Актуальность темы работы заключается в том, что руководитель, управляя трудовым коллективом, оказывает на него влияние. В результате изменяется поведение подчиненных, а также взаимоотношения между ними. В современной организации практически никто не будет полностью подчиняться приказам одного лица только потому, что он – начальник. Тем более, что существует зависимость не только подчиненного от руководителя, но и руководителя от подчиненного. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования коллектива (группы), необходимо надлежащим образом применять власть.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить основные формы власти и влияния.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущности и формы власти;
изучить сущность и виды влияния.
Объектом данной работы является процесс управления над человеком, а его предметом – формы власти и влияния.
Теоретико–методическую основу исследования составили формализованные и неформализованные методы: анализ и синтез теоретической информации, сравнение, обобщения, аналогия и другие методы.
Информационную базу составили труды авторов, касающиеся тематики данного исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух взаимосвязанных разделов, заключения и списка использованных источников.
Итак, власть в целом определяется как способность индивида осуществлять определенную форму контроля над другим человеком. Между властью и влиянием существует четкая взаимосвязь.
Человек может иметь возможность влиять, развиваться и развиваться, не обязательно будучи лидером команды. Во многих ситуациях можно оказывать влияние, не находясь в власти. Люди с властью обладают способностью влиять на последующие и в какой–то мере контролировать действия других.
Типы власти включают принудительный, законный, экспертный и вознаграждение. Основными типами лидерства являются автократические, демократические, трансформационные, монархические и laisses–faire.
Влияние – это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т. д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.
Различают две формы влияния руководителя, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству – убеждение и участие. Кроме указанных форм влияния еще выделяются эмоциональные и косвенные средства влияния.
1. Альберт, М. Основы менеджмента / М. Альберт. – М.: Диалектика / Вильямс, 2017. – 320 c.
2. Деревяго, И. П. Менеджмент / И.П. Деревяго. – М.: ТетраСистемс, 2019. – 328 c.
3. Михненко, П. А. Общий менеджмент / П.А. Михненко. – М.: Синергия, 2016. – 512 c.
4. Руденко, А. М. Менеджмент / А.М. Руденко, И.В. Савон, С.И. Самыгин. – М.: Феникс, 2018. – 356 c.
5. Шарипов, Ф. В. Психологические основы менеджмента / Ф.В. Шарипов. – М.: Владос, 2019. – 389 c.