Введение 3
1. Теоретические основы управления бизнес-процессами организации 6
1.1 Причины возникновения концепции бизнес-процессов 6
1.2 Этапы становления бизнес-моделирования 11
1.3 Современные проблемы управления бизнес-процессами в медицинской организации 16
2. Анализ проблем и возможностей совершенствования бизнес- 23
процессов в ООО “Биомедиум”
2.1 Общая характеристика деятельности организации 23
2.2 Анализ состояния отрасли медицинских услуг 29
2.3 Характеристика бизнес-процессов медицинского учреждения 37
3. Разработка предложений по совершенствованию управления бизнес-
процессами в ООО “Биомедиум” 44
3.1 Пути совершенствования управления бизнес-процессами в организации 44
3.2 Повышение качества реализации бизнес-процессов в организации 50
3.3 Организационно-нормативное обеспечение предлагаемых мер 55
Заключение 63
Список использованных источников
Приложения
Результативность деятельности, обеспечение качества продукции и услуг современных организаций различного профиля непосредственно зависят от качества формирования и реализации различных типов бизнес-процессов. Современные бизнес-процессы, содержание которых непосредственно вытекает из общего процессного подхода к управлению организациями, затрагивают широкий круг аспектов осуществления предпринимательской деятельности, таких как процессы управления финансами, человеческими ресурсами, операционной и маркетинговой деятельностью компании, формирование процессов реализации инвестиционно-инновационных проектов, информационного обеспечения функционирования и т.п.
Необходимость быстрого преодоления негативных финансово-экономических последствий кризиса 2014 - 2017 г.г. обусловила повышенный интерес к такому достаточно перспективному инструменту организации и осуществления бизнеса как использование бизнес-моделей управления бизнес- процессами развития организаций, уже продемонстрировавших достаточно вы¬сокий уровень эффективности. По сути, у большинства современных инвесторов в различных отраслях экономики существует альтернатива: самим организовывать уникальный бизнес или инвестировать временно свободные финансовые ресурсы в приобретение готового бизнеса, сформированного на основании эффективной бизнес-модели.
В наиболее общем виде бизнес-процесс представляет собой некоторую типичную, периодически повторяемую операцию или систему взаимосвязанных операций, обеспечивающих достижение определенных общих или частных целей развития организации и нацеленных на повышение уровня финансово¬экономической и социальной эффективности организационного развития. Существуют различные формы совершенствования бизнес-процессов с различной эффективностью применяемые современными организациями различных форм собственности.
Проблемы управления бизнес-процессами современных организаций и осуществления моделирования бизнес-процессов рассмотрены в исследованиях Н.И. Буковского, А. Остервальдера, Д.Дебелака, Д.А. Высоцкого, В.А. Котель¬никова, М. Ротера, Дж. Шука, А.В.Якимовского и ряда других исследователей.
В целом, бизнес-модель представляет собой систему наиболее значимых факторов успехов организации, обеспечивающих ее долгосрочную социально¬экономическую эффективность и способных к масштабированию. Если факторы успеха фирмы невозможно масштабировать, переносить на другие регионы и сферы деятельности, с определенными разумеется поправками, то не может идти речь и о модели как таковой.
При этом особую актуальность имеет формирование рациональных бизнес-процессов в системе здравоохранения прежде всего потому, что в данной сфере риск возможных ошибок непомерно велик. Вместе с тем, использование типовых бизнес-моделей позволяет несколько снизить уровень стоимости медицинских услуг для конечных потребителей, что органично вписывается в со¬временную концепцию социальной ответственности бизнеса. Именно поэтому успешные бизнес-модели совершенствования систем управления бизнес- процессами активно используются в системах здравоохранения развитых государств с рыночной экономикой.
Объектов выпускной квалификационной работы являются бизнес- процессы современной организации. Предметом исследования выступает совершенствование управления бизнес-процессами организаций системы здраво¬охранения, рассматриваемое на примере такой достаточно динамично развивающейся организации данной отрасли как ООО “Биомедиум” (бренд “Айболит”)
Целью исследования является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управления бизнес-процессами организации в сфере коммерческого здравоохранения. В рамках поставленной цели ВКР выделены следующие основные задачи:
1. Анализ теоретических аспектов управления бизнес-процессами современных организаций.
2. Рассмотрение сущности, содержания и методологии формирования бизнес-моделей и их специфики в сфере коммерческого здравоохранения.
3. Систематизация основных проблем управления бизнес-процессами ор¬ганизаций внебюджетного здравоохранения РФ и РТ.
4. Исследование основных тенденций финансово-экономического разви¬тия ООО “Биомедиум”.
5. Анализ особенностей и проблем управления бизнес-процессами ООО “Биомедиум”.
6. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления бизнес- процессами исследуемого медицинского центра.
7. Формирование нормативно-правового обеспечения предложений по совершенствованию управления бизнес-процессами и развитию бизнес-модели ООО “Биомедиум”.
Методологическую основу исследования составляют диалектический ме¬тод познания социально-экономических парадигм и системно-синергетический подход. В процессе подготовки и написания выпускной квалификационной ра¬боты использованы такие методы научных исследований как анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, трендовая экстраполяция, финансовый анализ, региональный анализ и метод экспертных оценок.
В завершение выпускной квалификационной работы систематизируем следующие выводы, посвященные особенностям и направлениям совершенствования бизнес-процессов в организациях здравоохранения:
1. Нами осуществлен сравнительный анализ содержания определений экономического понятия “бизнес-процесс”. Наиболее корректным представляется следующее определение: бизнес-процесс представляет собой некоторую типичную, периодически повторяемую операцию или систему взаимосвязанных операций, обеспечивающих достижение определенных общих или частных целей развития организации и нацеленных на повышение уровня финансово¬экономической и социальной эффективности организационного развития.
2. Выделены основные социально-экономические и финансовые предпосылки и последствия формирования научно обоснованных систем управления бизнес-процессами в современном менеджменте. Рассмотрены основные общие функции управления бизнес-процессами современных организаций, такие как анализ, планирование, организация, мотивация, контроль и оценка эффективности осуществления бизнес-процессов.
3. Одним из актуальных способов совершенствования бизнес-процессов организаций различного профиля является внедрение современных типовых бизнес-моделей. Бизнес-модель представляет собой систему наиболее значимых факторов успехов организации, обеспечивающих ее долгосрочную социально-экономическую эффективность и способных к масштабированию. Если факторы успеха фирмы невозможно масштабировать, переносить на другие регионы и сферы деятельности, с определенными разумеется поправками, то не может идти речь и о модели как таковой. Нами рассмотрены типичные подходы к формированию бизнес-моделей процессов развития организации, такие, в ча¬стности, как подход А. Остервальдера и подход Д. Дебелака, рассмотрен зарубежный опыт формирования некоторых типичных бизнес-моделей.
4. Бизнес-процессы в системе здравоохранения имеют существенную специфику. Такого рода специфика обуславливается, в первую очередь, особой социальной значимостью данной сферы общественно-экономических отношений. В работе приведена классификация основных бизнес-моделей функционирования организаций системы здравоохранения.
5. Нами систематизированы основные проблемы реализации бизнес- процессов внебюджетных организаций системы здравоохранения РФ и РТ, такие как ориентация большинства бизнес-процессов не столько на долгосрочное устойчивое увеличение здоровья пациентов, сколько на максимизацию дохода, полученного от реализации мед.услуг; недостаточное использование инструментария успешных бизнес-моделей отраслевых конкурентов, реализации франчайзинговых механизмов организациями здравоохранения; не вполне комплексная ориентация бизнес-процессов мед.организаций на системное взаимо¬действие с юридическими лицами по вопросам профилактики и лечения их сотрудников; недостаточный уровень использования современных экономико¬математических методов и моделей в рамках систем управления бизнес- процессами организаций здравоохранения; недостаточный контроль за качеством кадрового обеспечения реализации бизнес-процессов, профессионализмом врачей, большинство которых трудятся по совместительству.
6. Практическая часть выпускной квалификационной работы выполнена на материалах ООО “Биомедиум” - одной из крупнейших негосударственных многопрофильных медицинских клиник, существующих на рынке Республики Татарстан, действующей под брендом “Айболит”. Проведенный нами финансо¬вый анализ деятельности организации за 2015 - 2017 г.г. продемонстрировал различные по направленности тенденции финансового развития, такие как сокращение величины прибыли от продаж и одновременно наличие коэффициентов текущей ликвидности и автономии хотя и ухудшающихся, но превышающих минимально рекомендуемые значения.
7. Организационная структура управления ООО “Биомедиум” имеет следующие недостатки: отсутствует специалист-аналитик, соответственно не развита функция формализованного анализа и планирования деятельности, в том числе в части совершенствования бизнес-процессов; отдел маркетинга занимается только рекламной политикой, практически не проводит маркетинговые ис¬следования отраслевого рынка медицинских услуг; выделены отдел кадров и менеджер по работе с персоналом ООО “Биомедиум” в качестве отдельных звеньев организационной структуры, хотя эти подразделения более целесообразно было бы объединить в рамках одного отдела.
8. Нами произведено исследование основных тенденций развития рынка медицинских услуг Республики Татарстан в 2011-2017 г.г. Предпосылками обеспечения спроса на платные медицинские услуги является устойчивое увеличение уровня заболеваемости населения по основным классам болезней. Вместе с тем, в 2016 - 2017 г.г. имеет место тенденция замедленного роста спроса на платные медицинские услуги, обусловленная некоторым снижением уровня реальных денежных доходов населения Республики Татарстан.
9. Систематизированы основные проблемы формирования и распространения бизнес-моделей в сфере коммерческого здравоохранения РТ, такие как в сфере управления бизнес-процессами центров частного здравоохранения в РТ существуют следующие основные проблемы, такие как достаточно высокая стоимость аренды помещений под медицинские центры, которая сказывается на стоимости и доступности медицинских услуг; распространенность многопрофильных центров при относительном дефиците узкоспециализированных центров; отсутствие опыта масштабирования успешных бизнес-моделей центров в сфере коммерческого здравоохранения; проблемы эффективного кадрового обеспечения медицинских центров.
10. Рассмотрены особенности организации и осуществления основных бизнес-процессов в ООО “Биомедиум”. Для относительной оценки эффективности реализации отдельных бизнес-процессов осуществлен экспертный опрос. Наиболее эффективно, согласно усредненному мнению экспертов, отлажен та¬кой бизнес-процесс деятельности ООО “Биомедиум”, как сбор и предоставление анализов. Этот бизнес-процесс включает оперативные формы медицинского взаимодействия медицинского центра и его клинических лабораторий, позволяющих осуществлять исследование крови и иного материала крайне существенной степени детализации. Достаточно отлаженными являются и процессы обследования пациентов, их “маршрутирования” в рамках медицинского цен¬тра. Сравнительно неэффективным является бизнес-процесс взаимодействия ООО “Биомедиум” с юридическими лицами по поводу осуществления профилактических осмотров и лечения их сотрудников.
11. Бизнес-модель деятельности ООО “Биомедиум” построена в соответ-ствии с методикой А. Остервальдера. Основным преимуществом модели является комплексный подход к обследованию и лечению пациентов, ориентированный на выявление не только основного, но и сопутствующих заболеваний. Преимуществами модели также являются длительное и успешное сотрудничество с ведущими региональными клиническими лабораториями и образовательными и научными организациями Республики Татарстан медицинского профиля.
12. Нами обоснованы такие основные направления совершенствования системы управления бизнес-процессами ООО “Биомедиум”, как распространение бизнес-модели ООО “Биомедиум” (бренд “Айболит”) по франшизе; совершенствование бизнес-процесса оценки качества услуг врачей-специалистов; совершенствование процесса взаимодействия с юридическими лицами в части медицинского обслуживания их сотрудников; разработка и внедрение новых видов медицинских услуг и соответствующая модернизация бизнес-процессов; введение в штат организации должности аналитика.
13. Систематизированы основные преимуществами бизнес-модели ООО “Биомедиум” с точки зрения возможности ее распространения по франшизе, такие как: достаточно известный бренд на рынке медицинских услуг на рынке не только г. Казани, но и Республики Татарстан в целом; отлаженность традиционных медицинских бизнес-процессов в клинике (прием и сбор анализов различного типа, прием основных профильных специалистов и их взаимодействие, организация комплексного обследования пациентов, отраслевая реклама и т.п.); недостаточная проработанность основных отраслевых бизнес-процессов многими небольшими медицинскими клиниками, действующими в малых го¬родах РТ, сложность развития ими собственных брендов. Проработаны условия предлагаемого распространения бизнес-модели по франшизе, в т.ч. в части снижения финансового риска для потенциальных покупателей. Для этого, в частности, в договоре франчайзинга будет предусмотрена возможность компенсации части первоначального взноса в случае недостижения минимальной рентабельности в 20% в течение первых двух лет.
14. Нами предлагается взаимоувязать качество услуг узких специалистов ООО “Биомедиум” с результатами лечения их пациентов, которые можно измерить количественно на основании объективного анализа данных. Для этого должна быть разработана соответствующая методика в разрезе групп врачебных специальностей, представленных в ООО “Биомедиум” и корреспондирующих с ним вариантах анализов. Такого рода научно-исследовательская работа потребует определенных финансовых затрат, привлечения научно¬педагогических кадров медицинских институтов Казани, но впоследствии ее можно будет запатентовать и реализовывать на рынке авторских прав.
15. Разработаны рекомендации по внедрению достаточно инновационных для рынка медицинских услуг г. Казани бизнес-процессов, как услуга семейно¬го доктора и услуга платного травматологического пункта с оперативным рентгенологическим обследованием. Услуга семейного доктора потребует повышения уровня квалификации персонала ООО “Биомедиум”, в частности ориентации на специалистов, одновременно имеющих высокую квалификацию как в области общей терапии, так и в сфере педиатрии. Услуг платного травматологического пункта является актуальной для рынка Казани ввиду того, что спрос на такого рода услуги устойчиво превышает предложение. Так, в Казани существует только один государственный травмпункт в каждом районе и лишь один частный травмпункт.
16. Предложено формирование Положения об организации и осуществлении деятельности по распространению франшизы бизнес-модели ООО “Биомедиум”. В состав такого рода положения предлагается включить такие разделы, как формулировка основных задач данной деятельности, критерии отбора потенциальных приобретателей франшизы, права и обязанности сторон в рамках франчайзингового взаимодействия.
17. Разработаны рекомендации по введению в штат ООО “Биомедиум” должности специалиста - аналитика, подчиняющегося непосредственно генеральному директору медицинской организации. Обозначены его основные должностные обязанности, в том числе в части анализа эффективности предлагаемой франшизной программы. При этом аналитик должен обладать как базо¬выми медицинскими знаниями, так и компетенциями в области экономического анализа и планирования.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г., N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г., N 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г., N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 де¬кабря 2006 г., N 230-ФЗ (ред. от 24 февраля 2017 г.) // Справочно-правовая сис¬тема “Гарант”. - Последнее обновление 25.04.2018.
2. Распоряжение Правительства РФ №126 от 5.04.2017 “Об утвержде-нии механизмов франчайзинговой деятельности” [Информационно-правовая база “Гарант”]. Режим доступа: свободный (дата обращения 20.03.2018).
3. Стратегия демографического развития Республики Татарстан до 2020 г. / Утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ от 17.01.2009 №13.
Книги, монографии
4. Ашурский Д.Б. Управление проектами / Д.Б. Ашурский // Ростов-на- дону: Феникс, 2017. - 322с.
5. Бабенко В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов. - М.: Lambertacademicpublishing, 2014. - 248 с.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов - М.: Финэкспресс,2016. - 480с.
7. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика -2016. - 188с.
8. Батранова Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия / Батранова Л.Г. - М.: Логос, 2004 - 344с.
9. Безвидный Н. Инвестиционное проектирование / Безвидный Н. - Спб.: Питер, 2009. - 232с.
10. Бланк И.А. Финансовый менеджмент / И.А. Бланк - М.: Ника-центр, 2014. - 562c.
11. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента / И.А. Бланк - М.: Ника-центр, Эльга-Н, 2017. - Т.1. - 482с.
12. Большов А.В., Хайруллина А.Д. Риск-менеджмент / А.В. Большов, А.Д. Хайруллина. - Казань: из-во КФЭИ, 2000. - 82с.
13. Большой экономический словарь/Под ред. Азриняна А.Н. — М.: Ин¬ститут новой экономики, 1997. — 660с.
14. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: пер. с англ. (под ре-дакцией И.И. Елисеевой - М., Финансы и статистика, 2017. - 800с.
15. Высоцкий Д.А. Совершенствование методов анализа бизнес- процессов в реальном секторе экономики. — Иркутск, 2008. — 180 с.
16. Дебелак Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей орга¬низации/ Д. Дебелак. - М.: Гребенников, 2016. - 256с.
17. Дурницкий Н.И. Финансово-проектный анализ / Н.И. Дурницкий. - М.: Институт экономики переходного периода, 2017. - 512с.
18. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и управ¬ление/ В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: Инфра-М, 2017. - 320 с.
19. Жабров Г.Д. Теория проектного анализа / Г.Д. Жабров. - М.: Пресса, 2007. - 124с.
20. Ильинский И.Д. Управление проектами. - М.: Академия, 2009. - 458с.
21. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования / Э.Р. Йескомб.
- М.: Вершина, 2008. - 488с.
22. Ковалев В.В. Финансовый анализ / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 458с.
23. Котельников В.А. Новые бизнес-модели для эпохи быстрых перемен.
- М.: Эксмо, 2007. - 96с.
24. Крышкин О.А. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы/ О.А. Крышкин. - М.: Альбина паблишер, 2017. - 478 с.
25. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь/ Л.И. Лопат- ников. - М.: Наука, 2009. - 542 с.
26. Маллинс Дж., Комиссар Р. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план/ Дж. Маллинс. - М., 2011. - 336с.
27. Наумов А.Д. Теоретические и прикладные вопросы моделирования бизнес-процессов. - М.: Lambertacademicpublishing, 2012. - 464 с.
28. Остервальд А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. - М.: Альбина Паблишер, 2011. - 288с.
29. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами / В.А. Первушин. - М.: Дело, 2011. - 208с.
30. Репин В.А. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управле-ние/ В.А. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 248 с.
31. Республика Татарстан в цифрах: статистический сборник. - Казань: Из-во Федеральной службы государственной статистики по Республике Татар¬стан, 2017. - 652с.
32. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2017. - 81с.
33. Ротер М., Шук Дж. Бизнес-процессы. Построение карт создания цен¬ности/ М. Ротер. - М.: Альбина паблишер, 2017. - 144 с.
34. Рыбаков М.А. Бизнес-процессы: как их описать, отладить и вне-дрить/ М.А. Рыбаков. - М.: Юрайт, 2016. - 392 с.
35. Файт Э. Введение в проектное финансирование / Э.Файт. - М.: Ин- телбук, 2008. - 208с.
36. Фирсов М.В. Современный реинжениринг бизнес-процессов. - М.: Армада, 2014. - 168 с.
37. Хакен Г. Информация и самоорганизация / Г. Хакен. - М.: Комкнига, 2005. - 248с.
38. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций/ Е.М. Четыркин. - М.: Дело, 2010 - 256с.
39. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: ЗАО ИПЦ “Буквица”, 1999. - 186с.
40. Шарп У., Александер В., Бейли А. Инвестиции. — М.: Дело, 2010. — 1024с.
41. Шенаев Ю.В. Проектное финансирование как эффективная форма кредитования инвестиционных проектов/ Ю.В. Шенаев. - Сыктывкар, 2007. - 240 с.
Печатная периодика
42. Кандаурова Д.А. Эффективность бизнес-процессов организаций / Кандаурова Д. // Банковское дело. - 2016 - №9. - С.17-21.
43. Морозов Д.И. Экономика проектных отношений // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №3. - С.41-46.
44. Мухин С.И. Экономика здравоохранения в США // Экономика и биз¬нес. - 2009. - №5. - С.18-21.
45. Пухин Е.Б., Волков Е.И. Проблемы бизнес-моделирования / Е.Б. Пу- хин, Е.И. Волков // Вопросы управления. - 2017. - №7. - С.7-10.
46. Якимовский А.В. Проблемы бизнес-моделирования // Время и день-ги/ А.В. Якимовский. - 2017. - №3. - С.4.- 5.
Электронные ресурсы
47. Материалы Министерства здравоохранения Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minzdrav.tatarstan.ru/ (дата обра¬щения 15.03.2018).
48. Финансовая и управленческая отчетность ООО “Биомедиум”.