Технология “Техно-Р“ в обучении письменной речи
|
Рассмотрена апробация на уроках английского и французского языка коррективной технологии «Техно-Р».
Есть приложения (фото письменных работ учеников).
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1 Информационные компьютерные технологии 6
1.2 Игровые технологии 13
1.3 Проектные технологии (созидательные, web-квест, цифровое повествование, 2.0) 18
1.4 Технология «Техно-Р». Коррективный характер 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНО-Р» 40
2.1 Содержание обучения письменной речи, как вида речевой деятельности (кодификатор 11 класса, характеристика письменной речи) 40
2.2 Обучение написанию письма другу по технологии «Техно-Р» 47
2.3 Обучение написанию эссе по технологии «Техно-Р» 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Есть приложения (фото письменных работ учеников).
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1 Информационные компьютерные технологии 6
1.2 Игровые технологии 13
1.3 Проектные технологии (созидательные, web-квест, цифровое повествование, 2.0) 18
1.4 Технология «Техно-Р». Коррективный характер 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНО-Р» 40
2.1 Содержание обучения письменной речи, как вида речевой деятельности (кодификатор 11 класса, характеристика письменной речи) 40
2.2 Обучение написанию письма другу по технологии «Техно-Р» 47
2.3 Обучение написанию эссе по технологии «Техно-Р» 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность исследования. Основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) составляет системно-деятельностный подход, согласно которому школьное образование должно способствовать воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалогу культур и уважению многонационального, поликультурного состава российского общества.
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Содержание обучения иностранному языку реализует его основные цели, направленные на формирование у учащихся языковой, речевой и коммуникативной компетенций. Данные компетенции предполагают как приобретение чисто лингвистических знаний (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи, что, в свою очередь, требует от преподавателя необходимости формирования различных видов речевой деятельности, развития социокультурных навыков и умений, обеспечивающих использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире. Поэтому неслучайно, что основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. В этой связи данное исследование будет посвящено апробации на уроках английского и французского языка коррективной технологии «Техно-Р».
Степень изученности проблемы. Информационные компьютерные технологии и их использование в образовательном процессе раскрыты в научных трудах А.Г. Волостниковой, С.М. Гузиекова, Е.С. Полат, С.К. Хачак и др. Игровые технологии, классификация и методика их использования в процессе развития речевой компетенции учащихся на уроках иностранного языка стали предметов исследования таких ученых, как Т.Н. Ерофеева, Д.Н. Жилкина, О.А. Козлова, В.П. Новикова и др. Проектные технологии (созидательные, web-квест, цифровое повествование, 2.0) применительно к урокам иностранного языка охарактеризованы О.М. Корчажкиной, Л.В. Кудрявцевой, Е.М. Кутищевой и др. Сущность коррективной технология «Техно-Р» и условия применения ее на уроках иностранного языка определены в работах В.Н. Васильевой, О.Ф. Остроумовой.
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования коррективной технологии «Техно-Р» в обучении иностранному языку. Кроме того, изучение коррективной технологии «Техно-Р» является необходимым для её использования в будущей педагогической деятельности автора.
Объект исследования – учебный процесс по английскому и французскому языку.
Предмет исследования – методика обучения письменной речи на иностранном языке на основе технологии «Техно-Р».
Цель исследования – разработать методику обучения письменной речи дискурсом на основе технологии «Техно-Р».
Задачи исследования:
1) Обобщить современные педагогические технологии обучения иностранных языков.
2) Выявить процессуальную сторону технологии «Техно-Р» в обучении написанию письма другу.
3) Выявить процессуальную сторону технологии «Техно-Р» в обучении написанию эссе.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы сопоставления и аналогии, методы классификации, синтез и обобщение, методы выборочного анализа и структурирования текста, проектировочные методы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолингвистическая теория порождения письменных высказываний –В.Г. Гак, А.А. Миролюбов и др.;
- технологический подход к обучению иностранному языку – Н.Д. Гальскова, М.В. Лебедева, Л.А. Печищева и др.;
- технология коррективная технология «Техно-Р», разработанная преподавателями КФУ (г. Казань) такими, как В.Н. Васильева, О.Ф. Остроумова и др., на основе научных работ П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных исследований ученых-лингвистов по проблеме развития письменной речи на уроках иностранного языка посредством использования коррективной технологии «Техно-Р».
Научная новизна исследования заключается в подходе к обучению письменной речи на уроках иностранного языка как виду коммуникативной деятельности посредством использования коррективной технологии «Техно-Р».
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированная коррективная технология «Техно-Р» в обучении учащихся определенных видов письменной речи (письмо другу, эссе), а также подобранная система упражнений может быть использована преподавателями иностранного языка для обучения письменной речи учащихся.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Содержание обучения иностранному языку реализует его основные цели, направленные на формирование у учащихся языковой, речевой и коммуникативной компетенций. Данные компетенции предполагают как приобретение чисто лингвистических знаний (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи, что, в свою очередь, требует от преподавателя необходимости формирования различных видов речевой деятельности, развития социокультурных навыков и умений, обеспечивающих использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире. Поэтому неслучайно, что основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. В этой связи данное исследование будет посвящено апробации на уроках английского и французского языка коррективной технологии «Техно-Р».
Степень изученности проблемы. Информационные компьютерные технологии и их использование в образовательном процессе раскрыты в научных трудах А.Г. Волостниковой, С.М. Гузиекова, Е.С. Полат, С.К. Хачак и др. Игровые технологии, классификация и методика их использования в процессе развития речевой компетенции учащихся на уроках иностранного языка стали предметов исследования таких ученых, как Т.Н. Ерофеева, Д.Н. Жилкина, О.А. Козлова, В.П. Новикова и др. Проектные технологии (созидательные, web-квест, цифровое повествование, 2.0) применительно к урокам иностранного языка охарактеризованы О.М. Корчажкиной, Л.В. Кудрявцевой, Е.М. Кутищевой и др. Сущность коррективной технология «Техно-Р» и условия применения ее на уроках иностранного языка определены в работах В.Н. Васильевой, О.Ф. Остроумовой.
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования коррективной технологии «Техно-Р» в обучении иностранному языку. Кроме того, изучение коррективной технологии «Техно-Р» является необходимым для её использования в будущей педагогической деятельности автора.
Объект исследования – учебный процесс по английскому и французскому языку.
Предмет исследования – методика обучения письменной речи на иностранном языке на основе технологии «Техно-Р».
Цель исследования – разработать методику обучения письменной речи дискурсом на основе технологии «Техно-Р».
Задачи исследования:
1) Обобщить современные педагогические технологии обучения иностранных языков.
2) Выявить процессуальную сторону технологии «Техно-Р» в обучении написанию письма другу.
3) Выявить процессуальную сторону технологии «Техно-Р» в обучении написанию эссе.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы сопоставления и аналогии, методы классификации, синтез и обобщение, методы выборочного анализа и структурирования текста, проектировочные методы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолингвистическая теория порождения письменных высказываний –В.Г. Гак, А.А. Миролюбов и др.;
- технологический подход к обучению иностранному языку – Н.Д. Гальскова, М.В. Лебедева, Л.А. Печищева и др.;
- технология коррективная технология «Техно-Р», разработанная преподавателями КФУ (г. Казань) такими, как В.Н. Васильева, О.Ф. Остроумова и др., на основе научных работ П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе научных исследований ученых-лингвистов по проблеме развития письменной речи на уроках иностранного языка посредством использования коррективной технологии «Техно-Р».
Научная новизна исследования заключается в подходе к обучению письменной речи на уроках иностранного языка как виду коммуникативной деятельности посредством использования коррективной технологии «Техно-Р».
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированная коррективная технология «Техно-Р» в обучении учащихся определенных видов письменной речи (письмо другу, эссе), а также подобранная система упражнений может быть использована преподавателями иностранного языка для обучения письменной речи учащихся.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Письменная речь обычно создаётся людьми в виде вспомогательной знаковой системы. Предназначение письменной речи состоит в фиксации на письме звукового языка и звуковой речи. К её самостоятельным функциям можно отнести усвоение накопленных человеком знаний и расширение сферы человеческого общения. Материальной формой письменной речи являются буквы, которые представляют собой знаки, обозначающие звуки речи. Их сочетания могут образовывать слова и тексты, которые знающими грамоту людьми могут быть воспроизведены в звуковой форме.
Отличительной чертой письменной формы коммуникации считается её способность к длительному хранению информации. В связи с этим у пишущих есть возможность тщательного продумывания речи, возвращения к написанному тексту и его изменения. В основе письменной речи лежит книжный язык, который отличается строгой нормированностью и регламентированностью его использования. Это, как правило, означает недопущение письменной речи нетипичных для стандартизированного литературного языка средств. Письменная форма коммуникации отличается обилием сложных синтаксических конструкций. Они используются для выражения сложных логико-смысловых связей и увязки предыдущего контекста с последующим. Письменная речь преимущественно воспринимается органами речи, в связи с чем для неё необходимым условием существования является четкая структурная и формальная организация (в частности, существуют нумерация страниц, подразделение на главы, параграфы и т.п., шрифтовые выделения и т.д.).
Следовательно, можно утверждать, что в условиях реальной коммуникации наблюдается постоянное взаимодействие и взаимопроникновение этих двух форм речи. Люди могут озвучить (прочитать вслух) практически любой письменный текст, а устный – записать благодаря использованию определённых технических средств. В литературе существуют целый ряд жанров, которые предназначены специально для последующего озвучения (речь идёт, например, об ораторских произведениях, драматургии). А для некоторых других литературных произведений характерно широкое использование приёмов стилизации под «устность»: например, монологические рассуждения персонажей от первого лица, диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности устной спонтанной речи и т.п.
Своеобразная форма речи образовалась в результате деятельности радио и телевидения. Именно там сформировался формат телеинтервью, в котором постоянно сосуществуют и взаимодействуют устная и озвученная письменная речь. Как для устной, так и для письменной речи основой выступает литературная речь, которая выступает в качестве ведущей формы существования языка. Литературная речь предполагает сознательный подход к выбору соответствующих средств общения и ориентацию на определённые нормированные образцы речи. А универсальность употребления литературной речи способствует совместному использованию устной и письменной речи во многих сферах функционирования.
Ученики 10-11 классов должны уметь написать не только личное письмо и сообщение, но и эссе, показав способность не просто описывать события, факты, спросить о какой-либо информации, выразить свое мнение, доказать его, но и сопоставить свой опыт с опытом его сверстника-носителя языка в оценке и интерпретации затрагиваемых в тексте проблем, событий, явлений.
Определенную помощь в обучении учащихся старших классов написанию письма другу и эссе оказывает коррективная технология «Техно-Р».
«Техно – Р» состоит из восьми блоков. Первые четыре блока относятся к области языковой компетенции и названы «Грамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». Вторые четыре блока названы в соответствии с видами речевой деятельности «Говорение» (Expression orale), «Аудирование» (Compréhention orale), «Чтение» (Compréhention écrite) и «Письмо» (Expression écrite).
Технология «Техно-Р» предназначена для коррекции навыков и умений иностранного языка в условиях естественного учебного процесса в школе и вузе. Она может быть использована на индивидуальных занятиях. Является объективным тот факт, что многие школьники испытывают затруднения в устном и письменном общении на иностранном языке, допускают грамматические, лексические, фонетические, орфографические ошибки. Технология «Техно-Р» основной целью имеет результат. Необходимо отметить, что оценивание отличается от традиционного: содержание ориентировочной основы учебных задач, содержание тренировочного этапа и контрольных действий обучаемого и преподавателя. Каждому блоку присущи адекватные диагностические процедуры.
В исследовании описаны возможности использования технологии «Техно-Р» в обучении учащихся 11-го класса написанию письма другу и эссе на материалах английского и французского языка. Мы рассмотрели вариант использования технологии «Техно-Р» в обучении учащихся 11-го класса написанию письма другу и эссе с электронным тренажёром Р.П. Мильруда.
Отличительной чертой письменной формы коммуникации считается её способность к длительному хранению информации. В связи с этим у пишущих есть возможность тщательного продумывания речи, возвращения к написанному тексту и его изменения. В основе письменной речи лежит книжный язык, который отличается строгой нормированностью и регламентированностью его использования. Это, как правило, означает недопущение письменной речи нетипичных для стандартизированного литературного языка средств. Письменная форма коммуникации отличается обилием сложных синтаксических конструкций. Они используются для выражения сложных логико-смысловых связей и увязки предыдущего контекста с последующим. Письменная речь преимущественно воспринимается органами речи, в связи с чем для неё необходимым условием существования является четкая структурная и формальная организация (в частности, существуют нумерация страниц, подразделение на главы, параграфы и т.п., шрифтовые выделения и т.д.).
Следовательно, можно утверждать, что в условиях реальной коммуникации наблюдается постоянное взаимодействие и взаимопроникновение этих двух форм речи. Люди могут озвучить (прочитать вслух) практически любой письменный текст, а устный – записать благодаря использованию определённых технических средств. В литературе существуют целый ряд жанров, которые предназначены специально для последующего озвучения (речь идёт, например, об ораторских произведениях, драматургии). А для некоторых других литературных произведений характерно широкое использование приёмов стилизации под «устность»: например, монологические рассуждения персонажей от первого лица, диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности устной спонтанной речи и т.п.
Своеобразная форма речи образовалась в результате деятельности радио и телевидения. Именно там сформировался формат телеинтервью, в котором постоянно сосуществуют и взаимодействуют устная и озвученная письменная речь. Как для устной, так и для письменной речи основой выступает литературная речь, которая выступает в качестве ведущей формы существования языка. Литературная речь предполагает сознательный подход к выбору соответствующих средств общения и ориентацию на определённые нормированные образцы речи. А универсальность употребления литературной речи способствует совместному использованию устной и письменной речи во многих сферах функционирования.
Ученики 10-11 классов должны уметь написать не только личное письмо и сообщение, но и эссе, показав способность не просто описывать события, факты, спросить о какой-либо информации, выразить свое мнение, доказать его, но и сопоставить свой опыт с опытом его сверстника-носителя языка в оценке и интерпретации затрагиваемых в тексте проблем, событий, явлений.
Определенную помощь в обучении учащихся старших классов написанию письма другу и эссе оказывает коррективная технология «Техно-Р».
«Техно – Р» состоит из восьми блоков. Первые четыре блока относятся к области языковой компетенции и названы «Грамматика», «Фонетика», «Лексика», «Орфография». Вторые четыре блока названы в соответствии с видами речевой деятельности «Говорение» (Expression orale), «Аудирование» (Compréhention orale), «Чтение» (Compréhention écrite) и «Письмо» (Expression écrite).
Технология «Техно-Р» предназначена для коррекции навыков и умений иностранного языка в условиях естественного учебного процесса в школе и вузе. Она может быть использована на индивидуальных занятиях. Является объективным тот факт, что многие школьники испытывают затруднения в устном и письменном общении на иностранном языке, допускают грамматические, лексические, фонетические, орфографические ошибки. Технология «Техно-Р» основной целью имеет результат. Необходимо отметить, что оценивание отличается от традиционного: содержание ориентировочной основы учебных задач, содержание тренировочного этапа и контрольных действий обучаемого и преподавателя. Каждому блоку присущи адекватные диагностические процедуры.
В исследовании описаны возможности использования технологии «Техно-Р» в обучении учащихся 11-го класса написанию письма другу и эссе на материалах английского и французского языка. Мы рассмотрели вариант использования технологии «Техно-Р» в обучении учащихся 11-го класса написанию письма другу и эссе с электронным тренажёром Р.П. Мильруда.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕХНО-Р» В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении письменной речи в жанре аннотации к научной статье: когнитивный подход
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (на примере блогов)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТКРЫТЫХ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Синтаксические особенности англоязычного научного текста: обучению
письменному научному дискурсу
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ СО СТУДЕНТАМИ-ГЕОЛОГАМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обучение иностранному языку в рамках
профессиональной подготовки медицинского специалиста среднего звена
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017



