Введение 3
1. Теоретические основы организации контроля за сохранностью товаров 6
1.1 Содержание основных понятий 6
1.2 Методологические основы организации контроля за сохранностью товаров 11
1.3 Оценка эффективности контроля за сохранностью товаров 16
2. Анализ организации системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» 24
2.1 Общий анализ финансово-экономических показателей деятельности 24
2.2 Анализ системы управления 37
2.3 Исследование существующей системы контроля за сохранностью товаров 52
3 Мероприятия по совершенствованию системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» 64
3.1. Мероприятия по совершенствованию контроля уровня запасов товаров ... 64
3.2 Организационные мероприятия совершенствования системы контроля за
сохранностью товаров 85
3.3 Предложения по созданию системы контроля сохранности товаров от хищения 93
Заключение 104
Список использованной литературы 109
Приложения
Управленческий контроль является одним из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всего торгового предприятия. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование торгового предприятия и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений торгового предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.
Контроль в торговом предприятии имеет определенную специфику, связанную с особенностями деятельности. Направления контроля, например, контроль за покупателями в торговом зале, контроль за торгово-оперативным персоналом, контролировать качество товаров.
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торгового предприятия аккумулирована в товарах. Поэтому эффективное управление товарами является приоритетной задачей в экономике торговли. Одной из основных функций этого управления является контроль сохранности товаров.
Эффективность контроля за сохранностью товаров во многом зависит от ресурсного обеспечения торгового предприятия, однако, не все отечественные торговые предприятия уделяют должное внимание этой стороне управления. В настоящее время отмечается низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к невыполнению отдельных работ по контролю за сохранностью товаров, появлению бесконтрольных участков; недостоверность результатов контроля, слабая техническая вооруженность; относительно низкая заработная плата работников служб безопасности; несовершенство системы премирования персонала контрольных служб, приводящая к незаинтересованности в полном и своевременном выявлении хищения.
Объект исследования - ИП Гребнев Ю.В. Ювелирная Сеть «НАШЕ ЗОЛОТО» (далее ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО»).
Рассматриваемый салон зарегистрирован под индивидуальным предпринимателем Гребневым Юрием Владимировичем. Юридический адрес: г. Самара ул. Ново-садовая д.220Б, кв.9. Фактическое расположение салона в г. Наб. Челны, пр. Сююмбике 2/19 в ТЦ «Омега» (приложение 1).
Предмет исследования - эффективность организации контроля за сохранностью товаров.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать мероприятия по совершенствованию системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО».
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы организации контроля за сохранностью товаров:
- проанализировать организацию системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО».
Методы исследования: анализ документов, наблюдение, сравнительный анализ
Практическая значимость работы заключается в том что, разработанные рекомендации можно будет применить во всех магазинах ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО».
Основой выполнения выпускной квалификационной работы явилось законодательство Российской Федерации в области торговли ювелирными изделиями, учебники и учебные пособия, материалы периодической печати.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации контроля за сохранностью товаров, в частности изучено содержание основных понятий, методологические основы организации контроля за сохранностью товаров, оценка эффективности контроля за сохранностью товаров.
Во второй главе проведен анализ организации системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО», для этого дан общий анализ финансово-экономических показателей деятельности, проанализирована система управления, проведено исследование существующей системы контроля за сохранностью товаров.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО», для этого предложены мероприятия по совершенствованию контроля уровня запасов товаров и предложения по созданию системы контроля сохранности товаров от хищения, также дано обоснование эффективности проекта предложений по совершенствованию организации контроля за сохранность товаров.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Контроль является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.
Управление сохранностью товаров на предприятии представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия и контроль, который включает анализ, а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.
Процесс организации контроля за сохранностью товаров в ювелирном магазине достаточно сложный, так как необходимо грамотно совместить и возможность высокого уровня безопасности, и, одновременно, исключить нарушения и ограничения в правильной презентации товара покупателям.
Совершенствование контроля за сохранностью товаров должно включать мероприятия по улучшению технологии контроля, средств контроля, а также повышение уровня квалификации работников, занимающихся контролем за сохранностью товаров. Важное место при совершенствовании системы контроля занимает совершенствование документального обеспечения системы входного контроля, соблюдение норм законодательства, регулирующего сохранность товаров. Эти процессы в совокупности позволяют повысить эффективность контроля за сохранностью товаров.
К показателям экономической эффективности контроля за сохранностью товаров относятся: динамика издержек на содержание системы безопасности за сохранностью имущества и ювелирных изделий; прибыльность инвестиций содержание системы безопасности за сохранностью имущества и ювелирных изделий; возврат инвестиций содержание системы безопасности за сохранностью имущества и ювелирных изделий (ROI); убытки из-за хищений.
ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» - это магазин по продаже ювелирных изделий в розницу.
Изучив, данные бухгалтерского баланса и отчетов о финансовых результатах, автор пришел к следующим заключениям:
Анализ финансовой устойчивости показал, что в 2015 году все показатели соответствуют нормативным значениям.
Финансовое состояние предприятия в 2016 году является не устойчивым. Валюта баланса в 2016 году увеличилась на 1089085 руб. Коэффициенты ликвидности значительно снизились по сравнению с 2015 годом и не соответствуют норме, что свидетельствует о не ликвидности предприятия. Предприятие оценивается как финансово не устойчивое, так как коэффициенты финансовой устойчивости не соответствуют норме.
Анализ финансовых результатов предприятия показал, что прибыль от продаж в 2015 составила 172293 руб., а в 2016 году прибыль составила 68148 руб. Прибыль от продаж уменьшилась на 104145 руб. по сравнению с прошлым годом. В 2016 году прибыль до налогообложения снизилась на 235514 руб. по сравнению с 2015 годом.
Рентабельность всего капитала и отдельных ее частей как по прибыли от реализации, так и по чистой прибыли в отчетном году является положительной и имеет динамику снижения, что является отрицательным для предприятия и свидетельствует о не эффективном использовании капитала. Необходимо поддерживать рост рентабельности продаж и по возможности увеличивать.
Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что финансово-
Проведенное исследование системы управления показало, что система управления ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» включает в себя цели и задачи управления, объект управления, принципы управления и методы управления.
Основные функции по управлению ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» выполняет руководитель предприятия, который планирует, организует, мотивирует и контролирует работу персонала. Основные усилия руководителя предприятия направлены на решение текущих производственных задач, в то время как стратегические цели развития не ставятся.
Проведенное исследование существующей системы контроля за сохранностью товара показало, что система контроля в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» в настоящее время не вполне отвечает требованиям эффективности, так как наблюдаются убытки от хищений товара, что приводит к дополнительным затратам. Несмотря на рост расходов на содержание ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО», убытки ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» из-за хищения не уменьшаются. Не все выявленные в процессе контроля за сохранностью товара несоответствия своевременно устраняются, так как с каждым годом процент устранения несоответствий уменьшается, что говорит о проблемах в системе контроля за сохранностью товаров. Среди основных причин недостаточной эффективности контроля за сохранностью товаров работники выделяют: старение оборудования, нехватка оборудования, недостаток персонала, низкую квалификацию персоналу и неэффективность методов контроля.
Для решения проблем автор работы разработал мероприятия по совершенствованию системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО».
Предлагается оптимизировать контроль уровня запасов товаров путем перераспределения полномочий и внедрения более эффективных методов управления ассортиментом: внедрения АВС-анализа, ассортиментных матриц, ассортиментного минимума, мониторинга спроса на продукцию, системы управления нулевыми продажами.
Также были предложены системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами для категории запасов АВ и управление запасами с плавающим уровнем гарантийного и максимально желательного уровней запасов для запасов категории С.
Благодаря расчетам с плавающими уровнями гарантийного и максимального желаемого запаса можно рассчитать любое количество и по любой цене имеющийся запас на неделю, месяц, квартал, год.
В ходе анализа расчетов данных графиков было определено, что расчеты с плавающими уровнями гарантийного и максимального желаемого запаса позволяют обозреть полную картину запасов от минимального значения до максимального. Также на данных графиках видно фиксация как самих запасов (ось Х), так и фиксированного времени поступления запасов (ось Y).
На основании этих двух представленных систем был разработан алгоритм движения запасов в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО», который при необходимости может быть подведен, с незначительными доработками, под любой вид и систему управления запасами, расчет оценки эффективности системы управления запасами.
Было проведено сравнение между рассматриваемыми нами запасами до внедрения проекта и после его внедрения и выявлены определенные положительные результаты.
Для совершенствования системы контроля за сохранностью товаров в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» предлагается выделить четыре уровня контролирующих органов. Одним из уровней контролирующих органов будет служба безопасности в службу безопасности и контроля за сохранностью товаров, которая будет создана путем реорганизации службы безопасности. Предлагается создать дополнительно штатную единицу контролер-куратор.
Главными обязанностями контролера - куратора для ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» осмотр и проведение инвентаризации ювелирных изделий каждые 10-15 дней, разработка форм сбора аналитической информации по обеспечению сохранности товаров в разрезе всех магазинов ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО», обработка и анализ полученных данных, разработка нормативов затрат для обеспечения сохранности товаров и их актуальности, прогнозирование затрат по обеспечению сохранности товаров с помощью методики контроллинга, анализ отклонений фактических данных от запланированных, проявление причин отклонений и установление конкретных виновников, составление аналитических отчетов для генерального директора или его заместителя.
Предварительные расчеты показали, что чистый дисконтированный доход от реализации проектных предложений составит 6,888 тыс. руб. за три года, индекс рентабельности выше 1, окупаемость проекта всего 1 год. Следовательно, предлагаемые мероприятия эффективны.
Для совершенствования организации контроля сохранности товаров от хищения предлагается обновить оборудование, используемое в ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО». Для этого необходимо внедрить EAS-систему (EAS — electronic article surveillance, что можно перевести как «электронная рамка для защиты товаров»), предназначенную для предотвращения выноса неоплаченного товара посетителями магазина и является основной частью технического комплекса для защиты товаров. EAS-система включает в себя антикражные датчики, противокражные рамки (ворота) и деактивирующее оборудование. Также предлагается заменить систему видеонаблюдения на новое.
Предварительные расчеты показали, что предлагаемый проект эффективен, так как индекс рентабельности выше 1, окупаемость проекта всего два года.
1. Конституция Российской Федерации: закон Российской Федерации от
12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г., № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ,
04.08.2014. - № 31.- ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в послед. ред. Федерального закона от 05.12.2017N 379-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 7. - Ст. 3487.
3. Федеральный закон от 26.03.1998 (ред. от 18.07.2017) N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
4. Федеральный Закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 года (ред. от 18.07.2017) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
5. Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей»
6. Приказ Роскомдрагмета № 146 от 30.10.1996 года «О порядке
отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным» (с разъяснениями Минфина РФ)
7. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 N 45111)
8. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 года N 55 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
9. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»
10. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 444 (ред. от 08.05.2002) «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, и лома таких изделий»
11. Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 N 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» (вместе с «Правилами опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов»)
12. Инструкции о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях торговли системы министерства торговли СССР» (утв. приказом МИНТОРГА СССР от 15.12.71 №198)
Книги, монографии
13. Абрютина М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности. - М.: Дело и сервис, 2014. - 464 с.
14. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. - М.: ТОО «Люкс-арт», 2014. - 176 с.
15. Азоев Г.А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 362 с.
16. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. - 231 с.
17. Басовский Л.Е. Менеджмент.-М.: «Новое Знание», 2013. - 352 с.
18. Брагина Л.А., Данько Г.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. - М.: Инфра-М., 2015. - 560 с.
19. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 2015. - 367 с.
20. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. - 208 с.
21. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. - М.: Инфра-М, 2015.- 304 с.
22. Елагин Ю.А. Технология и коммерческая деятельность. Розничная торговля: Учебное пособие. - Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун¬та, 2015. - 370 с.
23. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2015. - 60 с.
24. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 416 с.
25. Коммерческая деятельность: учебник / Под ред. Ф.П. Половцева. - М.: Инфра-М, 2015. - 492 с.
26. Королев В.И. «Основы менеджмента»/М.:Магистр, 2014. - 208 с.
27. Лифиц, И.М. Теория и практика конкурентоспособности товара и услуг. - М.: Юрайт-М, 2015. - 378 с.
28. Мескон. М., Альберт. М., Хердоури. Ф. Зарубежный экономический учебник «Основы менеджмента» М.: «Дело»,, 2014. - 520 с.
29. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 110 с.
30. Организация торговли / Под ред. Ю.А. Авенсова, Т.К. Идрисова. - М.: Экономика, 2017. - 336 с.
31. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. Учебник для бизнес-школ. - М.: Норма, 2015. - 384 с.
32. Панкратов Ф.Г., Серегина Г.К. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2013. - 328 с.
33. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2015. - 278 с.
34. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 618 с.
35. Томилов В.В. «Менеджмент» - М.: Юрайт- изд, 2013. - 406 с.
36. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. - М.: Инфра-М, 2012. - 456 с.
37. Уткин Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство. - М., 2014. - 645 с.
38. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 2014. - 92 с.
39. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: Инфра-М, 2014. - 432 с.
40. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 2017. - 584 с.
Печатная периодика
41. Баутов А.Н. Функция контроля в менеджменте.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №3. - С. 18-31
42. Быховец С.Н. Особенности управленческого контроля.// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №1. - С. 4-11
43. Бычкова А.И. Организация контроля за персоналом в учреждении.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №1. - С. 38-41
44. Ефремов, В.С. Менеджер по продажам - как правильно мотивировать / В.С. Ефремов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №6. - С.71-74
45. Исайчиков Н.И. Матричные методы разработки товарной политики предприятия базового элемента маркетинг-микс.// Экономические науки. - 2013. - №6. - С. 206-212
46. Маркова В.Д. Организация маркетинга на предприятии.// ЭКО. - 2014.- №10. - С. 29-41
47. Медведев А. Чем торговля розничная отличается от оптовой? / А.
Медведев // Хозяйство и право. - 2016. - №8. - С.62-69
48. Минин А. Подходы к организации розничной сети продаж / А.Минин. // Управление продажами. - 2014. - №1. - С.18-23
49. Носов Н.А. Элементы системы управления продаж / Н.А. Носов.// Новый коллегиум. - 2014. - №3. - С.45-52
50. Силаков А.В. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе анализа его сбалансированности.// Маркетинг. - 2013. - №10 - С. 52-55
51. Скрипов Е.А. Управление персоналом - новый ресурс повышения рентабельности бизнеса.// Справочник экономиста. - 2014. - №3. - С. 56-60
52. Яковлев А.А. Маркетинг розничного предприятия / А.А. Яковлев.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №14 - С.3-7
Электронные ресурсы
53. Официальный сайт ЮС «НАШЕ ЗОЛОТО» [Электронный ресурс]. - Доступ https://www.ourgold.ru/