Введение 3
1 Понятие и сущность методической культуры 4
2 Критерии и уровни сформированности методической культуры воспитателя ДОО 9
Заключение 13
Список использованных источников 15
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование – этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Формирование профессионального мастерства – это результат методической культуры педагога.
Объектом исследования выступает профессионально-педагогическая деятельность в области дошкольного образования.
Предмет исследования – методическая культура воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО).
Цель исследования – исследовать содержание и сущность методической культуры воспитателя ДОО.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность методической культуры и ее компоненты.
2. Выявить критерии сформированности методической культуры воспитателя ДОО.
Методы исследования: анализ, синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование, реферирование и цитирование.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в данной работе были исследованы содержание и сущность методической культуры воспитателей ДОО.
В процессе реализации цели исследования были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность методической культуры.
Содержание методической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Носителями методической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.
Методическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.
Также были исследованы компоненты методической культуры у преподавателей теоретического обучения.
В структуру компонентов методической культуры входят: гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Педагогическая деятельность является для будущих учителей, с одной стороны, сферой приобретения знаний, умений и навыков освоения культурного опыта, а с другой стороны – культурное содержание образовательного процесса способствует достижению результата, и в конечном итоге, самореализации учителей в будущей профессиональной деятельности.
Критерии сформированности методической культуры классифицируются на объективные критерии, субъективные критерии, результативные критерии, процессуальные критерии, нормативные критерии, индивидуально-вариативные критерии. Также выделяют критерии наличного уровня, прогностические критерии, критерии творческие, критерии социальной активности и конкурентоспособности, критерии профессиональной