ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА СУДОВОГО
ДВС С КОМБИНИРОВАННЫМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ
И ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ
В настоящее время исследователи и конструкторы, в том числе и зарубежные, активно ведут изыскания в области повышения энергетической эффективности ДВС, которые, в-основном, направлены на повышение степени использования рабочего объема цилиндра, т. е. удельной мощности двигателя. Для этого достижения этого можно воздействовать на: неполноту сгорания топлива, вызываемую несовершенством рабочего процесса, потери теплоты с отработанными газами и охлаждающей жидкостью, механические потери в двигателе и т. д. К примеру, для снижения механических потерь предлагаются различные способы преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала, множество конструкций роторных и роторно-поршневых машин и т. д. Предлагаются различные регенеративные схемы, преследующие цель уменьшения потерь теплоты с отработанными газами. Для снижения потерь теплоты с охлаждающей жидкостью, например, предлагается конструкция с вынесенной за пределы цилиндра футерованной камерой сгорания. Предлагаются дизели (которым присвоено общее название «ELKO») с неохлаждаемой головкой цилиндров, требующие, однако, применения более дорогой и сложной топливной аппаратуры высокого давления и имеющие высокую скорость нарастания давления в начальной фазе горения, т. е. повышенную механическую нагруженность деталей.
Кроме того, исследователи работают в направлении улучшения степени использования химической энергии топлива и тепловой энергии рабочего тела. Инженерами фирм «АВЛ Лист» и «ФЕВ Моторентехник» построен двигатель, сочетающий в себе черты бензинового и дизельного. На режиме максимальной мощности вспышка топливного заряда инициируется искрой от свечи зажигания. При частичных нагрузках воспламенение происходит от сжатия в момент впрыска. Для поддержания необходимой температуры в камере сгорания используют рециркуляцию выхлопных газов. Однако для стабильного образования гомогенного облака горючей смеси, которое бы не воспламенилось раньше времени, необходимо... новое топливо. Не бензин и не дизельное топливо, а нечто среднее, синтетическое. Топливо должно по возможности лучше испаряться, но не воспламеняться слишком легко. Таким может стать испытанное недавно топливо «Синфьюэл», получаемое из природного газа, или «Санфьюэл» – из биомассы. Таким образом, при всех очевидных достоинствах новые двигатели требуют дорогостоящего синтетического топлива.
с целью улучшения смесеобразования предлагаются ступенчатый впрыск и двухфазная подача топлива. В-частности, этими вопросами в разное время занимались В. А. Хромых, А. Д. Чаромский, Лазарев Е. А. и др.
Предлагаются и нетрадиционные способы организации рабочего процесса (например, В. М. Кушулем или В. М. Антоновым), которые не получают распространения ввиду того, что все они имеют принципиально одинаковые соотношения между мощностью, литражом и другими технико-экономическими показателями по сравнению с традиционными ДВС.
. Дорохов А. Ф., Каргин С. А. Анализ возможностей повышения технического уровня поршневых ДВС // НТК «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин. Материалы научной конференции. – Астрахань: АГТУ. – 2002. – с. 309 – 312.
2. Каргин С. А. Аналитическое и расчётное обоснование рабочего процесса ДВС с комбинированным смесеобразованием и принудительным воспламенением // Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Тезисы докладов. – М.: МАДИ (ГТУ), 2003 г. – с. 17 – 18.
3. Каргин С. А. Аналитическое и расчётное обоснование рабочего процесса ДВС с комбинированным смесеобразованием и принудительным воспламенением // «XV Юбилейная Интернет-конференция молодых учёных, аспирантов и студентов по современным проблемам машиноведения». Сборник тезисов, Институт машиноведения РАН, 2003 г.
4. Патент № 2215882 РФ; МКИ 7 F02В 3/10, 19/00. Способ работы двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления / Дорохов А. Ф., Алимов С. А., Каргин С. А., Калинкин И. В. Заявл. 08. 02. 2002 г. Опубл. 15. 10. 2003 г.
5. Каргин С. А., Исаев А. П. Анализ индикаторных диаграмм для раз-личных способов организации рабочего процесса // «XVII Интернет-конференция молодых учёных, аспирантов и студентов по современным проблемам машиноведения». http://imash.ru/conf/mega/2005/beg/doks/004/pps, Институт маши-новедения РАН, 2005 г.
6. Дорохов А. Ф., Абачараев И. М., Абачараев М. М., Каргин С. А. Ис-следования по оптимизации рабочего процесса высокооборотных дизелей // Вестник Дагестанского научного центра. – Махачкала: Дагестанский научный центр Российской академии наук, 2005. – с. 31 – 34. (по списку ВАК)
7. Дорохов А. Ф., Каргин С. А., Исаев А. П. Расчетный и экспериментальный анализ показателей рабочего процесса при различных способах организации рабочего процесса // Международная НТК «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств». Материалы научно-технической конференции. – Пенза: АДИ ПГУАС. – 2006. – с. 209 – 212.
8. Дорохов А. Ф., Каргин С. А., Исаев А. П. Расчетный и эксперимен-тальный анализ показателей рабочего процесса для различных способов организации рабочего процесса в ДВС // Вестник АГТУ. – Астрахань: Издательство АГТУ, 2006. – № 2 (31). – с. 196 – 201. (по списку ВАК)