Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии журналистского расследования на современном телевидении (на примере телепрограммы «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно»)

Работа №49372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты исследования жанра журналистского расследования 6
1.1. Телевидение как канал массовой коммуникации 6
1.2. Расследовательская журналистика на телевидении 14
1.2.1. Расследовательская журналистика 14
1.2.2.Основные принципы расследовательской журналистики на телевидении 31
Глава 2. Жанр журналистского расследования в телепрограмме «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно» 37
2.1. Характеристика программы «Документальное расследование» на канале
«Совершенно секретно» 37
2.2. Специфика журналистского расследования в телепрограмме
«Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно».. 42
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 58
Приложения 61


Актуальность темы обусловлена тем, что телевидение занимает очень важное место в системе российских медиа и является традиционным для россиян источником получения информации. При этом современная структура телевизионного контента характеризуется доминированием программных продуктов, созданных в развлекательном ключе. Высокая динамика и рост показателей сегмента развлекательного вещания связан с объективными причинами: коммерциализация телевидения предполагает, что программная политика того или иного канала формируется, исходя из максимального привлечения внимания зрительской аудитории. Поскольку телевидение в России является рейтинговым, а показатели рейтинга оказывают прямое влияние на обороты телерекламы, размещаемой на телеканале, то редакционная политика сводится к формированию того контента, который будет широко востребован зрителями, а следовательно, оплачен рекламодателями [18; с.14].
При этом жанр журналистского расследования является в значительной степени дефицитным в условиях современной российской журналистики, т.к. расследовательская журналистика является опасной для тех, кто ею занимается. Значительная часть журналистов были убиты в силу профессиональной журналистско-расследовательской деятельности (наибольший урон понесла флагман журналистики расследований - Новая газета, были убиты журналисты Наталья Эстемирова, Анастасия Бабурова, Станислав Маркелов, Анна Политковская, на многих сотрудников были совершены покушения).
Журналистское расследование является чрезвычайно опасной журналистской работой. Именно поэтому данный жанр является дефицитным, поскольку журналисты это живые люди и им не хочется подставлять себя под пули.
В этой связи тема «Технологии журналистского расследования на современном телевидении нам представляется актуальной, требует объективного научно-теоретического и научно-практического изучения.
Характеризуя степень научной разработанности проблемы, отметим, что жанр расследовательской журналистики незаслуженно обойден вниманием значительной части исследователей, которые касаются лишь его общего описания, но не процесса создания полноценного журналистского произведения для периодических изданий (Н.В. Бергер [3], А.В. Колесниченко [9], А.А. Тертычный [22], А.И. Асфура [1], П.В. Горошков [7], В.К. Митрохин [14]). Кроме того, отсутствуют исследования, связанные с характеристикой специфики журналистского расследования в телевизионных СМИ.
Объект исследования - журналистское расследование на телевидении.
Предмет исследования - технологии журналистского расследованияна российском телевидении.
Цель исследования -анализ применения технологий расследовательской журналистики в телепрограмме «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно».
Задачи исследования:
- изучить телевидение, как канал массовой коммуникации
- рассмотреть жанр и метод расследовательской журналистики
- рассмотреть аспекты истории и современности программы «Документальное расследование» на канале «Совершенно секретно»
- проанализировать технологии журналистского расследования в телепрограмме «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно».
В числе использованных методов необходимо выделить метод анализа, метод сравнения, а также метод научного обобщения.
Хронологические рамки исследования ограничены 2015-2017 годам.
Практическая значимость работы состоит в том, что исследование данной темы позволит систематизировать и обобщить технологии журналистского расследования на современном телевидении, что будет иметь значение для дальнейшей научно-практической проработке проблематики расследовательской журналистики.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении вопросов расследовательской журналистики на примере телепрограммы «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно».
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой мы отнесли монографические издания и учебную литературу (учебники и учебные пособия, справочную и энциклопедическую литературу) по исследуемой проблематике. Ко второй мы отнесли научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к третьей мы отнесли интернет-ресурсы.
Эмпирическую базу исследования составили примеры проектов расследовательской журналистики № 15, 26, 29 за 2015 год, № 8, 18, 21 за 2016 год и № 5, 19, 25 за 2017 год на примере телепрограммы «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на отток зрителей от традиционного телеэкрана, по общим медиаметрическим показателям телевидение в России остается самым востребованным СМИ. Средний объем телесмотрения даже сохраняется на прежнем уровне - почти четыре часа в день. Но аудитория продолжает «стареть» и становится все более «женской». Все это создает новые вызовы для программирования каналов и требует поиска качественно новых решений в работе с поставщиками контента и самими зрителями.
Под расследовательской журналистикой следует понимать такой жанр, который связан с поиском и обработкой материала, который не находится в свободном доступе, но носит актуальный и интересный (или даже интригующей) характер по отношению к телезрителям. Исходя из этого, расследовательская журналистика занимает важное место в системе жанров российской медиасистемы.
Расследовательская журналистика в системе жанров СМИ заслуживает особого внимания в силу того, что выполняет ряд важнейших социальных функций: доведение актуальной информации, являющейся до факта проведения расследования - недоступной - до широкой публики, общества, в целом. Таким образом, расследовательская журналистика способствует формированию социального контроля над деятельностью властных структур и различных социальных институтов.
Основными признаками расследовательской журналистики является последовательный хронологический подход к подаче и изложению материала, который опирается на приемы документалистики. Элементами расследовательской журналистики могут также являться эпатажность и скандальность в подаче материала в тех или иных сюжетах. Однако, в конечном итоге все зависит от тематической линии самой продукта, которая позиционирует себя под жанром расследовательской журналистики: наряду с серьезными расследованиями, важными в плане формирования социального контроля, журналистское расследование может носить также «желтый» характер и касаться, например, анализа личной жизни популярной личности, но в то же время являться журналистским расследованием с элементами гламура и скандальности с «желтым» оттенком.
Целью журналистского расследования является выяснение скрытых причин и тенденций развития различных противоправных деяний или исторических фактов и установление виновных в возникновении исследуемых явлений лиц. В качестве предмета в журналистском расследовании выступают известные или скрытые преступления, а так же разнообразные исторические факты не известные широкой общественности или факты, события или явления, достоверность того или иного аспекта которых вызывает сомнение у журналиста.
Современная российская расследовательская журналистика имеет двоякую характеристику. С одной стороны, за последние 20 лет мы стали свидетелями появления значительного числа журналистов, работающих в жанре расследований (при том, что десятки из них поплатились жизнью за свои публикации).
«Документальное расследование» выступает одним из самых популярных проектов телеканала «Совершенно секретно». Журналисты программы стараются освещать ситуации и факты максимально объективно. Здесь рассматриваются громкие дела и политические расследования, коррупционные скандалы в высших эшелонах власти, иные различные ситуации, приоткрывающие завесу тайн по тем или иным событиям и фактам.
Таким образом, «Документальное расследование» - это цикл документальных фильмов и репортажей телеканала «Совершенно секретно», посвященный малоизвестным страницам истории, геополитическим играм, громким уголовным делам и так далее.
Специфика журналистского расследования в телепрограмме «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно» реализуется в выборе тем и их раскрытии.
В числе основных используемых в программе «Документальное расследование» сценарных приемов следует отметить сжатое изложение оригинальных фактов, интересных комментариев от участников событий.
Темами журналистских расследований могут выступать практически любые социально значимые явления, события и тенденции. Затрагиваемые проблемы могут и не быть связаны с фактами, которые тщательно скрывают, но они должны вывести журналиста на ранее неизвестные сведения или новые ракурсы. При этом разглашение собранных сведений должно содействовать решению общественных противоречий.
Предмет журналистского расследования в программе «Документальное расследование» может корректироваться в процессе сбора и анализа информации, а репортер может рассматривать ситуацию с разных позиций. Однако, какой бы стратегии не придерживался журналист, «на выходе» он должен получить системную картину происходящего, из которой можно было бы получить ответы на все поставленные вопросы.



1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации».
2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. - № 38-ФЗ «О рекламе».
3. Медиакит телеканала «Совершенно секретно», январь 2017 года.
4. Бергер Н.В. Жанры расследовательской журналистики. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006. - 108 с.
5. Бергер Н.В. Расследование как метод журналистской деятельности: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.10. - СПб.: СПбГУ, 2006. - 185 с.
6. Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица: учебное пособие. - М.: КДУ, 2009. - 480 с.
7. Вартанова Е.Л., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. - М.: МГУ, 2011. - 94 с.
8. Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Связи с общественностью. - М.: ООО "ТНТ", 2012. - 316 с.
9. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. - СПб.: Питер, 2011. - 285 с.
10. Гнетнёв А.И., Филь М.С. Современная пресс-служба: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 413 с.
11. Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 198 с.
12. Гринберг Т. Э. Коммуникационная концепция связей с
общественностью. Модели, технологии, синергетический эффект. - М.: МГУ, 2012. - 328 с.
13. Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учебное пособие. - М.: Форум, 2011. - 311 с.
14. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 399 с.
15. Константинов А.Д. Журналистское расследование: История метода и современная практика. - СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003. - 476 с.
16. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2016. - 376 с.
17. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2012. - 384 с.
18. Кузнецов П.А. Современные технологии коммерческой рекламы. - М.: Дашков и К0, 2015. - 296 с.
19. Кузнецов П.А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. - М.: Дашков и К0, 2016. - 296 с.
20. Мищенко С.А. Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10. - Краснодар: КГУ, 2005. - 210 с.
21. Мошкунова, М.В. Особенности потребительского поведения в сфере шоу-бизнеса в большом городе : на примере г. Саратова : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.03. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2013. - 18 с.
22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 365 с.
23. Российская периодическая печать: Состояние, тенденции и
перспективы развития. Отраслевой доклад. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. - 302 с.
24. Синяева И. М., Романенкова О. Н., Жильцов Д. А. Реклама и связи с общественностью. - М.: Юрайт, 2013. - 560 с.
25. Телевидение в России: Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. - 122 с.
26. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. - М. : Аспект пресс, 2002. - 383 с.
27. Толкачев А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). - М.: РИОР, 2016. - 175 с.
28. Фролов С. - С. Связи с общественностью в работе фирмы. Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. - М.: Либроком, 2011. - 368 с.
29.Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 160 с.
30.Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2006. - 552 с.
31.Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Тишкова М.В. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. - М.: Альпина Паблишерз, 2013. - 130 с.
32. Акинфеев С. Н. Развлекательное телевидение: определение,
классификация, жанры // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2008. - N 6. - С. 110-124.
33. Асфура А.И. Расследовательская журналистика в современной медиасфере: от сущности к организации // Весшк БДУ. Серыя 4, ФыалоПя. Журналютыка. ПедагоПка. - 2010. - № 3. - С. 43-46.
34. Белобрагин В.В. Исследования имиджа отечественного шоу-бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 3. - С. 34-35.
35. Большакова Т.В. Экономическая природа телевидения и генезис функций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. - № 9-1. - С. 96-100.
36. Владимирова Е.А. Творческие индустрии и шоу-бизнес в современном российском обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2012. - № 2 (82). - С. 182-193.
37. Галлиулина А.Ф. Типология комического контента современного отечественного телевидения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 2 (10). - С. 195-199.
38. Горошков П.В. Специфические методы журналистского расследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2008. - № 1-2. - С. 281-291.
39.Зубаркина Е. С. Журналистское расследование: история и технология создания сюжетов // Преподаватель XXI век. - 2009. - N 2, ч. 2. - С. 365-370.
40.Зуева Т.В., Козлов А.С. Развлекательное телевидение и его функции // Позиция. Философские проблемы науки и техники. - 2012. - № 5 (5). - С. 184-187.
41. Кузнецов В.И. Особенности управления в медиабизнесе // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 3-2. - С. 219¬221.
42. Макушин А.Б. Классификация этапов развития отечественного телевизионного вещания // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4-1. - С. 174.
43. Митрохин В.К. Методика информационно-аналитической работы в расследовательской журналистике // Филологический журнал. - 2012. - № 1 (19). - С. 144-146.
44. Сундуков А. Интернет-СМИ в системе веб 3.0 // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2013. - № 3-4 (114-115). - С. 58-63.
45. Тертычный А.А. Журналистские расследования: жанровый потенциал // Век информации. - 2016. - № 2. - С. 223-225.
46. Тертычный А.А. Проблемы расследований в российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 2. - С. 93-99.
47. Щепилова Г.Г. Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2014. - № 5. - С. 45-52.
48. Левада-центр зафиксировал снижение доверия россиян к телевидению
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5670dd3f9a79477a6306ceb5, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус. Обращение к ресурсу: 20 февраля 2018 г.
49. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет
(17.06.2016) / Левада Центр // http://www.levada.ru/17-06-2016/rossiiskii- media-landshaft-televidenie-pressa-internet, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Обращение к ресурсу: 20 февраля 2018 г.
50. Телеканал «Совершенно секретно» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sovsekretno.tv/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Обращение к ресурсу: 20 февраля 2018 г.
51. TNS [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tns-global.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Обращение к ресурсу: 20 февраля 2018 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ