федерации использоваться не может.
Зеленая карта» – полис страхования гражданской ответственности иностранного автовладельца на территории стран - членов бюро «зеленой карты». Основной причиной создания данной системы стали ситуации, в которых владелец транспортного средства, зарегистрированного в одной стране, причинял ущерб третьим лицам на территории другого государства.
Численность автомобильного парка в нашей стране демонстрирует положительный рост на протяжении рассматриваемого периода с 2004 по 2019 годы. Несмотря на стабильный ежегодный прирост количества транспортных средств в стране, количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими демонстрирует динамику снижения с 2014 года.
На начало 2020 года ОСАГО занимаются 44 компании, из них 6 находятся за пределами первой сотни по объему премий. В целом, финансовая устойчивость и платежеспособность страховщиков ОСАГО находится на высоком уровне.
ОСАГО является одним из самых социально-значимых и проблемных сегментов отечественного страхового рынка. Реформирование тарифов ОСАГО привело к снижению средней премии, начало работы финансового омбудсмена – к сокращению доли судебных выплат. Кроме того, увеличение конкуренции за выгодные клиентские сегменты, рост средней выплаты, усиление регионального дисбаланса способствуют ухудшению финансового положения некрупных страховщиков ОСАГО.
Дальнейшие реформы сферы обязательного страхования автогражданской ответственности должны быть нацелены на улучшение качества обслуживания, привлечение лояльных клиентов, доверяющих компании. На рынке должен сформироваться и работать механизм ценообразования, приближенный к рыночным стандартам. Необходимо завершить формирование полноценной и отлаженной процедуры урегулирования убытков. Важной задачей видится создание специальных подразделений, которые занимаются вопросами мошенничества, а также осмотрительностью будущих клиентов страховой компании. Необходимо автоматизированное сканирование заявлений на получение выплат и занесение страхователей в «черный список».
Окончательной целью начатой в последние годы реформы экспертам рынка видится практически полное освобождение тарифа ОСАГО от регулирования со стороны государства к 2023-2025 годам.
В третьей главе данной выпускной квалификационной работы проведено исследование рентабельности деятельности ООО «Страховая компания «Согласие», в том числе, проанализирована эффективность операций по ОСАГО. В данной страховой организации все бизнес-процессы отлажены и отлично функционируют. Отдел автострахования имеет линейную структуру. Эта структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням.
Анализ ликвидности на основе коэффициентов показал, что данная организация является низко ликвидной, т.е. она не способна рассчитаться по всем своим долгам на текущий момент за счет использования собственных оборотных средств. Анализ финансовой устойчивости компании показал, что почти все текущие показатели не соответствуют нормативным значениям. Динамика всех видов прибыли имеет положительную тенденцию, т.е. продемонстрирован рост прибыли.
Проведенный сравнительный анализ показал, что для страховой компании обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) является прибыльным видом деятельности.
Кроме того, был проведен факторный анализ на основе данных об убыточных договорах по ОСАГО. Одной из задач исследования является сокращение убыточности по заключаемым страховым договорам ОСАГО. Полученные результаты подтверждают предположение влиянии возраста на уровень страховых выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в России. Данной страховой компании следует проработать новую скоринговую карту, которая будет использована как один из основных инструментов прогнозирования рисков в виде высоких совокупных страховых выплат по портфелю договоров страховой компании
В ООО СК «Согласие» необходимо выработать стратегию достойного конкурирования региональных отделений компании с лидерами рынка. Так, рынок города Москва характеризуется высоким уровнем конкуренции. Все лидеры рынка представляют услуги по ОСАГО как основные услуги по автострахованию. Для улучшения работы филиала компании по продвижению услуг по ОСАГО и повышению уровня рентабельности работы представляется целесообразным ряд важных мероприятий.
Так, важно уделить большее внимание вопросам снижения рисков мошенничества. Например, внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества. Необходимо внедрить в работу сотрудников компании кодекса этики и морали. Вероятно, потребуется введение системы материального и нематериального стимулирования не страховых посредников, агентов.
Также предлагается разработка каталога по выявлению наиболее убыточных для компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся лидерами по страховых выплатам. По аналогии с некоторыми другими лидерами рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок и разработать информационную систему, позволяющую достоверно подсчитывать тарифы, объемы продаж и выплаты.
Особенно важно в ООО СК «Согласие» заметно расширить горизонты маркетингового планирования. На мой взгляд, данные мероприятия важны не только в исследуемом филиале, но в и деятельности федеральной компании в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ, от 05.02.2014 N2-ФКЗ, от 21.07.2014 N11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N32, ст. 3301
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N1 (ч. 1), ст. 1
4. Федеральный закон от 25.04.2002 N40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, N18, ст. 1720 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N30 (Часть I), ст. 4224 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165846/
6. Закон РФ от 27.11.1992 N4015-1 (ред. от 02.12.2019) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, N6, 12.01.1993 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/
7. Постановление Правительства РФ от 14.09.2005 N567 (ред. от 14.02.2020) «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ, 19.09.2005, N38, ст. 3825 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55651/
8. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2008 N337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2008, N12, ст. 1167 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81637/
9. Приказ Минтранса России от 22.09.2016 N277 (ред. от 15.10.2019) «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2016 N44083) // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206161/
10. Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169343/
11. Указание Банка России от 09.01.2019 N5052-У «О страховых тарифах или их предельных (максимальных и минимальных) значениях, структуре страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядке применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2019 N54024)
12. Алиев Б.Х. Основы страхования : учебник для вузов / Б.Х. Алиев, Ю.М. Махдиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 503 c.
13. Базанов А.Н. Исследование трансформации системы «Зеленой карты» // Территория науки. – 2016. – №6. – С. 141-146.
14. Базанов А.Н. Страхуем автомобиль правильно / Базанов Андрей Николаевич. – Санкт-Петербург: Спектр, 2016. – 153 с.
15. Брачун Т.А., Ковальчук С.Г. Проблемы и несовершенства рынка обязательного страхования автогражданской ответственности // Петербургский экономический журнал. – 2019. – №4. – С.139-149.
16. Вакулина Г.А. Страховое право: учеб. пособие / Г.А. Вакулина. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2019. – 102 с.
17. Глухова Т.А., Суслякова О.Н. Реформа в ОСАГО: причины и перспективы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – №8(34). – С.83-88.
18. Егорова А.А., Дергунова Е.Е. Тенденции развития ОСАГО в России // Символ науки. – 2016. – №5-1. – С.97-100.
19. Забоев Р.А. Нормативно-правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России // Молодежный научный форум: сборник научных статей. – 2018. – №4.
20. Килоев К.Г. Особенности обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – №7. – С.59-61.
21. Кирилюк И.Л., Свиридов А.П. Рынок страхования в России: текущее состояние и перспективы // Вопросы теоретической экономики. – 2019. – №2. – С.43-61.
22. Петров А.М. Формирование и использование страхового фонда в системе пенсионного страхования / Петров А.М., Шнайдер О.В., Фролова В.А. // Экономические науки. – 2019. – №1. – С.93-96.
23. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 384 с.
24. Скамай Л.Г. Страховое дело: учебник и практикум для СПО / Л.Г. Скамай. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 293 с.
25. Скамай Л.Г. Страховое дело. – Москва: Инфра-М, 2018. - 324с.
26. Скибинский С. В., Балук Н. Р. Понятие страховой услуги //Страховое дело. – 2018. - № 10.
27. Страхование: учебник / под общ. ред. Е.Г. Князевой // М-во науки и высшего обр. Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 242 с.
28. Страхование: Учебное пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 357 с.
29. Страхование и управление рисками: учебник для бакалавров / под редакцией Г. В. Черновой. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 767 с.
30. Страхование: Учебник/ Под ред. Т.А. Федоровой. – 2е изд., перераб. и доп. – Москва: Экономистъ, 2019.
31. Трофимова М. Страховой продукт как центральный элемент страхового маркетинга // Страховое ревю. – 2013. - № 1.
32. Федулова С. Ф. Страхование. - Москва: Кнорус, 2009. - 393 с.
33. Филин С.А. Страхование инвестиционных рисков: учебное пособие. – М.: ООО Фирма «БлаговестВ», 2020.
34. Финансы: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. В.П. Литовченко. – 2е изд., перераб. и испр. – Москва: Издательство торговая корпорация « Дашков и К», 2016. – 642 с.
35. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – Москва: ЮНИТИ, 2018. – 479с.
36. Фогельсон Ю. Б. Страховое право. Теоретические основы и практи-ка применения. – Москва: Норма, Инфра-М, 2019. – 438 с.
37. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия [Текст]: учебник и практикум для СПО / Л.А. Чалдаева. - 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 435 с.
38. Шихов А.К., Шихов А.А. Страхование и страховое право в вопросах и ответах. – Москва: Юриспруденция, 2019. – 328с.
39. Шматко С.Г. Комплексная программа стандартизации долгосрочного страхования жизни // Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – Т.20. - № 1.
40. Щербаков В.А., Костяева В. Страхование. Учебное пособие. - Москва: Проспект, 2019. - 319с.
41. Экономика предприятия [Текст]: учебник / коллектив авторов; под ред. В.И. Гришина, Я.П. Силина. – Москва: КНОРУС, 2019. – 472 с.
42. Юлдашев Р.Т. Очерки теории страхования: Ретроспективный анализ развития. – Москва: Анкил, 2018. – 248с.
43. Автострахование, виды, их особенности и преимущества // Официальный сайт Управления Федеральной службы о надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека : [сайт]. – Москва, 2020 – Обновляется в течении суток. – URL: http://05.rospotrebnadzor.ru/bytag3/-/asset_publisher/5Wso/content/ автострахование-виды-их-особенности-и-преимущества (дата обращения – 23.03.2020).
44. О доступности ОСАГО // Официальный сайт Всероссийского союза страховщиков : [сайт]. – Москва, 2020 – Обновляется в течении суток. – URL: https://www.insur-info.ru/press/152497/ (дата обращения 25.03.2020).
45. Стратегия развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019-2021 годы. Утверждено решением Общего собрания членов Всероссийского союза страховщиков протокол №21 от 28 ноября 2018 года // Официальный сайт Всероссийского союза страховщиков : [сайт]. – Москва, 2020 – Обновляется в течении суток. – URL: http://www.ins-union.ru/assets/files/2018/strategy_19_21.pdf (дата обращения 25.03.2020).
46. Страховой рынок России в 2019 году. Аналитический обзор // Официальный сайт Национального рейтингового агентства: [сайт]. – Москва, 2020 – Обновляется в течении суток. – URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/Insurance_Russia_2019_Report_26032020_0.pdf (дата обращения 25.03.2020).
47. Страховой рынок: основные тенденции 2019 года // Официальный сайт Банка России : [сайт]. – Москва, 2020 URL: https://cbr.ru/Press/event/?id=6430 (дата обращения 25.03.2020).
48. ТОП-20 страховых компаний по ОСАГО за 2019 год // Финансовый портал «Гуру. Страхование»: [сайт]. – Москва, 2020 URL: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_top_20_strahovyh_kompanij_po_osago_za_2019_god (дата обращения 25.03.2020).
49. Материалы официального сайта Национального союза страховщиков ответственности: [сайт]. – Москва, 2020 – Обновляется в течении суток. – URL: https://nsso.ru/ –
50. Материалы официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере страхования: [сайт]. – Москва, 2020 – Обновляется в течении суток. – URL: www.fssn.ru