Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерпретация в СМИ: диахронический аспект (Кемеровский Государственный Университет)

Работа №49128

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

журналистика

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Был проведен анализ публикаций, посвященных гибели подводной лодки (АПЛ) «Курск» (12 августа 2000 года)
Введение 3
1. Теоретические подходы к интерпретации события в СМИ 5
1.1 Событие как объект освещения СМИ 5
1.2 Интерпретация события в СМИ 9
2 Анализ интерпретации события в диахроническом аспекте 15
2.1. Общая характеристика эмпирического материала 15
2.2. Особенности интерпретации события 12 августа 2000 года в диахроническом аспекте 18
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32

В настоящее время не вызывает сомнения ведущая роль средств массовой информации (далее СМИ) в формировании восприятия событий и фактов широкой общественностью. Большое количество исследований, как в области лингвистики, так и в области журналистики было посвящено рассмотрению особенностей отражения факта в материалах СМИ и влиянию этих особенностей на формирование общественного мнения.
С развитием электронных СМИ, особенно интернет-СМИ и сетевого текста как нового феномена журналистики, у журналистов появилась возможность освещать развивающиеся события максимально оперативно, а читатели – сравнивать ранее опубликованные тексты между собой.
Тем не менее, до сих пор не было проведено серьезные исследований диахронического аспекта интерпретации события в материалах СМИ, что и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объект исследования – специфика интерпретации события в СМИ.
Предмет исследования – диахронический аспект интерпретации события в материалах СМИ о гибели подводной лодки «Курск».
Цель исследования – проанализировать изменения в интерпретации события в материалах СМИ о гибели подводной лодки «Курск» с течением времени (диахронический аспект).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать событие как объект освещения СМИ .
2. Проанализировать варианты интерпретации события в СМИ.
3. В ходе эмпирического исследования выявить и проанализировать особенности интерпретации события 12 августа 2000 года (гибель подводной лодки «Курск») в диахроническом аспекте.
Теоретической основой исследования послужили работы В. З. Демьянкова, С. В. Инешиной, А. Д. Казун, А. А. Негрышева,
Н. В. Обелюнас, Ю. А. Сорокина, И. Г. Ясавеева и других российских исследователей.
Методы, применявшиеся в ходе работы: метод анализа, синтеза, формально-логический, а также сравнительный. Метод контент-анализа был применен для изучения и анализа материалов эмпирического исследования.
Структура настоящей курсовой работы имеет традиционный характер и состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Средства массовой информации выполняют важные социальные функции, репрезентируя важные с их точки зрения события и интенции в медийном речевом произведении – в медиасобытии. Характер готового информационного продукта задается объективными характеристиками проблемы, взаимосвязью различных вопросов между собой, типом СМИ, ориентацией СМИ на конкретную целевую аудиторию, официальной позицией власти и т.д.
Любое событие через описание его в материалах СМИ интерпретируется. Смыслообразующим центром материалов СМИ является интерпретационно-когнитивная модель события и ее смысловые версии, в которых проявляется информационно-содержательный потенциал реального события благодаря интерпретирующим факторам.
Для проведения эмпирического исследования особенностей интерпретации события в СМИ с диахроническом аспекте нами были выбраны статьи из архивов изданий «Аргументы и Факты», «Коммерсантъ Деньги», «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Комсомольская правда» за 2000-2019 год.
Проанализированные нами интерпретации события в диахроническом аспекте на материале СМИ с 2000 по 2019 год позволили сделать следующие выводы.
В публикациях, максимально приближенных к дате трагедии, событие интерпретируется как преступная халатность государственных деятелей и должностных лиц, повлекшая смерть 118 моряков-подводников, так как спасательная операция не удалась. В публикациях присутствует интерпретация события через мотивы ожидания и горя, а также мотивы лжи и «упущенного времени».
Через несколько месяцев после трагедии ситуация несколько успокаивается, эмоциональное напряжение спадает. В публикациях событие 12 августа 2000 года интерпретируется уже как то, что необходимо пережить вместе и людям, и власти.
В публикациях 2002-2009 года гибель АПЛ «Курск» интерпретируется через анализ причин, которые не признаны официально. В зависимости от описываемых возможных причин трагедии само событие интерпретируется как атака иностранных государств, преступная халатность, как часть конспирологических теорий в отношениях государства и общества.
В 2015-2018 годах публикуются материалы о том, как живут близкие погибших. Журналисты интерпретируют событие 12 августа 2000 года как трагический эпизод отдельной жизни, который людям удалось пережить. Отдельно подчеркивается государственная поддержка вдов и сирот погибших моряков-подводников.
В проанализированных материалах 2019 года о событии говорится сухим языком в рамках установленных фактов. Интерес общества к событию в этот период уже значительно снизился. Гибель 14 моряков 1 июля 2019 года дала основание журналистам проводить параллели между двумя трагедиями, однако в основном это происходило в политическом ключе, когда событие 12 августа 2000 года стало символом бездействия должностных лиц.
Таким образом, очевидно, что за период с августа 2000 г. по август 2019 года в СМИ интерпретация события 12 августа 2000 г. неоднократно претерпевала изменения в зависимости от настроений в обществе и политической ситуации.



1. Байдина В. С. «Прошлое», «настоящее» и «будущее» россиян в структуре телевизионного образа социального времени // Медиаскоп Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1236.
2. Баташева А.А. Лингвистические способы интерпретации медиасобытия (на примере конфликта в Сирии) //В сборнике: Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор А.Г. Пастухов. 2016. С. 63-74.
3. Баташева А.А.Лингвостилистические методы интерпретации коммуникативных событий в СМИ России и Германии// В сборнике: Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе сборник научных трудов. 2018. С. 93-106.
4. Волкова О.С. Репрезентативность диахронических изменений в содержательной структуре новостного сообщения // Теоретические и прикладные аспекты корпусных методов изучения текста. – Волгоград: Изд-во ВолГУ 2015. – С. 42-47.
5. Воронцова Т. А. Новостной заголовок как репрезентант события // Политическая лингвистика. – 2017. – №6. – С.87-90.
6. Гарбузняк А.Ю. Повестка Дня СМИ как технология интерпретации// Медиаскоп. 2015. № 1. С. 6.
7. Гибель атомной подводной лодки «Курск». Справка, РИА-Новости, 12.08.2010 [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://ria.ru/20100812/264217073.html
8. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ//В книге: Язык средств массовой информации учебное пособие для вузов. Москва, 2008. С. 71-85.
9. Доронина С.В. Сведение и мнение: проблемы экспертной оценки переносных и экспрессивных значений // Юрислингвистика – 9: истина в языке и праве / под ред. Н.Д. Голева. – Кемерово, Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – С. 269.
10. Дунаев А.В. Интерпретационный компонент в структуре интенционального содержания высказывания // Проблемы интерпретационной лингвистики: Автор – текст – адресат. – Новосибирск, 2001. – С. 312-328.
11. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. 2003. № 3. С. 109-119.
12. Инешина С.В. Модели интерпретации события в дискурсе Российской прессы// Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 176-182.
13. Инешина С.В. Событие и модели его интерпретации (на материале российских печатных СМИ)// Дискурсология и медиакритика средств массовой информации. Сборник научных работ по материалам международной научно-практической конференции. Под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак, С.В. Ушаковой. - Белгород, 2017
- С. 68-73.
14. Казун А.Д., Казун А.П. Когда беда приходит не одна: освещение трех трагедий в российских СМИ// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3 (139). С. 128-146.
15. Котенков М.С. Информационное событие: сущность, специфика, функционирование//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 1 (26). С. 36-41.
16. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста. М.: «Наука», «Флинта», 2007. 312 с.
17. Мохирева С. В. Вариативность репрезентаций вербального события в СМИ// Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 19-22.
18. Негрышев А. А. Интерпретация действительности в новостях СМИ: некоторые приемы на уровне композиции текста// Медиаскоп Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1071
19. Негрышев А. А. Референтное событие и референтная база новостного медиатекста // Медиалингвистика. 2015. - № 2 (8). - С. 23-26.
20. Обелюнас Н. В. Конфликт интерпретаций в сфере массовой коммуникации // Юрислингвистика. 2010. № 10 (10). С. 416-420.
21. Петренко, О.А. СМИ и журналисты в условиях терактов : учебное пособие / О.А. Петренко, А.М. Горбачев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 251 с.
22. Печетова Н.Ю. Интерпретация событийного концепта в медиатексте // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 2. С. 144-149.
23. Сорокин Ю. А. Статус факта (события) и оценки в текстах массовой коммуникации [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://gendocs.ru/v17315/юрислингвистика_2000__02?page=10.
24. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – Москва: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
25. Чепурная А.И. Образ события: интерпретация действительности в медиадискурсе (на материале американских СМИ)// Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10. № 4-1. С. 86-95.
26. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций // Журнал социологии и социальной антропологии. Том IX. № 1. 2006. С. 91—102.


Источники эмпирического материала
1. Алексин В. «Курск»: взрыв торпед в результате столкновения// Независимая газета. – № 180. – 29.11.2000.
2. Ворсобин В. «Курск» все-таки потопили американцы?// Комсомольская правда. – № 163. – 29.07.2005.
3. Гудков В. «Курск» потопила собственная торпеда. Весь подводный флот России под угрозой взрыва// Коммерсантъ –№29. –19.02.2002.
4. Гудков Г. Спасатели «Курска» не сошлись в цене. Подъем экипажа откладывается //Коммерсантъ. – №180. – 27.09.2000.
5. Данилевич Е. Незарастающая рана. Что скрывает затонувшая подводная лодка «Курск»? // Аргументы и факты. – №184. – 12.08.2018.
6. Данилевич Е. Путин: трагедия с подлодкой «Курск» была вызвана плохим состоянием армии// Коммерсантъ – №45. – 11.03.2018.
7. Капитан 1 ранга Александр Лесков: «Во время взрыва подлодка «Курск» была над водой»// Комсомольская правда. – №146. – 13.08.2009.
8. Климов М. Запрограммированная трагедия в Баренцевом море// Независимая газета. – № 113. – 03.07.2019.
9. Козырев М. Хроника одного погружения//Коммерсантъ Деньги. – №188. – 23.08.2000.
10. Кондрашов А. Нас может защитить только икона// Аргументы и Факты. – № 34. – 23.08.2000.
11. «Курск»: история одной трагедии// Коммерсантъ. – № 123. – 12.08.2019.
12. Милашина Е. «Операция списания// Новая газета. – № 86.– 16.07.2001
13. Сафронов И. Путин дал команду «Подъем». // Коммерсантъ. – №175. – 20.09.2000.
14. Соловьев В. Трагедия, умноженная ложью// Независимая газета. – № 144. – 23.08.2000.
15. Хватова Я. Вдова мичмана с «Курска»: «Наш сын хотел стать моряком»// Аргументы и факты. – № 168. – 12.08.2015.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ