Введение
1. Общая характеристика надзора за исполнением закона о защите прав потребителей
§1. Прокурорский надзор. Механизм защиты прав человека
§2 Особенности надзора за исполнением федерального законодательства
§3 Форма деятельности органов прокуратуры в целях обеспечивания исполнения законодательства
2. Общая характеристика законодательства о защите прав потребителей
§ 1 Система законодательства о защите прав потребителей
§2 Субъективный состав отношений в сфере защиты прав потребителей
§3 Система законодательных гарантий соблюдения прав потребителей
3. Форма деятельности органов прокуратуры в обеспечивании исполнения законодательства о защите прав потребителей
§1 Деятельность органов прокуратуры по выявлению нарушений в сфере законодательства о защите прав потребителей
§2 Деятельность органов прокуратуры по устранению нарушений в сфере законодательства о защите прав потребителей
§3 Деятельность органов прокуратуры по предупреждению нарушений в сфере законодательства о защите прав потребителей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Переход России от плановой экономики к рыночной, закрепление многообразия форм собственности на законодательном уровне, определение законного статуса предпринимательской деятельности и ее организационно-правовых форм способствовало созданию потребительского рынка, развитию ассортимента в сфере производства работ и оказания услуг. В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителя товаров, услуг и работ. Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителя. Именно в этот период потребитель нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
Опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - экономистов, юристов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В связи с этим, в современной России одной из задач является необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителя. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителя, соответствующие международно-правовым стандартам. Готовность России защищать потребителя выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителя», (далее - Закон) , который определил сферу прав потребителя, установил механизм реализации этих прав.
Кроме этого, на защите прав и интересов потребителя стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в правовой, экономической и социальной системах, направленные на защиту прав и интересов потребителя, протекают в специфических социально - культурных условиях. Анализируя нормы, регулирующие взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителя в условиях командно-административной системы позволяет подготовить научную почву для эффективной защиты потребителя в условиях перехода России на новый этап развития. Обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настойчивую необходимость в его совершенствовании.
Актуальность выбранной мной темы прослеживается и в теоретическом, и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере защиты прав потребителя, некоторые из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителя и возможностью привлечения нарушителей к ответственности за нарушения в рассматриваемой сфере в судебном порядке согласно действующему законодательству.
Только в 2015 г. прокурорами было выявлено 3 709 088 правонарушений, что на 17,0 % выше, чем в предыдущем году. В структуре всех выявленных прокурорами правонарушений доля правонарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина составляет 35,1 %. Только в рамках реализации национальных проектов обнаружено почти 90 тыс. нарушений законов, в том числе около 9 тыс. незаконных правовых актов (8 875). Выявлено более 1,3 млн. нарушений конституционных прав граждан, что на 7,8 % больше по сравнению с 2006 г
В Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» одной из целей деятельности прокуратуры провозглашена защита прав и свобод человека и гражданина, а прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина посвящена специальная глава. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина признан приоритетным направлением прокурорской деятельности. Таким образом, роль прокуратуры в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также в восстановлении нарушенных прав представляется весьма значительной. Это свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы гражданско- правового обеспечения качества товаров, услуг и работ в современной российской юридической науке не получили однозначного определения и требуют серьезного научного исследования; большое количество вопросов остается неразрешенным либо требует переосмысления по причине изменившихся политических и социально-экономических условий.
Значительный вклад в теоретическую разработку как общих аспектов охраны и защиты прав потребителя, так в частности и при выполнении работ и оказания услуг, внесли следующие авторы: В.В. Богдан, Н.В. Бугаенко, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, Я.В. Вольвач, И.Д. Еналеева, О.Н. Зименкова, В.И. Ильин, А.А. Кирилловых, М.В. Кратенко, В.Б. Левицкий, Т.Л. Левшина, Я.Н. Мартынова, В.Ю. Пантелеев, Я.Е. Парций, Н.А. Резина, Т.А. Скворцова, А.Е. Сметанников, А.В. Сутягин, В.И. Тобис, М.Ю. Челышев, А.Е. Шерстобитов и др.
Несмотря на значительное количество работ, благодаря которым в правоведении проблема защиты прав потребителя получила достаточно фундаментальную разработку, специальные монографические исследования по указанной проблематике были немногочисленны и исчерпывались рассмотрением общих аспектов защиты прав потребителя. Однако все они не завершались попытками систематизировать полученный в ходе исследования материал. Таким образом, комплексные исследования, раскрывающие современные проблемы субъективных прав потребителя на надлежащее качество товаров, услуг и работ до настоящего времени отсутствуют.
Отдельные аспекты предлагаемого научного исследования нашли отражение в некоторых монографиях, научных статьях, практических рекомендациях и других источниках, в большинстве из которых основной акцент был сделан не только на гражданско-правовое обеспечение качества, но и на иные способы, в частности, административно-правовые, организационно-управленческие и др. Вместе с тем следует отметить, что в работах большинства современных авторов основной акцент делается на организационно-технические аспекты управления качеством и его правовое обеспечение.
Цель и задачи исследования. Цель исследования является разработка системы теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав и свобод человека в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Дать общую характеристику надзору за исполнением закона о защите прав потребителей
- раскрыть вопросы гражданско - правовой защиты прав потребителя: понятие, формы и способы защиты;
- изучить субъективное право потребителя на надлежащее качество товаров, услуг и работ;
- классифицировать и систематизировать способы защиты субъективных прав потребителя на надлежащее качество товаров, услуг и работ;
- разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, относящегося к проблеме исследования и практики его применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с поступлением в органы прокуратуры информации о нарушениях социальных прав и свобод человека и гражданина, а также с выявлением непосредственно органами прокуратуры противоправных деяний (включая издание незаконных правовых актов) в сфере соблюдения социальных прав и свобод человека и гражданина, и обеспечением соблюдения социальных прав и свобод человека и гражданина поднадзорными прокуратуре органами и должностными лицами.
Предметом исследования выступает многофункциональная деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав человека и гражданина, направленная на укрепление состояния законности в данной сфере посредством своевременной проверки поступившей информации о нарушениях этого законодательства, выявления его нарушений, причин и условий им способствующих, их устранения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Методологическую основу исследования составили как базовые положения диалектического метода познания, так и общенаучные и частно-научные методы познания, включая методы структурно-функционального анализа, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, методы системного и комплексного решения задач, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественного совершенствования отношений, связанных с обеспечением права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного изучения субъективного права потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг: наиболее полное и систематизированное определение содержания и способов его защиты.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что работа представляет собой логически завершенное исследование, связанное с состоянием и совершенствованием деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав и свобод граждан.
В ней реализован комплексный подход в исследовании достаточно широкого круга вопросов под углом зрения теоретического обоснования и необходимости практического совершенствования деятельности прокурора по надзору за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Нормативно - правовую базу исследования составляют положения Конституции РФ, гражданское, административное законодательство, нормы, регламентирующие альтернативную процедуру урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации), ведомственные нормативные документы Управления Роспотребнадзора РТ.
Теоретическую базу исследования составили труды: Н.В. Бугаенко, Д.Х. Валеева, Еналеевой, О.Н. Зименковой, В.И. Ильина, А.А. Кирилловых, М.В. Кратенко, В.Б. Левицкого, Т.Л. Левшиной, Я.Н. Мартыновой, В.Ю. Пантелеева, Я.Е. Н.А. Резиной, Т.А. Скворцовой, А.Е. Сметанникова, А.В. Сутягина, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и положения развивают и дополняют сложившиеся в юридической науке представления о защите прав потребтелей как предмете правового регулирования и могут быть полезны для дальнейших исследований в данной области.
Основные идеи и выводы диссертации могут быть использованы также при разработке новых и совершенствовании действующих законодательных актов, методических пособий в процессе вузовского преподавания общей теории государства и права и гражданского права.
Апробация результатов магистерской диссертационной работы
Основные положения работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях, семинарах, конкурсах, конгрессах: Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы юридической науки и судебной практики» (Казань, 2016).
Структура работы обусловлена поставленными задачами и целью исследования. Работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
На основании изложенного мы пришли к следующим выводам.
Прокурор обладает достаточно широким выбором мер реагирования на нарушения социальных прав и свобод граждан, в том числе на принятие мер к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; на возбуждение производства об административном правонарушении; на предъявление и поддержание в суде или арбитражном суде иска в интересах пострадавших в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение; на принесение протеста или внесение представления и подробно рассматривает указанные средства прокурорского реагирования на нарушения социальных прав и свобод граждан.
На основании проведенного исследования автор высказывает предложение о том, что поскольку, по его мнению, в ч.1 ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» использована формулировка «права человека и гражданина» и пропущена категория “свободы”, следует в ч. 1 ст. 28 названного Закона предусмотреть возможность принесения прокурором или его заместителем протеста также на акт, нарушающий не только права, но и свободы человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.
Кроме того, так как юридически “решения” представительного (законода- тельного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления могут быть приняты в различных формах, то, по мнению диссертанта, представляется обоснованным слово “решение” в редакции п.2 ст.23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” заменить словом “правовой акт”.
Права, которые есть у нынешних потребителя, заняли достойное место в общественной и правовой системе не за короткое время, а в течение более чем за полуторавековой борьбы прогрессивной общественности за свои потребительские права. И борьба эта никогда не увенчалась бы успехом, если бы не широкое участие всей общественности. Всегда особенно ценно, что делается человеком ради самого человека.
В работе был дан анализ российскому законодательству о защите прав потребителя, определены основные понятия и субъектный состав защиты прав потребителя. На основании изложенного в основной части работы мы сделали вывод, что в преамбуле Закона «О защите прав потребителя» абзац 3 необходимо изложить в следующей редакции: «Потребитель - физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее намерение заказать либо приобрести, либо заказывающее, приобретающее либо использующее товары (услуги или работы), либо приобретающее товары (услуги или работы) на законном основании вследствие таких отношений исключительно для личных, домашних или семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Также мы считаем, что понятие неоднократности необходимо исключить из определения «существенный недостаток», а в целях обеспечения правового баланса сторон в отношении технически сложного товара под недостатком товара по п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителя» следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение всего установленного на товар гарантийного срока.
В работе также были рассмотрены особенности заключения и исполнения договоров бытового подряда и возмездного оказания услуг.
Мы пришли к выводу, что договоры бытового подряда и возмездного оказания услуг заключаются, как правило, на основании заказов либо заявок потребителя непосредственно на предприятиях и в организациях бытового обслуживания, а также по месту работы и жительства граждан. Форма договоров по общему правилу должна быть письменной, при этом письменной формой признаются и выдаваемые предприятиями и организациями бытового обслуживания квитанции либо иные заменяющие их документы. Приняв квитанцию либо другой письменный документ, свидетельствующий о заключении договоров бытового подряда и возмездного оказания услуг, потребитель считается согласным со всеми его условиями.
Договоры бытового подряда и возмездного оказания услуг являются публичными договорами, то есть на них распространяется режим, установленный статьей 426 ГК РФ. До заключения договоров бытового подряда и возмездного оказания услуг подрядчик (исполнитель) обязан предоставить заказчику необходимую информацию о предлагаемой работе (услуге), о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику другие относящиеся к договору сведения. Несоблюдение этих условий дает заказчику право требовать расторжения договоров бытового подряда и возмездного оказания услуг без оплаты выполненной работы (оказанной услуги), а также возмещения убытков, если вследствие неполноты либо недостоверности полученной от подрядчика (исполнителя) информации был заключен договор на выполнение работы (или оказания услуги), не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.
Одним из важнейших критериев оценки уровня работ (услуг) является продолжительность сроков их выполнения. Закон предусматривает два способа установления данных сроков: нормативный и договорный, причем последний может использоваться только в том случае, если срок не установлен в нормативном порядке либо устанавливается срок меньшей продолжительности, чем предусмотренный нормативным актом. В качестве таких актов названы правила выполнения отдельных видов работ (услуг).
Таким образом, основной правовой формой регулирования сроков выполнения работ (или оказания услуг) предусмотрено государственное регулирование, а договору отведена роль альтернативной формы.
Изучение прав потребителя при выполнении работ и оказания услуг дало нам основание считать, что действующая система установления обязательных требований к качеству продукции несовершенна и не позволяет защитить важнейшее право потребителя - право на безопасность работ и услуг. Следует отметить острую необходимость создания эффективного механизма разработки и принятия технических регламентов с целью их скорейшего введения в действие. Вместе с тем необходимо ускорить разработку и принятие соответствующих современным реалиям национальных стандартов в отношении всех видов продукции, взяв за основу международные стандарты.
В работе мы также рассмотрели виды юридической ответственности за нарушение прав потребителя на надлежащее качество работ и услуг. Сделали вывод, что рассматривая права потребителя, законодатель одновременно предусматривает и варианты их правовой защиты различными отраслями права. Тем самым обеспечивается комплексный характер мер, направленных на предупреждение и пресечение совершения правонарушений, затрагивающих интересы потребителя.
Анализ представлений, суждений о соотношении договорной и деликтной ответственности в сфере потребительских правоотношений позволил нам сделать следующие выводы.
Сравнивая виды ответственности, неоспоримым является вывод о том, что для договорной ответственности характерно преобладание диспозитивного регулирования, поскольку в момент заключения договора стороны могут установить те меры ответственности, которые будут применены в случае нарушения одним из участников правоотношения своих обязанностей.
более присуще императивное регулирование. Однако в сфере потребительских отношений преобладают нормы императивного характера, нарушая права потребителя, продавец нарушает тем самым не только договорные права, но и законные.
Перечень условий наступления договорного и деликтного видов ответственности одинаков. Анализ условий наступления ответственности свидетельствует об их несовпадающем, но не взаимоисключающем характере.
Поскольку административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, ей также была дана характеристика и сделаны следующие выводы.
Для повышения эффективности мер административного наказания за нарушение прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг необходимо существенно увеличить сумму административного штрафа для граждан, в случае повторности правонарушения, неуплаты штрафа либо если личность правонарушителя носит асоциальный характер, предусмотреть применение административного ареста. Для должностных и юридических лиц нужно увеличить штрафы в десятки раз, закрепить обязательную немедленную конфискацию и уничтожение орудий производства, сырья, товаров и продовольствия, запрещенных к реализации либо опасных для жизни и здоровья потребителя, а также предусмотреть лишение права заниматься определенными видами предпринимательской деятельности и права занимать определенные должности и ряд других мер. Применение мер административного наказания должно зависеть от тяжести и неоднократности административного правонарушения. Перспективно, на наш взгляд, применение так называемых оборотных административных штрафов, которые назначаются в настоящее время в соответствии со ст. ст. 14.31, 14.32, 14.33 КоАП РФ. Кроме того, для должностных лиц,
нарушивших ст. 3.11 КоАП РФ, полагаем, следует увеличить срок дисквалификации с 5 до 7 лет.
В работе были рассмотрены формы и порядок защиты прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг. Были сделаны следующие выводы.
Формы защиты прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг подразделяется на юрисдикционные (защита через уполномоченные государством органы) и неюрисдикционные. Внесудебный (неюрисдикционный) порядок защиты прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг заключается в том, что потребитель, чьи права нарушены, может первоначально предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно исполнителю, не обращаясь с иском в суд. Однако в Законе «О защите прав потребителя» отсутствует требование обязательного претензионного порядка урегулирования споров, что затрудняет реализацию таких гражданско-правовых способов защиты прав потребителя, как взыскание неустойки и компенсация морального вреда. Кроме того, даже в тех законах об отдельных видах услуг, где претензионный порядок урегулирован, имеются недостатки. В частности анализ претензионного порядка защиты прав потребителя в сфере туризма позволяет сделать вывод о необходимости внесения следующих изменений в Закон об основах туристской деятельности: часть 7 ст. 10 названного Закона нужно изложить в следующей редакции:
«Претензии, связанные с ненадлежащим исполнением обязательства, могут быть предъявлены туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в любое время в период исполнения и по окончании срока его исполнения, но в пределах сроков исковой давности.
Предъявленные претензии подлежат рассмотрению не позднее десяти дней со дня получения претензии.
Требования туриста и (или) иного заказчика в случае наличия недостатка услуги должны быть удовлетворены в разумный срок, назначенный туристом».
Таким образом, предлагаются следующие изменения в законодательные дефинции:
Понятие «потребитель», в частности, в абзаце 3 преамбулы Закона «О защите прав потребителей» изложить в следующей редакции: «Потребитель - физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее намерение заказать либо приобрести, либо заказывающее, приобретающее либо использующее товары (работы или услуги), либо приобретающее товары (работы или услуги) на законном основании вследствие таких отношений исключительно для личных, домашних или семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Исключить понятие неоднократности из определения «существенный недостаток», а в целях обеспечения правового баланса сторон в отношении технически сложного товара под «недостатком товара» по п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение всего установленного на товар гарантийного срока.
Понятие в абзаце 8 преамбулы Закона «О защите прав потребителей» изложить в следующей редакции: «Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени либо проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки, а также различные недостатки технически сложного товара, устранение которых осуществлялось более чем 30 дней в совокупности в течение установленного на товар гарантийного срока».
Внести в содержание «Закона о защите прав потребителей» понятие «потребительский рынок». Возможная формулировка данного понятия может быть следующей: потребительский рынок - совокупность общественных отношений, складывающихся между потребителями и их контрагентами в определенном месте и в определенное время в связи с заключением потребителями соответствующих договоров по приобретению качественных (безопасных) товаров, заказом работ и услуг.
Предлагается в содержание Закона «О защите прав потребителей» и его преамбулу внести следующие дополнения:
- определить понятие «право потребителя на свободный выбор товаров, работ и услуг», либо просто указать данное право в тексте преамбулы без раскрытия его содержания. Данное право косвенно закреплено в ст. 16 Закона о защите прав потребителей, однако ни в тексте закона, ни в преамбуле нет четкого указания на наличие такого права у любого потребителя.
- определить понятие «неопределенный круг потребителей», под которым, по нашему мнению, следует понимать совокупность потребителей, которые не могут быть заранее конкретно определены, но права и интересы которых могут быть нарушены в рамках определенных правоотношений (правоотношений, складывающихся на потребительском рынке товаров, работ и услуг), при определенной ситуации. В Законе о защите прав потребителей встречается термин «неопределенный круг потребителей», однако не в преамбуле закона, не в тексте закона не дается определения данного понятия.
- определить понятие «потребительская информация». По нашему мнению, под потребительской информацией следует понимать сведения, данные (о товарах, работах, услугах), которые в соответствии с действующим законодательством должны быть доведены до потребителя изготовителем, исполнителем или продавцом. В Законе о защите прав потребителей встречается термин информация об изготовителе, о товарах, работах и услугах, однако не в преамбуле закона, не в тексте закона не дается определение понятия потребительская информация.
Для повышения эффективности правовой защиты прав потребителей необходимо на законодательном уровне сформулировать критерии, в соответствии с которыми результаты работ и услуг, оказанные услуги,
выполненные работы будут считаться качественными, так как зачастую качество результатов работ и услуг зависит от их восприятия конкретным лицом (так, по мнению потребителя, результат работ или услуг может не соответствовать требованиям по качеству и безопасности, а, по мнению исполнителя, результат работ и услуг соответствует, предъявляемым требованиям по качеству и безопасности).
Представляется возможным предусмотреть в Законе «О защите прав потребителей» специальные положения:
1. Следует отметить, что в настоящее время законодателем используется, только два приема закрепления любого субъективного права потребителя, в том числе и права потребителя на надлежащее качество и на безопасность товаров, работ и услуг: во-первых, дается наименование права; во-вторых, нормативно устанавливается содержание такого права. Полагаем, что с теоретической позиции в законодательстве может быть также дано определение закрепляемого права. В связи с этим видится, что, в идеале, законодателем может быть использован и третий прием - законодательное закрепление определения такого права.
2. Необходимо распространить альтернативный способ разрешения споров и представляется возможным предусмотреть в Законе «О защите прав потребителей» специальные положения о медиации в сфере защиты прав потребителей, отразив её обязательное (императивное проведение) до обращения с иском в суд по защите нарушенных прав потребителя. В исключение из общего правила о проведении процедуры медиации по соглашению спорящих сторон предусмотреть ее обязательное проведение обозначенным объединением (посредником, им назначенным) по требованию обратившегося в данную организацию потребителя, предусматривающие активную роль в этой процедуре общественных объединений потребителей.
Таким образом, считаем, что в целях защиты прав граждан на надлежащее качество товаров, работ и услуг, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего указанные правоотношения.
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителя» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант- плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание Законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2017.- № 22.- Ст. 3094
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 5.- Ст. 410; 2017.- № 22.- Ст. 3094.
5 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2017.- № 10.- Ст. 1319.
6 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; 2017.- № 10.- Ст. 1319.
7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2017.- № 23.- Ст. 3284.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание Законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; 2017.- № 23.- Ст. 3286.
9 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. -1996, - № 3. - Ст. 140; Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 29 (часть I). - Ст. 4359.
10 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232; Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1420.
11 Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета. - № 5.-2000; № 153.- 2015.
12 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.7.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета.- № 64-65.- 1999; № 270.- 2015.
13 Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - Ст. 4894; Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 41. - Ст. 5629.
14 Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - Ст. 482; Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (часть1). - Ст. 7628.
15 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание Законодательства РФ. - 2012. - № 41. - Ст. 5628.
16 Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об
утверждении перечня технически сложных товаров» // СЗ РФ. - 2011. - № 46. - Ст. 6539.
17 Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (ред. от
07.11.2015) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Российская газета.- № 159.- 2007; Собрание
законодательства РФ.- 2015.- № 46.- Ст. 6390.
18 Информационное письмо Роспотребнадзора от 03.12.2014 «Вниманию предпринимателей: о порядке доведения информации о производителе (импортере) продукции» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.03.2016).
19 Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 406 (утратил силу).
20 Закон СССР от 22.05.1991 № 2184-1 «О защите прав
потребителя» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1991. - № 24. - Ст. 689 (утратил силу).
Материалы судебной практики
21 Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 № 454-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Траст» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.03.20177).
22 Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1275- О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации «Орловское областное общество защиты прав потребителя» на нарушение конституционных прав и свобод частью второй статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017)
23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 9.
24 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2009. - № 2.
25 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 (ред. от 22.11.2011) «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. - № 10.
26 Обзор судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за первый квартал 2017 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2017. - № 10.
27 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06- 5001/2015 по делу №А65-5132/2014 от 20.01.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
28 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06- 33367/2013 по делу №А65-20501/2014 от 03.02.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
29 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06- 5880/2016 по делу №А65-12562/2015 от 03.03.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
30 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55-12928/2015 от 17.12.2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
31 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06- 6721/2016 по делу №А55-14695/2015 от 22.03.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
32 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06- 6623/2016 по делу № А55-17670/2015 от 22.03.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
33 Постановление Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) № 5-112/2016 от 8 апреля 2016 г. по делу № 5-112/2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
34 Определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.08.2010 № 12015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
35 Определение Ленинградского областного суда от 15.01.2015 № 33-184/2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
36 Определение Саратовского областного суда по делу № 33-1424 от 01.03.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
37 Определение Саратовского областного суда по делу №33-42 от 20.01.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
38 Определение Рязанского областного суда от 13.10.2010 № 33-
1767 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС
«Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017)
39 Определение Саратовского областного суда по делу №33-2232 от 30.03.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
40 Определение Саратовского областного суда по делу №33-3140 от 04.05.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
41 Определение Саратовского областного суда по делу №33-902 от 02.03.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
42 Определение Московского областного суда от 04.10.2013 по делу № 33-22344 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
43 Определение Саратовского областного суда по делу №33-3144/2016 от 18.05.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
44 Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.07.2015 по делу № 33-7754/2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
45 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.07.2015 по делу № 33-4710/2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
46 Апелляционное определение Тюменского областного суда от 24.12.2014 по делу № 33-6748/2014 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию 1.12.2017).
47 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.07.2015 по делу № 33-4710/2015 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
48 Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 07.05.2013 по делу № 33-2273/2013 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
49 Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 22 мая 2014 г. по делу № 33-5137/14 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
50 Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 22.01.2015 по делу № 33-13315 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
51 Апелляционное определение от 11.11.2014 № 33-15800/2014 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант - плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
52 Решение Мирового судьи судебного участка №5 Заводского района г. Саратов по делу №2-363 от 18.04.2016. // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
53 Решение Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) по делу № 2-10265/2015 от 05.02.2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на
1.12.2017) .
Специальная литература
54 Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 149 с.
55 Богдан В.В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителя // Российский судья. - 2013. - № 3. - С. 23-26.
56 Богдан В.В. Эволюция понятия «потребитель»: Анализ новых подходов // Известия ЮЗГУ. - 2012. - № 4(43). - С. 19 - 24.
57 Богдан В. В. К вопросу о правовом содержании понятия «потребитель» в СНГ и за рубежом / В.В. Богдан / Управление в социальных и экономических системах: материалы XXIII Межд. науч.-практ. конф., г. Минск, 15 мая 2014 г. / редкол.: Н.В. Суша (предс.) и др.; Минский институт управ- ления. - Минск, 2014. - С. 83-85.
58 Богдан В. В. О применении норм Закона РФ «О защите прав потребите- лей» к незаключенным договорам / В.В. Богдан // Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права зарубежом: сб. науч.- практ. ст. Межд. науч.-практ. 23 апреля 2014. - М.: Юрист, 2014. - С. 228- 230.
59 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. - 3-е изд-е. - М.: Статут, 2008. - 848 с.
60 Бугаенко Н.В., Кратенко М.В. Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителя: научно-практическое пособие. - М.: Юстицинформ, 2013. - 392 с.
61 Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. - ЮС-ТИЦИНФОРМ, 2015.-432с.
62 Гражданское право: Учебник. В 3-х т.т. Т. 2. - Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: Проспект, ТК Велби, 2012. - 880 с.
63 Гришаев С.П. Права потребителей // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс» (по состоянию на 1.12.2017).
64 Данные с официального сайта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Татарстан // ййр://16.гозро1геЬпаЙ7Ог.ги/(по состоянию на
1.12.2017) .
65 Зарипова М.Р. Всегда ли покупатель прав, требуя от аптеки
возмещения морального вреда? // Аптека: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2015. - № 4. - С. 68.
66 Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е.
Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителя».
- М.: Кросна-Лекс, 1997. - 220 с.
67 Иванова Т.М., История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом // «Вестник Астраханского государственного технического университета». - 2015. - № 3.- С.11.
68 Карапетов А.Г., Бевзенко Р.С. Комментарий к нормам ГК РФ об отдельных видах договоров в контексте Постановления Пленума ВАС РФ «О свободе договора и ее пределах» // Вестник ВАС РФ. -2014. -№ 8.- С. 4 - 97.
69 Кархалев Д.Н Способы защиты прав потребителей // Мировой судья.-2016.-№3.- С. 35-39.
70 Кирилин А.В., Сарнаков И.В. Правовое регулирование рекламы и вопросы ее классификации // Реклама и право. - 2014. - № 2. - С. 53 - 61.
71 Кирилловых А.А. Защита прав потребителя: вопросы правового регулирования. - М.: Деловой двор, 2012. - 304 с.
72 Ковалев Д. Вывеска или рекламная конструкция? // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2015.- № 1-2. - С. 47- 49.
73 Консьюмеризм: три этапа развития // По материалам интернет- сайтаwww.cango.net(по состоянию на 1.12.2017).
74 Косихин Д. Информация для уголка потребителя // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 39. - С. 1.
75 Кратенко М.В. Защита прав потребителя услуг: справочник. - М.: Проспект, 2010. - 224 с.
76 Левицкий В.Б. Правовое положение граждан-потребителя по
действующему российскому законодательству (проблемы
совершенствования): Автореф. дис. ... к.ю.н. - М., 2001. - 23 с.
77 Маркова О.А. Соотношение договорной и деликтной ответственности в сфере защиты прав потребителя // Право и экономика. - 2010. - № 9. - С. 39 - 43.
78 Мартынова Я.Н. История развития законодательства и становление административной ответственности в сфере защиты прав потребителя // Вопросы управления. - 2012. - № 20. - С. 54-57.
79 Пантелеев В.Ю. Вопросы обеспечения качества и безопасности товаров, услуг и работ и защиты потребителя (проблемы уголовной и административной ответственности) // Российский юридический журнал. -
2012. - № 5. - С. 161 - 168.
80 Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителя» (постатейный) // СПС Консультант-Плюс. 2006. (по состоянию на 1.12.2017).
81 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации, части второй: в 3 т. Т. 2. / под ред. П.В.
Крашенинникова. - М.: Статут, 2011. - 421 с.
82 Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Эксмо-Пресс, 2010. - 432 с.
83 Челышев М.Ю., Валеев Д.Х. О совершенствовании судебного и внесудебного порядков защиты прав потребителя // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 5. - С. 16 - 20.