Выпускная квалификационная работа
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный континент» (Тюменская область, г. Нижневартовск).
Организация занимается продажей автозапчастей.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы. Также проведен исследование маркетинговой деятельности организации за этот период
Сделан SWOT-анализ.
Есть приложения (бухгалтерская отчетность за 2014-2018 годы).
Также есть доклад к защите.
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности торгового предприятия 5
1.1 Сущность и функции маркетинговой деятельности 5
1.2 Стратегия маркетинговой деятельности торгового предприятия 11
1.3 Критерии оценки эффективности маркетинговой деятельности 16
2 Анализ маркетинговой деятельности торгового предприятия на материалах ООО «АК» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 23
2.2 Исследование основных направлений и эффективности маркетинговой деятельности 29
2.3 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности 35
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Приложение Б 60
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в современном мире и в современном понятии, маркетинг является синонимом или олицетворением рынка. Действие маркетинга имеет определённую направленность, выступая посредником между рынком и потребителями.
Понятие маркетинговой деятельности включает в себя все манипуляции с товаром, от его приобретения, до рекламы и последующей продажи. Дать определение маркетингу сложно, их множество и каждое является в какой–то степени, верным. Объясняется это тем, что каждый человек, изучающий маркетинг, занимающийся им, в состоянии дать своё определение, высказать свою точку зрения, касающуюся маркетинга и его направленной деятельности.
Маркетинговое действие, как явление, появился глубоко в древности. Появлению его способствовало установление товарно–денежных отношений между людьми. Упоминания самой рекламы можно найти в древних письменах. Естественно, выглядело это примитивным образом.
Вопросами организации маркетинговой деятельности компании занимались такие авторы, как К.В. Антипов, Е. Л. Головлева, Е.И. Мазилкина, О.Е. Филинова и другие. Однако, отдельные аспекты в области эффективности маркетинговой деятельности торговых предприятий являются не достаточно подробно разработанными и систематизированными.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе и совершенствовании маркетинговой деятельности торгового предприятия.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции маркетинговой деятельности;
исследовать стратегия маркетинговой деятельности торгового предприятия;
обозначить критерии оценки эффективности маркетинговой деятельности;
привести организационно-экономическую характеристику объекта исследования (магазин автозапчастей и автотоваров);
провести исследование основных направлений и эффективности маркетинговой деятельности магазина автозапчастей;
разработать предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности торговой организации.
Гипотеза исследования: учитывая, что в последнее время, количество автомобилистов постоянно увеличивается, растёт спрос на автотовары и автозапчасти. Соответственно, выдвигаем гипотезу о том, что совершенствование маркетинговой деятельности позволит увеличить продажи торговой организации в данной отрасли.
Объектом данной работы является ООО «Автомобильный континент», а её предметом – основные проблемы маркетинговой деятельности и направления её совершенствования.
Теоретико-методическую основу исследования составили формализованные и неформализованные методы: анализ ретроспективных данных, синтез фактической информации, сравнение, коэффициентный и другие методы.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили труды авторов, касающиеся тематики данного исследования, нормативно-правовые источники, а также информация аналитических агентств.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы руководством исследуемой организации в процессе управления.
Структурно работа состоит из введения, где рассмотрена актуальность, объект и предмет исследования, двух взаимосвязанных разделов теоретического и практического характера, заключения с основными выводами по проделанной работе и списка использованных источников.
Маркетинг представляет собой комплекс инструментов и практик, которые направлены на изучение и удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, на формирование привлекательного имиджа компании в глазах клиента, а также на продвижение товара. К маркетингу относится все, что потребитель встречает на своем пути: реклама, обслуживание, предложения.
Среди многочисленных функций маркетинга выделяют 5 базовых: исследовательско–аналитическая функция; производственная функция; функция продаж (сбытовая); инновационная функция; контролирующая функция.
Маркетинговая деятельность представляет собой деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой организации.
Основные задачи маркетинговой деятельности состоят в следующем: формирование и стимулирование спроса, анализ и прогнозирование состояния рынка, выбор целевых рынков сбыта, оценка реальных потребностей покупателей, выработка стратегии компании, формирование ассортимента товара и анализ результатов.
Предприятия сферы торговли, как и любой вид предпринимательства, при разработке стратегии маркетинга должны ориентироваться на удовлетворение спроса покупателей и получение экономически целесообразного по сравнению с затратами уровня прибыли. При этом, предприятие должно делать акцент на изучение спроса и ожиданий на рынке торговых услуг.
Грамотно разработанная стратегия маркетинга позволяет торговому предприятию планировать направления своей деятельности, проводить качественное исследование рынка и прогнозировать развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Основными критериями оценки эффективности маркетиноговой деятельности являются: объём продаж; прибыль; стоимость одного привлечённого клиента; доля рынка; лиды; конверсия; LTV; потерянные клиенты; CTR; стоимость клика; количество клиентов; средний чек; ROI и осведомлённость о бренде. На основании этих данных можно сделать соответствующие выводы об эффективности маркетинговой стратегии.
В аналитической части выпускной квалификационной работы был проведён анализ маркетинговой деятельности ООО «АК», которая функционирует в сфере торговли авто товарами и автозапчастями г. Нижневартовск.
Организационная структура управления ООО «АК» является линейно-функциональной. В 2016-2018 гг. имеет место рост выручки от продаж. При этом зафиксирован чистый убыток. Соответственно, деятельность ООО «АК» не является финансово эффективной.
ООО «АК» маркетинговая деятельность находится в стадии формирования. Рекламные кампании осуществляются от случая к случаю (не систематически) и не объединены общей концепцией. При этом руководство исходит из концепции затраты минимальных ресурсов на продвижение организации, что ограничивает возможности развития компании.
Продвижение товаров ООО «АК» происходит по следующим каналам:
наружная реклама;
«сарафанное радио»;
социальные сети.
Благодаря этому количество привлеченных клиентов в 2016-2018 гг.. увеличивается, что оценивается положительно. При этом доля клиентов премиум-сегмента увеличивается низкими темпами.
В общем и целом, в 2016-2018 гг. увеличилось чисто новых клиентов, привлеченных при помощи рекламы. За счёт этого увеличилась выручка на 1578 тыс.руб.
Однако, в данной сфере существуют следующие проблемы:
низкая эффективность рекламы в социальной сети VKontakte;
не используются возможности настройки таргетированной рекламы в социальных сетях;
отсутствует продвижение сайта компании в поисковых ресурсах Yandex и Googl;
не используются партнёрские программы с другими компаниями автомобильной отрасли.
Поэтому для повышения эффективности рекламной деятельности и дальнейшего развития организации ООО «АК» необходимо сконцентрироваться на решении данных проблем. Все направления развития рекламной деятельности ООО «АК» должны быть направлены на то, чтобы привлечь новых клиентов и перевести их в категорию постоянных. При этом акцент нужно делать на повышении числа клиентов премиум-класса и увеличении среднего чека.
Для того, чтобы оптимизировать расходы на рекламу, повысить её эффективность и создать целостный имидж организации, ООО «АК» рекомендуется использовать комплексное предложение по продвижению от рекламного агентства, в которое входит работа сразу нескольких специалистов, таких как: дизайнер, аналитик, программист, верстальщик, маркетолог, специалист по рекламе, копирайтер; полиграфия и так далее.
Благодаря этому, ООО «АК» получит весь комплекс рекламно-маркетинговых услуг в одном месте – принцип «одного окна». Это позволит сэкономить время и ресурсы на разработку концепции, организацию, обеспечение, мониторинг и контроль проведения рекламно-маркетинговых кампаний.
Результаты расчётов показывают, что в результате подобного сотрудничества, в прогнозном периоде выручка увеличится благодаря системному подходу в ведении рекламной деятельности. Кроме того, новые клиенты имеют все шансы стать постоянными, что дополнительно увеличит финансовый результат.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута.
1. Авосопянц, Н.В. Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий // Научное сообщество студентов XXI столетия. Эконмические науки: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.–практ. конф. № 8(68). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/8(68).pdf (дата обращения: 25.04.2020)
2. Антипов, К.В. Основы рекламы: Учебник / К.В. Антипов. – М.: Дашков и К, 2017. – 328 c.
3. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы: учеб. / М.П. Афанасьев. – М.: Финстатинформ, 2016. – 259 с.
4. Багиев, Г.Л. Маркетинг–менеджмент: учеб.пособие / Г.Л. Багиев. – СПб.: Изд– во СПбГУЭиФ, 2017. – 367 с.
5. Бест, Р. Маркетинг от потребителя. 4–е издание / Р. Бест. – М.: – МИФ, 2017 – 760 с.
6. Будковский А.О. Тенденции российского маркетинга в 2019 году / А.О. Будковский // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.–практ. конф. – № 10(82). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/10(82).pdf (дата обращения: 25.04.2020)
7. Бун. Л. Современный маркетинг: учеб. / Л. Бун. – М.: Юнити–Дана, 2016. – 341 с.
8. Воронин В.А. Повышение эффективности управления маркетингом: учеб. пособие / В.А. Воронин, С. П. Тарасов, Т. Н. Куценко. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 296 с.
9. Галонский, В.П. Оценка эффективности различных видов рекламы, размещаемых на транспортных средствах / В.П. Галонский [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/820/, свободный. – (дата обращения: 25.04.2020).
10. Головлева, Е. Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. – М.: Академический проект, 2016. – 336 c.
11. Как повлиять на эффективность рекламной кампании в интернете [электронный ресурс] – Режим доступа: https://grebennikon.ru/article– uz8u.html, свободный. – (дата обращения: 25.04.2020).
12. Кашанская, М.Н. Инновационные маркетинговые технологии / М.Н. Кашанская // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16588 (дата обращения: 25.04.2020).
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга Краткий курс Пер с англ. / Ф. Котлер. – М Издательский дом «Вильяме», 2017 – 656 с
14. Красюк, И.А. Маркетинговые технологии в организации бизнес–процессов розничной торговли / И.А. Красюк // Практический маркетинг. – 2019. – №07 (269). – 10–16.
15. Мазилкина, Е.И. Основы рекламы: Учебное пособие / Е.И. Мазилкина. – М.: Дашков и К, 2016. – 286 c.
16. Медведева, Ю.Ю. Методология маркетингового управления инновационным развитием розничной торговли / Ю.Ю. Медведева// Практический маркетинг. – 2019. – №07 (269). – 24–28.
17. Мишкорудный, Д. А. Повышение эффективности рекламной деятельности предприятий розничной торговли / Д. А. Мишкорудный // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 145–148.
18. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
19. Саратов, А.В. Современные подходы к организации маркетинговой деятельности на предприятии / А.В. Саратов // Образование и наука в России и за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1633/, свободный. – (дата обращения: 25.04.2020).
20. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб. / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. – М.: Изд.–торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 388 с.
21. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2018. – 232 c.
22. Скотт, Д.М. Новые правила маркетинга и PR / Дэвид Мирман Скотт; пер. с англ. [В. Апанасик, Г. Огибин]. – 2–е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2018. – 197 с.
23. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 387 с.
24. Сологуб, Н.Ю. Сущность маркетинговой деятельности, её особенности в сфере малого бизнеса / Н.Ю. Сологуб, Т.В. Карпенко // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://scienceforum.ru/2019/article/2018016065">http://scienceforum.ru/2019/article/2018016065 (дата обращения: 25.04.2020).
25. Филинова, О.Е. Информационные технологии в рекламе / О.Е. Филинова. – М.: КУДИЦ–Образ, 2017. – 757 c.
26. Цабиев, А.М. Повышение эффективности рекламной деятельности / А.М. Цабиев // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4 – 4. – С. 55–58.
27. Шараева О.А. Место управления маркетинговой деятельностью в общей системе управления компанией / Шараева О.А. // Экономика. Бизнес. Право. – 2016. – № 1–2 (9). – С. 4–8.
28. Шуклина, З. Н. Современное значение маркетингового управления бизнес–организациями / З. Н. Шуклина, А. В. Самусенко, Н. В. Мелешенко // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 410–416.
29. Эффективность рекламы и методы ее оценки [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blog.romi.center/effektivnost–reklamy–i–metody–ee–oczenki/, свободный. – (дата обращения: 17.04.2020).
30. Янина, И.В. Организация маркетинговой деятельности предприятия в интернет–среде / И.В. Янина // Вестник науки и образования. – 2019. – №2–1 (56). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya–marketingovoy–deyatelnosti–predpriyatiya–v–internet–srede (дата обращения: 25.04.2020).