Учебное заведение: неизвестно
База исследования: 3 «А» класс МОУ «СОШ № 4» г. Ухты.
Выборка: 20 учащихся 3 класса «А», из них 10 девочек и 10 мальчиков, которые составили экспериментальную группу.
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде)
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Если изменить название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «САМОКОНТРОЛЬ» 6
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.3 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
1.4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 32
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА (констатирующий этап) 32
2.2 ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (формирующий этап) 38
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА (контрольный этап) 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность проблемы исследования. Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом в жизни человека для формирования основополагающих качеств личности и психологических процессов. Формирование личности ребенка протекает в процессе учебной деятельности, причем эта учебная деятельность как нельзя лучше подходит для деятельности по самоизменению ребенка. Ввиду этого закономерным является стремление учителя культивировать у младших школьников способности к самоорганизации и регуляции учебной работы.
Известно, что эффективность и качество обучения на уроках окружающего мира обусловливается не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, которые предусмотрены программой, однако и развитием школьников, ввиду этого реализация развивающего обучения в практике является потребностью сегодняшнего дня. Как демонстрирует практика обучения по курсу «Окружающий мир», у многих младших школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет – Н.Г. Каменкова и др. [Каменкова Н.Г. Организация деятельности самоконтроля младшего школьника с помощью ИКТ // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. Т. 3. – № 2. – С. 47-54.; 47]. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самооценки, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом.
Проблема формирования у младших школьников навыков самоконтроля в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается несформированность у большинства младших школьников навыков самоконтроля. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется формированию навыков самоконтроля, большое количество учителей начальных классов знают о необходимости самоконтроля в учебной деятельности, но недостаточно информированы о методах и приемах, направленных на формирование навыков самоконтроля в курсе «Окружающий мир».
Тему формирования навыков самоконтроля изучали многие ученые и методисты. В научных трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Г.А. Ковалева, И.В. Тухман и др. раскрыта сущность понятия «самоконтроля». В работах Н.М. Горленко, М.А. Пинской, Д.Б. Эльконина и др. определены возрастные особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников. В исследованиях А.С. Лында, Г.Я. Мор и др. определены условия формирования у младших школьников навыков самоконтроля на уроках курса «Окружающий мир».
Несмотря на наличие широкого круга работ исследователей в области изучаемой нами проблемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир», не было выявлено содержательное и подробно разработанное решение представленной проблемы. В связи с этим работа над ее исследованием является актуальной и практически значимой как для общеобразовательной школы в частности, так и для поликультурного социума, в целом.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование у младших школьников навыков самоконтроля.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников навыков самоконтроля.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию у младших школьников навыков самоконтроля.
Гипотеза исследования: если на уроках курса «Окружающий мир» будут созданы специальные условия (учет возрастных особенностей младших школьников, создание специальной образовательной среды, использование комплекса методов и приемов и т.д.), то можно значительно повысить уровень сформированности у младших школьников навыков самоконтроля.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «самоконтроль».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию навыков самоконтроля.
3. Проанализировать УМК «Школа России» с точки зрения формирования у младших школьников навыков самоконтроля.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников навыков самоконтроля.
5. Определить уровень сформированности у младших школьников навыков самоконтроля.
6. Разработать и провести цикл уроков курса «Окружающий мир» по формированию у младших школьников навыков самоконтроля.
7. Проверить в контрольном эксперименте эффективность созданных условий на уроках курса «Окружающий мир» для формирования у младших школьников навыков самоконтроля.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Тестирование.
2. Анкетирование.
3. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность самоконтроля как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности его развития у младших школьников; рассмотрены педагогические условия формирования навыка самоконтроля школьников на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности навыка самоконтроля у школьников экспериментального 3-го класса; проведена экспериментальная работа по формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.
Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что действие самоконтроля является важным компонентом учебной деятельности ученика. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного развития самоконтроля и методики их реализации. Навыки самоконтроля у младших школьников можно развивать разнообразными способами. Благодаря определенному алгоритму действий, путем опросов и методик, их анализов и корректировки можно добиться определенных результатов.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности навыка самоконтроля младших школьников. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках окружающего мира. Всего в рамках опытно-экспериментальной работы было разработано и проведено 10 уроков, в содержание которых были включены задания по формированию самоконтроля. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика уровня сформированности навыка самоконтроля младших школьников, что говорит об эффективности проведённой работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить более успешно, если: учащиеся мотивированы на проверку выполнения учебных заданий, учащиеся осваивают приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы; организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения учебных заданий, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента. Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках окружающего мира и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 456 с.
3. Богословский В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 383 с.
4. Вершинина Л.В. Дичинская Л.Е. Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – №10. – С. 31-38.
5. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
6. Воровщиков С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2016. – № 1. – С. 5-13.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2014. – 480 с.
8. Габеева Л.Н. Методические основы развития самоконтроля у младших школьников// Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – № 3 – С. 85- 89.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 412 с.
10. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. – 2017. – № 4. – С. 153-160.
11. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
12. Забегайлова И.В. Типология становления произвольной регуляции // Вестник Московского университета. – М. Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М.: Академия, 2012. – 152 с.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
15. Казаков В.Г. Самоконтроль: метод. пособие. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2013. – 322 с.
16. Каменкова Н.Г. Организация деятельности самоконтроля младшего школьника с помощью ИКТ // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. Т. 3. – № 2. – С. 47-54.
17. Клепинина З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб. пособие для бакалавриата. – М.: Академия, 2017. – 336 с.
18. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
19. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 12-14.
20. Конопкин O.A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
21. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль – важные условия формирования учебных навыков. // Начальная школа. – 2016. – №2. – С. 52-55.
22. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : журнал. – М.: МЦФЭР, 2014. – № 4. – С. 33-47.
23. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
24. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. – М.: Высшая школа, 2016. – 150 с
25. Лында А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. – М.: Просвещение, 2017. – 180 с.
26. Лурия А.Р. Нейропсихология. – М.: Академия, 2016. – 569 с.
27. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
28. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М.: Инфра-М, 2013. – 448 с.
29. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов. – М.: Феникс, 2013. – 512 с.
30. Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. – 2013. – №11. – С. 38-43.
31. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. – СПб.: Питер, 2015. – 292 с.
32. Обухова Л. Ф. Детская психология:. 2-е изд., стереотип.. – М.: Тривола, 2016. – 360 с.
33. Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 56-59.
34. Планируемые результаты начального общего образования / под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2017. – 120 с.
35. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993. – 225 с.
36. Рослякова С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – №10. – С. 36–38.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКом, 2011. – 688 с.
38. Сараева Е.В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
39. Сергеева В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
40. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Питер, 2013. – 741 с.
41. Соломенникова О. А. Курс «Окружающий мир» в начальной школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 247 с.
42. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 520 с.
43. Тимошкина Н.В., Дзебоева М.К. Формирование самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности // Научный форум: вопросы гуманитарных наук: научно-методический сборник / гл. ред. Романова И.В. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. – С. 35-37.
44. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности // Начальная школа. – №9. – 2015. – С.10-13.
45. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 20-22.
46. Ушинский К.Д. Педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 587 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
48. Шарапова Н.В. Рефлексия и самосознание у младших школьников // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 111-113.
49. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 188 с.
50. Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения // Управление начальной школой. – 2017. – №6. – С. 52-56.
51. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – Москва: Педагогическое общество России, 2018. – 269 с.
Учебно-методическая литература:
52. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
53. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
54. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 120 с.
55. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
56. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.