ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
1.1. Эмоции, как особая сфера развития ребенка……………………………..9
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста………..14
1.3. Специфика музыкальных эмоций…………………………………………26
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Требования к музыкальному репертуару………………………………....37
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций……………………………..45
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….70
Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.
Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторскую педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно, поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, Г.С. Ригина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).
В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов. Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия, связанные с формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, творческих способностей, нередко сводятся к лишь к практицизму.
Одним из путей его преодоления является культуросообразность учебно-воспитательного процесса, предусматривающая гуманизацию и гармонизацию путей и методов познания, обучение умению добывать и применять знания. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности. Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира.
Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.
В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.
Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.
Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность Российского образования» (1997).
Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.
Программа «Оберег» (автор -- Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры.
90-е годы ХХ столетия характеризуются новой «фольклорной волной»: проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы.
Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка», составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.
Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся.
Программа факультативного курса для учащихся начальных классов «Введение в народоведение» (автор -- М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы «Наследие». В 1 классе главная проблема курса -- «Человек и природа в народной культуре», во 2 -- «Человек и семья в народной культуре», в 3 -- «Человек и родная земля в народной культуре».
В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.
В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова «Основы общей этнопедагогики», разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики -- фольклор, система праздников, народная хореография.
Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной художественной педагогикой.
Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В. В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте.
Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С. Х. Раппопорт «Искусство и эмоции» (1968), П. М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника» (1966), Г. М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения»(1990).
Всё выше изложенное и предопределило выбор темы нашего исследования, проблема которого и формируется следующим образом: как фольклор влияет на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Исходя из актуальности, мы сформулировали тему исследования следующим образом: «Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста».
Объектом исследования является процесс развития музыкальных эмоции детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста средствами фольклора.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если:
- выявлены уровни их сформированности;
- учитываются индивидуальные характеристики учащихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотрим понятие и сущность музыкальных эмоций.
2. Рассмотрим возрастные особенности эмоционального мира младших школьников.
3. Рассмотрим методику развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.
Методами исследования явились наблюдение, беседы, анализ музыкального исполнения учащегося, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей совершенствования развития музыкальных эмоций младших школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми. Эмоции являются особой сферой развития ребенка. В младшем школьном возрасте, когда закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, особенно необходима доброжелательная эмоциональная обстановка.
Наука и искусство, полезное и прекрасное, знания и чувства - два крыла человеческого счастья. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только сенсорную и общую культуру учащихся, но и их познавательную активность, зрительную память, быстроту реакции, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции, самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Усиление в ребенке эмоционального начала в интересах его гармонического развития педагоги и психологи рассматривают в тесной связи с культивированием гуманистической направленности его личности.
Эстетическое воспитание открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры. Поэтому в воспитательной работе можно выделить две основных составляющих:
- организацию деятельности, способствующую формированию и развитию у учащихся чувственной сферы, эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности;
- вовлечение их в творческую деятельность (развитие действенно-практической сферы).
Чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений индивида в социальной среде. Поэтому обогащение человека опытом эмоционального отношения к действительности является социальным аспектом воспитательной работы в школе. Л.С. Выготский писал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма».
Ф.М. Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. И если кто-то из учеников нашей школы возьмет с собой во взрослую жизнь светлые и яркие минуты праздничных школьных событий, то это будет означать, что опыт эмоционального восприятия и освоения нашей сегодняшней действительности сыграл свою положительную роль.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека.
Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Безэмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством, - это особый вид чувствований - художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной работы мысли.
В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.
Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, дает ребенку определенный объем жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности.
Для развития музыкального восприятия детей -- основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.
Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях.
Гипотеза нашего исследования, исходящая из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если:
- выявлены уровни их сформированности;
- учитываются индивидуальные характеристики учащихся;
подтвердилась. Это показывают теоретические исследования и диагностика музыкальных эмоций.
Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе/ Э.Б. Абдулин. - Москва, 1983.-112 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе/ О.А. Апраксина. - Москва, 1983.-224 с.
3. Беляева, Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия/ Л.С. Беляева. - Мурманск, 2002.-78 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - Москва, 1968.-317 с.
5. Венгер, Л.А. Психология/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Москва, 1988.-159 с.
6. Зимина, А.Н. Музыкальное воспитание детей в России/ А.Н. Зимина, Н.А. Рычкова. - Мурманск, 2002.-320 с.
7. Крутецкий, В.А. Психология/ В.А. Крутецкий. – Москва, 1980.-352 с.
8. Айвазян, С.Г. Мир детства и традиционная культура: сборник научных трудов и материалов/ С.Г. Айвазян. - Москва, 1994.-189 с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. – Москва, 2000.-456 с.
10. Науменко, Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество «Дождик, дождик, перестань!»/ Г.М. Науменко. - Москва, 1988.-190 с.
11. Науменко, Г.М. Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной школы/ Г.М. Науменко. - Москва, 1996.-136 с.
12. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские/ Е.А. Покровский. – Москва, 1987.-374 с.
13. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи/ В.Я. Пропп.- Москва, 1976.-328 с.
14. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции/ С.Х. Раппопорт. - Москва, 1968.-168 с.
15. Рытов, Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, русские народные инструменты: учебно-методическое пособие/ Д.А. Рытов. – Москва, 2001.-384 с.
16. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти/ А.А. Смирнов. – Москва, 1966.-423 с.
17. Стельмахович, М.И. Народная педагогика/ М.И. Стельмахович. - Киев, 1985.-312 с.
18. Сухомлинский, В.А. Книга: сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Москва, 1978.-320 с.
19. Терентьева, Н.А. Музыкальная педагогика и образование: история и теория развития от истоков до современности/ Н.А. Терентьева. – Санкт-Петербург, 1997.-148 с.
20. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания/ П.В. Халабузарь, В.С. Попов, Н. М. Добровольская. – Москва, 1990.-14 с.
21. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. - Москва, 2004.-734 с.
22. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк/П.М. Якобсон. - Москва, 1966.-291 с.