Введение 3
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации 5
1.1 Основные критерии и факторы конкурентоспособности организации 5
1.2 Принципы, виды и формы клиентоориентированного подхода организации
1.3 Особенности формирования клиентоориентированного подхода как
конкурентного преимущества организации 14
2. Анализ управления конкурентоспособностью ЗАО «ДЕИРА» 20
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «ДЕИРА» 20
2.2 Исследование системы управления ЗАО «ДЕИРА» 29
2.3 Оценка системы клиентоориентированного подхода в организации
деятельности ЗАО «ДЕИРА» 32
3 Разработка проекта повышения конкурентоспособности ЗАО «ДЕИРА» 47
3.1 Разработка проекта построений системы клиентоориентированного сервиса ЗАО «ДЕИРА» 47
3.2. Оценка инновационного потенциала применимого к проекту построений системы клиентоориентированного сервиса ЗАО «ДЕИРА» 53
3.3 Управление рисками при реализации проекта построений системы
клиентоориентированного сервиса ЗАО «ДЕИРА» 58
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения
В современном бизнесе постепенно меняются условия конкуренции. Если раньше конкурентоспособность организации определялась преимущественно финансовыми показателями, то сегодня на первый план выходят интеллектуальный потенциал бизнеса и конкретные результаты его использования. Постоянное развитие, достижение целей, эффективная реализация стратегий во многом зависят от репутации, товарной марки, человеческого капитала и других нематериальных активов. Финансовые показатели деятельности отходят на второй план, их следует рассматривать как результат наличия и использования интеллектуального.
В рамках повышения роли интеллектуального потенциала происходят изменения в менеджерских и маркетинговых аспектах практики деятельности организаций. Появляются новые подходы, которые конкретизируются в инновационных приемах работы с нематериальными активами.
В частности, заметно растет внимание организаций к стратегии клиентоориентированности бизнеса. Так, клиентоориентированность компании - это стратегия управления взаимоотношениями с потребителями, ориентированная на долгосрочную перспективу.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка проекта внедрения клиентоориентированного подхода с целью повышения конкурентоспособности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью организации;
- провести анализ управления конкурентоспособностью ЗАО «ДЕИРА»;
- разработать проект повышения конкурентоспособности ЗАО «ДЕИРА».
Объект исследования - ЗАО «Деира».
Предмет исследования - проблемы формирования клиентоориентированного подхода для повышения конкурентоспособности предприятия.
Методы исследования: систематизация информации по проблеме исследования и ее анализ, SWOT-анализ, метод «Тайный посетитель», который хорошо зарекомендовал себя для скрытой проверки персонала на предмет изучения качества обслуживания клиентов, анкетный опрос клиентов об их потребностях и лояльности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены теоретические и методические аспекты внедрения клиентоориентированного подхода с целью повышения конкурентоспособности.
В первой главе изучены теоретические аспекты клиенториентированного подхода управления конкурентоспособностью предприятия.
Таким образом, устойчивая конкурентоспособность хозяйственного субъекта может быть достигнута тогда и только тогда, когда она базируется на обоих источниках конкурентоспособности, которые сочетаясь и взаимодействуя, дополняя и усиливая друг друга, создают мощные конкурентные преимущества предприятия в ходе конкурентной борьбы.
При создании клиентоориентированной системы управления человеческий капитал играет основную роль, потому что он обеспечивает функционирование двух вышестоящих уровней. В качестве результатов использования клиентоориентированного подхода можно рассматривать:
- рост общей конкурентоспособности организации за счет активизации ее рыночной направленности;
- параллельное соблюдение интересов клиентов и организации за счет грамотной сегментации;
- рост эффективности менеджмента за счет рассмотрения обслуживания клиентов как комплексного бизнес-процесса, в котором участвуют различные подразделения.
Таким образом, внедрение в организации клиентоориентированности как фактора повышения уровня конкурентоспособности, а также производительности труда посредством увеличения клиентской базы, способствует достижению главной цели коммерческих организаций - увеличению прибыли и объемов производства.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ клиентоориентированности компании ЗАО «ДЕИРА». ЗАО «ДЕИРА» работает на рынке климатических систем с 1999 года.
Для комплектации объектов компания предлагает заказчикам как широкий спектр высококачественной продукции, выпускаемой ведущими российскими и зарубежными производителями так и оборудование и комплектующие собственного производства.
Таким образом, компания ЗАО «ДЕИРА» на сегодняшний день интенсивно развивается, расширяет свою деятельность, вкладывает средства на развитие новых направлений бизнеса. Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что компания за последний год получила убыток, что можно связать низкой рентабельностью новых направлений бизнеса. Однако в будущем новые виды деятельности могут принести высокую прибыль.
ЗАО «Деира» реализует проекты любой степени сложности, включая, автоматизацию и диспетчеризацию, поставку оборудования, монтаж кондиционеров, пусконаладочные работы, обеспечиваем гарантийное и сервисное обслуживание. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Ответственными лицами за развитие и продвижение продукции и услуг являются:
1) маркетолог;
2) специалист по связям с общественностью.
К сильным сторонам компании относятся такие факторы, как большой ассортимент продукции и услуг, высокий уровень обслуживания, хорошая репутация, узнаваемость бренда. К слабым сторонам стоит отнести высокую стоимость рекламы на радио и ТВ при том, что эти рекламные инструменты являются более эффективными.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что конкурентная активность должна быть в поле зрения руководителя. Снижение покупательской способности маловероятен и не представляет большой угрозы. Высокая вероятность увеличения численности потенциальных клиентов для увеличения клиентской базы.
Осуществив, анализ внешней и внутренней среды были выявлены следующие недостатки:
1) недостаточная осведомленность о предприятии для клиентов;
2) малоэффективная маркетинговая деятельность;
3) отсутствие эффективных рекламных мероприятий;
4) снижение рентабельности деятельности.
В третьей главе выпускной квалификационной работы приведены мероприятия по совершенствованию маркетинговой политики предприятия и оценка их экономической эффективности.
Для совершенствования системы клиентоориентированности компании было предложено:
- совершенствование сайта компании: создать раздел для розничных покупателей.
- реализация рекламной кампании для продвижения продукции компании среди покупателей в Интернете.
Затраты на реализацию мероприятий составят 2,9 млн. руб. После внедрения мероприятий чистая прибыль компании увеличится и составит 3404 тыс. руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (от 28.03.2017)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (в ред. от 28.03.2017)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
3. Анфиногенова Е. Б. Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий / Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 147-149.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М. Экономика, 2012. - 519 с.
5. Аникеева-Науменко Л.О., Пересветова Е.Б. Международный маркетинг: Учебное пособие для бакалавров по направлению «Экономика», «Менеджмент». - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 79 с.
6. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник/ Баскакова О.В., Сейко Л.Ф.— М.: Дашков и К, - 2013.— С. 155.
7. Братенкова Т. М., Чурлей Э. Г. Построение эффективного механизма управления белорусскими предприятиями: сб. докладов XII Междунар. научн. конф. «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития». Минск, 23-24 октября 2014 г. Т. 1. - С. 60-65.
8. Братенкова Т. М., Чурлей Э. Г. Методические подходы к оценке внутренней среды предприятия // Труды БГТУ. 2014. № 7: Экономика и управление. С. 189-194.
9. Воробьева И.В., Лукичева Т.А., Пецольдт К. Маркетинговые интернет- технологии в международной рекламе на современном этапе // Ученые записки РГСУ. 2012. №2 (102). С.12-18.
10. Головачев А.С. Экономика предприятия (организации). Часть 1: учебное пособие/ Головачев А.С.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— С. 102-103.
11. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник/ В.Я. Горфинкель [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— С.38
12. Дуайер Ф. Р. 2011. Использование ценности клиента в течение жизненного цикла в принятии маркетинговых решений. Российский журнал менеджмента 9 (3): - 80 с.
13. Джефкинс Ф. Реклама / Ф. Джефкинс. — Москва: Юнити-Дана, 2012.— 523с.
14. Дикон П.Р. Управление маркетингом / П.Р Дикон. - Москва: Бином, 2012. - 360 с.
15. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. - М.: "ИНФРА-М", 2013. - 416 с.
16. Джефри, М. Маркетинг, основанный на данных. 15 ключевых показателей, которые должен знать каждый / М. Джефри. - М. Изд: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 284 с.
17. Друкер на каждый день. 366 советов успешному менеджеру. Пер. с англ. Анастасия А. Рыбянец. М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2012. - 287с.
18. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / А. Т. Зуб. - м.: Юрайт, 2013. - 375 С.
19. Ким, В. Чан Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков / В. Чан Ким, Рене Моборн; пер. с англ. И. Ющенко. - 4-е изд. - М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 304 с.
20. Климова, Н.В. Маркетинг в системе управления финансами организации [Электронный ресурс] / Инженерный вестник Дона. - 2012. - №3.
- Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/465
21. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент = A Framework for Marketing Management : экспресс-курс / Ф. Котлер; [пер. с англ. Т. Виноградовой и др.; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского]. - СПб. : Питер, 2012. - 495 с.
22. Кочеткова, А.И. Основы управления в условия хаоса (неопределенности) / Кочеткова А.И. - М.: «Рид Групп», 2012. - 624 с.
23. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента: учебник / В. В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 507 С.
24. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Келлер. - Санкт - Петербург: ISBN, 2012. - 67 с.
25. Кеварков В.В. Практический маркетинг / В.В. Кеварков. - Москва: Инфра- М, 2012. - 253 с.
26. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Д. В. Лысенко. — Москва: Инфра-М, 2012. — 318 с.
27. Латфуллин Г.Р. Теория менеджмента.- СПб.: Питер, 2014. - 458 с.
28. Лобанов С.В., Сапрыкина О.А. Особенности развития социальной ответственности бизнеса в России // Достижения вузовской науки . 2013. №6. С.183-187.
29. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинговой деятельности / Москва: Дело, 2012. - 127 с.
30. Манн, И. Маркетинг без бюджета / И. Манн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 296 с.
31. Оснач О.Ф. Маркетинг промышленного предприятия в схемах и рисунках: Учебное пособие - Одеса: ОНЭУ, 2015 р.
32. Онучин, С.В. Факторы нестабильности в экономике / С.В. Онучин // Проблемы современной экономики. - 2014. - №3(51). - С. 98-102.
33. Официальный сайт компании ЗАО «ДЕИРА»// деира.рф
34. Романов А. А. Маркетинг: Учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2012. — 440 с.
35. Сушко Н.А. Адаптация понятия стратегии для предприятий рыбного хозяйства // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы Всеукраинской науч.-практ. конф. Симферополь, 2013. С. 171-173.
36. Фомичёва Л.М., С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая, Маркетинг [Текст]: учебное пособие / Л.М. Фомичёва, С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая, Юго-Зап. гос. ун-т., 2016. -202 с.
37. Хербинг Р. Настольная книга директора по маркетингу: маркетинговое планирование. Полное пошаговое руководство / Р. Хербинг. - Москва: Эксмо, 2012. - 832 с.
38. Чупина, Я.В. Маркетинг как инструмент конкурентоспособности организации, действующей в условиях неопределенности (п. 1.8 раздела I ) / Я.В. Чупина // Маркетинг и современность; под общ. ред. проф. С.В. Карповой; отв. ред. к.э.н. О.Н. Романенкова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - С. 86-92.
39. Чупина, Я.В. Маркетинговая составляющая процесса
реструктуризации российских предприятий / Я.В. Чупина // М.:
Управленческие науки. - 2012. - № 1. - С. 84-88
40. Чупина, Я.В. Принятие комплексных маркетинговых решений в кризисных условиях / Я.В. Чупина // Экономика и управление в машиностроении - 2014. - № 2(32) апрель 2014- С. 39-41.
41. Чупина, Я.В. Роль показателей маркетинга на различных стадиях антикризисного управления / Я.В. Чупина // Научные труды Вольного экономического общества России - 2014. - Том 189. - С. 42-47.
42. Чупина, Я.В. Формирование показателей для оценки эффективности маркетинга в условиях неопределенности / Я.В. Чупина // Научные труды Вольного экономического общества России - 2013. - Том 179. - С. 136-142.