Введение 3
1. Теоретические аспекты учета, контроля и анализа выручки от продаж
продукции (работ, услуг) 6
1.1. Экономическая сущность и виды выручки от продаж продукции (работ, услуг) 6
1.2. Сравнительная характеристика подходов российских стандартов бухгалтерского учета и МСФО к порядку признания и оценки выручки 12
2. Действующая система учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «Брассерия» и рекомендации по ее совершенствованию 26
2.1. Синтетический, аналитический учет и документальное оформление
выручки от продаж продукции в ООО «Брассерия» 26
2.2. Представление информации о выручке в бухгалтерской, налоговой
и управленческой отчетности 34
2.3. Организация системы внутреннего контроля выручки от продаж продукции в ООО «Брассерия» 42
3. Анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «Брассерия» 49
3.1. Анализ состава, структуры и динамики выручки от продаж
продукции ООО «Брассерия» 49
3.2. Факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) 56
3.3. Прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) 61
Заключение 69
Список использованных источников 75
Приложения 79
Выручка занимает наибольший удельный вес в общей сумме доходов организации. По величине выручки можно судить о масштабах деятельности организации и ее развитии в динамике.
Основным источником денежных доходов организаций принято считать выручку от продаж продукции (работ, услуг). Основной целью получения выручки является покрытие всех затрат предприятия и формирование прибыли, необходимой для устойчивого развития организации.
Выручка от реализации товаров и продукции свидетельствует о завершении производственного цикла организации, возврате авансированных на производство средств организации в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. Сумма доходов от обычных видов деятельности выступает в качестве одновременно индикатора воздействия как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия. С одной стороны, величина выручки демонстрирует спрос на производимую организацией продукцию, показывает потребность потребителей в тех или иных видах товаров. С другой стороны, величина выручки демонстрирует качество работы отдела продаж предприятия, его торговой сети, специалистов по рекламе и маркетингу. Более того, к показателю выручки могут быть привязаны ключевые показатели эффективности деятельности ответственных лиц перечисленных служб организации.
Таким образом, принимая указанные выше факты во внимание, можно сказать, что актуальность изучения выручки организации является очевидной.
Целью настоящей работы является исследование теоретической и практической стороны процесса формирования и отражения в учете выручки от продаж продукции (работ, услуг), рассмотрение методики контроля и анализа выручки организации.
Таким образом, из формулировки цели исследования вытекают основные направления исследования:
- изучение теоретических аспектов учета, контроля и анализа выручки коммерческой организации;
- исследование процессов учета и контроля выручки от продаж на примере конкретного предприятия, выявление недостатков и способов оптимизации процессов;
- изучение существующей методики проведения анализа выручки от продаж в организации и проведение непосредственно аналитических процедур в отношении ее выручки.
Для выполнения поставленной цели и проведения исследования по всем перечисленным направлениям необходимо решить ряд ключевых задач, а именно:
- раскрыть подходы к определению экономической сущности выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- рассмотреть теоретические основы классификации, признания, оценки и отражения в учете выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- исследовать различия в подходах к оценке и признанию выручки в российских и международных стандартах учета и отчетности;
- раскрыть построение синтетического и аналитического учета выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- исследовать принципы построения внутреннего контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- применить на практике методики анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Объектом практической части исследования было выбрано ООО «Брассерия. Предметом исследования является выручка ООО «Брассерия», ее бухгалтерский учет, методика ее контроля и анализа.
Основным видом деятельности ООО «Брассерия» является деятельность ресторанов и кафе. ООО «Брассерия» оказывает услуги общественного питания и получает выручку от продаж блюд и напитков по меню, от продаж бизнес-ланчей, от организации банкетов.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы и реализации поставленных задач были использованы: методы анализа литературы, публикаций по вопросам учета выручки в специализированных практических периодических изданиях; синтез полученных данных; наблюдение и ретроспективный анализ бухгалтерской отчетности и учетных документов ООО «Брассерия»; методы перспективного анализа в рамках заданной темы.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены экономическая сущность и виды выручки от продажи продукции (работ, услуг), а также проведена сравнительная характеристика подходов российских стандартов бухгалтерского учета и МСФО к порядку признания и оценки выручки
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрены вопросы практической реализации теоретических положений по признанию и оценке выручки на примере ресторана ООО «Брассерия». Исследована методика отражения в учете выручки от продаж продукции, а также документальное оформление учета выручки в ООО «Брассерия». Кроме того, рассмотрены вопросы функционирования системы внутреннего контроля выручки.
В третьей главе выпускной квалификационной представлены результаты ретроспективного и перспективного анализа выручки от продаж продукции предприятия общественного питания, в частности анализ структуры и динамики выручки ООО «Брассерия», факторный и прогнозный анализ выручки.
Выручка - это доходы предприятия, полученные от реализации продукции, товаров, работ, услуг, то есть в ходе обычной деятельности. Выручка от продажи продукции означает завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств организации в денежную форму и начало нового витка оборота средств.
Продажей продукции и поступлением выручки на счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.
Разделяют выручку, которая формируется в бухгалтерском учете, и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти два понятия, как правило, не совпадают по величине и по своему экономическому содержанию.
Для целей составления бухгалтерской отчетности большинства организаций выручка от продаж продукции устанавливается только по отгрузке и по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Пунктом 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» установлено следующее исключение: организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), то есть кассовым методом.
Для целей налогообложения налогом на прибыль выручка от продаж определяется либо по мере ее оплаты (для организаций, удовлетворяющим условиям, уставленным 25 главой НК РФ), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. При этом понятие выручки в главе 25 НК РФ шире, чем в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Помимо бухгалтерской выручки в состав выручки, формируемой в налоговом учете по налогу на прибыль, включаются доходы от реализации любого имущества организации и имущественных прав.
На основании рассмотренных нами подходов к признанию и оценке выручки в российских и международных стандартах учета и отчетности можно констатировать, что подход к признанию и оценке выручки в России по-прежнему существенно отличается от подхода, применяемого в МСФО. Мы рассмотрели требования нового МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» и сравнили их с регламентациями российских стандартов. Подводя итоги, отметим, что указанный международный стандарт утвержден совсем недавно и еще недостаточно апробирован на практике. Следовательно, в будущем в него еще могут вноситься изменения Советом по МСФО. В настоящее время в России ведется работа по созданию проекта Федерального стандарта бухгалтерского учета «Доходы», требования которого должны быть максимально приближены к регламентациям МСФО в отношении учета выручки.
В результате изучения системы синтетического и аналитического учета выручки ООО «Брассерия» было выявлено, что система синтетического учета выручки в ООО «Брассерия» полностью соответствует требованиям законодательства РФ.
Бухгалтерский учет в ООО «Брассерия» ведется в автоматизированной форме с использованием программ «1С: Предприятие 8.3» и ресторанной программы R-keeper. В состав бухгалтерии входят главный бухгалтер и бухгалтер-калькулятор. Учетом выручки ООО «Брассерия» в программе «1С: Предприятие 8.3» занимается главный бухгалтер.
В связи с осуществлением ООО «Брассерия» только одного вида деятельности в программе «1С: Предприятие 8.3» аналитический учет выручки на счете 90 «Продажи» не организован. Однако программа R-keeper позволяет получать информацию о выручке ООО «Брассерия» в следующих аналитических разрезах:
- по способу оплаты;
- по категориям и наименованиям блюд и напитков;
- по официантам.
Мы пришли к выводу, что методика бухгалтерского учета и документального оформления операций продажи блюд и напитков гостям в ООО «Брассерия» в целом соответствует требованиям действующих нормативных документов. Однако организации рекомендовано использовать счет 57 «Переводы в пути» для учета расчетов с гостями с использованием платежных карт.
В пояснениях к бухгалтерской отчетности ООО «Брассерия» раскрывает тот факт, что выручка и расходы по обычным видам деятельности организации признаются в бухгалтерском учете с использованием метода начисления, то есть все доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете ООО «Брассерия» в тех периодах, когда имели место соответствующие операции независимо от факта движения денежных средств.
В ООО «Брассерия» отсутствуют операции, имеющие длительный цикл и требующие применения способа признания выручки по мере готовности, поэтому никаких раскрытий информации в связи с данными операциями в пояснениях к бухгалтерской отчетности ООО «Брассерия» не делается.
Поскольку ООО «Брассерия» применяет упрощенную систему налогообложения, данная организация не является плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. В ООО «Брассерия» формируются значительные суммы как доходов, так и расходов, в связи с этим руководство данной организации посчитало более выгодным избрать объект налогообложения в виде суммы доходов, уменьшенных на величину расходов. При выборе данного объекта налогообложения налоговая ставка составляет 15%.
В управленческой отчетности организации информация о выручке может формироваться в различных разрезах с различной степенью детализации в зависимости от вида и масштабов деятельности организации, потребностей руководства в информации для принятия различного рода управленческих решений. В связи с тем, что ООО «Брассерия» является небольшой организацией, как таковой управленческий учет на данном предприятии не ведется.
В части совершенствования системы внутреннего контроля выручки в ООО «Брассерия» нами было рекомендовано закрепить основные положения по функционированию системы внутреннего контроля в ООО «Брассерия» в виде внутреннего документа.
Для повышения качества последующего контроля выручки в ООО «Брассерия» рекомендуется внедрить элементы системы бюджетирования: ежемесячно формировать бюджет движения денежных средств и анализировать его исполнение.
Применение аналитических процедур позволило сделать вывод о текущем состоянии выручки от продаж продукции предприятия. В ООО «Брассерия» с 2014 года выручка и себестоимость продаж увеличивались примерно равными темпами, однако среднегодовой темп прироста выручки (83,37%) оказался несколько ниже среднегодового темпа прироста себестоимости продаж (90,67%). Это является вполне приемлемой динамикой с учетом ежегодного удорожания продуктов питания и мягкой ценовой политики ООО «Брассерия». При этом необходимо отметить, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка ООО «Брассерия» увеличилась в 1,258 раза (20060/15949), а себестоимость продаж - в 1,153 раза (17822/15457), что свидетельствует о положительных тенденциях в изменении выручки и себестоимости продаж: при увеличении объемов своей деятельности в 2016 году ООО «Брассерия» сумело обеспечить дополнительный прирост прибыли от продаж за счет отставания темпов роста себестоимости продаж от темпов роста выручки.
Наибольшую долю в общей сумме выручки ООО «Брассерия» занимает выручка от продаж за наличный расчет (64,02% в 2016 году и 72,93% в 2015 году). В 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка от продаж за наличные в абсолютном выражении увеличилась на 1 210 тыс. руб., однако ее удельный вес в общем объеме выручки ООО «Брассерия» снизился на 8,91 процентных пункта за счет роста выручки по расчетам платежными картами. Это нормальная ситуация, учитывая все большее распространение дебетовых и кредитных карт в качестве средств платежа. Однако увеличение доли расчетов по платежным картам влечет за собой дополнительные расходы для ООО «Брассерия» в виде комиссии обслуживающего банка по договору эквайринга. Выручка от продаж по безналичному расчету в 2016 году увеличилась на 252 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом, при этом ее удельный вес в общей сумме выручки ООО «Брассерия» достаточно стабилен и находится на уровне 8%.
Анализ динамики и структуры выручки показал, что выручка ООО «Брассерия» в 2016 году возросла на 25,78% и составила 20060 тыс. руб. При этом наибольший удельный вес в общей сумме выручки занимает выручка от продажи горячих блюд: 29,55% в 2015 году и 32,28% в 2016 году. Наименьший удельный вес в общей величине выручки ООО «Брассерия» занимает выручка от продаж выпечки (чуть более 10%). По остальным категориям блюд и напитков удельный вес в общем объеме выручки варьируется в пределах от 12% до 17%. В 2016 году по сравнению с 2015 годом наибольшее увеличение выручки наблюдается по горячим блюдам (темп прироста составил 37,39%, абсолютное увеличение выручки - 1 762 тыс. руб.), в наименьшей степени выручка увеличилась по напиткам: увеличение на 285 тыс. руб. или на 13,03%. По остальным категориям блюд и напитков наблюдается достаточно равномерное увеличение выручки примерно на 20-26% к уровню 2015 года.
Мы провели прогнозный анализ выручки ООО «Брассерия» построением трендовой модели. Метод продемонстрировал положительный прогноз - рост выручки в 2017 году на 6688 тыс. руб. по сравнению с 2016 годом. Построенная модель не является идеальной, однако учитывает основные факторы, влияющие на показатель выручки, из чего следует, что полученные значения можно рассматривать как примерный ориентир для ООО «Брассерия».
Таким образом, изученные теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета выручки ООО «Брассерия», а также проведенный анализ выручки позволяют понять, что выручка является весьма емким показателем, позволяющим отметить множество направлений для дальнейшего глубокого исследования.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая:
Федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г., № 402- ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 г., № 34н (ред. от 29.03.2017 г.) // Информ.- правов. система «Эксперт- Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 г., № 32н (ред. от 06.04.2015 г.) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: Приказ Минфина России от 06.07.1999 г., № 43н (ред. от 08.11.2010 г.) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 г., № 94н (ред. от 08.11.2010 г.) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08: Приказ Министерства финансов России от 06.10.2008 г., № 106н (ред. от 28.04.2017 г.) // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
8. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»: введен в действие приказом
Минфина России от 21.01.2015 г., № 9н // Информ.- правов. система
«Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
9. Концептуальные основы финансовой отчетности // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
10. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров от 29.12.1997 г. // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 15.12.2017 г.
Книги, печатная периодика
11. Базарова А.С. Выручка организации: порядок признания и учета / А.С. Базарова // Современный бухучет. - 2013. - № 4. С. 12-15.
12. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 413 с.
13. Бланк И.А. Управление прибылью. К.: «Ника-Центр», 2007. - 768 с.
14. Бурмистрова, Л.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: Форум, 2012. - 404 с.
15. Грищенко О. В. Управленческий учет: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. - 232 с.
16. Гусева Т.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 394 с.
17. Данилевский, Ю. А. Аудит: Учебное пособие / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов, Е. В. Старовойтова. - М.: ИПК ФБК- ПРЕСС, 2011. - 544 с.
18. Диркова Е.Ю., Серков Д.С. Внутренний контроль: как его организовать и осуществлять. // Бухучет в строительных организациях, №5, 2013. - с. 50-57.
19. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит. - М.: Юрайт, 2013. - 318 с.
20. Другова З. К. Система внутреннего контроля как способ повышения качества управления деятельностью организации // Ремедиум. - 2014. - №5. - С. 24-27.
21. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. - М.: Инфра-М, 2011. - 576 с.
22. Исследования KPMG: Выручка - новый международный стандарт // In the Headlines. - 2014. - № 9.
23. Каланов А.Н. Особенности определения выручки для целей трансформации // МСФО. Практика применения. - 2007. - №3. - С. 29-33.
24. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. / Н.П. Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2012. - 688 с.
25. Кошечкин С.А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel: Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] - 2011.
26. Куликова Л.И. Финансовый учет. / Куликова Л.И. - М.:
Бухгалтерский учет. - 2012. - 800 с.
27. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: ЭКСМО. - 2010. - 768 с.
28. Макеев Р. Ключевые вопросы постановки системы внутреннего контроля / Р. Макеев // Финансовый директор. - 2007. - №4. - С. 40-53.
29. Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией. // Аудитор, № 6, 2012. - с. 25 - 32.
30. Пятов М.Л., Смирнова И.А. Доходы и расходы организации: трактовка МСФО // БУХ.1С - 2011. - №2. - С. 14-17.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая - М: ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
32. Соколов Б. Внутренний контроль и аудит // Аудит и налогообложение. - 2008. - № 12. - С. 30-36.
33. Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика: учебник / Я.В. Соколов, Т.О. Терентьева. - М.: Экономика. - 2009. - 440 с.
34. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита, Практическое пособие/ Под ред. проф. В.И. Подольского.- М.: ЮНИТИ- ДАНА,2009. - 143с.
35. Четверина Е.В. Управленческий учет доходов организации: дисс. ... канд. эк. наук. / Четверина Е.В. - Казань, 2006. - 195 с.
36. Шеремет, А.Д. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: Инфра-М; Издание 3-е, перераб. и доп., 2014. - 360 с.