Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные последствия искажения смыслов в социальных сетях в ходе производства ложных сообщений

Работа №49669

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМАТРИВАЕМОГО ВОПРОСА 7
1.1 Коммуникативные основы функционирования социальных сетей в современном обществе 7
1.2 Генезис и особенности ложных сообщений 15
1.3 Влияние ложных сообщений на поведение представителей целевых аудиторий 24
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОЖНЫХ СООБЩЕНИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНОВ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 31
2.1 Виды и оценки сообщений в сетях с точки зрения доверия со стороны представителей целевых аудиторий 31
2.2 Изучение ложных сообщений с точки зрения из влияния на поведение представителей социальных групп современного общества 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55



Актуальность исследования. Одним из наиболее значимых вызовов в отношении успешного функционирования современного общества является высокая информационная насыщенность всех сфер его жизнедеятельности. Все это происходит на уровне значительного повышения значения информации для решения жизненно важных проблем, постоянно возникающих в современном социуме.
В этой связи Интернет становится основой функционирования различных субъектов жизнедеятельности общества. Благодаря социальным сетям появились принципиально новые политические инструменты влияния и управления отдельными структурными составляющими современного общества. От качества существующих коммуникативных сетей зависит не только уровень интеграции, но и сама возможность формирования социальных связей. В этих сетях формируется определенная нормативная культура, образцы социокоммуникативного поведения, определенная тематика и поиск ее связей с реальной политической активностью.
В связи с этим особую важность приобретает проблема проникновения в коммуникативное пространство неэффективной информации, содержащей ложные сообщения. Как следствие этого, в социальных сетях осуществляется «драматизация сознания» и манипуляция им с помощью симулякров и фейков, представленных в виде тех или иных ложных ценностей. Это приводит к провоцированию столкновений религиозного, социально-политического и национального характера, подрыву авторитета власти, нанесению ущерба жизненно важным интересам государства в разных областях. В связи с этим, изучение воздействия сетевых симулякров и фейков на поведение представителей различных социальных групп представляется весьма актуальным
В качестве объекта исследования рассматривается современная система коммуникации.
Предмет исследования – содержание сообщений с включением ложной информации и их влияние на поведение представителей социальных групп.
Цель исследования – изучить феномен новостей содержащих ложную информацию и их воздействие на социум.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи исследования:
1. Исследовать генезис и особенности функционирования социальных сетей в условиях сложных социальных структур.
2. Определить и исследовать характер и содержание сообщений, содержащих ложную информацию (симулякры и фэйки).
3. Определить границы доверия к сообщениям в сетях и возможность создания фэйков.
4. Провести классификацию ложных сообщений в зависимости от видов сетей и особенностей представителей социальных групп, включая такие особенности сетей как вирусность и наличие мемов.
5. Провести анализ влияния ложных сообщений на поведение представителей социальных групп.
6. Исследовать последствия воздействия ложных сообщений на поведение представителей различных социальных групп.
Теоретическая база исследования. В представленной дипломной работе автор опирался на исследования видных зарубежных и отечественных ученых. В частности, при рассмотрении вопросов, связанных с виртуальной реальностью и социальных сетей мы опирались на работы М. Кастельса, Ж. Бодрийяра, Р. Данбара, А. Тоффлера, а также таких отечественных авторов как Л.М. Землякова, А.В. Царева, С.Г. Ушкин и другие. В отношении изучения поведения человека в коммуникативном пространстве мы использовали работы А.Бандуры и М. Косински.
В тоже время, в ходе изучения генезиса ложных сообщений и их отличительных черт, активно использовались теории Р. Докинза, Д. Рашкоффа, а также отечественных ученых С. В. Канашиной и А.П. Суходолова. Анализ рисков, которые появляются в социальных сетях наиболее полно исследовались в работах У. Бека и О. Яницкого.
Методологическая база исследования. В рамках исследования применялся метод вторичного анализа данных. В основании исследования лежат данные опросов населения, проведенных различными исследовательских организациями. Данные по России основаны на результатах опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение», и Левада-центра. В качестве источника данных по США были использованы материалы «Pew Research Center».
Положения, выносимые на защиту:
1. В рамках концепции интернета web 2.0 возникает новое коммуникативная система, погруженная в виртуальную реальность. Online-пространство отличается особой демократизацией доступа к информации, возможностью каждого пользователя выступать в качестве создателей контента, а так же функционированием в системе «лайков» и «репостов» как новых коммуникативных каналов, что существенно изменяет общественный дискурс.
2. Системы онлайн коммуникации, основанные на моделях социальных сетей, являются благоприятной средой распространения ложных сообщений в коммуникативном пространстве. Сообщения содержащие ложную информацию это не новое явление, однако сейчас они адаптированы под особенности сетевой коммуникации и обладают следующими отличительными характеристиками: вирусность, реплицируемость, эмоциональность, мимикрия, полимодальность, медийность, децентрализованность
3. Социальные сети носят амбивалентный характер – одновременно с безграничными возможностями, они представляют серьезную угрозу информационной безопасности. Социальные сети являются прозрачной структурой, доступной для количественного и качественного анализа, более того, использование определенных алгоритмов позволяет профелировать поведение пользователей в сети, что дает возможность понять «внутренний мир» каждого пользователя.
Люди существуют в условиях постоянных информационных перегрузок. Учитывая тот факт, что потребляемая информация регулируется алгоритмами социальных сетей таким образом, что реальная ценность достоверной информации уменьшается, и приоритет отдается новостям, вызывающим наибольший отклик («лайк», «репост»), может иметь место намеренная манипуляция информацией и ее искажение, с целью достижения определенных целей политического, социального или экономического характера.
Среди населения России наблюдается тенденция к отказу от традиционных источников информации (телевидение, радио, печатная пресса) в пользу интернет-источников. Молодое население является наиболее уязвимой социальной группой, поскольку оно демонстрирует максимальную вовлеченность в процессы онлайн-коммуникации. Более того, именно в этой возрастной категории наблюдаются самые высокие показатели доверия к интернет-источникам, что представляет собой особую опасность из-за потенциальной возможности потребления ложного сообщения.
Сегодня в Российской Федерации ложные сообщения стали обсуждаемой темой, поскольку, согласно исследованиям, более половины населения так или иначе сталкивались с фейками и отмечали их вредоносный характер. Проблема распространения фэйков на данном требует выработки определенной нормативно-правовой базы для минимизации негативных социальных последствий распространения и выстраивания единого дискурса интеграции. Немаловажную роль играет и саморегуляция поведения пользователей в сети, основанная на критическом и аналитическом мышлении, так как именно она позволяет не допустить проникновение ложных сообщений в сознание пользователя.
Структура работы. Дипломная работа из введения, двух глав, заключения (выводов) и списка используемой литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня ложные сообщения адаптированы для интернет-коммуникации и имеют уникальные черты: вирусность, реплицируемость, эмоциональность, мимикрия, полимодальность, медийность, децентрализованность. В зависимости от соотношения достоверной и недостоверной информации фэйки могут быть классифицированы как ложные от начала до конца что затрудняет их выявление в интернете. Говоря о цели существования подобных сообщений, то она такая же как и у интернет-мемов — быть потребленным и распространенным.
Один из основополагающих механизмов демократии это свободный доступ к социально значимой информации. Он оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения и в некой мере определяет дальнейшее поведение индивидов. Важным обстоятельном в данном случае выступает тот факт, что общественный спрос на получение информации об окружающей действительности с каждым годом все чаще удовлетворяется в сети интернет.
С возникновением интернета сформировалась виртуальная реальность, которая радикально изменила формат коммуникации, перенося ее в online. Рассматривая развитие интернета и нового коммуникативного поля были рассмотрены концепции web 2.0 web 3.0, предложенные Тимом О’Рейлли.
Усиление роли социальных сетей, согласно теории М.Кастельса, обусловлено переходом от иерархий к социальным сетям; децентрализованностью источников информации и их огромным количеством; изменением властных отношений и коммуникативного пространства (возникновение «самокоммуникации»). Одновременно с этим, сегодня наблюдается отход от традиционных источников информации, которые формировали дискурс — телевидения, печатных изданий, радио. Среди молодого населения Российской Федерации, категории людей, которая наиболее активно пользуется интернетом, именно социальные сети являются доминирующим источником новостей.
Виртуальная реальность амбивалентна — одновременно с безграничными возможностями она несет с собой различные риски. Коммуникация в рамках интернета web 2.0 осложняется тем, что существует огромное количество источников информации, а так же возникают их новые виды, например, видеоблоги, группы по интересам в социальных сетях и прочее. Если у официальных новостных агентств существует определенная система «цензуры», позволяющая определять дискурс и исключать из него сообщения, содержащие неэффективную информацию, то в интернете она минимальна и осложняется децентрализованностью информационных источников и их многообразием.
Интернет-пользователи ежедневно сталкиваются с огромным количеством информации и предпринимают определенные действия для снижения «неопределенности» — несмотря на желание потреблять правдивую информацию, из всего дискурса они выбирают и потребляют те сообщения, которые соответствуют их предпочтениям или же оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Таким образом, пользователи выстраивают собственные социальные сети с определенным информационным полем, обусловленные также технологическими возможностями сети.
Сегодня наблюдается интенсификация информационных потоков, что вводит пользователей в состояние перегрузки. Это чревато тем, что в таких условиях возможно проникновение дезинформации в социальную сеть индивида, что несет риск их дальнейшего распространения посредством «репостов», которые стали в своем роде уникальным каналом коммуникации. Так же функционирование в системе «лайков» и «репостов» как индикаторов эмоционального отклика и вовлеченности аудитории, предполагает изменение формата новостей, для повышения этих показателей в различных целях. Иными словами, приоритетными становятся материалы, которые привлекают внимание пользователей («лайк», «репост»), а не достоверная информация, которая заслуживает доверия.
В Российской Федерации проблема распространения ложных сообщений стоит особенно остро, поскольку негативные последствия их распространения уже выливались в деструктивное социальное поведение у наиболее уязвимых перед фэйками социальных групп. На сегодняшний день в России существует определенная законодательная база регулирующая информационные потоки в интернете, предусматривающая ответственность за распространение ложных сообщений, с целью предотвращения уже начатого социального разобщения общества и выстраивания общественного дискурса. Судить о качестве существующей регуляции пока рано. Более того, особенную важность в контексте распространения ложных сообщений приобретает не только государственное вмешательство, но и саморегуляция поведения индивидов в сети — соблюдение информационной гигиены, критический взгляд на потребляемую информацию, личная непредвзятость и тому подобное.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что была достигнута по-ставленная цель — изучен феномен новостей содержащих ложную информацию и их воздействие на социум.




1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 207.1. Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (введена Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ); [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/9d8a5b6501a01da934c1bbd0ca9b1fd46df76a72/ (дата обращения: 09.06.2020).
2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: 2000.
3. Бехтерев, В.П. Различные взгляды на природу внушения [Электронный ресурс]: http://psylib.ukrweb.net/books/behtv01/txt01.htm (дата обращения: 09.06.2020).
4. Бурдье, П. О телевидениии и журналистике». – С.31 [Электронный ре-сурс]: http://bourdieu.name/content/bourdieu-o-televidenii (дата обращения: 09.06.2020).
5. Докинз, Р. Эгоистичный ген. – М:.Corpus, AST, 2017.
6. Заика, Е.В., Карташов, О.Г. Методика исследования индивидуальности - типичности эмоционального отклика // Журнал «Вопросы психологии», 93. – № 4. – С.116 [Электронынй ресурс]: http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934116.htm (дата обращения: 09.06.2020).
7. Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура [Текст] / Л.М. Землянова // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика, 1999. – № 2. – С. 58-60.
8. Канашина, С.В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации, 2016 – С.9 [Электронный ресурс]: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006652677/viewer/ (дата обращения: 09.06.2020).
9. Канашина, С.В. Что такое интернет-мем? [Электронный ресурс]: https://mgimo.ru/upload/iblock/976/elibrary_32278539_72698647.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
10. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова [Электронный ресурс]: http://www.library.fa.ru/files/Kastels.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
11. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000. – С..28.
12. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс / пер. с англ. ; науч. ред. О. И. Шкаратан. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 351.
13. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур [Текст] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М. : Academia, 1999. - С. 494.
14. Качкаева, А. Цифровые медиа и рынок интернета: аудитория, мультимединый контент, бизнес-модели» // От традиционных к онлайновым медиа: передовая практика и перспективы / Под ред. М. Стоуна; Вена; Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013. – С.56.
15. Луман, Н. Trust and power.
16. Оксфордский словарь [Электронный ресурс]: https://www.lexico.com/en/definition/post-truth (дата обращения: 09.06.2020).
17. Рашкофф, Д. Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture, 2003.
18. Рязанова, Л.В. Развитие массовой самокоммуникации в рамках web-технологического подхода; Вестник Финансового университета; с.120; 04/2018; DOI: 10 .26794/2226-7867-2018-8-4-116-120; УДК 32.019.52(045).
19. Словарь языка интернета.ru / под редакцией М. А. Кронгауза. – М. : АСТ-Пресс, 2016. – С. 196.
20. Терин, В.П. Интернет-инструмент политического воздействия // ВЕСТНИК МГИМО, 2013. – № 4 (31).
21. Терин, В.П. Политика под воздействием электронной одновременности // Вестник МГИМО, 2014. – №: 1 (34).
22. Ушкин, С.Г. Социология социальных сетей: ретроспективный анализ // Социологический журнал, 2013. – №1 [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-sotsialnyh-setey-retrospektivnyy-analiz (дата обращения: 09.06.2020).
23. Царева, А.В. Человек в сети: смена веб-поколений // Журнал социологии и социальной антропологии. Тематический номер «Сети в глобальном мире», 2012. - Т. XV, № 5(64). – С.38.
24. Фейковые новости как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А П. Суходолов, А.М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики, 2017. – Т.6, № 2. – С. 143-169. DOI: 10.17150/2308-6203.
25. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: Локид-пресс, 2003.
26. Желающий расследовать «Пицца-гейт» вокруг Клинтон открыл огонь в пиццерии в Вашинтоне [Электронный ресурс]: http://www.vedomosti.ru/politics/ news/2016/12/05/668159-pitstsa-geit (дата обращения: 09.06.2020).
27. Яницкий, О.Н. Четвёртая научно-техническая революция и глубинные изменения процессов глобализации // Вестник Института социологии, 2017. – № 21. – C. 12-34.
28. Интернет-агентство Pixel Plus [Электронный ресурс]: https://pixelplus.ru/samostoyatelno/stati/prodvizhenie-saytov/personalizatsiya-vydachi.html (дата обращения: 09.06.2020)
29. Левада-центр [Электронный ресурс]: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2019/08/LevadaMedia2019-1.pdf (дата обращения: 09.06.2020).
30. ВЦИОМ [Электронный ресурс]: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9660 (дата обращения: 09.06.2020).
31. СМИ: ТВ и Интернет [Электронный ресурс]: https://fom.ru/SMI-i-internet/14258 (дата обращения: 09.06.2020).
32. Тысячи на стихийном митинге в Кемерове требуют, чтобы к ним вышел Путин // Телеканал Дождь, 27 марта 2018 г. [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=vIpORZem0moЯ (дата обращения: 09.06.2020).
33. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009. [Электронный ресурс]: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3513/ (дата обращения: 09.06.2020).
34. Bandura, A. Social Learning Theory. New York: General Learning Press, 1977.
35. Bartlett, J., Miller, K. A Bestiary of the 9/11 Truth Movement: Notes from the Front Line ) // Skeptical Inquirer, 2011. – Vol. 35.4.
36. Carlson, N. At Last – The Full Story Of How Facebook Was Founded [Электронный ресурс]: https://www.businessinsider.com/how-facebook-was-founded-2010-3#we-can-talk-about-that-after-i-get-all-the-basic-functionality-up-tomorrow-night-1 (дата обращения: 09.06.2020).
37. Castells, M. Communication Power, 2009.
38. Castells, M. The Rise of the Network Society. Information Age, vol. 1; 2nd Edition with a New Preface edition. – Wiley Blackwell, 2009.
39. Dunbar, R.I.M. Neocortex size as a constraint on group size in pri-mates (англ.) // Journal of Human Evolution: journal, 1992. – June (vol. 22, no. 6). – P. 469-493. DOI:10.1016/0047-2484(92)90081-J.
40. Friggeri., A, Adamic., L.A., Eckles, D., Cheng., J. Rumor cascades. Proceedings of the 8th International Conference on Weblogs and Social Media, 2014. – Pp. 103.
41. Hatfield, E. Hatfield, C., Cacioppo, J.T., Rapson, R.L. Emotional Contagion; Cambridge University Press, 1994.
42. How Many Friends Does One Person Need?: Dunbar’s Number and Other Evolutionary Quirks. – Harvard University Press, 2010.
43. Imhoff, R., Lamberty, P.K. Too special to be duped: need for uniqueness motivates conspiracy beliefs // European Journal of Social Psychology, 2017. – 47(6).
44. Kosinski, M., Stillwell, D., Graepel, T. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior, 2013. – 110 (15). – Pp. 5802-5805. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1218772110.
45. Manuel Castells Interview: Conversations with History; Institute of International Studies, UC Berkeley [Электронный ресурс]: http://globetrotter.berkeley.edu/people/Castells/castells-con4.html (дата обращения: 09.06.2020).
46. O’Reilly, T. What Is Web 2.0 Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software: 09/30/2005 [Электронный ресурс]: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 09.06.2020).
47. Soroush, V., Roy, D., Aral, S. The Spread of True and False News Online // Science, 2018. – №6380. – Pp. 1146–151. DOI:10.1126/science.aap9559.
48. Pariser, E.. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. – New York: Penguin Press, 2011. ISBN 978-1594203008.
49. Toffler, A. A Future Shock, 1970. Тоффлер, Элвин. Шок будущего. Перевод на русский язык: А. Мирер, И. Москвина-Тарханова, В. Кулагина-Ярцева, Л. Бурмистрова, К. Бурмистров, Е. Комарова, А. Микиша, Е. Руднева, Н. Хмелик. – М., 2001. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4797/4814 (дата обращения: 09.06.2020).
50. Van Dijk, J. The Network Society, 1991.
51. How To Spot Fake News [Электронный ресурс]: https://www.ifla.org/publications/node/11174 (дата обращения: 09.06.2020).
52. Mediascope [Электронный ресурс]: https://mediascope.net/news/1067271/(дата обращения: 09.06.2020).
53. Many Americans Believe Fake News Is Showing Confusion [Электронный ресурс]: https://www.journalism.org/2016/12/15/many-americans-believe-fake-news-is-sowing-confusion/ (дата общения: 09.06.2020).
54. News Use Across Social Media Platform [Электронный ресурс]: https://www.journalism.org/2018/09/10/news-use-across-social-media-platforms-2018/ (дата обращения: 09.06.2020).







Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ