ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКИ ЗЕМЛИ
|
Содержание
Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЛАТЕ ЗА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ 7
§ 1. Правовое регулирование платы за землю по действующему законодательству 7
§ 2. Правовые основы установления рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, их роль в определении платы за их использование 14
Глава II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ 24
§ 1. Земельный участок как объект налогообложения по законодательству
Российской Федерации 24
§ 2. Государственная кадастровая оценка стоимости земельного участка как основа определения земельного налога 32
Глава III. АРЕНДНАЯ ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ 43
§ 1. Правовое регулирование расчета арендной платы 43
§2. Особенности определения и взимания арендной платы на уровне
муниципального образования 52
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЛАТЕ ЗА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ 7
§ 1. Правовое регулирование платы за землю по действующему законодательству 7
§ 2. Правовые основы установления рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, их роль в определении платы за их использование 14
Глава II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ 24
§ 1. Земельный участок как объект налогообложения по законодательству
Российской Федерации 24
§ 2. Государственная кадастровая оценка стоимости земельного участка как основа определения земельного налога 32
Глава III. АРЕНДНАЯ ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ 43
§ 1. Правовое регулирование расчета арендной платы 43
§2. Особенности определения и взимания арендной платы на уровне
муниципального образования 52
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Отношения по взиманию платы за использование земли имеет свою историю. Ключевые изменения в подходах к её формированию связаны с переходом нашей страны к рыночной экономике, когда появилась необходимость в проведении мероприятий по изучению состояния земель, ее охраны, планированию и организации рационального использования земель, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства и многое другое. Доходы, получаемые за использование земель, находящихся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, в виде арендной платы и налоговых платежей, поступают полностью в соответствующие бюджеты.
Один из основополагающих принципов земельного законодательства «платность использования земли». Он изложен в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в императивной форме, и предполагает, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что формирование института платы за землю до сих пор не завершено, о чем свидетельствуют часто вносимые поправки и изменения в законодательство, регулирующее отношения в данной области. Динамичное развитие данного института характеризуется постоянным совершенствованием уже имеющихся и созданием новых норм регулирующих земельные общественные правоотношения в данной сфере. А земельный налог, как форма платы, является, своего рода, временным явлением, поскольку, как гласит п.1 ст.65 ЗК РФ, он будет отменен с введением в действие налога на недвижимость.
В 2014 году в ЗК РФ были внесены изменения Федеральным законом «О внесении изменений в ст. 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» глава 32 Налог на имущество физических лиц» .
В настоящее время, земельный налог является местным налогом. Согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения .
По земельному налогу поступления в бюджет Республики Татарстан в январе-июне 2017г. составили 3,8 млрд. руб. и увеличились относительно аналогичного периода 2016г. на 6,5% (+230,6 млн. руб.). В том числе, поступление земельного налога с организаций составило 3,7 млрд. руб. и возросло на 6,3% (+219,2 млн. руб.); земельного налога с физических лиц - 99,2 млн. руб., рост на 13,1% (+11,5 млн. рублей) .
Цель настоящего исследования заключается в формировании комплексного представления о правовом регулировании отношений платы за землю и оценке земли.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику законодательства о плате за использование земли, для этого определить понятие и содержание «платы за землю», основания возникновения прав и обязанностей налогоплательщиков и арендаторов; рассмотреть правовое регулирование земельного налога и арендной платы, порядок и правовые последствия его установления, обозначить принципы правового регулирование расчета арендной платы, проанализировать правовые основы установления рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, определить их значение в определении платы за использование земли; рассмотреть земельный участок в качестве объекта налогообложения, исследовать что собой представляет государственная кадастровая оценка стоимости земельного участка как основа определения земельного налога.
Объектом исследования выступают общественные отношения по регулированию, установлению и взиманию платы за землю и оценке земли.
Предметом исследования выступают нормы конституционного, земельного, налогового, гражданского и иных отраслей права Российской Федерации, регулирующие земельные отношения по взиманию платы за землю и связанные с ними отношения, а также судебная практика и специальная литература.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов, Д.В. Литвинов, О.И. Крассов, А.Н. Асаул, Ю.Н., Жулькова, Ю.Н. и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Верховного Суда РФ и Набережночелнинского городского суда Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют различные методы, как общенаучные, так и специальные методы научного познания. В частности, диалектический, исторический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Правовая основа работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации , федеральных законов, законов Российской Федерации, актов федеральных органов государственной власти, органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Эмпирическую основу работы составили материалы периодической печати, социологических исследований, статистические данные, размещенные в сети Интернет по теме выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и обусловлена ее задачами и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы регулирования платы за землю, а также правовые основы рыночной и кадастровой стоимости земельных участков.
Во второй главе более полно раскрывается такой вид отношений, как установление и уплата земельного налога. Здесь также рассматривается основа определения земельного налога - кадастровая стоимость.
Третья глава данной работы посвящена расчету арендной платы и особенностей взимания на уровне Российской Федерации и муниципального образования.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Один из основополагающих принципов земельного законодательства «платность использования земли». Он изложен в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в императивной форме, и предполагает, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что формирование института платы за землю до сих пор не завершено, о чем свидетельствуют часто вносимые поправки и изменения в законодательство, регулирующее отношения в данной области. Динамичное развитие данного института характеризуется постоянным совершенствованием уже имеющихся и созданием новых норм регулирующих земельные общественные правоотношения в данной сфере. А земельный налог, как форма платы, является, своего рода, временным явлением, поскольку, как гласит п.1 ст.65 ЗК РФ, он будет отменен с введением в действие налога на недвижимость.
В 2014 году в ЗК РФ были внесены изменения Федеральным законом «О внесении изменений в ст. 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» глава 32 Налог на имущество физических лиц» .
В настоящее время, земельный налог является местным налогом. Согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения .
По земельному налогу поступления в бюджет Республики Татарстан в январе-июне 2017г. составили 3,8 млрд. руб. и увеличились относительно аналогичного периода 2016г. на 6,5% (+230,6 млн. руб.). В том числе, поступление земельного налога с организаций составило 3,7 млрд. руб. и возросло на 6,3% (+219,2 млн. руб.); земельного налога с физических лиц - 99,2 млн. руб., рост на 13,1% (+11,5 млн. рублей) .
Цель настоящего исследования заключается в формировании комплексного представления о правовом регулировании отношений платы за землю и оценке земли.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику законодательства о плате за использование земли, для этого определить понятие и содержание «платы за землю», основания возникновения прав и обязанностей налогоплательщиков и арендаторов; рассмотреть правовое регулирование земельного налога и арендной платы, порядок и правовые последствия его установления, обозначить принципы правового регулирование расчета арендной платы, проанализировать правовые основы установления рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, определить их значение в определении платы за использование земли; рассмотреть земельный участок в качестве объекта налогообложения, исследовать что собой представляет государственная кадастровая оценка стоимости земельного участка как основа определения земельного налога.
Объектом исследования выступают общественные отношения по регулированию, установлению и взиманию платы за землю и оценке земли.
Предметом исследования выступают нормы конституционного, земельного, налогового, гражданского и иных отраслей права Российской Федерации, регулирующие земельные отношения по взиманию платы за землю и связанные с ними отношения, а также судебная практика и специальная литература.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов, Д.В. Литвинов, О.И. Крассов, А.Н. Асаул, Ю.Н., Жулькова, Ю.Н. и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Верховного Суда РФ и Набережночелнинского городского суда Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют различные методы, как общенаучные, так и специальные методы научного познания. В частности, диалектический, исторический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Правовая основа работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации , федеральных законов, законов Российской Федерации, актов федеральных органов государственной власти, органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Эмпирическую основу работы составили материалы периодической печати, социологических исследований, статистические данные, размещенные в сети Интернет по теме выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и обусловлена ее задачами и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы регулирования платы за землю, а также правовые основы рыночной и кадастровой стоимости земельных участков.
Во второй главе более полно раскрывается такой вид отношений, как установление и уплата земельного налога. Здесь также рассматривается основа определения земельного налога - кадастровая стоимость.
Третья глава данной работы посвящена расчету арендной платы и особенностей взимания на уровне Российской Федерации и муниципального образования.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
По итогам проведенного исследования приходим к выводу, что целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Плата за землю и ее компоненты: арендная плата, земельный налог являются и экономическим стимулом и гарантом существования и развития землепользования и мероприятий с этим связанных.
Анализируя изменения, произошедшие за последние несколько лет в сфере правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации, можно определенно сделать вывод о том, что земля постепенно становиться полноправным и очень востребованным объектом недвижимого имущества.
В.В. Витрянский справедливо отмечает, что в целом анализ содержащихся в Земельном кодексе РФ положений, направленных на регулирование гражданско-правовых и, в частности, обязательственных отношений, может свидетельствовать только о том, что эта попытка оказалась неудачной: она значительно снизила уровень правового регулирования сделок с земельными участками и породила новые совершенно необязательные проблемы как для правоприменительной практики, так и для имущественного оборота в целом.
Как показало проведенное, в настоящей работе исследование, в настоящее время рыночная и кадастровая стоимость земельных участков в определении платы за землю имеет большое значение, так как это дает возможность осуществлять более эффективное управление земельными ресурсам, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней, стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики в целом.
Отношения по определению и взиманию земельного налога регулируются главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. Согласно положениям которого, такой налог вводится в действие федеральным законодательством и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются Налоговым кодексом РФ. Исследование отношений по взиманию земельного налога и его основных элементов показало, что этот налог является одним из ключевых в общем налогообложении, так как за счет его пополняется большая часть местного бюджета. В связи с этим появляется необходимость более качественного, сбалансированного законодательного регулирования оптимальных величин земельного налога в постоянного меняющейся и развивающейся экономической сфере России.
Было установлено, что государственная кадастровая оценка земель - это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель. Кадастровая оценка осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра, является Росреестр и его территориальные органы.
Размер арендной платы определяется договором аренды и входит в число существенных условий договора. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности гражданина (юридического лица), устанавливаются договором аренды.
Институт платы за землю в будущем останется насущным и актуальным, он будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.
И в силу этого, можно выделить ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод о тенденциях развития платы за землю.
Первая причина состоит в том, что в последнее время большое развитие получило так называемое садово-огородническое и фермерское движение, а значит, появились и люди, которые воспользовались этой возможностью для своих корыстных целей. Они нецелесообразно используют предоставленную им землю и тем самым ухудшают ее качество, а то и полностью разрушают ее плодородный слой. Поэтому, можно сказать, что в ближайшее время плата за землю будет применяться как стимулятор для более рационального и целесообразного использования земли.
Вторая причина это появившийся интерес иностранных фирм к земельным ресурсам в России. И появилась возможность получить немалый доход для страны, от сдачи в аренду земли иностранным фирмам. Скорее всего это будет придавать плате за землю окраску некой экономической меры и немаловажного пункта пополнения бюджета страны.
Третья причина заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас в стране.
Поэтому необходимо не только развивать эту тему, но и заниматься поднятием правовой грамотности населения. Заинтересовывать людей, заставлять их быть не только нерациональными потребителями или природопользователями при использовании природных ресурсов, а ещё и быть созидателями на земле.
Наряду с несовершенством законодательной базы в области регулирования земельных отношений и оценочной деятельности существует такая проблема, сдерживающая развитие оценки земли в России, как отсутствие фактического на сегодняшний день разграничения государственной собственности на землю во исполнение федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и так называемого территориального зонирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные вопросы, касающиеся оценки земли и платы за землю, в настоящее время делают процесс оценки достаточно трудоемким и длительным. И насколько они успешно будут решаться во многом, будет определяться развитие рынка земельных отношений в России.
Анализируя изменения, произошедшие за последние несколько лет в сфере правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации, можно определенно сделать вывод о том, что земля постепенно становиться полноправным и очень востребованным объектом недвижимого имущества.
В.В. Витрянский справедливо отмечает, что в целом анализ содержащихся в Земельном кодексе РФ положений, направленных на регулирование гражданско-правовых и, в частности, обязательственных отношений, может свидетельствовать только о том, что эта попытка оказалась неудачной: она значительно снизила уровень правового регулирования сделок с земельными участками и породила новые совершенно необязательные проблемы как для правоприменительной практики, так и для имущественного оборота в целом.
Как показало проведенное, в настоящей работе исследование, в настоящее время рыночная и кадастровая стоимость земельных участков в определении платы за землю имеет большое значение, так как это дает возможность осуществлять более эффективное управление земельными ресурсам, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней, стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики в целом.
Отношения по определению и взиманию земельного налога регулируются главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. Согласно положениям которого, такой налог вводится в действие федеральным законодательством и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются Налоговым кодексом РФ. Исследование отношений по взиманию земельного налога и его основных элементов показало, что этот налог является одним из ключевых в общем налогообложении, так как за счет его пополняется большая часть местного бюджета. В связи с этим появляется необходимость более качественного, сбалансированного законодательного регулирования оптимальных величин земельного налога в постоянного меняющейся и развивающейся экономической сфере России.
Было установлено, что государственная кадастровая оценка земель - это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель. Кадастровая оценка осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра, является Росреестр и его территориальные органы.
Размер арендной платы определяется договором аренды и входит в число существенных условий договора. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности гражданина (юридического лица), устанавливаются договором аренды.
Институт платы за землю в будущем останется насущным и актуальным, он будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.
И в силу этого, можно выделить ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод о тенденциях развития платы за землю.
Первая причина состоит в том, что в последнее время большое развитие получило так называемое садово-огородническое и фермерское движение, а значит, появились и люди, которые воспользовались этой возможностью для своих корыстных целей. Они нецелесообразно используют предоставленную им землю и тем самым ухудшают ее качество, а то и полностью разрушают ее плодородный слой. Поэтому, можно сказать, что в ближайшее время плата за землю будет применяться как стимулятор для более рационального и целесообразного использования земли.
Вторая причина это появившийся интерес иностранных фирм к земельным ресурсам в России. И появилась возможность получить немалый доход для страны, от сдачи в аренду земли иностранным фирмам. Скорее всего это будет придавать плате за землю окраску некой экономической меры и немаловажного пункта пополнения бюджета страны.
Третья причина заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас в стране.
Поэтому необходимо не только развивать эту тему, но и заниматься поднятием правовой грамотности населения. Заинтересовывать людей, заставлять их быть не только нерациональными потребителями или природопользователями при использовании природных ресурсов, а ещё и быть созидателями на земле.
Наряду с несовершенством законодательной базы в области регулирования земельных отношений и оценочной деятельности существует такая проблема, сдерживающая развитие оценки земли в России, как отсутствие фактического на сегодняшний день разграничения государственной собственности на землю во исполнение федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и так называемого территориального зонирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные вопросы, касающиеся оценки земли и платы за землю, в настоящее время делают процесс оценки достаточно трудоемким и длительным. И насколько они успешно будут решаться во многом, будет определяться развитие рынка земельных отношений в России.
Подобные работы
- Обоснование арендной платы за землю на основе материалов государственной кадастровой оценки земель
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ В Г.КРАСНОЯРСКЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Принцип платности землепользования: реализация в налоговом законодательстве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование аренды земельных участков для целей строительства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Правовые проблемы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020 - Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Правовое регулирование договора аренды
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Правовые основы системы ограниченных вещных нрав на земельные участки (на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



