Социальные последствия искажения смыслов в социальных сетях в ходе производства ложных сообщений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМАТРИВАЕМОГО ВОПРОСА 7
1.1 Коммуникативные основы функционирования социальных сетей в современном обществе 7
1.2 Генезис и особенности ложных сообщений 15
1.3 Влияние ложных сообщений на поведение представителей целевых аудиторий 24
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОЖНЫХ СООБЩЕНИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНОВ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 31
2.1 Виды и оценки сообщений в сетях с точки зрения доверия со стороны представителей целевых аудиторий 31
2.2 Изучение ложных сообщений с точки зрения из влияния на поведение представителей социальных групп современного общества 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМАТРИВАЕМОГО ВОПРОСА 7
1.1 Коммуникативные основы функционирования социальных сетей в современном обществе 7
1.2 Генезис и особенности ложных сообщений 15
1.3 Влияние ложных сообщений на поведение представителей целевых аудиторий 24
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОЖНЫХ СООБЩЕНИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНОВ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 31
2.1 Виды и оценки сообщений в сетях с точки зрения доверия со стороны представителей целевых аудиторий 31
2.2 Изучение ложных сообщений с точки зрения из влияния на поведение представителей социальных групп современного общества 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования. Одним из наиболее значимых вызовов в отношении успешного функционирования современного общества является высокая информационная насыщенность всех сфер его жизнедеятельности. Все это происходит на уровне значительного повышения значения информации для решения жизненно важных проблем, постоянно возникающих в современном социуме.
В этой связи Интернет становится основой функционирования различных субъектов жизнедеятельности общества. Благодаря социальным сетям появились принципиально новые политические инструменты влияния и управления отдельными структурными составляющими современного общества. От качества существующих коммуникативных сетей зависит не только уровень интеграции, но и сама возможность формирования социальных связей. В этих сетях формируется определенная нормативная культура, образцы социокоммуникативного поведения, определенная тематика и поиск ее связей с реальной политической активностью.
В связи с этим особую важность приобретает проблема проникновения в коммуникативное пространство неэффективной информации, содержащей ложные сообщения. Как следствие этого, в социальных сетях осуществляется «драматизация сознания» и манипуляция им с помощью симулякров и фейков, представленных в виде тех или иных ложных ценностей. Это приводит к провоцированию столкновений религиозного, социально-политического и национального характера, подрыву авторитета власти, нанесению ущерба жизненно важным интересам государства в разных областях. В связи с этим, изучение воздействия сетевых симулякров и фейков на поведение представителей различных социальных групп представляется весьма актуальным
В качестве объекта исследования рассматривается современная система коммуникации.
Предмет исследования – содержание сообщений с включением ложной информации и их влияние на поведение представителей социальных групп.
Цель исследования – изучить феномен новостей содержащих ложную информацию и их воздействие на социум.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи исследования:
1. Исследовать генезис и особенности функционирования социальных сетей в условиях сложных социальных структур.
2. Определить и исследовать характер и содержание сообщений, содержащих ложную информацию (симулякры и фэйки).
3. Определить границы доверия к сообщениям в сетях и возможность создания фэйков.
4. Провести классификацию ложных сообщений в зависимости от видов сетей и особенностей представителей социальных групп, включая такие особенности сетей как вирусность и наличие мемов.
5. Провести анализ влияния ложных сообщений на поведение представителей социальных групп.
6. Исследовать последствия воздействия ложных сообщений на поведение представителей различных социальных групп.
Теоретическая база исследования. В представленной дипломной работе автор опирался на исследования видных зарубежных и отечественных ученых. В частности, при рассмотрении вопросов, связанных с виртуальной реальностью и социальных сетей мы опирались на работы М. Кастельса, Ж. Бодрийяра, Р. Данбара, А. Тоффлера, а также таких отечественных авторов как Л.М. Землякова, А.В. Царева, С.Г. Ушкин и другие. В отношении изучения поведения человека в коммуникативном пространстве мы использовали работы А.Бандуры и М. Косински.
В тоже время, в ходе изучения генезиса ложных сообщений и их отличительных черт, активно использовались теории Р. Докинза, Д. Рашкоффа, а также отечественных ученых С. В. Канашиной и А.П. Суходолова. Анализ рисков, которые появляются в социальных сетях наиболее полно исследовались в работах У. Бека и О. Яницкого.
Методологическая база исследования. В рамках исследования применялся метод вторичного анализа данных. В основании исследования лежат данные опросов населения, проведенных различными исследовательских организациями. Данные по России основаны на результатах опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение», и Левада-центра. В качестве источника данных по США были использованы материалы «Pew Research Center».
Положения, выносимые на защиту:
1. В рамках концепции интернета web 2.0 возникает новое коммуникативная система, погруженная в виртуальную реальность. Online-пространство отличается особой демократизацией доступа к информации, возможностью каждого пользователя выступать в качестве создателей контента, а так же функционированием в системе «лайков» и «репостов» как новых коммуникативных каналов, что существенно изменяет общественный дискурс.
2. Системы онлайн коммуникации, основанные на моделях социальных сетей, являются благоприятной средой распространения ложных сообщений в коммуникативном пространстве. Сообщения содержащие ложную информацию это не новое явление, однако сейчас они адаптированы под особенности сетевой коммуникации и обладают следующими отличительными характеристиками: вирусность, реплицируемость, эмоциональность, мимикрия, полимодальность, медийность, децентрализованность
3. Социальные сети носят амбивалентный характер – одновременно с безграничными возможностями, они представляют серьезную угрозу информационной безопасности. Социальные сети являются прозрачной структурой, доступной для количественного и качественного анализа, более того, использование определенных алгоритмов позволяет профелировать поведение пользователей в сети, что дает возможность понять «внутренний мир» каждого пользователя.
Люди существуют в условиях постоянных информационных перегрузок. Учитывая тот факт, что потребляемая информация регулируется алгоритмами социальных сетей таким образом, что реальная ценность достоверной информации уменьшается, и приоритет отдается новостям, вызывающим наибольший отклик («лайк», «репост»), может иметь место намеренная манипуляция информацией и ее искажение, с целью достижения определенных целей политического, социального или экономического характера.
Среди населения России наблюдается тенденция к отказу от традиционных источников информации (телевидение, радио, печатная пресса) в пользу интернет-источников. Молодое население является наиболее уязвимой социальной группой, поскольку оно демонстрирует максимальную вовлеченность в процессы онлайн-коммуникации. Более того, именно в этой возрастной категории наблюдаются самые высокие показатели доверия к интернет-источникам, что представляет собой особую опасность из-за потенциальной возможности потребления ложного сообщения.
Сегодня в Российской Федерации ложные сообщения стали обсуждаемой темой, поскольку, согласно исследованиям, более половины населения так или иначе сталкивались с фейками и отмечали их вредоносный характер. Проблема распространения фэйков на данном требует выработки определенной нормативно-правовой базы для минимизации негативных социальных последствий распространения и выстраивания единого дискурса интеграции. Немаловажную роль играет и саморегуляция поведения пользователей в сети, основанная на критическом и аналитическом мышлении, так как именно она позволяет не допустить проникновение ложных сообщений в сознание пользователя.
Структура работы. Дипломная работа из введения, двух глав, заключения (выводов) и списка используемой литературы.
В этой связи Интернет становится основой функционирования различных субъектов жизнедеятельности общества. Благодаря социальным сетям появились принципиально новые политические инструменты влияния и управления отдельными структурными составляющими современного общества. От качества существующих коммуникативных сетей зависит не только уровень интеграции, но и сама возможность формирования социальных связей. В этих сетях формируется определенная нормативная культура, образцы социокоммуникативного поведения, определенная тематика и поиск ее связей с реальной политической активностью.
В связи с этим особую важность приобретает проблема проникновения в коммуникативное пространство неэффективной информации, содержащей ложные сообщения. Как следствие этого, в социальных сетях осуществляется «драматизация сознания» и манипуляция им с помощью симулякров и фейков, представленных в виде тех или иных ложных ценностей. Это приводит к провоцированию столкновений религиозного, социально-политического и национального характера, подрыву авторитета власти, нанесению ущерба жизненно важным интересам государства в разных областях. В связи с этим, изучение воздействия сетевых симулякров и фейков на поведение представителей различных социальных групп представляется весьма актуальным
В качестве объекта исследования рассматривается современная система коммуникации.
Предмет исследования – содержание сообщений с включением ложной информации и их влияние на поведение представителей социальных групп.
Цель исследования – изучить феномен новостей содержащих ложную информацию и их воздействие на социум.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи исследования:
1. Исследовать генезис и особенности функционирования социальных сетей в условиях сложных социальных структур.
2. Определить и исследовать характер и содержание сообщений, содержащих ложную информацию (симулякры и фэйки).
3. Определить границы доверия к сообщениям в сетях и возможность создания фэйков.
4. Провести классификацию ложных сообщений в зависимости от видов сетей и особенностей представителей социальных групп, включая такие особенности сетей как вирусность и наличие мемов.
5. Провести анализ влияния ложных сообщений на поведение представителей социальных групп.
6. Исследовать последствия воздействия ложных сообщений на поведение представителей различных социальных групп.
Теоретическая база исследования. В представленной дипломной работе автор опирался на исследования видных зарубежных и отечественных ученых. В частности, при рассмотрении вопросов, связанных с виртуальной реальностью и социальных сетей мы опирались на работы М. Кастельса, Ж. Бодрийяра, Р. Данбара, А. Тоффлера, а также таких отечественных авторов как Л.М. Землякова, А.В. Царева, С.Г. Ушкин и другие. В отношении изучения поведения человека в коммуникативном пространстве мы использовали работы А.Бандуры и М. Косински.
В тоже время, в ходе изучения генезиса ложных сообщений и их отличительных черт, активно использовались теории Р. Докинза, Д. Рашкоффа, а также отечественных ученых С. В. Канашиной и А.П. Суходолова. Анализ рисков, которые появляются в социальных сетях наиболее полно исследовались в работах У. Бека и О. Яницкого.
Методологическая база исследования. В рамках исследования применялся метод вторичного анализа данных. В основании исследования лежат данные опросов населения, проведенных различными исследовательских организациями. Данные по России основаны на результатах опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение», и Левада-центра. В качестве источника данных по США были использованы материалы «Pew Research Center».
Положения, выносимые на защиту:
1. В рамках концепции интернета web 2.0 возникает новое коммуникативная система, погруженная в виртуальную реальность. Online-пространство отличается особой демократизацией доступа к информации, возможностью каждого пользователя выступать в качестве создателей контента, а так же функционированием в системе «лайков» и «репостов» как новых коммуникативных каналов, что существенно изменяет общественный дискурс.
2. Системы онлайн коммуникации, основанные на моделях социальных сетей, являются благоприятной средой распространения ложных сообщений в коммуникативном пространстве. Сообщения содержащие ложную информацию это не новое явление, однако сейчас они адаптированы под особенности сетевой коммуникации и обладают следующими отличительными характеристиками: вирусность, реплицируемость, эмоциональность, мимикрия, полимодальность, медийность, децентрализованность
3. Социальные сети носят амбивалентный характер – одновременно с безграничными возможностями, они представляют серьезную угрозу информационной безопасности. Социальные сети являются прозрачной структурой, доступной для количественного и качественного анализа, более того, использование определенных алгоритмов позволяет профелировать поведение пользователей в сети, что дает возможность понять «внутренний мир» каждого пользователя.
Люди существуют в условиях постоянных информационных перегрузок. Учитывая тот факт, что потребляемая информация регулируется алгоритмами социальных сетей таким образом, что реальная ценность достоверной информации уменьшается, и приоритет отдается новостям, вызывающим наибольший отклик («лайк», «репост»), может иметь место намеренная манипуляция информацией и ее искажение, с целью достижения определенных целей политического, социального или экономического характера.
Среди населения России наблюдается тенденция к отказу от традиционных источников информации (телевидение, радио, печатная пресса) в пользу интернет-источников. Молодое население является наиболее уязвимой социальной группой, поскольку оно демонстрирует максимальную вовлеченность в процессы онлайн-коммуникации. Более того, именно в этой возрастной категории наблюдаются самые высокие показатели доверия к интернет-источникам, что представляет собой особую опасность из-за потенциальной возможности потребления ложного сообщения.
Сегодня в Российской Федерации ложные сообщения стали обсуждаемой темой, поскольку, согласно исследованиям, более половины населения так или иначе сталкивались с фейками и отмечали их вредоносный характер. Проблема распространения фэйков на данном требует выработки определенной нормативно-правовой базы для минимизации негативных социальных последствий распространения и выстраивания единого дискурса интеграции. Немаловажную роль играет и саморегуляция поведения пользователей в сети, основанная на критическом и аналитическом мышлении, так как именно она позволяет не допустить проникновение ложных сообщений в сознание пользователя.
Структура работы. Дипломная работа из введения, двух глав, заключения (выводов) и списка используемой литературы.
Сегодня ложные сообщения адаптированы для интернет-коммуникации и имеют уникальные черты: вирусность, реплицируемость, эмоциональность, мимикрия, полимодальность, медийность, децентрализованность. В зависимости от соотношения достоверной и недостоверной информации фэйки могут быть классифицированы как ложные от начала до конца что затрудняет их выявление в интернете. Говоря о цели существования подобных сообщений, то она такая же как и у интернет-мемов — быть потребленным и распространенным.
Один из основополагающих механизмов демократии это свободный доступ к социально значимой информации. Он оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения и в некой мере определяет дальнейшее поведение индивидов. Важным обстоятельном в данном случае выступает тот факт, что общественный спрос на получение информации об окружающей действительности с каждым годом все чаще удовлетворяется в сети интернет.
С возникновением интернета сформировалась виртуальная реальность, которая радикально изменила формат коммуникации, перенося ее в online. Рассматривая развитие интернета и нового коммуникативного поля были рассмотрены концепции web 2.0 web 3.0, предложенные Тимом О’Рейлли.
Усиление роли социальных сетей, согласно теории М.Кастельса, обусловлено переходом от иерархий к социальным сетям; децентрализованностью источников информации и их огромным количеством; изменением властных отношений и коммуникативного пространства (возникновение «самокоммуникации»). Одновременно с этим, сегодня наблюдается отход от традиционных источников информации, которые формировали дискурс — телевидения, печатных изданий, радио. Среди молодого населения Российской Федерации, категории людей, которая наиболее активно пользуется интернетом, именно социальные сети являются доминирующим источником новостей.
Виртуальная реальность амбивалентна — одновременно с безграничными возможностями она несет с собой различные риски. Коммуникация в рамках интернета web 2.0 осложняется тем, что существует огромное количество источников информации, а так же возникают их новые виды, например, видеоблоги, группы по интересам в социальных сетях и прочее. Если у официальных новостных агентств существует определенная система «цензуры», позволяющая определять дискурс и исключать из него сообщения, содержащие неэффективную информацию, то в интернете она минимальна и осложняется децентрализованностью информационных источников и их многообразием.
Интернет-пользователи ежедневно сталкиваются с огромным количеством информации и предпринимают определенные действия для снижения «неопределенности» — несмотря на желание потреблять правдивую информацию, из всего дискурса они выбирают и потребляют те сообщения, которые соответствуют их предпочтениям или же оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Таким образом, пользователи выстраивают собственные социальные сети с определенным информационным полем, обусловленные также технологическими возможностями сети.
Сегодня наблюдается интенсификация информационных потоков, что вводит пользователей в состояние перегрузки. Это чревато тем, что в таких условиях возможно проникновение дезинформации в социальную сеть индивида, что несет риск их дальнейшего распространения посредством «репостов», которые стали в своем роде уникальным каналом коммуникации. Так же функционирование в системе «лайков» и «репостов» как индикаторов эмоционального отклика и вовлеченности аудитории, предполагает изменение формата новостей, для повышения этих показателей в различных целях. Иными словами, приоритетными становятся материалы, которые привлекают внимание пользователей («лайк», «репост»), а не достоверная информация, которая заслуживает доверия.
В Российской Федерации проблема распространения ложных сообщений стоит особенно остро, поскольку негативные последствия их распространения уже выливались в деструктивное социальное поведение у наиболее уязвимых перед фэйками социальных групп. На сегодняшний день в России существует определенная законодательная база регулирующая информационные потоки в интернете, предусматривающая ответственность за распространение ложных сообщений, с целью предотвращения уже начатого социального разобщения общества и выстраивания общественного дискурса. Судить о качестве существующей регуляции пока рано. Более того, особенную важность в контексте распространения ложных сообщений приобретает не только государственное вмешательство, но и саморегуляция поведения индивидов в сети — соблюдение информационной гигиены, критический взгляд на потребляемую информацию, личная непредвзятость и тому подобное.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что была достигнута по-ставленная цель — изучен феномен новостей содержащих ложную информацию и их воздействие на социум.
Один из основополагающих механизмов демократии это свободный доступ к социально значимой информации. Он оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения и в некой мере определяет дальнейшее поведение индивидов. Важным обстоятельном в данном случае выступает тот факт, что общественный спрос на получение информации об окружающей действительности с каждым годом все чаще удовлетворяется в сети интернет.
С возникновением интернета сформировалась виртуальная реальность, которая радикально изменила формат коммуникации, перенося ее в online. Рассматривая развитие интернета и нового коммуникативного поля были рассмотрены концепции web 2.0 web 3.0, предложенные Тимом О’Рейлли.
Усиление роли социальных сетей, согласно теории М.Кастельса, обусловлено переходом от иерархий к социальным сетям; децентрализованностью источников информации и их огромным количеством; изменением властных отношений и коммуникативного пространства (возникновение «самокоммуникации»). Одновременно с этим, сегодня наблюдается отход от традиционных источников информации, которые формировали дискурс — телевидения, печатных изданий, радио. Среди молодого населения Российской Федерации, категории людей, которая наиболее активно пользуется интернетом, именно социальные сети являются доминирующим источником новостей.
Виртуальная реальность амбивалентна — одновременно с безграничными возможностями она несет с собой различные риски. Коммуникация в рамках интернета web 2.0 осложняется тем, что существует огромное количество источников информации, а так же возникают их новые виды, например, видеоблоги, группы по интересам в социальных сетях и прочее. Если у официальных новостных агентств существует определенная система «цензуры», позволяющая определять дискурс и исключать из него сообщения, содержащие неэффективную информацию, то в интернете она минимальна и осложняется децентрализованностью информационных источников и их многообразием.
Интернет-пользователи ежедневно сталкиваются с огромным количеством информации и предпринимают определенные действия для снижения «неопределенности» — несмотря на желание потреблять правдивую информацию, из всего дискурса они выбирают и потребляют те сообщения, которые соответствуют их предпочтениям или же оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Таким образом, пользователи выстраивают собственные социальные сети с определенным информационным полем, обусловленные также технологическими возможностями сети.
Сегодня наблюдается интенсификация информационных потоков, что вводит пользователей в состояние перегрузки. Это чревато тем, что в таких условиях возможно проникновение дезинформации в социальную сеть индивида, что несет риск их дальнейшего распространения посредством «репостов», которые стали в своем роде уникальным каналом коммуникации. Так же функционирование в системе «лайков» и «репостов» как индикаторов эмоционального отклика и вовлеченности аудитории, предполагает изменение формата новостей, для повышения этих показателей в различных целях. Иными словами, приоритетными становятся материалы, которые привлекают внимание пользователей («лайк», «репост»), а не достоверная информация, которая заслуживает доверия.
В Российской Федерации проблема распространения ложных сообщений стоит особенно остро, поскольку негативные последствия их распространения уже выливались в деструктивное социальное поведение у наиболее уязвимых перед фэйками социальных групп. На сегодняшний день в России существует определенная законодательная база регулирующая информационные потоки в интернете, предусматривающая ответственность за распространение ложных сообщений, с целью предотвращения уже начатого социального разобщения общества и выстраивания общественного дискурса. Судить о качестве существующей регуляции пока рано. Более того, особенную важность в контексте распространения ложных сообщений приобретает не только государственное вмешательство, но и саморегуляция поведения индивидов в сети — соблюдение информационной гигиены, критический взгляд на потребляемую информацию, личная непредвзятость и тому подобное.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что была достигнута по-ставленная цель — изучен феномен новостей содержащих ложную информацию и их воздействие на социум.



