Введение 3
1. Теоретические основы управления маркетингом в организации 5
1.1 Содержание основных понятий проблемной области исследования 5
1.2 Механизм управления маркетингом в организации 9
1.3 Проблемы формирования системы управления маркетингом организации 13
2. Анализ действующей системы управления маркетингом в ООО
«ЮрНадзор»- независимая автоэкспертиза 20
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 20
2.2 Исследование системы управления в организации 25
2.3 Основные проблемы управления маркетингом в организации 33
3. Направления совершенствования системы управления маркетингом
ООО «ЮрНадзор» 44
3.1 Концепция управления маркетингом ООО «ЮрНадзор» - независимая
автоэкспертиза 44
3.2 Рекомендации по применению ABC анализа 51
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предложенного
комплекса мероприятий 54
Заключение 61
Список использованной литературы 67
Приложения
Современная ситуация на рынке и рост предприятий, специализирующихся на оказании услуг, заставили по-новому взглянуть на принципы формирования маркетинговой стратегии. Из этого следует вывод, что традиционные методы формирования и выбора альтернатив в стратегическом планировании нуждаются в доработке и адаптации к конкретным условиям.
Сфера услуг, как и любая другая отрасль, имеет свои особенности функционирования и стратегического планирования. Исходя из данного постулата, появляется заинтересованность руководителей в разработке маркетинговой стратегии бизнеса, адаптированной именно для этой области и отвечающей требованиям современного рыночного процесса. Таким образом, подтверждается актуальность данной работы.
Теоретическим и практическим вопросам совершенствования управления маркетингом в фирмах посвящены исследования ряда зарубежных и отечественных учёных: М. Портера, Ж.Ж. Ламбена, И. Ассэля, Ф. Котлера, Моисеевой Н.К., Масловой Т.Д., Соловьева Б.А., Панкрухина А.П., Завьялова П.Н. Отдельные вопросы стратегического маркетинга в компаниях рассматриваются в работах по стратегическому менеджменту (И. Ансофф, Д. Аакер, Л.О. Виханский, А.В. Петров С.Н. Фатхутдинов и др.). Ими внесён значительный вклад в разработку маркетинговых стратегий для предприятий, функционирующих в различных отраслях экономики.
Цель данной работы - изучение теоретических основ управления маркетингом и совершенствование на этой основе системы управления маркетингом в организации ООО «ЮрНадзор».
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления маркетингом в организации;
- проанализировать действующую систему управления маркетингом в ООО «ЮрНадзор» -независимая автоэкспертиза;
- разработать направления совершенствования системы управления маркетингом ООО «ЮрНадзор»-независимая автоэкспертиза.
Объектом исследования в данной квалификационной работе выступает ООО «ЮрНадзор».
Предметом данного исследования является процесс совершенствования системы управления маркетингом в организации
Основными источниками написания данной работы послужили такие книги как Котлер Ф., Келлер К.Л. «Маркетинг менеджмент» и Лавлок К. «Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии». Помимо научной литературы в написании курсовой работы были использованы периодические издания, такие как «Маркетинг» и «Маркетинг в России и за рубежом», а также электронные ресурсы сети Интернет.
Теоретико-методическая основа и границы исследования обусловили содержание выпускной квалификационной работы: теоретический анализ литературы, анализ основополагающих понятий маркетинга, анализ нормативных документов (Устав, должностные инструкции, штатное расписание), методы статистической обработки информации, наблюдение и пр.
Все вышеизложенное предопределило структуру выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух практических), заключения и библиографического списка. В теоретической части работы рассмотрены теоретические и методические аспекты системы управления маркетингом организации. В практической части осуществлено комплексное исследование тенденций и проблем управления маркетингом исследуемой организации. В третьей главе выпускной работы систематизированы рекомендации по совершенствованию системы управления маркетингом ООО «ЮрНадзор».
Эффективность развития современных организаций различных форм собственности и видов деятельности непосредственно зависит от рациональности системы управления маркетингом. Система управления маркетингом организации представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных структур, методов, моделей, мероприятий, нацеленных на повышение результативности маркетинговой деятельности и обеспечение на данной основе долгосрочного устойчивого роста эффективности финансово-экономического развития организации в целом.
Нами выделены основные внешние, внутриорганизационные, рыночные, интеграционные и институциональные факторы развития систем управления маркетингом. Показано, что одним из базовых внутренних факторов эффективной реализации маркетинговой стратегии современных организаций является наличие и характер использования производственного потенциала. При этом производственный потенциал представляет собой систему взаимосвязанных трудовых ресурсов, имеющихся в собственности предприятия основных фондов различного уровня производительности, оборотных средств и т.п. Для реализации же производственного потенциала и повышения на данной основе конкурентоспособности предприятия необходим ряд условий, в том числе институционального порядка, связанных как с особенностями национального экономического законодательства, так и с защищенностью прав и отношений собственности на средства и результаты производственной деятельности организации.
Механизм маркетингового регулирования хозяйственной деятельности представляет собой совокупность форм, методов, средств. С помощью них руководители предприятий должны совершать запланирован регулирующее влияние на деятельность. Из-за постоянной неопределенности внешней среды маркетинговый механизм требует постоянного обновления, что связано с непрерывным поиском информации о нем, что, в свою очередь, требует развития систем информационного обеспечения маркетинговой деятельности, мониторинга окружающей среды.
В работе систематизированы основные проблемы формирования систем управления маркетингом в современных организациях РФ и РТ, такие как недостаточный уровень использования современных экономико-математических методов и моделей в рамках систем управления маркетингом; недостаток на рынке труда квалифицированных маркетологов универсального профиля деятельности; нацеленность большинства организаций на приоритетное использование агрессивной рекламы, а не комплексных программ лояльности потребителей; недостаточная степень использования эффективных современных коалиционных маркетинговых программ лояльности; не вполне достаточная степень автоматизации систем управления маркетингом, особенно в сегменте малых и средних организаций.
ООО «ЮрНадзор» является одной из достаточно динамично развивающихся фирм на рынке услуг по юридическому сопровождению ДТП и судебным разбирательствам со страховыми компаниями на отраслевом рынке Республики Татарстан, преимущественно г. Казани. Об эффективности развития исследуемой организации свидетельствует положительная, хотя и недостаточно устойчивая, динамика такого существенного показателя эффективности развития, как рентабельность продаж профильных услуг организации. С маркетинговой точки зрения ООО «ЮрНадзор» не может позволить клиенту, несколько раз посетившим его, отдать свое предпочтение другой фирме. Но это возможно лишь при условии, если фирма способна не только удовлетворить ожидания клиента, но и предвосхитить их, чтобы степень лояльности не уменьшалась при появлении нового, оригинального предложения.
ООО «ЮрНадзор» должен постоянно искать, разрабатывать и предоставлять услугу, которая превосходит ожидания заказчиков и не имеет аналогов среди конкурентов. Она не только выявляет потребности клиентов, но и формирует набор значимых ценностей, определяемых современными тенденциями и модными направлениями общественной жизни. Такая услуга и оценивается клиентом как наивысшее качество. Только в этом случае клиенты не реагируют на другие предложения и продолжают посещать автосервис, формируя положительное общественное мнение и поддерживая ее статус.
Проведя комплексный анализ финансовых показателей и организационной структуры управления ООО «ЮрНадзор» можно сделать следующие выводы: фирма имеет достаточно прочные позиции на рынке и стремиться расширить свое лидерство путем расширения сервисных услуг в области страхования. Поэтому основными рекомендациями в СТО предложены: создание отдела страхования; возможность оформления полисов КАСКО, ОСАГО, ДОСАГО, удаленное регулирование убытков от страховых компаний, внедрение в штат предприятия специалиста по маркетинговой деятельности.
Нами проанализирована динамика структуры затрат на организацию и осуществление маркетинговой деятельности ООО «ЮрНадзор» в 2015 - 2017 г.г. Показано, что указанная структура является недостаточно рациональной ввиду достаточно низкого и устойчиво сокращающегося удельного веса затрат на маркетинговые исследования отраслевого рынка юридических услуг по обслуживанию пострадавших в ДТП. Кроме того, о недостаточной результативности системы управления маркетингом организации свидетельствует относительно низкий удельный вес затрат на интернет- маркетинг - одно из наиболее инновационных направлений современной маркетинговой активности.
В рамках системы управления маркетингом нами осуществлена укрупненная оценка результативности бренд-менеджмента ООО «ЮрНадзор» . Показано, что существующий бренд исследуемой организации ООО «ЮрНадзор» не является достаточно эффективным с маркетинговой точки зрения, не способствует долгосрочному увеличению уровня узнаваемости фирмы и, соответственно, закреплению и расширению ее рыночных позиций на отраслевом рынке г. Казани и Республики Татарстан в целом.
Автором систематизированы достоинства и недостатки системы управления маркетингом исследуемой организации. Произведен экспертный опрос относительно результативности маркетинговой деятельности организации по ряду наиболее значимых параметров. В целом, система управления маркетингом ООО «ЮрНадзор», согласно усредненной экспертной оценке, является наиболее проблемной по таким параметрам, как уровень научной обоснованности направлений маркетинговой деятельности, степень инновационности системы управления маркетингом, а также уровень фактической результативности маркетинговых коммуникаций.
Нами обоснованы основные направления совершенствования системы управления маркетингом исследуемой организации, такие как ребрендинг; Переход от использования преимущественно ТВ-рекламы и рекламы на радио к рекламе на дорожных щитах; внедрение в штат должности маркетолога; формирование коалиционных бонусных программ лояльности ООО «ЮрНадзор» со страховыми компаниями РТ; совершенствование использования интернет-маркетинга в деятельности ООО «ЮрНадзор»; территориальное расширение деятельности на регионы ПФО и ее соответствующее маркетинговое обеспечение.
В части маркетинговой стратегии и системы управления маркетинговой деятельностью ООО «ЮрНадзор» прежде всего нами предлагается перейти от не вполне маркетингово эффективного бренда к новому бренду. В качестве нового бренда исследуемой организации предлагается название «Комплекс- Автодор». Основные преимущества данного нового бренда, по нашему мнению, заключаются в следующем: бренд в большей степени отражает характер деятельности исследуемой организации; в бренде точно указывается на комплексность обслуживания потенциальных потребителей услуг как основное конкурентное преимущество исследуемой организации; бренд не имеет близких аналогов на отраслевом рынке услуг Республики Татарстан.
Разработаны рекомендации по внедрению в штат организации должности маркетолога, определены его основные должностные обязанности в части исследования рынка, обоснования направлений совершенствования системы управления маркетингом, информатизации маркетинговой деятельности и т.п. Доказано, что более эффективным целевым видом рекламы организации является реклама на дорожных щитах, которая имеет ряд очевидных преимуществ перед широко используемыми в настоящее время рекламой на ТВ и радио.
Нами предлагается такое направление совершенствования системы управления маркетингом ООО «ЮрНадзор», как внедрение коалиционных программ маркетинговой лояльности. Такого рода программа может осуществляться в течение длительного времени на основании маркетинговой кооперации ООО «ЮрНадзор» и одной из крупных страховых компаний РТ. Так, потребитель, имеющий достаточно длительную историю взаимоотношений с ООО «ЮрНадзор» по различным направлениям деятельности, в рамках коалиционной программы маркетинговой лояльности получает определенные преференции по обслуживанию в страховой компании, в т.ч. в части договоров страхования, не связанных с автотранспортом (страхование жизни, здоровья, имущественное страхование), и наоборот. Подобная программа позволяет повысить степень потребительской лояльности к услугам как ООО «ЮрНадзор», так и вступившей с ней в состав маркетинговой коалиции страховой компании.
Предложены мероприятия по совершенствованию использования экономического потенциала сети Интернет в деятельности ООО «ЮрНадзор», которые позволят повысить результативность стратегических маркетинговых решений и рационализировать систему управления маркетинговой деятельностью в целом за счет увеличения емкости рынка и формирования индивидуализированного комплекса маркетинга для различных целевых групп пользователей услуг исследуемой организации (за счет маркетингового развития сайта, более активной индексации в поисковых системах, маркетингового использования социальных сетей, в первую очередь сети “вКонтакте”). В целом, использование сети Интернет в системе управления маркетингом позволяет повысить целевой характер влияния на рынки.
Суммарная эффективность предлагаемой маркетинговой системы управления ООО «ЮрНадзор» возросла, согласно укрупненной экспертной оценке, на 11,1 балла или 36,3% по отношению к эффективности существующей системы управления маркетингом. При этом наибольший прирост эффективности имеет место по таким параметрам, как степень обоснованности системы управления маркетингом и нацеленность на обеспечение долгосрочной лояльности потребителей, которая достигается посредством использования ряда инструментов маркетинговой деятельности.
С учетом достаточно высокого экономического потенциала ООО «ЮрНадзор» может осуществлять политику территориального расширения своей деятельности на другие регионы ПФО и ее маркетингового сопровождения. Нами рассчитан индекс маркетинговой предпочтительности учитывает как привлекательность рынка региона с точки зрения ДТП, так и интенсивность рекламного рынка региона (от которой непосредственно в обратном отношении, как правило, зависят цены на рекламные услуги), а также уровень конкуренции. Как показали расчета, наиболее привлекательными для территориального расширения деятельности ООО «ЮрНадзор» являются такие регионы, как Оренбургская область, Марий Эл и Кировская область. Несмотря на сравнительно низкую интенсивность ДТП и относительно небольшие средние доходы населения, данные регионы характеризуются и наличием низкой интенсивности конкуренции на отраслевом рынке оказания юридических услуг пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Соответственно, для освоения данных территориальных рынков ООО «ЮрНадзор» потребуются сравнительно меньшие маркетинговые усилия и соответствующие им затраты на маркетинг.
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2014 - 427 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. - Спб.: Питер, 2014. - 576 с.
3. Богалдин-Малых В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг: учебное пособие. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - 608 с.
4. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2015. - 271с.
5. Гавриленко А.Г., Долгалева Е.В., Гончарова Л.А. Маркетинг в строительстве. Учебное пособие. - Макеевка: ДонНАСА, 2015. 189 с.
6. Гусева М.Н., Коготкова И.З. Маркетинг в строительстве: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2011. 320 с.
7. Друкер П. Практика менеджмента/ пер. с англ. И. Веригина - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 416 с.
8. Ильичева И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 231 с.
9. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. - М.: ЭКСМО, 2016. - 459 с.
10. Коляда А.А. Маркетинг, который работает. Создание эффективной маркетинговой стратегии в отечественных условиях. - Минск: издательство бизнес-школы «Emas», 2016. - 240 с.
11. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д. и др. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2014. - 576 с.
12. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - Спб.: Питер, 2014. - 800 с.
13. Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 368 с.
14. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. 4-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 1008 с.
15. Ланкина В.Е. Менеджмент организации. - Таганрог: ТРТУ, 2016. - 240 с.
16. Лунева Е.А., Ковалев В.А., Исаева Е.В. Организация маркетинга на предприятии: учебное пособие. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. - 224 с.
17. Макаров А.М. Маркетинг: учебное пособие. - Ижевск: УдГУ, 2015. - 320 с.
18. Песоцкая Е.В. Маркетинг. - Спб.: Питер, 2016. - 305 с.
19. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 390с.
20. Регионы России: статистический сборник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2017. - 458 с.
21. Федоренко В.М. Маркетинг в строительстве. - М. Издательство строительных вузов, 2014. 168 с.
22. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Маркетинг для технических ВУЗов. - Ростов н/д, Феникс, 2011. 480 с.
23. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 295 с.
24. Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее: Создание рынков завтрашнего дня.- М.: Олимп-Бизнес, 2012. - 400 с.
25. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 318 с.
26. Абдукаримов В.И., Ильина Е.Н. Алгоритм стратегического планирования предпринимательской деятельности// Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 2. - С. 5-16.
27. Антонов В., Серебрякова Г. Концепция стратегического управления организацией// Маркетинг. - 2014. - № 3(136). - С. 107-124.
28. Артамонов Б.В. Комплекс маркетинга «7Р» как развитие концепции «marketing-mix»// Научный вестник МГТУ ГА. - 2016. - № 104. - С. 12-16.
29. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения
конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №4. - С. 16-20.
30. Болотова А.А., Карпунина Е.К. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия// Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4. - С. 36-38.
31. Бросалин В.И. Современные проблемы организации товародвижения// Поволжский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 5. - С. 6-14.
32. Горностаева Ж.В. Комплекс двустороннего маркетинга, как способ совершенствования внутриорганизационного маркетинга в организациях строительной сфере// Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2016. - № 6. - С. 14-17.
33. Демченко А., Гребенникова М. Стратегический анализ внешней среды предприятия// Маркетинг. - 2015. - № 1(116). - С. 40-58.
34. Домбровская В. Маркетинг прямого отклика: стратегии завоевания клиента в малом и среднем бизнесе// Маркетолог. - 2015. - № 10. - С. 19-22.
35. Житенев О.С. Системное формирование механизма разработки стратегического плана развития предприятия// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 101. - С.73-78.
36. Земляков Ю.Д., Лобковская О.З., Кулакова Ю.В. Проблемы совершенствования методологии стратегического планирования на предприятии// Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. - 2015. - № 2. - С. 36-43.
37. Кетова Н. Социально-ориентированный маркетинг в сфере потребительских услуг// Маркетинг. - 2014. - № 4(101). - С. 38-52.
38. Климова Н.В. Маркетинг услуг: дефиниция, специфика и функциональные задачи// Фундаментальные исследования. - 2016. - № 6-1. - С.229-232.
39. Ковалев М.Н. Разработка стратегий предприятия в условиях инновационного развития// Актуальные вопросы образования и науки. - 2015. - № 1-5. - С. 95-102.
40. Лигидов Р.М., Токмакова Р.А. Управление маркетинговой деятельностью на основе мотивации потребительского поведения// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 336.
41. Лизовская В.В. Формирование ценовой стратегии предприятия// Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 1. - С. 26-30.
42. Магданов П.В. Стратегическое управление и стратегический маркетинг в контексте концепции стратегического планирования// Стратегическое и проектное управление: Сборник/ Сост. В.Г. Прудский. - Пермь: ПГНИУ. - 2016. - С. 81-99.
43. Новикова К., Ковалев А. Практика маркетингового планирования// Маркетинг. - 2014. - № 3(139). - С. 39-58.
44. Прохоренко А. Стратегия как проект// Маркетолог. - 2015. - № 3. - С. 4-9.
45. Сафиуллин А. Стратегия маркетинга: сравнительный анализ основных подходов// Маркетинг. - 2014. - № 4(107). - С. 60-71.
46. Секерин В., Казицкий Е. Стратегии управления интегрированными маркетинговыми коммуникациями. - 2015. - № 4(107). - С.72-84.
47. Семенов И. Стратегический маркетинг в формировании конкурентных преимуществ// Маркетинг. - 2015. - № 1(116). - С. 20-39.
48. Стрельченко К.С., Кузнецова Л.Г. Методика глобального макроокружения TEMPLES// Научные исследования: от теории к практике: Сборник. - 2015. - С. 325-328.
49. Сычева Е.Е., Авилова В.В. Методика организации отдела маркетинга на предприятии и разработка плана стратегического маркетинга// Вестник экономики транспорта и промышленности. - 2015. - № 32. - С. 305¬308.
50. Трифонов Ю.В., Веретенникова А.А. Динамическая трансформация теории стратегического управления// Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 3-9.
Электронные ресурсы
51. PEST - Macro Environmental Analysis// Oxford Learning Lab - [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http: //www.oxlearn.com/arg_Marketing-Resources-PEST-Macro-Environmental-Analysis_11_31.
52. Whiting R. Analisys GAP// InformationWeek. - 2012. - № 885. - P. 51
53. Изменения налогового законодательства с 2016 года// Консультант
Плюс - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/izmeneniya_nalogovogo_zakonodatelstva/
54. Система маркетинга в строительстве // Молодежный научный
форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(40) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
https://nauchforum.rU/archive/MNF_social/11 (40).pdf
55. Управление бизнесом: от стратегических целей к реальным результатам// PricewaterhouseCoopers - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.vedomo sti. ru/research/102