ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследовательского метода 5
1.1. История возникновения исследовательского метода в обучении 5
1.2. Исследовательский метод в современной системе образования 8
1.3. Особенности организации и требования к использованию
исследовательского метода в обучении 16
1.4. Метод проектов как форма работы с использованием
исследовательского метода 23
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Применение исследовательского метода на практике 30
2.1. Исследовательский метод на уроках английского языка 30
2.2. Исследовательский метод при изучении математического
содержания на уроках английского языка в 9 классе 35
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию
исследовательского метода на уроках английского языка в 9 классе с применением математического содержания 39
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов заключается в конкурентоспособности участников экономических и социальных отношений, в их способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.
На сегодняшний день поставлена проблема развития новых подходов в образовании, которые могли бы дать возможность осваивать не суммы готовых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества, а актуальной необходимости осваивать новые специальности, инструменты деятельности и т.д. Это позволяет говорить о том, что исследование как инструмент освоения действительности в ближайшее время способно занять в образовании центральную роль.
Основные образовательные программы по новым федеральным стандартам также основаны на применении исследовательского метода и требуют владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельностью, способностью и готовностью к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в раз¬личных источниках информации.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Исследовательский метод в обучении английскому языку с использованием математического содержания».
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в 9 классе средней школы.
Предмет исследования - исследовательский метод обучения английскому языку в 9-х классах с использованием математического содержания.
Цель исследования: представить теоретическое обоснование необходимости использования исследовательского метода на уроках английского языка, разработать планы уроков по английскому языку в 9 классе с помощью исследовательского метода на основе математических текстов.
Основные задачи исследования:
- рассмотреть историю возникновения исследовательского метода обучения;
- выявить особенности организации и требования к использованию ис¬следовательского метода в обучении;
- изучить возможности и опыт применения исследовательского метода в обучении английскому языку;
- разработать планы уроков английского языка для 9 класса с использованием математической лексики и исследовательского метода.
Теоретическую основу работы составили труды педагогов: Бабанского Ю.К. [1], Долгодворовой Т. И.[3] , Обухова А.С.[13] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы учителями английского языка в процессе обучения и учителями математики при планировании математических кружков, проводимых на английском языке.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждым главам, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
На сегодняшний день общество нуждается в людях, умеющих самостоятельно добывать знания, закреплять их и использовать на практике. Именно это вызвало необходимость развития исследовательских навыков учащихся, так как исследовательский метод обучения не только учит выделять необходимую информацию, но и рассматривать проблему с разных сторон, что способствует нахождению самых креативных решений проблемы.
От подготовленности российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно от того, насколько современным и интеллектуальным станет общее образование, зависит благосостояние будущих поколений.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были рас-смотрены пути возникновения исследовательского метода в обучении и способы его применения на уроках английского языка и математики, был пров¬ден эксперимент по использованию исследовательского метода на уроках английского языка в 9 классе с применением математического содержания.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики 9 «В» класса I и II подгрупп.
Исследовательский метод способствует формированию универсальных учебных действий в познавательных, личностных сферах, учебно¬познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, учит строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразова¬тельной школе [Текст]: учебник/ Ю.К Бабанский. - М.: Просвещение, 1895. - 208с.
2. Важенина, Е.А. Исследовательский метод обучения. Метод про¬
ектов на уроках гуманитарной направленности [Электронный ресурс]: // Пер¬сональный сайт: Инфоурок. - Режим доступа:
https://infourok.ru/issledovatelskiy-metod-obucheniya-metod-proektov-na-urokah- gumanitarnoy-napravlennosti-1925910.html. Дата обращения: 21.04.18
3. Долгодворова, Т. И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере [Текст]: Дис. ... канд.пед. наук:13.00.01. - Омск, 2000. - 179 с.
4. Егорова, Е.Н. English for students of Mathematics and Mechanics. Part one [Текст]: учеб. пособие/ Е.Н. Егорова. - М.: Изд-во механико-математического факультета МГУ, 1998. - 136с.
5. Жиздюк, М.Б. История возникновения метода проектов [Элек-тронный ресурс]: // Персональный сайт: Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/istoriya-vozniknoveniya-metoda-proektov-1280584.html. Дата обращения: 18.02.18
6. Захаркина, Е.С. Исследовательский метод обучения [Электрон-ный ресурс]: // Персональный сайт: Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-issledovatelskiy-metod-obucheniya-1407740.html. Дата обращения: 09.03.18
7. Корнетов, Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» [Текст]: учеб.пособие/ - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 259с.
8. Лукьянова, Т.С. Исследовательский метод обучения - эффектив-ный способ развития творчества учащихся [Текст] / Т.С. Лукьянова // Науч-ные исследования в образовании. - 2011. - №7. - С. 86-94.
9. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст]: учеб.пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г Ольдерогге; под общ.ред. И.И. Мазура. - 2-еизд. - М.: Омего-Л, 2005. - 664с.
10. Марциновская, Т. Д. История детской психологии [Текст]: учеб-ник/ Т. Д. Марциновская. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. - .253с.
11. Никулица, И.Н. Развитие исследовательских умений на уроках английского языка [Электронный ресурс]: // Персональный сайт: Открытый урок - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/608358/. Дата обраще¬ния: 22.04.18
12. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст]: учебник/ А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 175с.
13. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры [Текст] / А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся. - 2001. - С.48-63.
14. Осипенко, Л.Е. Педагогические условия использования репро-дуктивных и исследовательских методов обучения [Текст] / Л.Е. Осипенко // Вестник ТГУ. - 2012. - Вып. 9. - С. 195-201.
15. Предущенко О.А. Формирование исследовательской деятельно-сти учащихся в педагогической теории и практике [Текст] / О.А. Предущенко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - Вып. 562. - С. 120-134.
16. Разенкова Т. П. Использование исследовательских методов в
процессе обучения иностранному языку [Текст] / Т.П. Разенкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - Вып.
11(164). - С.47-51.
17. Разенкова Т. П. Педагогические и методические условия развития одаренности через призму обучения иностранному языку [Текст] / Т.П. Ра¬зенкова // Одаренный ребенок. - 2009. - № 3. - С. 101-106.
18. Соболева Н.Д. Об интегральном характере исследовательской де¬ятельности школьников [Текст] / Н.Д. Соболева // Ученые записки Орлов-ского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - С. 277-280.
19. Стесикова, С.Г. Исследовательская деятельность на уроках ан-глийского языка [Электронный ресурс]: // Персональный сайт: Мультиурок. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na- urokakh-anghliiskogho-iazyka- 1.html?login=ok. - Дата обращения: 21.04.18
20. Фахретдинова Ф.Р. Применение метода исследовательского обу¬чения в развитии творческих способностей учащихся [Текст] / Ф.Р. Фахрет¬динова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - № 2. - С. 672-675.
21. Целебровская М. Ю. Технология реферативно-исследовательской деятельности учащихся в математических дисциплинах [Текст]: Дис... канд. пед.наук: 13.00.02. - Новосибирск, 2002. - 223 с.
22. Docplayer [Электронный ресурс]: // Персональный сайт: Docplay¬er - Режим доступа: http://docplayer.net/41175170-Arithmetic-and-geometric- progressions.html - Дата обращения: 17.12.17
23. English 9 / В. П. Кузовлев [и др.]. - М.: Просвещение, 2011. - 271с.
24. Spotlight 9/ Ю.Е. Ваулина [и др.]. -М.: Express Publishing. Про-свещение, 2010. - 216с.
25. Stephen B. Karpman, M.D. The new drama triangles [Текст]: учеб.пособие, 2007
26. Steven Butler. Notes from Trigonometry[Текст]: учеб.пособие, 2003
27. Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Language
Teaching. Cambridge University Press [Текст]: учеб.пособие, 1999.