Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ - РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Работа №49127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
591
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методические аспекты проблемы занятости молодёжи 9
1.1 Сущность управления сферой занятости молодёжи 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование рынка труда в Российской
Федерации 17
1.3 Отечественный и зарубежный опыт управления сферой занятости
молодёжи 25
2 Анализ современного состояния сферы занятости молодёжи в Республике
Татарстан 31
2.1 Современное состояние занятости молодёжи в Республике Татарстан 31
2.2 Направления деятельности органов государственной власти по
регулированию занятости молодёжи Республики Татарстан 39
2.3 Оценка эффективности прогресс обеспечения занятости молодёжи в
Республике Татарстан 48
3 Пути совершенствования государственной политики в сфере занятости
молодёжи на мезоуровне 61
3.1 Основные направления совершенствования мер по повышению уровня
занятости молодёжи в Республике Татарстан 61
3.2 Ожидаемые результаты в сфере занятости молодёжи в современных
условиях 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики исследование проблем трудоустройства, занятости и безработицы молодежи приобрело особую актуальность. Это выражается тем, что кризисные явления на российском рынке труда, социальные проблемы молодого поколения имеют сложную природу, являются результатом действия различных факторов и требуют немедленного разрешения.
Привлечение внимания к исследованию проблем молодежи связано также и с тем, что именно молодое поколение, его социально-экономический статус наиболее ярко отражают основные проблемы, существующие в обществе. Изучение занятости и безработицы молодежи имеет особую актуальность еще и потому, что процессы, протекающие на рынке труда молодежи в настоящее время, с большой вероятностью в еще больших масштабах проявятся на рынке труда в целом.
Необходимость исследования регионального аспекта занятости молодежи объясняется особенностями формирующегося рынка труда молодежи в каждом субъекте Российской Федерации и в Республике Татарстан в частности. Проводимые в Татарстане экономические реформы затронули практически все сферы республиканской экономики, естественно, изменился и характер отношений на рынке труда. Имеющийся опыт регулирования процессов занятости молодых людей в рамках существующих потенциальных возможностей региональной экономики требует научного обобщения и анализа, поскольку реализация политики занятости на общефедеральном уровне во многом зависит от того, насколько полно учтены особенности субъектов Российской Федерации.
Наконец, в переходный период развития страны, сопровождающийся экономическим кризисом, спадом производства, падением уровня жизни, требуется особенно тщательное изучение всех сторон жизни населения и, прежде всего, молодежи, так как любые преобразования обращены в будущее, а следовательно - к молодому поколению.
Отмеченные тенденции в социально-экономическом положении российской молодежи определяют актуальность исследования ее положения на рынке труда. Это повышает прогнозные возможности результатов исследования. К тому же, благодаря многочисленности данной возрастной группы, именно она будет определять в значительной степени развитие России на ближайшие 40 лет. Во-вторых, в силу восприимчивости молодежи ко всему новому ее ориентация более адекватно отражает специфику воздействия реально существующих в стране экономических условий на поведение людей. Это позволяет более точно определить будущие тенденции экономического поведения населения в целом.
Степень научной разработанности темы. Изучением проблем регулирования рынка труда и занятости населения занимались и занимаются многие ученые-экономисты. Занятость, ее общеэкономические связи с другими процессами, вмешательство и невмешательство государства как регулирующего органа в экономику исследовались зарубежными учеными: Дж. Кейнсом, А. Оукеном, А. Пигу, П. Самуэльсоном, Р. Смитом, П. Хейне и др.
Исследованию молодежи как особой социальной группы, ее поведению на рынке труда посвящены работы не только ученых-экономистов, но и социологов, педагогов, юристов: Боряза В.Н., Иконниковой С.Н., Лисовского А.Т., Слуцкого Е.Г., Шептулиной Н.Н.
В трудах вышеуказанных ученых затронуты многие аспекты предмета выпускной работы, однако, учитывая сложность и многоплановость экономических отношений, формирующихся в период становления рыночной экономики в сфере занятости и функционирования рынка труда молодежи, некоторые вопросы изучены недостаточно или требуют уточнения. Особенно актуально исследование проблем регулирования занятости молодежи на региональном уровне.
Цель выпускной работы: исследование положения молодежи на рынке труда на региональном уровне, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования занятости в регионе.
Для этого в процессе работы ставились и решались следующие задачи:
- изучить сущность управления сферой занятости молодежи;
- охарактеризовать нормативно- правовое регулирование рынка труда в Российской Федерации;
- изучить отечественный и зарубежный опыт управления сферой занятости молодежи;
- проанализировать современное состояние занятости молодежи в Республики Татарстан;
- описать направления деятельности органов государственной власти по регулированию занятости молодежи Республики Татарстан;
- дать оценку эффективности программ обеспечения занятости молодежи в Республики Татарстан;
- наметить основные направления совершенствования мер по повышению уровня занятости молодежи в Республике Татарстан;
- описать ожидаемые результаты в сфере занятости молодежи в современных условиях.
Объект исследования: государственная политика в сфере регулирования занятости молодежи на примере Республики Татарстан.
Предмет исследования: государственная политика в сфере регулирования занятости молодежи на примере Республики Татарстан.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие фундаментальные положения о сущности, развитии и закономерностях функционирования рынка труда и занятости молодежи. В качестве исходной теоретической позиции принимаются современные подходы к анализу рынка труда.
Методические основы исследования. Для анализа и обработки материалов в качестве методов и приемов исследования использовались экономико-статистический, аналитический методы, а также метод сравнительного анализа, исторического и системного подхода, социологических исследований, расчетно-аналитические приемы.
Научная новизна работы. Предпринятая попытка провести комплексный анализ вопросов регулирования занятости молодежи на региональном рынке труда позволила выявить определенные закономерности и тенденции в становлении, функционировании и развитии региональных молодежных рынков труда.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главной задачей организации системы профориентации в школах должно быть освещение практических вопросов о современном рынке труда, а также ознакомление с трудовым законодательством. Для этого необходимо введение специальных учебных курсов в рамках школьной программы. Необходимо создание службы информационной поддержки подросткового трудоустройства, основанной на работе с информационными технологиями и системе постоянно действующего мониторинга городской инфраструктуры. Такая информационная система позволит обеспечить реальный доступ учащихся к информации о различного рода работах (временных и постоянных), о реальном рынке услуг города, о потенциальных рабочих местах для молодежи.
Таким образом, можно решить не только проблему трудоустройства молодежи, но и обеспечивать формирование в сознании учащихся культуры поиска работы. По-прежнему продолжается рост престижа высшего образования. Большинство респондентов указали на то, что им необходимы хорошие знания и диплом о полученном образовании. Также обращает на себя внимание активность молодежи во внеаудиторных занятиях. Из числа опрошенных абсолютное большинство указало на то, что дополнительно занимается для поступления в ВУЗы, техникумы и училища.
В какой-то степени происходит изменение профессиональных предпочтений школьников. Хотя в 2017 году по-прежнему наиболее значимыми считались такие сферы, как экономика, бизнес, юриспруденция, интерес старшеклассников начинает вновь проявляться к традиционным специальностям, прежде всего, гуманитарным, техническим. Следует отметить и рост самостоятельности школьников в выборе профессии. Так, увеличивается число тех, для кого важными становятся собственный интерес к профессии или мнение профессионалов. Ориентация на ВУЗы проявляется в соответствии с интересами получения профессии. Лидирующее положение в рейтинге по-прежнему занимают старейшие учебные заведения с богатыми традициями и высоким образовательным рейтингом, в которых осуществляется подготовка специалистов по перспективным профессиям. Значительная часть выпускников школ достаточно критично оценивает свои перспективы в плане поступления по желаемым специальностям по причине отсутствия необходимых средств, связей.
Поэтому главным для большинства респондентов становится, все же, просто поступление в ВУЗ, техникум или училище, что, по их мнению, способно обеспечить более или менее нормальное жизненное устройство. Сохраняются проблемы с профориентационной работой. Она, в основном, проводится учебными заведениями, а также решается внутри семьи, родственников, друзей. Необходим профессиональный отбор и продуманные профконсультации. Существует острая необходимость в активизации работы молодежных бирж труда, которые могли бы выполнять и роль местных профориентационных центров.
Выпускники школ представляют из себя достаточно активную социальную группу, но отсутствие жизненного опыта и низкая информированность о возможностях трудоустройства, о дополнительных работах, о временных общественных работах не позволяет им проявить себя в полной мере. Ситуация в сфере занятости молодежи во многом зависит от образовательного уровня молодых людей, проживающих на территории республики. Многочисленные факты говорят о том, что шансы успешного трудоустройства выше у людей, имеющих высокую квалификацию. Вместе с тем, данные статистики свидетельствуют о массовой безработице среди малоквалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.
Профессиональная подготовка молодежи осуществляется в Республике Татарстан учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования. В Татарстане действуют 21 ВУЗ, 67 учреждений среднего профессионального образования и 110 учреждений начального профессионального образования.
Многие образовательные учреждения оказались неподготовленными к новым рыночным условиям. Так, например, сложность ситуации с учреждениями начального профессионального образования состоит в том, что приходится проводить две противоречащие друг другу политики: стремиться сохранить громадный кадровый и учебно-производственный потенциал, и, в то же время, радикально менять модель функционирования профессиональных училищ.
С 1990 года изменилась структура выпуска рабочих и специалистов всех звеньев профессионального образования. Если в 1990 году удельный вес выпускников профессионально-технических учебных заведений составлял 58,9%, средних специальных образовательных учреждений - 25,8%, высших учебных заведений - 15,3%, то в 2000г. эти доли соответственно составляли: 49,4%, 29,4%, 21,2%.
Анализ состава безработных выпускников на начало 2017 года позволяет сделать вывод, что учебные заведения не учитывают ситуацию на рынке труда при приеме и подготовке рабочих и специалистов и продолжают выпускать молодых людей по невостребованным специальностям. Несоответствие спроса и предложения на рынке труда приводит к «кризису перепроизводства» по отдельным профессиям и специальностям и большое количество выпускников профессиональных училищ попадает в состав безработных.
Выявлены следующие пути увеличения занятости молодежи в регионе:
- необходимо проводить согласование направлений и объемов подготовки специалистов профессиональными учебными заведениями республики с тенденциями и планами развития отраслей народного хозяйства Республики Татарстан. Предпринимать превентивные меры по подготовке необходимых специалистов на долгосрочную перспективу, проводить в этой связи профессиональную ориентацию молодежи. Поскольку высшее образование является дорогим, как для государственного бюджета, так и для бюджетов большинства семей республики, то готовить следует работников, которые будут востребованы на рынке труда. Необходима полномасштабная реформа профессионального образования, прежде всего, касающаяся направлений и качества подготовки специалистов, а также принципов приема на обучение. Необходимо увеличить количество студентов, принимаемых на основе целевых контрактов по заявкам конкретных предприятий и организаций, ввести систему именных грантов на обучение, сделать доступным получение образовательного кредита. Это позволит воздействовать на предложение рабочей силы молодежи.;
- профессиональная ориентация молодежи ведется в недостаточных масштабах. Школьники плохо представляют ситуацию на рынке труда в плане возможности трудоустройства по конкретным специальностям и профессиям. Необходимо сделать более доступной информацию о ситуации на рынке труда для молодежи, дать возможность ознакомиться с интересующими видами деятельности на практике путем заключения контрактов с предприятиями и организациями для сотрудничества в сфере профессиональной ориентации молодежи;
- проблема молодежной безработицы стоит достаточно остро. Для молодых людей трудно найти работу, отвечающую их запросам в силу некоторой завышенности последних и отсутствия опыта работы по специальности. Определенные возможности по улучшению трудоустройства молодежи имеются через активизацию работы негосударственных учреждений по подбору персонала и трудоустройству.
Изложим основные выводы, вытекающие из проведенных исследований, которые можно кратко сформулировать следующим образом.
Во-первых, наметившиеся в экономике республики за последние годы тенденции выхода на траекторию устойчивого социально-экономического развития, в частности, в снижении уровня безработицы, позволяют повысить уровень занятости молодежи. Расширение производства на крупных промышленных предприятиях, развитие малого и среднего предпринимательства, нематериальной сферы экономики способствуют созданию новых рабочих мест для молодежи. Состояние экономики региона, как основной фактор, формирующий спрос на молодежном рынке труда, имеет положительную тенденцию влияния на занятость молодежи.
Во-вторых, использование указанных положительных процессов в экономике во многом зависит от регулирующего фактора, т.е. той политики, которую проводят государственные органы власти с целью повышения уровня занятости молодежи в субъекте РФ. Активизация государственной политики содействия занятости молодого поколения предполагает, прежде всего: обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в распределении занятых по отраслям и профессиям (для молодежи, прежде всего, через систему профессионального образования); совершенствование кадрового потенциала; стимулирование внутри региональной миграции, особенно с целью привлечения молодежи в сельские районы республики.
В-третьих, основные резервы повышения уровня занятости молодежи, по мнению автора, заключены в регулировании предложения рабочей силы молодежи. В ходе работы автором на основе теоретического материала, изучения практического опыта регулирования молодежного рынка труда, а также анализа статистических данных определены некоторые возможности стимулирования занятости молодежи, сокращения уровня безработицы среди молодых людей.
Стоит отметить, что в Республике Татарстан имеются возможности реализации активных мероприятий по регулированию занятости молодежи. Новые реалии развития экономики Татарстана требуют внесения корректив в уже имеющиеся программы. Необходимы внебюджетные источники финансирования данных мероприятий, и значительные ресурсы имеются в распоряжении отдельных предприятий и организаций.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред . от 05.02.2018)
II Монографии и научные статьи
2Пухов А.В., Камалтдинов З.Д. Занятость молодежи в условиях экономической нестабильности // Форум молодых ученых. - 2018. - №4
(20).Режим доступа: http://forum-
nauka.ru/domains_data/files/20/Puhov%20A.V.,%20Kamaltdinov%20Z.D..pdf
III Учебники и учебные пособия
4. Иксанов, А.Г. Как спросить деньги на культуру: методическое пособие / А.Г. Иксанова, А.И. Дымникова. - СПб.: 2014. - 389 с.
IV Учебники и учебные пособия
5. Бабич, А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы: учеб. пособие / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. - Казань, 2014. - 323 с.
6. Бачинин, В.А. Социология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - СПб.: Михайлов В.А., 2013. - 288 с.
7. Белоблоцкий, Н. Маркетинг музыкальных фестивалей //. Art- менеджер - М., 2014. - №2. - 254 с.
8. Блаунберг И.В. Становление и сущность системного подхода: учеб. пособие/ Блаунберг И.В., Юдина Е.Г. - М.: Наука, 2013. - 206 с.
9. Бурменко Т.Д. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг/ Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Курс лекций, 2013. - 117 с.
10. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2014. - 293 с.
11. Волгин Н.А. Доходы и занятость: мотивационный аспект/ Волгин Н.А., Плакся В.И. Рос. акад. управления. М.: Луч, 2015. - 262 с.
12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2013. - 244 с.
13. Гуденко, Н.И. Принципы и методы рационализации
организационно-экономического развития туризма: дис. ... канд. социол.
наук : 22.00.03 / Гуденко Н.И. - СПб., 2013. - 241 с.
14. Голубова В.М. Практикум по развитию креативного мышления у студентов вуза в рамках мониторинга обучения: Учеб-методич. пособие. - Ставрополь, 2014. - 123 с.
15. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. проф. А.Д.
Чудновского. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во
ЭКМОС, 2013. -257 с.
16. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1. Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 426 с.
17. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.- М.: Канон, 2013.- 352 с.
18. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - №4. - 247 с.
19. Евдокимов, К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. ... канд. соц.. наук : 22.00.04 / Евдокимов К.А. - Тула, 2014. - 254 с.
20. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. Пособие / Жарков, А.Д. - М.: МГУК ЦПО : «Профиздат», 2013. - 155 с.
21. Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики. - 2013. - №2. - 147 с.
22. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 2014. - 223 с.
23. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи.- М.: Мысль, 2013. - 288 с.
24. Капустина Е. Ударим туризмом по безденежью // Экономика. Право . Менеджмент. 2014. - №39. - 254 с.
25. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. - 2016. - №3. - 256 с.
26. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме:
современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 496 с.
27. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: учебная программа / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2014.
- 325 с.
28. Клементьев Д. С. Социология управления в аспекте осознания социокультурного кризиса. // Ученые труды факультета государственного управления МГУ. - М., 2014. - №4. - 341 с.
29. Келли, Т. Сценический менеджер // Art-менеджер. - М., 2014. - №2. - 145 с.
30. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкинз. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 471 с.
31. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социс. - 2015. - №5. -354 с.
32. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2014. - №8.
- 258 с.
33. Маслова, Е.В. Управление туристской фирмой / Е.В. Маслова, Г.В. Широкова. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2014. - 290 с.
34. Матюшкин А.М. Развитие творческого мышления личности. - М.: Педагогика, 2013. - 251 с.
35. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2014. - №3. - 214 с.
36. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская. - СПб.: Просвещение, 2013. - 255 с.
37. Морозова, И.А. Проблемы управления социально-экономическими процессами региона / И.А. Морозова, А.П. Соколов // Регионология. - 2016. - №3. -354 с.
38. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал . 2015. - №1.
39. Ожегов С. Словарь русского языка. М.: 1990. -1452 с.
40. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. - Ульяновск, 2014. - 114 с.
41. Прокопов Ф.А. Социальные технологии регулирования занятости. - М., 2014. - 364 с.
42. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В.. - М.: «МИК», 2013. - 125 с.
43. Рыжкова, З. П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2014. - №6. -112 с.
44. Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина.- М., 2013. - 297 с.
45. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2014. - 369 с.
46. Сунгатуллина Г. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности // Вестник МГУ- 2014.- №3. - 255 с.
47. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2014. - №2. - 255 с.
48. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. - М., 2013. - 120 с.
49. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М.: Мысль. 2017. - 235 с.
50. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н .А.Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: «ЭКЗАМЕН», 2013. - 139 с.
V Электронные материалы
51. Занятость населения: российский и зарубежный опыт[Электронный ресурс]. URL:
http: //www. webeconomy. ru/index. php?cat=mcat&mcat=217 &newsid=2258&p=16 &page=cat&type=news
52. Специфика занятости молодежи в туризме г. Новосибирска и НСО [Электронный ресурс]. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=561598#1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ