Анализ досуговых и анимационных программ на предприятиях индустрии туризма (Маркетинг в туристской индустрии, Алтайский Государственный Институт Культуры)
Работа сделана на примере Алтайского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГОВЫХ И АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА 5
1.1 Анимационные и досуговые программы: понятие, сущность и виды 5
1.2 Использование досуговых и анимационных программ на предприятиях индустрии туризма 8
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОСУГОВЫХ И АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА 12
2.1 Анализ мирового опыта анимационных и досуговых программ в индустрии туризма 12
2.2 Анализ использования анимационных и досуговых программ в деятельности предприятий индустрии туризма Алтайского края 14
2.3 Конъюнктура рынка Алтайского края 18
2.4 Разработка рекомендаций по использованию досуговых и анимационных программ на туристских предприятиях Алтайского края 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях туристский комплекс выступает одним из важнейших составляющих элементов социально-экономической системы и, соответственно, развития туризма имеет большое значение, как для государства в целом, так и для отдельных территориальных образований – в частности.
Российская Федерация располагает огромным потенциалом для развития внутреннего въездного туризма, а развитие и максимальная реализация данного туризма регламентированы в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, как на федеральном, региональном, так и на муниципальных уровнях.
Субъектами Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства могут решаться такие важные вопросы, как развитие туристской индустрии, сохранение и развитие туристских ресурсов, поддержка социального туризма, поддержка туризма в целом, обеспечение безопасности туристов и другие, а также имеют возможность использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства, в связи с чем наибольшую актуальность приобретает исследование особенностей управления развитием туристским комплексом на региональном уровне.
Кроме того, много внимания уделяется развитию досуговых и анимационных программ, как неотъемлемой составляющей реализации культурно-досуговой деятельности. Отметим, что социальная значимость темы исследования обусловлена необходимостью реализации процесса приобщения человека к культуре, выраженного, как в материальной, так и в духовной форме, достигаемого посредством туризма в целом, а также досуговых и анимационных мероприятий – в частности.
Степень разработанности темы: данная тема исследования находит свое отражение в трудах различных авторов, рассматривающих особенности индустрии туризма и необходимости реализации досуговых и анимационных мероприятий: Воронина А.Б., Бородавко Е.И., Юдина Т.А., Чеснокова Е.Н., Веретнова Н.Ф., Холодова Т.А. При этом, авторами (Ковалева А.А., Нарута Я.С., Плужников И.А.) проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта реализации досуговой и анимационной деятельности на предприятиях гостиничного сервиса. Соответственно, можно сделать вывод о достаточном уровне проработанности вопроса.
Объектом исследования являются предприятия индустрии туризма Алтайского края. Предметом исследования являются досуговые и анимационные программы.
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по использованию досуговых и анимационных программ на туристских предприятиях Алтайского края.
Достижение поставленной цели свидетельствует о необходимости решения следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы досуговых и анимационных программ на предприятиях индустрии туризма;
провести анализ мирового опыта анимационных и досуговых программ на предприятиях индустрии туризма;
провести анализ использования анимационных и досуговых программ на предприятиях индустрии туризма Алтайского края;
разработать рекомендации по использованию досуговых и анимационных программ на туристских предприятиях Алтайского края.
В качестве основных методов, использованных в работе, выступили: метод сравнительного анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы: 1 глава включает в себя 2 параграфа, а вторая глава включает в себя 4 параграфа, заключение, список использованных источников.
В соответствии с информацией, представленной в первой главе данной работы, можно сделать следующие выводы. Анимационные и досуговые программы – это, в первую очередь, методы реализации потребности населения в получении новых впечатлений, активном отдыхе, реализуемые посредством вовлечения в разнообразные мероприятия, организованные предприятиями индустрии туризма.
Посредством досуговых и анимационных программ реализуются важнейшие функции, направленные на организацию и руководство различными мероприятиями, которые впоследствии выступают, как элемент познания, игры и отдыха, а также элемент развития человека (процесс приобщения человека к культуре, выраженный, как в материальной, так и в духовной форме). Соответственно, досуговые и анимационные программы могут быть классифицированы на спортивные, оздоровительные, развлекательные, культурно-познавательные, обучающие.
Отметим, что роль использования анимационных и досуговых программ на предприятиях сферы туризма заключается в следующем:
повышение уровня конкурентоспособности предприятия сферы туризма;
повышение прибыли предприятия сферы туризма;
формирование и увеличение базы постоянных клиентов;
возможность информирования населения посредством рекламы;
повышение статуса предприятия сферы туризма.
Гостиничная анимация организуется и проводится сообразно с запросами и интересами гостей отеля, туристов и при этом обязательно учитываются национальность, пол, возраст и другие их особенности.
Мировой опыт организации анимационных и досуговых мероприятий, рассмотренный во второй главе данной работы, является богатым: среди мероприятий можно выделить, как отдельные анимационные программы (небольшие сценки, разыгрываемые актерами-аниматорами, театрализованные представления, в которых могут принять участие зрители), а также комплексные программы досуговой и анимационной деятельности, как с использованием элементов нетрадиционной терапии разных стран мира, так и основанные на традициях и культуре определенной страны.
Туристическая отрасль в Алтайском крае развивается динамично. С каждым годом увеличивается количество точек на карте региона, в которых создается необходимая для туристов и гостей инфраструктура. Развиваются событийные мероприятия и появляются новые, улучшается сфера обслуживания и обеспечения гостей. Все это позволяет уверенно смотреть на перспективы развития туристической отрасли в Алтайском крае.
Учитывая природно-географические особенности Алтайского края, представленные в предыдущем параграфе курсовой работы, (Алтайский горный массив, множество рек и озер), можно предложить организовать в сельских местностях опорно-туристические пункты, где будут реализованы следующие
Кроме того, в качестве досугового мероприятия можно предложить участие в фермерской деятельности, например, «Один день из жизни фермера» или участие в производстве фермерской продукции.
Помимо вышеизложенных рекомендаций, предлагается также развивать рекреационную анимацию, направленную на восстановление духовных и физических сил человека.
1. Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
3. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. 05.04.2018г.): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
5. Постановление Правительства РФ № 780 «О представлении юридическим лицом, намеревающимся осуществлять туроператорскую деятельность, в Федеральное агентство по туризму документов, подтверждающих соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
6. Постановление Правительства РФ № 452 от 18.07.2007 г. «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (в ред. от 01.08.2018г.): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2016 № 1474
«Об установлении требований к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
8. Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 г. № 162 «Об утверждении правил оказания экстренной помощи туристам и правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus (дата обращения 13.04.2020).
9. Воронина А.Б. Анимационная деятельность в компонентной составляющей культурно-досугового комплекса // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/animatsionnaya-deyatelnost-v-komponentnoy-sostavlyayuschey-kulturno-dosugovogo-kompleksa (дата обращения: 13.04.2020).
10. Воронина А.Б. Анимация, анимационная деятельность: сущность понятий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/animatsiya-animatsionnaya-deyatelnost-suschnost-ponyatiy (дата обращения: 13.04.2020).
11. Деменко О.Г. Туризм в современных условиях // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2019. – С. 28-40.
12. Доценко Д. В., Крутиков В. К., Красавина М. Ю. Особенности сферы туризма в РФ // Тр. регион.конкурса науч. проектов в области гуманит. наук. 2019. № 11. – С. 15.
13. Зверев А. В. Особенности сферы туризма в РФ. – М. : Статистика России , 2019. - 207 с
14. Зверева М.А. Методика организации анимационных мероприятий в туризме : экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. – М. : ИНФРА-М , 2018. - 115 с
15. Инфраструктура туризма : учебное пособие / Т. П. Дьячкова, Е. А. Буракова. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2018. – 80 с.
16. Ковалев Н. В. Особенности сферы туризма в РФ и за рубежом / Н. В. Ковалев, В. А. Плотников // Экономика и управление. – 2018. – № 12. – С. 46-51.
17. Ковалева А.А., Нарута Я.С. Зарубежный и российский опыт в организации анимационной деятельности гостиничной индустрии // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2018. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-i-rossiyskiy-opyt-v-organizatsii-animatsionnoy-deyatelnosti-gostinichnoy-industrii (дата обращения: 13.04.2020).
18. Котов Д. В. Особенности сферы туризма в РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2018 г.). – Т. I. – М.: РИОР, 2018. – С. 29-33.
19. Котов Д.В. Особенности сферы туризма в регионах РФ: теория, практика, управление развитием: монография. – Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело», 2017. – 253 с.
20. Конюхов А. В. Особенности разработки досуговых и анимационных мероприятий / А. В. Конюхов. // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая, 2017. – № 1. – С. 15.
21. Кузнецова А.И., Чепик А.Г. Досуговые и анимационные мероприятия в гостиничном комплексе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, – 2017, – № 2 (38). – С. 25.
22. Лаврентьева Н.Д. Особенности сферы туризма в РФ / автореф. канд. экон. наук,Нижний Новгород, 2018. – С. 44.
23. Лахметкина Н.И. Стратегия региона в области туризма. – М.: КноРус, 2018. – 144 с.
24. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Региональные тенденции в области туристической деятельности: Теория и практика государственного регулирования туризма и спорта. – М.: Либроком, 2017. – 311 с.
25. Плужников И.А., Плужников Д.В., Шелест А.П. Современные формы организации и процесс анимационной деятельности на предприятиях гостиничного сервиса // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-organizatsii-i-protsess-animatsionnoy-deyatelnosti-na-predpriyatiyah-gostinichnogo-servisa (дата обращения: 13.04.2020).
26. Позднякова У.С. Особенности нормативно-правового регулирования и принципы организации и деятельности (включая анимацию) детских спортивно-оздоровительных организаций // Вестник ЧГАКИ. 2014. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-normativno-pravovogo-regulirovaniya-i-printsipy-organizatsii-i-deyatelnosti-vklyuchaya-animatsiyu-detskih-sportivno (дата обращения: 13.04.2020).
27. Юдина Т.А., Чеснокова Е.Н. Перспективы развития анимационной деятельности в г. Сочи (на примере АО «Сочи Парк») // Общество: политика, экономика, право. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-animatsionnoy-deyatelnosti-v-g-sochi-na-primere-ao-sochi-park (дата обращения: 13.04.2020).
28. Путеводитель по Республике Алтай и Алтайскому краю [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.turistka.ru/altai/bases.php?place=5
29. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://alttur22.ru/
30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://.gks.ru/