ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-9 КЛАССАХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1. Методические традиции в организации проектной деятельности в
общеобразовательной школе 7
1.2. Специфика проектной деятельности по русскому языку в 5-9 классах
(на основе требований ФГОС) 12
1.3. Сущность метода проектов как инновационного типа обучения 17
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 25
2.1. Исследование особенностей проектных работ и технологии проектной
деятельности, применяемых на уроках русского языка в 5-9 классах (на примере УМК Т.А. Ладыженской) 25
2.2. Организация педагогического исследования по проблеме применения
метода проектов на уроках русского языка в 5-9 классах 27
2.3. Анализ проектных работ учителей в сети Интернет 37
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1. Методические традиции в организации проектной деятельности в
общеобразовательной школе 7
1.2. Специфика проектной деятельности по русскому языку в 5-9 классах
(на основе требований ФГОС) 12
1.3. Сущность метода проектов как инновационного типа обучения 17
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 25
2.1. Исследование особенностей проектных работ и технологии проектной
деятельности, применяемых на уроках русского языка в 5-9 классах (на примере УМК Т.А. Ладыженской) 25
2.2. Организация педагогического исследования по проблеме применения
метода проектов на уроках русского языка в 5-9 классах 27
2.3. Анализ проектных работ учителей в сети Интернет 37
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Тема данной выпускной квалификационной (бакалаврской) работы - «Проектная деятельность в обучении русскому языку в 5-9 классах: практико-ориентированный аспект».
В последние несколько лет школьное образование претерпевает значительные изменения, на смену «знаниевого» подхода советской школы, главной задачей которой считалось формирование прочной системы знаний, приходит иная задача - научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных сферах деятельности, то есть не только и не столько владеть знаниями и навыками, а уметь находить информацию, знание и применять их на практике. В.А. Власенко справедливо замечает, «сформированная способность к проектированию собственной деятельности сама по себе уже является образовательным результатом, востребованным современным обществом» [Власенко, 2013: 3]. Современное понимание главной цели школьного образования - развить личность учащегося - обязывает обратиться к технологии проектной деятельности, так как ее применение в учебном процессе способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся, формирует способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации: раньше знания, умения и навыки считались основными итогами образования, а в последнее время произошел переход к тому, что обучение стало пониматься как процесс, который включает в себя подготовку учащихся к реальной жизни, готовых занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Во-вторых, состояние современного школьного образования, не в полной мере обеспечивает требуемый уровень подготовки учащихся, который отражён в федеральных образовательных государственных стандартах (ФГОС) к подготовке выпускников школы, к их знаниям умениям, навыкам, необходимым для успешной социализации в будущем.
В-третьих, наряду с наличием научных и практических наработок и признанием необходимости применения проектной технологии в образовательной деятельности обучающихся, мы столкнулись с недостаточным использованием в школьной практике дидактического потенциала метода проектов на уроках русского языка.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует признать то, что при кажущемся большом объеме и многогранности исследований (Г.Б. Голуб, В.А. Власенко, Н.А. Краля, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, М.Ю. Артемов и т.д.), посвященных изучению применения проектной деятельности в образовательной деятельности обучающихся, целый ряд вопросов остается спорным и недостаточно решенным: в традиции её изучения и научного освещения всё еще наблюдаются лакуны.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является учебная деятельности обучающихся в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - практико-ориентированные аспекты организации проектной деятельности по русскому языку в 5-9 классах.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе изученной научно-методической литературы, опыта применения метода проектов в образовательной деятельности провести анализ методической системы организации практико-ориентированного обучения на уроках русского языка в 5-9 классах и разработать практические рекомендации по их реализации.
Достижение цели предполагает решение следующих конкретных задач:
1) изучить научную литературу, нормативные документы, систематизировать материал по теме исследования, выявить основные методические традиции организации проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как метод проектов, проектная деятельность, исследовательская деятельность;
3) на основе анализа УМК по русскому языку для 5-9 классов определить особенности предложенных проектных задач и потенциал их полезности при организации проектной деятельности;
4) изучить методику организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся в предметной области «Русский язык»;
5) организовать опытную работу по внедрению проектной технологии по русскому языку в школе и оценить ее эффективность.
На различных этапах работы нами были использованы теоретические (изучение лингводидактической, методической литературы по теме исследования) и социально-педагогические (изучение и анализ действующих учебников) методы исследования.
База исследования: двенадцать учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны РТ, школа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района РТ, «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района РТ, а также с 18 учащимися 6 и 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны РТ.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей по организации проектной деятельности учащихся в системе основного общего образования (Д. Дьюи, Г.Б. Голуб, И. Зимняя, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и др.); современные исследования, обобщающие методические основы организации проектной деятельности в разных преметных областях (В. Власенко, О. Сафонова и др.)
Научная новизна определена выбором объекта и предмета исследования. Выпускная работа представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования по организации проектной деятельности в процесс обучения русскому языку в 5-9 классах.
Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что предложенный материал может быть использован студентами филологических факультетов, проходящих практику в школе, а также при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Методика преподавания русского языка».
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе 1 «Теоретические и методические основы организации проектной деятельности на уроках русского языка в образовательном учреждении» представлен теоретический материал, содержащий обзор истории применения метода проектов в образовательном процессе, определяющий специфику проектной деятельности по русскому языку. В главе 2 «Проблема организации проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы» предпринимается практическое исследование технологии организации проектной деятельности: проводится
анализ УМК по русскому языку, рабочих программ, анкет педагогов и учащихся. В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме. В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 37 источников.
Апробация работы. По результатам работы была опубликована статья из перечня РИНЦ:
Метод проектов на уроках русского языка в 5-9 классах: экспериментальное исследование: Материалы XXXI Международной научно-практической конференции: «MODERNSCIENCE: THEORETICALANDPRACTICALLOOK» (Современная наука: теоретический и практический взгляд) [Электронный ресурс]. — М.: Издательство «Олимп», 2018.
В последние несколько лет школьное образование претерпевает значительные изменения, на смену «знаниевого» подхода советской школы, главной задачей которой считалось формирование прочной системы знаний, приходит иная задача - научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных сферах деятельности, то есть не только и не столько владеть знаниями и навыками, а уметь находить информацию, знание и применять их на практике. В.А. Власенко справедливо замечает, «сформированная способность к проектированию собственной деятельности сама по себе уже является образовательным результатом, востребованным современным обществом» [Власенко, 2013: 3]. Современное понимание главной цели школьного образования - развить личность учащегося - обязывает обратиться к технологии проектной деятельности, так как ее применение в учебном процессе способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся, формирует способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации: раньше знания, умения и навыки считались основными итогами образования, а в последнее время произошел переход к тому, что обучение стало пониматься как процесс, который включает в себя подготовку учащихся к реальной жизни, готовых занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Во-вторых, состояние современного школьного образования, не в полной мере обеспечивает требуемый уровень подготовки учащихся, который отражён в федеральных образовательных государственных стандартах (ФГОС) к подготовке выпускников школы, к их знаниям умениям, навыкам, необходимым для успешной социализации в будущем.
В-третьих, наряду с наличием научных и практических наработок и признанием необходимости применения проектной технологии в образовательной деятельности обучающихся, мы столкнулись с недостаточным использованием в школьной практике дидактического потенциала метода проектов на уроках русского языка.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует признать то, что при кажущемся большом объеме и многогранности исследований (Г.Б. Голуб, В.А. Власенко, Н.А. Краля, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, М.Ю. Артемов и т.д.), посвященных изучению применения проектной деятельности в образовательной деятельности обучающихся, целый ряд вопросов остается спорным и недостаточно решенным: в традиции её изучения и научного освещения всё еще наблюдаются лакуны.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является учебная деятельности обучающихся в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - практико-ориентированные аспекты организации проектной деятельности по русскому языку в 5-9 классах.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе изученной научно-методической литературы, опыта применения метода проектов в образовательной деятельности провести анализ методической системы организации практико-ориентированного обучения на уроках русского языка в 5-9 классах и разработать практические рекомендации по их реализации.
Достижение цели предполагает решение следующих конкретных задач:
1) изучить научную литературу, нормативные документы, систематизировать материал по теме исследования, выявить основные методические традиции организации проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как метод проектов, проектная деятельность, исследовательская деятельность;
3) на основе анализа УМК по русскому языку для 5-9 классов определить особенности предложенных проектных задач и потенциал их полезности при организации проектной деятельности;
4) изучить методику организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся в предметной области «Русский язык»;
5) организовать опытную работу по внедрению проектной технологии по русскому языку в школе и оценить ее эффективность.
На различных этапах работы нами были использованы теоретические (изучение лингводидактической, методической литературы по теме исследования) и социально-педагогические (изучение и анализ действующих учебников) методы исследования.
База исследования: двенадцать учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны РТ, школа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Набережные Челны РТ, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района РТ, «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района РТ, а также с 18 учащимися 6 и 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны РТ.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей по организации проектной деятельности учащихся в системе основного общего образования (Д. Дьюи, Г.Б. Голуб, И. Зимняя, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и др.); современные исследования, обобщающие методические основы организации проектной деятельности в разных преметных областях (В. Власенко, О. Сафонова и др.)
Научная новизна определена выбором объекта и предмета исследования. Выпускная работа представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования по организации проектной деятельности в процесс обучения русскому языку в 5-9 классах.
Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что предложенный материал может быть использован студентами филологических факультетов, проходящих практику в школе, а также при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Методика преподавания русского языка».
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе 1 «Теоретические и методические основы организации проектной деятельности на уроках русского языка в образовательном учреждении» представлен теоретический материал, содержащий обзор истории применения метода проектов в образовательном процессе, определяющий специфику проектной деятельности по русскому языку. В главе 2 «Проблема организации проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы» предпринимается практическое исследование технологии организации проектной деятельности: проводится
анализ УМК по русскому языку, рабочих программ, анкет педагогов и учащихся. В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме. В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 37 источников.
Апробация работы. По результатам работы была опубликована статья из перечня РИНЦ:
Метод проектов на уроках русского языка в 5-9 классах: экспериментальное исследование: Материалы XXXI Международной научно-практической конференции: «MODERNSCIENCE: THEORETICALANDPRACTICALLOOK» (Современная наука: теоретический и практический взгляд) [Электронный ресурс]. — М.: Издательство «Олимп», 2018.
Учебно-воспитательный процесс всегда находился в тесной взаимосвязи с эпохой, временем. Время, то есть экономико-социальная обстановка, существующая идеология во многом определяют ее цели, задачи, содержание и даже методы работы с учащимися. Современная образовательная система не является исключением, и то, что мы вошли в эру информационного общества, наша ориентация на западный стиль обучения находят прямое отражение в учебном процессе. Одной из особенностей XXI века признают проектность как определяющую черту современного мышления.
Метод проектов уже достаточно длительное время активно внедряется в учебно-воспитательный процесс основного школьного образования и признается как педагогическая технология, наиболее адекватная запросам образовательного учреждения в условиях современного информационного общества. Этот метод не должен заменять остальные, в том числе традиционные методы обучения, однако необходимо понимать то, что он предоставляет ученикам возможность реализовать на практике то, что они познали через традиционное обучение. Проект по русскому языку выполняется по общепринятым правилам и законам учебного проектирования, но отличается от остальных тем, что в наиболее полной степени способствует формированию коммуникативной и языковой компетенции. Несмотря на преимущества данного метода, имеется ряд сложностей с его полноценным внедрением в процесс обучения. Учителя, столкнувшиеся с необходимостью организовывать проектные работы учащихся, с одной стороны, встретились с обилием информации об истории становления метода, его типах, этапах, с другой - с отсутствием понятных, методически грамотных пособий, в которых предлагался бы алгоритм применения данного метода с подробными объяснениями, иллюстрированными примерами применения в школьной практике. Как результат, мы наблюдаем недостаточно активное использование метода проектов в рабочих программах, в которых вроде бы и указывается, что в процессе обучения развиваются компетенции, формируются навыки и умения, развитие которых возможно в процессе обучения по методу проектов, но с другой стороны, детальный анализ календарно-тематического планирования показывает, что на уроках преобладают репродуктивные, реже - эвристические методы обучения. Анализ УМК Т.А. Ладыженской, по которому строят свою работу большинство учителей, также не содержит сколько-нибудь полезных рекомендаций, предложений по применению данного метода на уроках русского языка. К аналогичному выводу мы пришли и в результате проведения педагогического исследования по проблемам внедрения проектного метода в процесс обучения русскому языку.
Педагогическое исследование проводилось среди педагогического состава на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны (3 учителя русского языка), школа №3 (3 учителя русского языка), школа №34 (2 учителя русского языка), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района (2 учителя русского языка), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Елабужского муниципального района (2 учителя русского языка), а также с учащимися 6 и 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны.
Анкетирование показало, что 42% учителей в своей работе применяют преимущественно традиционные методы обучения, 25% - проблемный метод, 17% - исследовательский, 8% - метод проектов и еще 8% назвали другие методы. Больше половины (67%) учителей считают, что метод проектов способен повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но меньше половины (42%) признают, что применение метода повысит качество знаний. Такой довольно пессимистический настрой с учетом того, что работа по внедрению проекта ведется уже довольно давно, объясняется тем, что у учителей не хватает времени на изучение инновационных технологий и отсутствуют адекватные методические пособия с понятным и подробным алгоритмом действия на каждом этапе осуществления проекта. Ответ на последний вопрос анкеты показал, что 83% при наличии подобного пособия, стали бы применять метод проектов на уроках русского языка.
Интерес представляют ответы учащихся. В отличие от педагогов они в основном положительно относятся к инновационным технологиям, в том числе методу проектов. 55% опрошенных учащихся с удовольствием выполняют исследовательскую работу, 28% в качестве наиболее привлекательного метода называют проектный. Однако количество учащихся, которые смогли на практике реализовать проект по русскому языку недостаточное: среди учащихся 6 классов лишь 28%, а среди учащихся 8 классов лишь 67% ответили положительно на данный вопрос. Наиболее привлекательными для учащихся кажутся выполнение проектов по лексике (39%), стилистике (33%), а вот проектные работы по фонетике, словообразованию как желанные не отметил никто. Выбор типа проекта зависит от того, на какой ступени находятся обучающиеся. В 6 классе больше всего выбирают информационный тип проекта, в меньшей степени - творческий. Культурологические, лингвистические аспекты остаются без внимания учащихся. К 8 классу картина меняется: 50% учащихся изъявляют желание поработать над проектом, в которых язык и культура были бы во взаимосвязи; к творческим проектам интерес сохраняется примерно на том же уровне, а информационные проекты интересуют все меньше (лишь 13% учащихся 8 классов). Таким образом, складывается довольно противоречивая картина: ФГОС, профессиональный стандарт и другие документы предъявляют требования по активации использования проектного метода в образовательном процессе; учащиеся основной школы считают привлекательным данный метод и готовы участвовать в его реализации; мнения учителей разделяется: есть те, которые хотели бы применять этот метод более часто, однако отсутствие методических рекомендаций их сдерживает, а есть те, которые предпочитают традиционный метод обучения, так как на метод проектов «нет сил и времени». Единственным адекватным выходом из слоившейся ситуации нам видится разработка новых, применимых на практике, понятных для учителей методических пособий и рекомендаций по использованию проектного метода.
По нашему мнению, в процессе работы над данной выпускной (бакалаврской) квалификационной работой, достигли цели: на основе изученной научно-методической литературы, школьной документации, проведенного анкетирования нами осуществлен анализ методической системы организации проектных работ на уроках русского языка в 5-9 классах, выявлены существующие недостатки, проанализированы их причины и предложен адекватный, на наш взгляд, выход из ситуации, который и открывает перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Очевидно, необходимы методические исследования, которые были бы направлены на создание новых разработок, алгоритма применения проектной методики на уроках русского языка, проиллюстрированный примерами проведения проектных работ в школьной практике.
Метод проектов уже достаточно длительное время активно внедряется в учебно-воспитательный процесс основного школьного образования и признается как педагогическая технология, наиболее адекватная запросам образовательного учреждения в условиях современного информационного общества. Этот метод не должен заменять остальные, в том числе традиционные методы обучения, однако необходимо понимать то, что он предоставляет ученикам возможность реализовать на практике то, что они познали через традиционное обучение. Проект по русскому языку выполняется по общепринятым правилам и законам учебного проектирования, но отличается от остальных тем, что в наиболее полной степени способствует формированию коммуникативной и языковой компетенции. Несмотря на преимущества данного метода, имеется ряд сложностей с его полноценным внедрением в процесс обучения. Учителя, столкнувшиеся с необходимостью организовывать проектные работы учащихся, с одной стороны, встретились с обилием информации об истории становления метода, его типах, этапах, с другой - с отсутствием понятных, методически грамотных пособий, в которых предлагался бы алгоритм применения данного метода с подробными объяснениями, иллюстрированными примерами применения в школьной практике. Как результат, мы наблюдаем недостаточно активное использование метода проектов в рабочих программах, в которых вроде бы и указывается, что в процессе обучения развиваются компетенции, формируются навыки и умения, развитие которых возможно в процессе обучения по методу проектов, но с другой стороны, детальный анализ календарно-тематического планирования показывает, что на уроках преобладают репродуктивные, реже - эвристические методы обучения. Анализ УМК Т.А. Ладыженской, по которому строят свою работу большинство учителей, также не содержит сколько-нибудь полезных рекомендаций, предложений по применению данного метода на уроках русского языка. К аналогичному выводу мы пришли и в результате проведения педагогического исследования по проблемам внедрения проектного метода в процесс обучения русскому языку.
Педагогическое исследование проводилось среди педагогического состава на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны (3 учителя русского языка), школа №3 (3 учителя русского языка), школа №34 (2 учителя русского языка), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района (2 учителя русского языка), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Елабужского муниципального района (2 учителя русского языка), а также с учащимися 6 и 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны.
Анкетирование показало, что 42% учителей в своей работе применяют преимущественно традиционные методы обучения, 25% - проблемный метод, 17% - исследовательский, 8% - метод проектов и еще 8% назвали другие методы. Больше половины (67%) учителей считают, что метод проектов способен повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но меньше половины (42%) признают, что применение метода повысит качество знаний. Такой довольно пессимистический настрой с учетом того, что работа по внедрению проекта ведется уже довольно давно, объясняется тем, что у учителей не хватает времени на изучение инновационных технологий и отсутствуют адекватные методические пособия с понятным и подробным алгоритмом действия на каждом этапе осуществления проекта. Ответ на последний вопрос анкеты показал, что 83% при наличии подобного пособия, стали бы применять метод проектов на уроках русского языка.
Интерес представляют ответы учащихся. В отличие от педагогов они в основном положительно относятся к инновационным технологиям, в том числе методу проектов. 55% опрошенных учащихся с удовольствием выполняют исследовательскую работу, 28% в качестве наиболее привлекательного метода называют проектный. Однако количество учащихся, которые смогли на практике реализовать проект по русскому языку недостаточное: среди учащихся 6 классов лишь 28%, а среди учащихся 8 классов лишь 67% ответили положительно на данный вопрос. Наиболее привлекательными для учащихся кажутся выполнение проектов по лексике (39%), стилистике (33%), а вот проектные работы по фонетике, словообразованию как желанные не отметил никто. Выбор типа проекта зависит от того, на какой ступени находятся обучающиеся. В 6 классе больше всего выбирают информационный тип проекта, в меньшей степени - творческий. Культурологические, лингвистические аспекты остаются без внимания учащихся. К 8 классу картина меняется: 50% учащихся изъявляют желание поработать над проектом, в которых язык и культура были бы во взаимосвязи; к творческим проектам интерес сохраняется примерно на том же уровне, а информационные проекты интересуют все меньше (лишь 13% учащихся 8 классов). Таким образом, складывается довольно противоречивая картина: ФГОС, профессиональный стандарт и другие документы предъявляют требования по активации использования проектного метода в образовательном процессе; учащиеся основной школы считают привлекательным данный метод и готовы участвовать в его реализации; мнения учителей разделяется: есть те, которые хотели бы применять этот метод более часто, однако отсутствие методических рекомендаций их сдерживает, а есть те, которые предпочитают традиционный метод обучения, так как на метод проектов «нет сил и времени». Единственным адекватным выходом из слоившейся ситуации нам видится разработка новых, применимых на практике, понятных для учителей методических пособий и рекомендаций по использованию проектного метода.
По нашему мнению, в процессе работы над данной выпускной (бакалаврской) квалификационной работой, достигли цели: на основе изученной научно-методической литературы, школьной документации, проведенного анкетирования нами осуществлен анализ методической системы организации проектных работ на уроках русского языка в 5-9 классах, выявлены существующие недостатки, проанализированы их причины и предложен адекватный, на наш взгляд, выход из ситуации, который и открывает перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Очевидно, необходимы методические исследования, которые были бы направлены на создание новых разработок, алгоритма применения проектной методики на уроках русского языка, проиллюстрированный примерами проведения проектных работ в школьной практике.
Подобные работы
- Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе (Курский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ PУCCКOМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ВНEДPEНИЯ ФГOC
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



