Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литературные беседы как форма руководства внеклассным чтением в старших классах. Алексей Иванов «Географ глобус пропил»

Работа №49526

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ЖАНРОВОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА А.ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» 6
1.1. Произведение А.Иванова «Географ глобус пропил» как школьный роман 6
1.2. Художественное своеобразие романа А.Иванова «Географ глобус пропил» 12
ВТОРАЯ ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ БЕСЕД НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 18
2.1. Своеобразие содержания и организации внеклассного чтения в старшем
школьном возрасте 18
2.2. Литературные беседы как форма руководства внеклассным чтением 25
2.3. Методические особенности организации литературных бесед на уроках
внеклассного чтения по роману А.Иванова ««Географ глобус пропил» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47


Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Развитие личности зависит от множества факторов, среди которых важную роль играют объем и характер чтения. Чтение помогает расширить кругозор, развить эрудированность, способность видеть прекрасное в искусстве и повседневной жизни, материал, отобранный для чтения, влияет и на нравственное развитие обучающихся. К сожалению, эпоха высоких технологий привела к тому, что чтение для многих обучающихся утратило свое эстетическое предназначение, а мир литературы заменил мир виртуальных игр, виртуального общения. Стоит признать, что чтение большинства обучающихся ограничивается произведениями программы по литературе. Однако уроки литературы, хотя и знакомят обучающихся с сокровищницей русской и зарубежной литературы, не могут охватить все богатство литературного наследия. Нехватка времени на изучение литературного наследия, на творческое осмысление прочитанного отчасти компенсируется уроками внеклассного чтения, которые «дают свободу выбора произведения, способствуют его целостному эстетическому восприятию и последующей индивидуальной творческой интерпретации. Они открыты для многообразных форм посткоммуникативной творческой деятельности» [25, с. 6]. Эффективность уроков внеклассного чтения во многом зависит от учителя, его коммуникативной компетенции, умении организовать диалог, беседу по прочитанному произведению. Необходимость актуализировать такую форму работу как беседа именно на уроках внеклассного чтения объясняется еще и тем, что «диалогичность мышления школьников развивается прежде всего на уроках внеклассного чтения, так как на уроках ученики знакомятся с разными проблемами окружающей жизни, открывают для себя новый мир с помощью книги, учатся разрешать конфликтные ситуации» [4, с. 5]. Таким образом, актуальность заявленной темы заключается, во-первых, в необходимости нового, свежего взгляда на проблему руководства внеклассным чтением обучающихся; во-вторых, в раскрытии потенциала уроков-бесед по внеклассному чтению в формировании коммуникативных компетенций, нравственного воспитания.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили:
- труды, посвященные анализу романа А.Иванова «Географ глобус пропил» (Г.М. Ребель, Е.Московкина, Т.Долгих и др.);
- труды, посвященные проблемам организации уроков внеклассного чтения и руководству чтением учащихся (И.С. Збарский, Т.Д. Полозова и др.);
- труды, посвященные проблемам развития диалогического мышления и беседам как средство развития диалогического мышления (М.П. Воронина и др.).
Объект выпускной квалификационной работы - процесс изучения романа А.Иванова «Г еограф глобус пропил» на уроках внеклассного чтения.
Предметом работы является методические условия организации литературных бесед на уроках внеклассного чтения при изучении романа «Географ глобус пропил».
Цель выпускной квалификационной работы - разработать методические рекомендации для организации литературных бесед на уроках внеклассного чтения при изучении романа «Географ глобус пропил». Для реализации цели определен следующий круг задач:
1) определить жанровые особенности романа А. Иванова «Географ глобус пропил»;
2) выявить художественное своеобразие романа «Географ глобус пропил»;
3) раскрыть содержательные и организационные особенности уроков внеклассного чтения в старших классах;
4) выявить образовательный и воспитательный потенциал
литературной беседы как формы руководства внеклассным чтением;
5) предложить методические рекомендации по организации литературных бесед на уроках внеклассного чтения по роману А. Иванова «Географ глобус пропил».
В процессе работы были использованы такие методы: описательный, сравнительно-типологический, анализ школьных учебников и хрестоматий.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы студентами филологических факультетов при подготовке к семинарским занятиям по литературе, а также учителями литературы при подготовке к урокам внеклассного чтения. Кроме того, информация первой главы может представлять интерес для любителей творчества А.Иванова.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется тем, что впервые предложена методическая разработка по организации литературной беседы на уроке внеклассного чтения по роману А. Иванова «Географ глобус пропил».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важнейших задач уроков литературы является воспитание грамотного читателя, причем под словом грамотность подразумевается не личность с высоким уровнем речевой культуры, а квалифицированность личности именно как читателя, следящим не только за развитием сюжета, но и умеющего понять текст, понять авторскую позицию, составить собственную интерпретацию. Все больше методистов и учителей-практиков приходит к мнению о том, что только лишь средствами уроков литературы решить эту задачу полноценно невозможно. Целесообразно обращение к возможностям уроков внеклассного чтения.
В данной выпускной квалификационной работе мы исходим из того, что произведение, выбранное для внеклассного чтения должно быть личностно-интересным для школьников старшей школы, так как в таких случаях есть возможность организации литературной беседы с активными участниками в процессе обсуждения.
А.Иванов - один из самых читаемых авторов последних лет. Его роман «Географ пропил глобус» интересен как взрослым, так и учащимся старших классов. Старшеклассника привлекает неординарная личность учителя, реалистическое описание школьной жизни 90-х годов и, конечно, любовный мотив в произведении, хотя сам автор утверждает, что его произведение «не о том, что учитель географии Служкни влюбляется в собственную ученицу. Это роман о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить «душу живую», не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и по любви». Произведение рассмотрено нами как школьный роман по ряду признаков: временных рамок событий, темы, проблемы, особенности конфликта. Конечно, язык писателя интересен, в том числе и тем, что содержит в небольшом количестве обсценную лексику. Но эти редкие моменты при школьном анализе произведения модно опустить. Во-вторых, можно отметить, что такая речь вообще является популярной в литературе постмодерна. Главной же художественной особенностью романа является великолепный пейзаж. В литературоведении выделяют национальный и экзотический тир пейзажей. А.Иванов сужает первый вид до регионального типа. Узнаваемо, в первую очередь за счет топонимов, описывает пейзаж Пермского края. Его реки, деревни, склоны, горы, утесы - словно живые. Они имеют кровь, плечи, глаза. Они реагируют на действительность так же, как и герои романа (случай в деревне - бывшей зоне).
Еще одна особенность, на которую тоже стоит обратить внимание и при чтении, и при школьном анализе - интертекстуальность. Автор отсылает читателя к великим классикам уже почти с первых страниц романа, когда тезка чеховского городничего из «Ревизора» - директор школы решает принять на работу Служкина. Таким образом, в романе возникает мотив действительности / мнимости. Как нам представляется, Служкин проверяет, а автор приглашает читателя подумать, настоящий ли он учитель. Можно услышать два полярных ответа от «не пригоден совсем» до «настоящий учитель современности», однако полярность редко бывает правдивым абсолютно. Мы считаем, что ценностью Служкина для учащихся является не его профессиональность, как учитель географии он действительно слаб, а его раскрытие каждого из них как личности во время похода. Иначе говоря, Служкин смог создать такие условия, чтобы в учащихся зародились и развились человеческие качества.
Вторая глава данной работы имеет практический характер. В ней мы стремимся раскрыть своеобразие содержания и организации внеклассного чтения в старшем школьном возрасте. Главным мы читаем опору на возрастные изменения, психологические новообразования данного возраста. Мы предлагаем опираться на деятельностный подход, как того требует ФГОС нового поколения, при таком походе объект и субъект чтения активно взаимодействуют. Юношеские эмоции тесно связаны с самосознанием: открытием «я». Поэтому произведение обязательно должно быть личностно значимым для учащихся.
Нами подчеркнуто, что диалогичность является главной особенностью уроков литературы. В полной мере она может реализоваться в процессе литературной беседы. Главная задача учителя - подготовить правильные, проблемные вопросы для обсуждения, не подводить учащихся к единственно верному, по мнению учителя, ответу, а допускать плюрализм мнений. Некоторые ошибки нами выявлены при анализе вопросов и предполагаемых ответов в вопросниках учителей-практиков.
На основе вышесказанного мы предлагаем собственное видение организации урока-литературной беседы по роману А.Иванова «Географ пропил глобус». Нам кажется, удачным будет научить беседовать учащихся на основе ассоциативной характеристики, составленной учащимися в начале урока, организации беседы при составлении копилки вопросов. Далее эти вопросы из копилки обязательно должны быть использованы в работе. Нами предложены вопросы учащихся старших классов, которые они хотели бы обсудить на уроке-анализе романа, проанализированы наиболее проблемные, интересные вопросы - сравнение романа и его экранизации, речевая характеристика главного героя.
Подытоживая, отметим, что роман подходит для изучения учащимся старших классов, представляет собой классическое произведение для школьников старшего возраста и предполагает дискуссии по поднимаемым темам и проблемам.



1. Иванов А. Географ глобус пропил: роман. - М.: АСТ, 2015. - 443 с.
Научная литература
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 423 с.
3. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. заведений. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
4. Воронина М.П. Методическая подготовка учителя к работе над развитием диалогической речи младших школьников на уроках внеклассного чтения: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 125 с.
5. 3барский И.С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы: теоретические основы и практика: автореферат дис....докт. пед. наук. - М., 1993. - 56 с.
6. Дегожская А.С., Чирковская Т.В. Искусство общения учителя и учеников на уроке литературы (метод беседы) // Искусство анализа художественного произведения. - М.: Просвещение, 1971. - С. 55 - 76.
7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 248 с.
8. Кабаченко Е.Г. Концепт «учитель» и «ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. Выпуск №3. - Екатеринбург, 2009. - С. 83 - 91.
9. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1988. - 173 с.
10. Краснощекова Е. Роман-воспитание Bildungsroman на русской почве. - СПб.: изд-во Пушкинского фонда, 2008. - 481 с.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
12. Кудина Г.Н. Типология читательской направленности старших школьников // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.81-88.
13. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения - М.: Просвещение, 1971. - С. 76 - 105.
14. Леонов С.А, Речевая деятельность на уроках литературы. -М.: Флинта, 1994. - 224 с.
15. Литовская М.А. Школьная повесть как инструмент анализа повседневности советской школы // Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики. - Пермь, 2010. - С. 278 - 281.
16. Николаев П.А. Пейзаж // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006.
- С.1044.
17. Маранцман В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. A.M. Докусова. - М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
18. Молдавская Н.Д. Опыт изучения читательского восприятия старших школьников // Восприятие учащимися литаратурнго произведения и методика школьного анализа. - М.: Просвещение, 1974. - 224 с.
19. Московкина Е. Мотивы русской классической литературы в романе А.Иванова «Географ глобус пропил» // Культура и текст. - 2014. - №3(18). - С.60 - 75.
20. Николаев П.А. Пейзаж // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006.
- С.1044.
21. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.- Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
22. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим- Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
23. Петриева Л.И. Обучение самостоятельному анализу // Ученые зап. УлГУ, Вып.3(1), 2000-Ульяновск. - С. 25 - 27.
24. Подлесных А.С. Геопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале: автореферат дис. ... канд. филол. наук.. - Пермь, 2008. - 23 с.
25. Полозова Т.Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 82 с.
26. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1977. - 384 с.
27. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры: автореферат канд. пед. наук. - Ярославль, 2009. - 21 с.
28. Тарасов О.В. «Школьные повести» в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 1994. - 18 с.
29. Федорова Т.В. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы: дис. канд. пед. наук. - М., 2003. - 295 с.
30. Юсупова Ф.А. Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов // Молодой ученый. Филология. - 2015. - № 15. - С. 691 - 693.
31. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 88 с.
Интернет-ресурсы
32. Анализ романа «Географ глобус пропил». - URL: http://info- 5Ько1а.ги/апа117-гошапа-деодгаГ-д1оЬи5-ргор11/(дата обращения: 07.12.2017).
33. Долгих Т. Основные мотивы романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» - URL:ййр://рЫ1о1од.р5ри.ги/шоби1е/шадагше/бо/шриЬ_4_73 (дата обращения: 07.12.2017).
34. Крайнова Л.В. Особенности работы библиотеки с учащимися старшей школы. - URL:ййр://рЫ1о1од.р5ри.ги/шоби1е/шадагше/бо/шриЬ_4_73 5 с.
35. Лунькова Е.В. Психолого-педагогические особенности понимания младшими школьниками информационных текстов. - URL:ht tips: //зШае. info/j оигпа1/шпоуа1юп/71/80461(дата обращения: 07.12.2017).
36. Особенности работы с различными читательскими группами. - URL:ги§1а.ги>гзЬа/Вапк1ппоуа1юп/Ые’№ Го1йег/2009-(дата обращения: 07.12.2017).
37. Ребель Г.М. Явление географа: роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил». - URL: http://ivanproduction.ru/literoturovedenie/yavlenie-geografa-roman-alekseya-ivanova-geograf-globus-propil.html (дата обращения: 07.12.2017).
38. Реут А.В. Литературные беседы в отечественной школе первой
половины XIX века как форма руководства внеклассным чтением. - URL: file:///C:/Users/v5-552/Downloads/literaturnye-besedy-v-otechestvennoy-
shkole-pervoy-poloviny-xix-veka-kak-forma-rukovodstva-vneklassnym- chteniem.pdf (дата обращения: 07.12.2017).
39. Маракова Л.М. Урок литературы по книге А. Иванова «Географ глобус пропил» в 11 классе. - URL: http://ruslit.biz/urok-literatury-po-knige-a- ivanova-geograf-globus-propil-v-11-klasse/(дата обращения: 07.12.2017).
40. Мокиенко О.П. Герменевтический подход в обучении (на
примере обучения
литературе). http://cyberleninka.ru/article/n/germenevticheskiy-podhod-v-
obuchenii-na-primere-obucheniya-literature;дата обращения 14.05.2017.
41. Саникова С.П., Енжевская М.В. Современные зарубежные исследования проблемы понимания текстов младшими школьниками. - URL: file: ///C :/Users/v5552/Downloads/ 1sanina s p enzhevskaya m v sovreme nnye zarubezhnye issledova.pdf; дата обращения 14.01.2018.
42. Сиривли Наталья. Географ глобус пропил. // Новый Мир. - 2014. - №1. - URL:http://magazines.russ.ru/novyi mi/2014/1/19s.html;дата обращения 14.01.2018.
43. Урок литературы по книге А.Иванова «Географ глобус пропил».
- URL:http://ruslit.biz/urok-literatury-po-knige-a-ivanova-geograf-globus-propil-v-11-klasse/;дата обращения 14.01.2018.
44. ФГОС ООО. - URL:
http//window.edu/ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf; дата обращения: 14.01.18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ